Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье «Мы - семья»
методическая разработка на тему

Наумова Марина Владимировна

Оказание социально-педагогической помощи замещающей семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdeniya.docx469.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ  МОРДОВИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЯЛГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»

Программа социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в замещающей семье

 «Мы - семья»

Автор:

М.В.Наумова

социальный педагог

Саранск,

2016

Пояснительная записка

В последние годы государственная политика Российской Федерации направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. В нашей стране активно развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья).

Как показали многие исследования, только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем.

Кроме отсутствия опыта жизни в семье у детей-сирот наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные потерей кровной семьи и воспитанием ребенка в детском доме. Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей, что особенно проявляется на этапе адаптации ребенка в семье и когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды  чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от воспитания ребенка, поэтому актуальными становятся проблемы правильной организации и сопровождения замещающей семьи, профессионализма приемного родителя. Судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании, зависит от того, насколько успешно будут решены проблемы.

Сопровождение – это психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами.

        Служба сопровождения принимающей семьи организационная структура, в состав которой входят специалисты, осуществляющие сопровождение замещающей семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности.   В рамках проекта Республиканской целевой программы «Право ребенка на семью», поддерживаемая Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе Ялгинского детского дома-школы была организована Служба психолого-педагогической помощи семье и детям, направленная на работу с замещающими и кровными семьями.

 Служба оказывает содействие по созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье.

За последние несколько лет в детском доме была выстроена система работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье. Приоритетное направление  деятельности   коллектива  детского дома – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и к жизни в семье, содействие в обеспечении ребенку безопасного и комфортного семейного окружения. Восстановление семьи является ведущей стратегией.

Если вернуть ребенка в кровную семью не представляется возможным, начинается второй этап работы по устройству ребенка в замещающую семью – подготовка ребенка в жизни к семье. Параллельно идет работа по подбору потенциальных родителей. Ежегодно жить в семью уходят многие наши  воспитанники. В 2013 году в семьи граждан нами переданы 21 воспитанников, за 2014 год  передано 23 воспитанника, за 2015 год передано 29 воспитанников, с начала 2016 года по сегодняшний день 17 воспитанников. В связи с увеличением количества детей, переданных в замещающие семьи, и увеличением вероятности отказов от них возникла необходимость создания Службы сопровождения замещающих семей.

Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи приемным семьям разработана программа социально-психолого-педагогического сопровождения принимающих семей «Мы - семья». Ее реализация позволяет решать возникающие проблемы воспитания приемных детей, обеспечивать качество воспитательного процесса и предупреждать возможность вторичного сиротства.

Цель: содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.

Задачи программы:

  1. Определение критериев эффективности организации приемной семьи; выделение основных этапов ее развития.
  2. Создание действенной системы сопровождения приемной семьи для своевременной профилактики конфликтных ситуаций в ней. 
  3. Уменьшение риска возврата ребенка из семьи.

Нормативно-правовая база

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-370.
  • Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.
  • Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481

Основные направления работы 

  1. Разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье.
  2. Составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка.
  3. Проведение мониторинга развития ребенка в семье.
  4. Подготовка выписок по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка, проживающего в замещающих семьях.
  5. Посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях.
  6. Проведение занятий, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и всеми членами принимающей семьи (родители, кровные дети, другие приемные дети, бабушки и дедушки и т.д.).
  7. Наблюдение  за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций.
  8. Методическое сопровождение замещающих семей (семинары, консультации, индивидуально – методические консультации: устные и письменные).
  9. Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций.

Специалисты службы

  1. Педагоги-психологи.
  2. Юрист.
  3. Социальные педагоги.
  4. Врач-консультант.

(Функциональные обязанности см. приложение 1).

Структура взаимодействия с замещающими семьями

Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно.  Можно выделить три основных этапа.

Этапы сопровождения

  1. Предварительный.
  2. Основной.
  3. Итоговый.

  1. Предварительный.

Сопровождение начинается с предварительной работы. Учитывая, что сопровождение осуществляется, преимущественно, в семьях, в которых проживают дети детского дома, то предварительная работа проводится до перехода ребенка на постоянное проживание в семью.

Предварительная работа включает в себя:

  1. Знакомство с личным делом воспитанника. Знакомство с личным делом позволяет изучить историю жизни ребенка, дает сведения о его кровных родителях, об условиях проживания, о причинах, в результате которых ребенок оказался в государственном учреждении, кроме того, позволяет понять некоторые причины определенного поведения ребенка (насилие, привязанности и т.д.).
  2. Знакомство с семьёй. Это необходимо для того, чтобы как можно больше узнать об индивидуальных особенностях самих кандидатов, об особенностях их семейного уклада, о правилах, установленных в семье, о режиме дня, месте и времени работы, об интересах и многом другом.
  1. Основной.

Планирование работы с семьей.

Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после передачи ребенка. После этого планируется первое посещение семьи и психолого-педагогическая диагностика.

