Доклад по теме «Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
материал по теме

Яковлева И.А.

 Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Организационно-правовые основы

реализации инклюзивного образования в массовой школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuzivnoe_obrazovaniee_yakovlevoy_i.a1.doc130 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И    ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

              Кафедра социализации личности и коррекционной педагогики

Тема: «Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

                                                        

                                                           Выполнена:                                                      Яковлевой Ириной Александровной,

                                                   учителем русского языка и    литературы                                                         высшей квалификационной категории

                                                           МКОУ СОШ №6 г. Ипатово

                                                       

                                                                                                      Руководитель:

Панасенкова М.М.,

руководитель кафедры социализации

личности и коррекционной педагогики.

2015 г.

                                    СОДЕРЖАНИЕ

I.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………      3

II ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  И ЕГО РОЛЬ

 В ЛИЧНОСТНОМ  РАЗВИТИИ  УЧАЩИХСЯ С ОВЗ…  ……       3

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Общая характеристика………………………………………………      3 - 4
  2. Инклюзивная образовательная среда  как фактор,  способствующий включению в социум  детей с ОВЗ…………………………      4-6
  3. Сущность процесса социализации. Проблемы социализации

детей с ОВЗ……………………………………………………    6 -7

  1. Общая характеристика успешной  социализации личности…7-10
  2. Критерии эффективности работы образовательного  учреждения,     вступившего на путь развития инклюзивной практики   …    10-14

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………                15-16

      ЛИТЕРАТУРА

      Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это  дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями с ОВЗ.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  И ЕГО РОЛЬ В ЛИЧНОСТНОМ  РАЗВИТИИ  УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Общая характеристика.

Изучив и проанализировав психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, я пришла к выводу, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.).

Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования):

  •  навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность;
  •  восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей;
  •  развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.

Для того, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества.

Основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение, может считаться Л.С. Выготский В его трудах отмечалось единство общих и особенных черт специальной и массовой школ, что позволило ему установить «общность социальных целей и задач школ при разных формах и методах обучения» [Выготский Л.С., 1983, с. 34-49]. Он считал, что для преодоления «социального вывиха» и приобретения «социальной полноценности», необходимо использовать «обходные пути» с целью компенсации дефекта и культурного развития ребенка. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

 Одной из форм оптимального развития ребенка с ОВЗ, по мнению ученого, должен стать коллектив. Подчеркивая превалирующую роль коллектива в процессе развития и воспитания, автор выдвигает требование насыщения коллектива разными по степени интеллектуального недоразвития детьми.

Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Изменений не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.

2. Инклюзивная образовательная среда  как фактор,  способствующий включению в социум  детей с ОВЗ

Впервые в международных документах термин «инклюзивное образование» появился во  «Всемирной программе действий в отношении инвалидов» [2], принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) 3 декабря 1982 года, а закреплен он был в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 710 июня 1994 года). Согласно этому документу, инклюзивное образование является единственно приемлемым способом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом последним должны быть предоставлены специальные условия для обучения и воспитания в общеобразовательной дошкольной, школьной и послешкольной среде.

В законодательстве Российской Федерации термин «инклюзивное образование» впервые появился в  новом Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года); он обозначает «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»

Концепция инклюзивности обеспечивает  осуществление лозунга «Образование для всех», который был предъявлен новому тысячелетию передовым человечеством планеты. Это обеспечение права на образование каждого ребенка, независимо от его физических и интеллектуальных способностей. Другими словами, инклюзивное образование – это воспитание и обучение детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских садах) вместе с нормально развивающимися детьми.

Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.

Инклюзивная образовательная среда служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Целью инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном

(массовом) учреждении является полноценное развитие и самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном,

физическом, эмоционально-волевом развитии.

В процессе реализации инклюзивной практики в работу педагогического коллектива привносятся существенные коррективы содержательного и процессуального характера.

Организация совместного обучения и воспитания детей с различными особенностями развития и их условно нормативных сверстников – двусторонний процесс, который включает, с одной стороны, включение ребенка в новое для него образовательное пространство, с другой – приспособление самого образовательного учреждения к включению в свое пространство «необычных» детей. Возникает новая социальная ситуация, при которой создаются новые механизмы взаимодействия, взаимоотношений и новых социальных связей.

Инклюзивное образование приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными потребностями оказывается включенным во многие социальные связи. Дети с ОВЗ приобретают информацию, доступную их сверстникам, они учатся вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них есть возможность для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого облегчается  их бесконфликтное включение в социум.

Таким образом, под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Сущность процесса социализации. Проблемы социализации детей с ОВЗ.

Понятие  "социализация"  характеризует  в  обобщенном   виде   процесс

усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей,  установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры,  присущей  социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду  в  качестве активного субъекта общественных отношений.

      Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация  личности  осуществляется  под  влиянием совокупности многих условий, как  социально-контролируемых,  и  направленно- организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

     Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться  как ее условие и  как  результат.  Непременным  условием  социализации  является культурная  самоактуализация  личности,  ее  активная   работа   над   своим социальным совершенствованием.