Целью первичного социально-педагогического обследования является: оценка бытовых условий проживания приемной семьи, физического состояния ребенка и круга общения. В процессе посещения социальным педагогом заполняется социальный паспорт семьи (приложение 2), карта социально-педагогического обследования состояния и развития ребенка в семье (приложение 3). Основные методы: наблюдение, беседа.

Целью психологической диагностики является отслеживание адаптированности детей в приемной семье, защиты их интересов. Кроме того осуществляется диагностика психоэмоционального состояния детей, детско-родительских отношений, определение ресурса семьи, выявление области семейных дисфункций. Для этого педагогом-психологом используются социограмма и методика «Домики», а так же анкета О.М. Щедринской «Ребенок глазами родителей» (приложение 4).

По результатам первичного посещения семьи замещающим родителям даются рекомендации и составляется план сопровождения семьи. Каждый специалист составляет свой план сопровождения, в котором подробно расписано поэтапное, пошаговое сопровождение каждой замещающей семьи в отдельности.  

После первичного посещения проводится психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Психолого-педагогический консилиум – это форма взаимодействия специалистов по сопровождению замещающих семей, направленная на обеспечение своевременной помощи замещающим семьям. Консилиум помогает осуществлять комплексный подход к организации и реализации сопровождения, коллегиально выносить решения. Членами консилиума являются сотрудники детского дома, могут участвовать приглашенные специалисты. Заседания проводятся в детском доме.

В ходе проведения консилиума обсуждаются следующие показатели развития ребенка в замещающей семье:

Оценивается:

  1. Здоровье:
  • физическое развитие ребенка;
  • нервно-психическое развитие;
  • заболеваемость хроническая;
  • заболеваемость острая.
  1. Образование:
  • школьная мотивация;
  • успеваемость;
  • дополнительное образование;
  • личностное развитие;
  • психические процессы;
  • самооценка;
  • эмоциональное развитие.
  1. Социальная адаптация:
  • навыки самообслуживания;
  • внешний вид и поведение в обществе;
  • межличностные отношения;
  • способность к общению (со взрослыми и сверстниками);
  • соблюдение прав и обязанностей в семье.
  1. Социальное окружение:
  • атмосфера понимания,
  • принятие и поддержка ребенка в семье и семьи в окружающем социуме.

По результатам ПМПк и на основе совокупности планов специалистов службы, сопровождающих приемную семью, составляется общий план сопровождения, составляются индивидуальные рекомендации. Рекомендации передаются семье посредством почты, в том числе электронной. Таким образом, формируется обратная связь между специалистами службы сопровождения и замещающей семьей,

В соответствии с общими планами сопровождения семей составляется общий график службы сопровождения, в котором прослеживается периодичность диагностики и мониторинга. Чем меньше срок проживания ребенка, тем интенсивнее должно быть сопровождение.

Следующим видом деятельности на основном этапе является мониторинг,  отслеживание динамики развития ребенка в семье.

Посещение семьи для диагностики планируется не ранее чем через месяц после помещения ребенка в семью, но возможны звонки, начиная с первой недели. Социальный педагог и педагог-психолог во время визита беседуют с замещающими родителями о первом месяце жизни ребенка в семье, знакомятся с бытом семьи, устанавливают контакт с другими членами семьи, с социальным окружением (по возможности).

Работа с семьей по запросу осуществляется на всех этапах сопровождения.

Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг развития ребенка в семье позволяют оценить эффективность функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.

После каждой диагностики, мониторинга или консультации родителям даются психолого-педагогические рекомендации, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, на решение проблем, заявленных замещающим родителем, или выявленных в результате работы с семьей специалистами. По необходимости назначаются консультации специалистов. Результаты каждой диагностики и мониторинга, а также заключения и рекомендации вкладываются в личное дело, помогая, таким образом, отследить динамику и вносить корректировку в планы сопровождения.

  1.  Итоговый.

В связи с прекращением действия договора о создании приемной семьи по достижении воспитанником восемнадцатилетнего возраста сопровождение приемной семьи прекращается. Проводится итоговая диагностика, в которую, в том числе, входит определение уровня готовности к самостоятельной жизни. После чего сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей, передается в Службу постинтернатного сопровождения, независимо от того, сохраняются ли отношения между ребенком и приемной семьей или нет.

Сохранение теплых отношений ребенка с приемной семьей, уровень готовности к самостоятельной жизни позволяет оценить эффективность функционирования замещающей семьи и работы специалистов службы сопровождения.

Методы работы специалистов Службы сопровождения

  1. Знакомство с личными делами воспитанников, готовящихся перейти в приемную семью.
  2. Анализ результатов диагностики и полученных данных.
  3. Плановое посещение замещающих семей. Диагностика семейно-родительских отношений. Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье.
  4.  Оформление отчетной документации.
  5. Анализ работы специалистов и службы сопровождения в целом.
  6. Психологическая диагностика возрастных и личностных особенностей приёмных детей, психолого-педагогическая помощь.
  7. Оказание долговременной помощи приемным детям, их родителям, всесторонняя поддержка замещающих родителей и приемных детей.
  8. Экстренное посещение семей. Оказание помощи. Составление рекомендаций.
  9. Проведение индивидуальных бесед с детьми, проживающими в приемных семьях и с приемными родителями  по запросам и в зависимости от ситуации.
  10. Индивидуальное консультирование по запросу.
  11. Разработка плана индивидуального развития ребенка.
  12. Составление и коррекция планов сопровождения замещающих семей.
  13. Составление карт обследования семей. Пополнение новой информацией папок с методическими материалами и рекомендациями для замещающих семей.

      Работа со специалистами образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети. Составление справок о посещении замещающих семей, ДОУ и школ, которые посещают дети, проживающие в замещающих семьях. Учреждения образования (ОУ и ДОУ) – место, в котором ребенок проводит большое количество времени, и взаимодействие между педагогами должно быть достаточно тесным. Необходимо провести беседы с заведующей, социальным педагогом, педагогом-психологом и воспитателем группы, если общеобразовательная школа то с директором, педагогом-психологом, социальным педагогом школы и учителем. Специалистам, работающим с семьей, необходимо предупредить педагогов образовательного учреждения о возможных проблемах, которые могут возникнуть у данного ребенка при поступлении в новый коллектив, при общении со сверстниками, про пробелы в его развитии. Это помогает педагогам грамотно спланировать свою работу с ребенком. Следует учесть, что на этом работа со специалистами образовательных учреждений не заканчивается, она продолжается на протяжении всего сопровождения. Это позволяет в полной мере отследить социализацию ребенка в детском коллективе, выявить на ранних этапах школьную дезадаптацию и принять профилактические или коррекционные меры.

  1. Мониторинг всестороннего развития ребенка  в семье, отслеживание школьной успеваемости и состояния здоровья и психологического комфорта.
  2. Контроль над сохранностью закрепленного жилого помещения за несовершеннолетними. Оказание содействия по взысканию пенсий и элементов  с родителей несовершеннолетних.
  3. Оказание помощи при взаимодействии с кровными родственниками приемного ребенка.
  4. Изучение литературы по социальным и психолого-педагогическим проблемам.
  5. Участие в собраниях педагогического коллектива, и в педагогических советах детского дома.
  6. Публичный отчет деятельности службы на педагогическом совете детского дома.

Все виды деятельности, необходимые в рамках сопровождения конкретной приемной семьи, отображаются в индивидуальном плане сопровождения и в отчетной документации.

Информация, получаемая специалистами Службы сопровождения из разных источников, помогает наиболее точно оценить ситуацию в семье, предотвратить кризисные моменты и наиболее точно составить план эффективного сопровождения приемного ребенка и семьи, взявшей его на воспитание.

Все виды деятельности по сопровождению замещающей семьи, отражены в плане работы Службы сопровождения замещающих семей (приложения 5).

Виды сопровождения замещающих семей

Служба сопровождения подразумевает три вида сопровождения: мониторинговое, активное, кризисное.

Мониторинговое сопровождение. Данный вид сопровождения применим к замещающим семьям, имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в  семью. Психологический климат благополучный.

Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового большей частотой взаимодействия семей со специалистами Службы сопровождения семей.

Данные виды сопровождения осуществляются по графику, построенному в соответствии с этапами сопровождения, и по запросу со стороны замещающих семей.

Кризисное сопровождение осуществляется в семье при появлении выраженных проблем различной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду замещающей семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьей обусловлена необходимостью (критерии см. в приложении 6).

Критерии эффективности программы

  1. Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития).
  2. Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи.
  3. Уменьшение возвратов детей из приемных семей.

Способы отслеживания эффективности

  • Диагностика и мониторинг детско-родительских отношений, эмоциональной и личностной сферы ребенка и приемных родителей.
  • Диагностика готовности к самостоятельной жизни (приложение 4).
  • Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье (приложение 3).
  • Беседы, анкетирование, наблюдение (приложение 4).
  • Показатели школьной успеваемости.
  • Результаты медицинских комиссий и заключения врачей.

Список использованных источников

  1. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. – Кострома: Авантитул. 2009.
  2. Мартынова В.В., Поспелова Н.С. и др. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. – Минск: Топник, 2004.
  3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика – 3-е изд. – М: Владос, 1998.
  4. Организация работы Регионального центра развития семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. – 264 с. – (Семья для ребенка).
  5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.
  6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
  7. Рожков О.П. Методические рекомендации при устройстве ребенка в семью: учебное пособие/ О.П.Рожков. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. – 384 с.
  8. Система сопровождения приемных семей (Из опыта работы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»). Методический сборник: Смоленск, 2008.
  9. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебн. пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.