     Какими бы благоприятными ни были условия социализации,  ее  результаты во многом зависят от активности самой личности.

    В традиционной отечественной социологии  социализация  рассматривается как  саморазвитие  личности  в  процесса  ее  взаимодействия  с   различными социальными  группами,  институтами,  организациями,  в  результате  которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

   Важно иметь в виду, что  социализация  есть  процесс,  продолженный  в течение всей жизни человека. В связи с  этим  обычно  различают  определенные  этапы  социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

 Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит,  пожалуй,  наиболее  возможным условием нормального функционирования общества.

Социализация осуществляется через ряд  разнообразных  механизмов.  

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение  их  в  существующую  систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных  мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы,  специальные  центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но  разработка  этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности  процесса социализации.

Какие  проблемы  возникают  в  процессе  социализации дети с ОВЗ?

Прежде   всего,   это  недостаточные формы социальной поддержки, недоступность  здравоохранения, образования,  культуры,  бытового  обслуживания,  отсутствие   надлежащей архитектурной среды и т.д.

Среди них можно выделить  проблемы  различного уровня: макро-, мезо-, микроуровня.

Социальные проблемы первого  порядка - это проблемы, затрагивающие общество в  целом.  Этот  комплекс  проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на  создание равных возможностей  для  всех  детей.  Одной  из  наиболее  существенных проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных  аспектах: в  создании  системы  специального  образования,  обучения,  в   создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т  д.

Принимая во внимание многообразие социального заказа, который исходит из желания родителей и возможности детей, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства, решение проблем обучения всех детей должна взять на себя общеобразовательная школа. Такая школа должна быть обращена лицом к ребенку, обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации.

4.Общая характеристика успешной  социализации личности

  Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса прежде всего должна принять как свою школьную культуру соблюдение основных принципов инклюзивного образования.

Их восемь:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть  услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Процесс  включения ребёнка с ОВЗ в общеобразовательную среду осуществляется с учётом следующих принципов:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических

принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации занятий. (Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности).

       1 Принцип педагогического оптимизма.

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.

Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о

«зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли

обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и

результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которойразвитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.

      2. Принцип ранней педагогической помощи.

Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.

    3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности  образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы

обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с

использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в

соответствии со спецификой природы недостатка развития.

    4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение»,

сформировать различные структуры социальной компетентности и

психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека

социокультурной среде.

    5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств

специального образования.

Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков сограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.

    6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

В специальном образовании распространена коллективная предметно-

практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами»,

«подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного

речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

    7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми

образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

    8. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов.

4. Критерии эффективности работы образовательного  учреждения,     вступившего на путь развития инклюзивной  практики

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

  • целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
  • вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
  • опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;
  • разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
  • совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности .

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

 индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

 социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

 психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

 психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

 индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

 портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;

 компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

  повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

 рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

 тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

 адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

  адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

 адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

 сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

 ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Всё психическое развитие ребенка — это процесс усвоения им социального опыта, который он может получить только во взаимодействии со взрослым человеком. Стремление к контакту со взрослым, желание подражать ему, обратиться за помощью присуще нормально развивающемуся ребенку.

В деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети с ОВЗ, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Одной из форм инклюзивного образования является воспитательная инклюзия, осуществляемая в различных воспитательных организациях (детский сад, школа, учреждение дополнительного образования) и в других учреждениях, посещаемых детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями (медицинское учреждение, социально-реабилитационный центр).

Осуществляя научное педагогическое исследование в русле концепции социализации и социального воспитания А.В. Мудрика [5], воспитание, осуществляемое в воспитательных организациях и иных учреждениях, созданных обществом (социальной группой), мы называем социальным воспитанием. 

Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья понимается нами как создание условий для полноценного и всестороннего развития человека с ограниченными возможностями здоровья. Целью социального воспитания детей с ограниченными возможностями является предупреждение проявлений социальной недостаточности и формирование готовности и способности к относительно независимой жизни.

Результатом и показателем эффективности  социального воспитания является человек с ограниченными возможностями, принимающий и транслирующий культуру общества, ценности и нормы, принятые в нем, а также независимый, самостоятельный, целеустремленный, имеющий собственное мнение и активно меняющийся на пути собственного развития.

Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми

В завершении ещё раз остановимся на критериях эффективности интегрированного обучения, способствующего социализации детей с ОВЗ, которые необходимо четко отслеживать и учитывать.

Среди них:

  • успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ;
  • отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;
  • положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ;
  • наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы и одноклассников;
  • активность участия детей в системе дополнительного образования; • участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ;
  • участие детей и подростков в коллективных видах деятельности и др.

 Таким образом, традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Основные направления реализации программы инклюзивного образования:

а) раннее выявление и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) интеграция коррекционно - развивающего и общего образования;

в) кадрово - методическое обеспечение программы;

г) управление реализацией программы;

д) мониторинг реализации программы.

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Основные принципы инклюзивного образования:

  • по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
  • по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
  • по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

  • по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации.