Приложение 1

Функциональные обязанности педагога-психолога

  1. Осуществляет психологическое консультирование приемных детей и замещающих родителей.
  2. Проводит диагностику с целью уточнения проблемного поля клиента.
  3. Составляет индивидуальные планы работы по сопровождению замещающих семей.
  4. Осуществляет индивидуальную коррекцию согласно составленным планам.
  5. Проводит тренинги детско-родительских отношений.
  6. Проводит работу среди детей, педагогов, родителей в учреждениях образования, которые посещают дети из замещающей семьи.
  7. Осуществляет работу согласно заказам администрации учреждений образования, КДН, органа опеки и попечительства, педагогов, детей, родителей.
  8. Обучает замещающих родителей (знакомит с особенностями детей, оставшимися без родительской опеки, с основными формами работы по адаптации ребенка в семье и т.д.).
  9. Отвечает за качество диагностической, консультационной и коррекционной работы.
  10. Составляет аналитические справки.
  11. Обеспечивает экстренную, квалифицированную, анонимную, бесплатную психологическую помощь замещающим семьям.

Функциональные обязанности юриста

  1. Проведение бесед с замещающими родителями и членами семьи, осуществление контроля над условиями содержания и воспитания детей в замещающей семье.
  2. Проведение обследования жилищно-бытовых условий замещающих семьей.
  3. Консультирование в вопросах использования средств, выделяемых на содержание приемных детей.
  4. Оказание юридической  помощи замещающим семьям.
  5. Участие в работе психолого-педагогического консилиума детского дома по сопровождению замещающих семей.
  6. Оформление текущей и отчетной документации по сопровождению замещающих семей, в том числе, оформляет акты посещения замещающих семей.

Функциональные обязанности социального педагога

  1. Проведение обследования развития отношений в замещающей семье в период адаптации.
  2. Проведение динамического наблюдения за развитием отношений в замещающих семьях.
  3. Проведение бесед, занятий с замещающими родителями и членами семьи, осуществление контроля над условиями содержания и воспитания детей в замещающей семье.
  4. Проведение обследования жилищно-бытовых условий замещающих семьей.
  5. Консультирование в вопросах использования средств, выделяемых на содержание приемных детей.
  6. Выявление и решение социальных проблем, оказание социальной помощи замещающим семьям.
  7. Участие в работе психолого-педагогического консилиума детского дома по сопровождению замещающих семей.
  8. Оформляет текущую и отчетную документацию по сопровождению замещающих семей, в том числе, оформляет акты посещения замещающих семей.
  9. Взаимодействует со всеми городскими, районными организациями, занимающимися охраной прав детства, с правоохранительными органами, судом, прокуратурой в вопросах социальной защиты детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
  10. Обобщение опыта работы по взаимодействию с замещающей семьей.

Функциональные обязанности врача-консультанта

  1. Консультации в рамках своей профессиональной деятельности.
  2. Диагностика физического и нервно-психического состояния детей и приемных родителей.

Приложение 2

Социальный паспорт приемной семьи.

  1. Приемные родители:
  1. Мать:

Фамилия ___________________________________________

Имя _______________________________________________

Отчество ___________________________________________

Дата рождения ______________________________________

Образование ________________________________________

Профессия _________________________________________

Место работы _______________________________________

Документ, удостоверяющий личность: ___________

Серия ___________    номер ______________

Кем, когда выдали __________________________________________________

  1. Отец  

Фамилия ___________________________________________

Имя _______________________________________________

Отчество ___________________________________________

Дата _______________________________________________

Образование ________________________________________

Профессия _________________________________________

Место работы _______________________________________

Документ, удостоверяющий личность _________________________________

Серия  __________    номер ______________

Кем, когда выдали __________________________________________________

  1. Адрес, где проживает семья

Индекс ___________

Улица _____________________________________________

Дом  ________  КВ. __________________

Телефоны: _________________________________________

  1. Обучение в школе замещающих семей (где, когда,

№ свидетельства)____________________________________________

  1. Дата образования семьи: _______________________
  2. Состав семьи (ФИО, дата рождения):
  1. Кровные дети (количество): ________________________________
  2. Другие члены семьи –
  1. Сведения о приемных детях:

Фамилия _____________________________________________________

Имя _________________________________________________________

Отчество _____________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Место рождения ____________________________________________________

Документ, удостоверяющий личность _________________________________

Серия                                     номер

Кем, когда выдали__________________________________________________

Дата поступления в семью____________________________________________

Откуда МБОУ д/дом №7

Состояние здоровья_________________________________________________

Место учебы_______________________________________________________

Образование_______________________________________________________

Дополнительное образование_________________________________________

Сведения о жилье___________________________________________________

Сведения об имуществе______________________________________________

Материальное обеспечение (пенсия, элементы, пособия и т.д.)_____________

Статус приемного ребенка (сирота, ребенок, оставшийся, без попечения родителей)________________________________________________________

Примечание (сведения о биологических родителях):

Мать –

Отец –

Сведения о кровных родственниках:

  1. Социально-бытовые условия семьи:
  1. Жилье____________________________________________________
  2. Транспорт________________________________________________
  3. Земельный участок________________________________________
  4. Подсобное хозяйство_______________________________________
  5. Льготы на коммунальные услуги____________________________
  6. Прочее____________________________________________________

7        Сведения об участии и о наградах семьи (приемных детей) в конкурсах, олимпиадах:

родители                                             Дети                

__________________________           ______________________________

__________________________           ______________________________

__________________________           ______________________________

    Дата заполнения                                Роспись


Приложение 3

КАРТА

Социально-педагогического обследования состояния и развития ребенка в приемной семье.

Ф.И.О. ребенка (детей), возраст                                  

Ф.И.О. приемного родителя                                  

Адрес семьи, телефон                                 

Ф.И.О. педагога службы сопровождения                 

  Содержание социально-педагогического обследования

                                     Дата посещения:

Оценка бытовых условий проживания приемного ребенка

Жилое помещение отвечает требованиям безопасности в соответствии с возрастом ребенка (полностью, частично, не отвечает)

Жилое помещение соответствует санитарно-гигиеническим нормам (полностью, частично, не соответствует)

Приемный ребенок имеет (отдельную комнату место в комнате с другими детьми, с родителями-воспитателями, не имеет закрепленного личного места)

Количество необходимых для возраста ребенка игр, игрушек, обучающих материалов, книг и т.д.

Физическое здоровье

Состояние здоровья ребенка на момент поступления в семью (практически здоров, инвалидность, имеет хронические заболевания)

Частота обращений за медицинской помощью (имеющиеся заболевания, профилактика, по симптоматике)

Нуждается ли в особом питании и уходе в связи с заболеванием (если оно установлено).

Факт несчастного случая.

За время пребывания в приемной семье физическое здоровье приемного ребенка (осталось без изменений, улучшилось)

Внешний вид и навыки самообслуживания

Чистота и опрятность одежды ребенка.

Ее соответствие времени года и месту (школьная, домашняя, спортивная, для отдыха, нарядная).

Соблюдает правила гигиены (регулярно, иногда, не соблюдает)

Сформированность навыков самообслуживания (частично, полностью, отсутствуют)

Образование

Приемный ребенок посещает (учреждение)  

Есть ли трудности в усвоении школьной программы.(по каким предметам)

Пропускает ли занятия, причины пропусков.

Какие оценки получает, любимый предмет, любит ли он читать.

Участие во внеклассных делах (спортивные секции, кружки)

Любимые занятия (фильмы, сказки, игра, музыка и т.д.)

Контроль за учебной деятельностью (родители, бабушка, его нет.)

Дополнительные умения (плавание, катание на велосипеде и др.).

Социальная адаптация

Отношения с учащимися (агрессия, замкнутость)

Отношения с учителями

Отношения с окружающими (соседи, знакомые)

Отклоняющееся поведение

Самосознание

Как относится к тому, что проживет в приемной семье (положительно, негативно)

Возможности реализовать религиозные, национальные, культурные потребности ребенка

Социальные контакты приемного ребенка

Приемный ребенок встречается с кровными родственниками (часто, редко, никогда)

Встречи происходят: (на территории родителей, в приемной семье, разговор по телефону)

Приемный ребенок имеет: (много друзей, не имеет друзей)

Трудности в установлении контактов с другими людьми

Владение в соответствии с возрастом нормами социального взаимодействия с другими людьми и социальными объектами.

Эмоциональное и поведенческое развитие

Характер отношений ребенка с другими людьми

Умение контролировать свое поведение.

За время пребывания в приемной семье поведение приемного ребенка (не изменилось, стало лучше, стало хуже)

Какими способами приемные родители справляются с трудностями эмоционального и поведенческого характера.

Взаимоотношения в приемной семье

Характер взаимоотношений между взрослыми членами семьи во время посещения (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, на равных).

Приемные родители во время посещения по отношению к приемному ребенку (проявляет заботу, делает замечания, одергивает, проявляет  разумную требовательность, показывает близость отношений, не взаимодействует с ним).

Положение ребенка в семье (его интересы никого не касаются, предоставлен самому себе, запуган, неуверен в себе, избегает общения с родителями).

Характер отношения ребенка к приемным родителям (тяготеет к одному из членов семьи; к кому и почему).

Формы поощрения и наказания (соответствуют его возрасту и полу, не противоречат социокультурным нормам)

Отношение к совместным социокультурным мероприятиям (положительное, пассивное)

Чаще всего ребенок с приемными родителями (играет, читает, занимается домашними делами, занимается спортом, творчеством, делает уроки, посещает театр, музеи, походы в гости и т.д)

Совместные занятия с приемными родителями

Вывод:


Приложение 4

Методы диагностики детско-родительских отношений

Диагностика дифференциации эмоциональной сферы ребенка «Домики»

 (методика О.А. Ореховой)

Цель:  диагностика степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы, деятельностных ориентаций.

Бланк фиксации результатов.

Ф.И.О.____________________________________________________________________________

Возраст_________________Пол_______________________________Дата____________________

Цветовой градусник

Цвет по Люшеру

Баллы

Эмоции

Цвет по Люшеру

Баллы

Социальные объекты

Цвет по Люшеру

Баллы

  1. Характер раскрашивания ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Цветовые выборы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Сфера социальных эмоций ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Сфера деятельностных отношений ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Резюме ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Рекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог_____________________________________

Домики (Стимульный материал)

Методика «Семейная социограмма».