5.Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики:

Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:

  • все дети, включенные в образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
  • родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Они полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей, проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого- педагогического сопровождения ребенка;

родители всех детей, посещающих инклюзивный класс занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения;

  • педагоги, принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию, реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию «особых» детей, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях), эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения, имеют положительную мотивацию в деле обучения и воспитания своих детей, имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его;
  • специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения, действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы, эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, развитие психики и формирование личности ребенка с ОВЗ, усваивающего социальный опыт, происходят не автоматически, а путем активного взаимодействия со средой, в процессе обучения и воспитания, и основным фактором, способствующим этому процессу, является инклюзивное образование.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Данилова Е.В. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия // socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4065.shtml (20.09.10).
  2. Лаврентьева З.И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков: Авт. дис… д-ра пед. наук. – Новосибирск, 2009.
  3. Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. - М.: «Экзамен», 2003.
  4. Малофеев Н.Н. Особый ребенок – обычное детство // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. - №1. – С. 3-7.
  5. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: «Научная книга», 2006.
  6. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 100-106.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Примерная должностная инструкция методиста - координатора по

инклюзивному образованию

1.Общие положения

1. Назначение на должность методиста-координатора и освобождение от нее

производится приказом директора образовательного учреждения.

2. Методист-координатор непосредственно подчиняется директору

образовательного учреждения.

3. На должность методиста-координатора назначается лицо, имеющее

высшее профессиональное образование.

4. В своей деятельности методист-координатор руководствуется:

Конституцией и Законами Российской Федерации; нормативными документами по вопросам выполняемой работы, правилами и нормами труда; Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора образовательного учреждения; настоящей должностной инструкцией.

5. Методист-кооодинатор должен знать:

- принципы дидактики, основы педагогики, возрастной и педагогической

психологии; общие и частные технологии психолого-педагогического и

коррекционного процессов, владеть принципами методического обеспечения

различных направлений деятельности учителей и специалистов психолого-

педагогического сопровождения;

- содержание международных, федеральных, региональных и

муниципальных законодательных актов и нормативных документов,

касающихся вопросов соблюдения прав ребенка, людей с ограниченными

возможностями здоровья, инвалидов, образования, инклюзивного образования;

- содержание и программы государственных образовательных стандартов;

современные подходы в области совершенствования образования –

компетентностный, деятельностный, личностноориентированный, средовой и

др.;

- содержание и формы организации управления и методической (если есть –

экспериментальной) работы в образовательном учреждении;

- примерное содержание и формы, возможные направления деятельности

различных специалистов психолого-педагогического сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, тьютора), педагогов дополнительного образования, в том числе их

функциональные обязанности в образовательном учреждении;

- примерное содержание, формы, возможные направления деятельности

педагогических работников – учителей начальных классов и учителей-

предметников, воспитателей групп продленного дня в школах, педагогов

дополнительного образования, в том числе их функциональные обязанности в образовательном учреждении;

- особенности проявлений тех или иных нарушений физического и (или)

психического развития у детей различных возрастов, особенности условий

образовательной среды, необходимых для успешной адаптации детей с

определенными нарушениями в образовательном учреждении;

- структуру и алгоритм разработки и оформления документации,

сопровождающей включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, в том

числе – индивидуального образовательного плана (индивидуальной программы развития);

- структуру и алгоритм оформления документации специалистов психолого-

педагогического сопровождения; нормативные документы и локальные акты,

регламентирующие деятельность психолого-медико-педагогического

консилиума в образовательном учреждении;

- алгоритм разработки образовательной стратегии в ОУ, мониторинга

деятельности педагогического коллектива по направлению «инклюзивное

образование»;

- возможности современных информационно-коммуникационных

технологий, пользоваться ими при поиске необходимой информации, обработке данных мониторинга, организации методической и просветительской работы;

- примерное содержание, формы и направления деятельности учреждений и

общественных организаций, связанных в единую систему инклюзивных

образовательных учреждений или заинтересованных в развитии идей и

поддержке инклюзивного образования.

2. Должностные обязанности

1. Планирует, организует и координирует работу педагогического

коллектива школы по включению детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательный процесс и развитию инклюзивной практики.

2. Совместно с администрацией школы организует мероприятия по

развитию инклюзивной культуры, философии и идеологии в педагогическом,

родительском и учительском коллективах.

3. Организует подготовку педагогического коллектива образовательного

учреждения к инклюзивной практике, поддержку инновационной деятельности в области инклюзивного образования конкретных педагогических работников.

4. Координирует взаимодействие администрации, учителей, специалистов

психолого-педагогического сопровождения и родителей по созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с ОВЗ в образовательном учреждении, в том числе поиску внутренних и внешних ресурсов.

5. В качестве члена (руководителя) психолого-медико-педагогического

консилиума образовательного учреждения организует деятельность

специалистов по разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута (плана) для ребенка с ОВЗ.

6. Принимает участие в реализации и мониторинге эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во внеурочное время».

·        Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во ...

Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья  и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье раскрыто понятие «инклюзивное образование», а также отражены взгляды российских ученых на сущность инклюзивного образования. Рассматриваются основные направления для сближе...

Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»...

Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...