Цель: положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.

ФИО________________________________________________Возраст__________________

Дата обследования_____________________


Шкала привязанностей ребенка к членам своей семьи

ФИО______________________________________________лет____________

С кем проживает ребенок в одной квартире_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если бы я был (а) волшебником, то…

1. Я бы никогда не расставался (лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со своими родственниками).

2. Я бы ходил (а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со своими родственниками).

3. Я бы придумывал (а) сны, где всегда был (а) бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, мои родственники).

4. Я бы поделился (лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со своими родственниками).

5. Я бы подарил (а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке, своими родственникам).

6. Я бы создал (а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих родственников).

7. Я бы построил (а) самый красивый дворец для(мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих родственников).

8. Я бы взял (а) с собой на сказочный необитаемый остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку, своих родственников).

9. Я бы испек (ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих родственников).

10. Я бы одел (а) в самый лучший наряд (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку, своих родственников).

Дата___________________________


Определение привязанности у ребенка

Ф.И.О. родителя __________________________________________ Дата заполнения __________

Ф.И. приемного ребенка ____________________________________

Возраст ребенка _______ Сколько находится в семье _____________

Инструкция: Перед Вами список особенностей, характеризующих те или иные проявления ребенка. Отметьте, пожалуйста, те черты, которые Вы замечали у приемного ребенка в первые месяцы жизни в Вашей семье, а также те из них, которые наблюдаются и в настоящее время.

Особенности приемного ребенка

В первые месяцы

В настоящее время

Поверхностно заинтересованный, но обаятельный ребенок

Неразборчиво проявляет нежность к чужим людям

Причиняет вред себе, другим, предметам

Отстает в развитии

Избегает смотреть в глаза (со слов родителей)

Не обнимается с родителями

Жестоко обращается с животными,

братьями/ сестрами

С трудом понимает причины и последствия

(поведения, событий)

Мало взаимодействует со сверстниками

Слишком требовательный и прилипчивый

Ворует или врет

Недостаточно совестлив

Упорно задает бессмысленные вопросы

или непрерывно болтает

Плохо контролирует свои порывы,

побуждения

Неправильно строит свою речь

Борется за возможность все контролировать

Запасает пищу или объедается ею

Поглощен огнем, видом крови(свежей или запекшейся)

Педагог-психолог


 Анкета О.М. Щедринской «Ребенок глазами родителей» (РГР)

Дата исследования_____________________

Ф.И.О. ребенка____________________________________________________________________

Возраст ребенка

Ф.И.О. родителя заполняющего анкету______________________________________________

Статус относительно ребенка_______________________________________________________

Состав семьи _____________________________________________________________________

Инструкция. Эта анкета посвящена оценке различных качеств и характеристик Вашего ребенка. Под каждым вопросом есть шкала с цифрами от 1 до 10. Постарайтесь на первой шкале отметить уровень развития этого качества (свойства) на настоящий момент. 1 – полное отсутствие данного качества (или нет), 10 – максимально выражено (или полное согласие с утверждением).

  1. Как Вам кажется, в какой степени соответствует ваш ребенок так называе6мым «возрастным нормам».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень психического развития.    

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень физического развития.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените общий уровень интеллектуального развития.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень самоанализа и рефлексии.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень развития логического мышления.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень развития воображения творческих способностей и креативности.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените развитие памяти у вашего ребенка.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените общий уровень внимания.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень развития речи и качество словарного запаса.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Быстро ли он(а) умеет переключиться с одного вида деятельности на другой?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените умение следовать социальным нормам (правилам) поведения.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените наличие такого качества, как импульсивность.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените наличие такого качества, как агрессивность.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените наличие такого качества, как тревожность.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень развития навыков коммуникации (в целом).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените качество взаимодействия со сверстниками.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените качество взаимодействия с членами семьи.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените качество взаимодействия с учителями.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените умение ребенка доносить до окружающих свои мысли.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените такой навык, как умение слушать других людей.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените умение «считывать» состояние окружающих людей.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень осознавания собственных границ.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень осознавания границ других людей.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень развития такого качества как самоконтроль поведения в целом.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените умение контролировать свои эмоции.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените степень эмоциональности вашего ребенка (10 – крайне эмоционален, 1 – не проявляет своих эмоций).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень развития мелкой моторики.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень развития моторики в целом (ловкий ли ребенок? Хорошо ли скоординированы его движения?).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень самостоятельности и навыков самообслуживания.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените уровень развития навыков совместной деятельности, сотрудничества с кем-либо.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените степень спокойствия, эмоциональной устойчивости.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените степень уверенности в себе.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. А какой бал, как Вам кажется, поставил бы себе ребенок, оценивая степень собственной уверенности?.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените стремление ребенка к самоутверждению, признанию, положительной оценке.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Оцените умение ребенка договариваться с другими, уступать или защищать свою точку зрения.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Методика для изучения социализированности личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности воспитанников.

Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 – всегда;
  • 3 – почти всегда;
  • 2 – иногда;
  • 1 – очень редко;
  • 0 – никогда.
  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и воспитателей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои друзья.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Бланк для заполнения воспитанниками

ФИО ________________________________________________ дата _______

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

специалист (ФИО, подпись )_______________________________________


Опросник

Уровень сформированности социально-бытовой ориентировки

Ф.И.О. _____________________________________________________________

Возраст____________ Дата заполнения __________

1.Как Вы считаете, что можно считать продуктами первой необходимости:

  • а) шоколад,
  • б) молоко,
  • в) лимонад,
  • г) хлеб.

2. Как часто, по вашему мнению, должна происходить смена постельного белья:

  • а) 1 раз в месяц,
  • б) 1 раз в неделю,
  • в) ежедневно,
  • г) по мере загрязнения.

3. По вашему мнению, утюжить белье необходимо всегда:

  • А) да,
  • б) нет,
  • в) не знаю,
  • г) не все вещи можно утюжить.

4. Какие предметы необходимы для поведения уборки в помещении

  • а) щетка,
  • б) совок,
  • в) нож,
  • г) веник,
  • д) зубная паста.

5. Какой стиральный порошок необходим для стирки белья в машине-автомат:

  • а) обычный (для ручной стирки),
  • б) специальный порошок для машин-автоматов,
  • в) любой.

6. По вашему мнению, оплата коммунальных услуг производится:

  • а) один раз в год,
  • б) один раз в 6 месяцев,
  • в) один раз в месяц,
  • г) еженедельно.

7. Место оплаты коммунальных услуг

  • а) ЖЭУ,
  • б) отделение банка,
  • в) терминалы,
  • г) интернет,
  • д) другое ____________________

8. Для посещения поликлиники (обращения к врачу) какие документы вам необходимо иметь при себе:

  • а) водительское удостоверение,
  • б) паспорт,
  • в) СНИЛС,
  • г) страховой медицинский полис,
  • д) другое ___________________

9. По вашему мнению, куда необходимо обратится для получения пособий:

  • а) отдел опеки и попечительства,
  • б) пенсионный фонд,
  • в) нотариус,
  • г) отдел пособий и социальных выплат,
  • д) другое _______________________

10. Предметы личной гигиены это:

  • а

  • ) расческа,
  • б) зубная паста,
  • в) мыло,
  • г) фен,
  • д) духи,
  • е) полотенце,
  • ж) тени,
  • з) помада,

  • и)другое _________________________

11. При протечке труб отопления или водоснабжения необходимо обратится:

  • а) в поликлинику,
  • б) в ЖЭУ,
  • в) в Горводоканал,
  • г) в паспортный стол,
  • д) в аварийную службу.

12. Куда нужно обратиться при утере паспорта:

  • а) отдел опеки и попечительства,
  • б) полиция,
  • в) детский дом,
  • г) ЖЭУ,
  • д) другое __________________________

13. Что должно находиться в аптечке первой медицинской помощи:

  • а) пинцет,
  • б) бинт,
  • в) антисептик,
  • г) лейкопластырь,
  • д) антибиотики.

14. Составьте приблизительное меню на день:

  • а) завтрак: __________________________________________________________
  • б) обед: _____________________________________________________________
  • в) ужин:_____________________________________________________________

15. Какие продукты необходимы для приготовления борща:

  • а) рис,
  • б) мясо,
  • в) капуста,
  • г) картофель,
  • д) огурцы,
  • е) морковь,
  • ж) свекла,
  • з) томатная паста,
  • и) лук,
  • к) соль.

16. Перед использованием электроприборов необходимо:

  • а) помыть прибор,
  • б) прочитать инструкцию,
  • в) спросить у друга, как пользоваться прибором,
  • г) ничего не надо делать, просто начать использовать.

17. Какую посуду можно использовать в микроволновой печи:

  • а) стеклянную
  • б) металлическую
  • в) пластиковую
  • г) глазурованную
  • д) другое _____________________

Ключ

  • Расчет общего количество баллов:
  • за правильный ответ – 1 балл,
  • за неправильный ответ- 0 баллов.
  • В соответствии с таблицей определяется уровень социально-бытовой осведомленности.

Количество баллов

Уровень социально-бытовой осведомленности

Примечание

0-13

Низкий уровень

14-31

Средний уровень

32-40

Высокий уровень


Опросник Спилбергера (выявление тревожности)

Фамилия, имя ____________________________ Возраст_________

Группа _______________________________ Дата_______________

№ п/п

Суждение

Ответы

нет, это не так

пожалуй, так

верно

совершенно верно

1

Я спокоен

2

Мне ничто не угрожает

3

Я нахожусь в напряжении

4

Я внутренне скован

5

Я чувствую себя свободно

6

Я расстроен

7

Меня волнуют возможные неудачи

8

Я ощущаю душевный покой

9

Я встревожен

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

11

Я уверен в себе

12

Я нервничаю

13

Я не нахожу себе места

14

Я взвинчен

15

Я не чувствую скованности, напряженности

16

Я доволен

17

Я озабочен

18

Я слишком возбужден, и мне не по себе

19

Мне радостно

20

Мне приятно

21

У меня бывает приподнятое настроение

22

Я бываю раздражительным

23

Я легко могу расстроиться

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

26

Я чувствую прилив сил, желание работать

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

№ п/п

Суждение

Ответы

нет, это не так

пожалуй, так

верно

совершенно верно

28

Меня тревожат возможные трудности

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

30

Я бываю вполне счастлив

31

Я все принимаю близко к сердцу

32

Мне не хватает уверенности в себе

33

Я чувствую себя беззащитным

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

35

У меня бывает хандра

36

Я бываю доволен

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

39

Я уравновешенный человек

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах


 

Приложение 5

План работы Службы сопровождения замещающих семей.

Содержание

Сроки

Ответственный

Знакомство с личными делами  воспитанников, готовящихся перейти в приемную семью.

В течение

всего периода

Специалисты

службы

Анализ результатов диагностики и полученных данных.

ежемесячно

Специалисты

службы

Плановое посещение замещающих семей. Диагностика семейно-родительских отношений. Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье. Оформление отчетной документации.

По графику

Специалисты

службы

Экстренное посещение семей. Оказание помощи. Составление рекомендаций.

Ситуативно

Специалисты

службы

Оказание долговременной помощи приемным детям, их родителям, всесторонняя поддержка замещающих родителей и приемных детей

В течение периода

Специалисты

службы

Проведение индивидуальных бесед с детьми, проживающими в приемных семьях и с приемными родителями  по запросам и в зависимости от ситуации.

Ситуативно

Специалисты

службы

Психологическая диагностика возрастных и личностных особенностей приёмных детей, психолого-педагогическая помощь.

В течении периода

Педагоги-психологи

Индивидуальное консультирование по запросу

В течение периода

Специалисты службы

Разработка плана индивидуального развития ребенка

В течение периода

Специалисты службы

Составление планов сопровождения замещающих семей.

В течение периода

Специалисты

службы

Составление карт обследования семей. Пополнение новой информацией папок с методическими материалами и рекомендациями для замещающих семей.

В течение периода

Специалисты службы

Работа со специалистами образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети.

В течение периода

Специалисты службы

Вовлечение детей в досуговую деятельность. Работа с педагогами дополнительного образования.

В течение периода

Специалисты службы

Составление справок о посещении замещающих семей, ДОУ и школ, которые посещают дети, проживающие в замещающих семьях.

В течение

периода

Специалисты службы

Связь с участковым  и инспектором ПДН.

По необходимости

Социальные педагоги

Связь со службой опеки район, в котором проживает приемная семья.

По необходимости

Социальные педагоги

Связь с медицинскими учреждениями и участковым педиатром.

По необходимости

Специалисты службы

Мониторинг всестороннего развития ребенка  в семье, отслеживание школьной успеваемости и состояния здоровья и психологического комфорта.

2 раза в год

Специалисты службы

Анализ работы специалистов и службы сопровождения в целом.

Ежемесячно

Специалисты службы

Коррекция планов сопровождения.

По необходимости

Специалисты службы

Контроль над сохранностью закрепленного жилого помещения за несовершеннолетними.

По графику

Социальные педагоги

Оказание содействия по взысканию пенсий и элементов  с родителей несовершеннолетних.

По запросу

Социальные педагоги

Самообразование: изучение литературы по социальным и психолого-педагогическим проблемам.

в течение периода

Специалисты службы

Участие в собраниях педагогического коллектива, и в педагогических советах детского дома.

В течение периода

Специалисты службы

Публичный отчет деятельности службы на педагогическом совете детского дома

Июнь

Специалисты службы

Приложение 6

Критерии кризисного сопровождения.

  1.  Конфликт в детско-родительских и супружеских взаимоотношениях.
  2. Аддиктивное поведение ребенка.
  3. Ситуации, формирующие эмоциональное неблагополучие ребенка.
  4. Эмоциональное выгорание родителей.
  5. Возрастные и/или семейные кризисы в острой форме.
  6. Семья в социально опасном положении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...

Программа социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе

Основа - модель организации социально-психологической службы в школе.Сопровождение - это система профессиональной деятельности пси­холога и социального педагога направленная на создание социально-псих...

ПРОГРАММА социально – психолого - педагогического сопровождения обучающихся с использованием НИТ

Обоснование программы   Муниципальное общеобразовательное учреждение – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри является правопреемником Муниципального общеобразовательного учрежд...

Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста

  ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...

Индивидуальная программа социально-психолого-педагогического сопровождения с обучающимся и семьей

Цель: Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, его позитивной социализации через объединение усилий школы и семьи с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. Профилактика ...