Родительское собрание «Роль родителей в формировании правовой культуры ребенка»
материал (5, 6 класс) по теме

Ларчева Надежда Владимировна

Текст и презентация для общешкольного родительского собрания в 5-6 классах.  В ходе мероприятия родители должны узнать, кукую роль они играют в формировании правовой культуры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_formirovanii_pravovoy_kultury_rebenka.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль родителей в формировании правовой культуры ребенка»

СЛАЙД 2. Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

        Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о Ваших детях, о том, какую роль в воспитании правовой культуры ребенка играет семья. СЛАЙЛ 3.Семья для ребенка – это место его рождения, становления. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Без союза с детьми, без Вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, здоров.

Проблема правового воспитания личности непреходящая. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В последние годы в России отмечается непрерывный рост детской преступности. Число неработающих и не учащихся подростков возросло в 2 раза. И это не где – то в стране, а есть уже и у нас в школе!. Украл у соседки планшет. В школе учителю сказал, что купил. А мама? Что не знала, как он его приобрел? В результате ученика поставили на учет в ПДН. А затем втроем решили покататься на чужом автомобиле.  Штрафы с родителей взяли большие и опять поставили  ребят на учет. В подростковой среде растет чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Давно забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на один, дерутся девчонки и т.д. Сквернословие и мат «процветают». Идет деформация нравственных ценностей и ориентиров.

СЛАЙД 4. Давайте рассмотрим, какие преступления и правонарушения были совершены за последние три года учащимися нашей школы:

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Итого: 22 ученика, из них:

Кража -7;

Телесные повреждения – 5

Вандализм – 4

Нетрезвый вид – 3

Употребление ПАВ - 3

В основном дети совершают кражи сотовых телефонов. Как правило, это ребята из малообеспеченных семей, где у родителей нет возможностей купить современный телефон. А ребенку сложно в коллективе быть «белой» вороной. Ему, так же как и другим детям, хочется сделать модное сэлфи и выложить его в  Интернет, пообщаться с друзьями в социальных сетях,  поиграть в игры, т.е. быть как все его ровесники.

На втором месте стоит нанесение телесных повреждений, которые дети получают в результате драк. Ребята, смотря по телевизору различные боевики, играя в жестокие компьютерные игры, думают, что многие конфликтные ситуации и в реальном мире можно решить силой. А что же делают одноклассники дерущихся? Раньше бы мальчики кинулись разнимать драчунов, а сейчас снимают на телефон, чтобы выложить «прикольное видео» в интернет и получить большое количество лайков.

На третьем месте стоит вандализм (ст. 214 УК). Уголовный кодекс даёт следующее определение вандализму: «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Разбили стекло в газетном киоске или сломали стенку на остановке или разрисовали забор баллончиками  - все это считается вандализмом и за эти деяния подростки, если не достигли 14-летнего возраста, ставятся на профилактический учет в ПДН, а если ребята старше 14 лет, то дело рассматривается в суде.

За последние три года работниками правоохранительных органов было задержано 3 подростков в нетрезвом виде и трое в наркотическом опьянении.

СЛАЙД 5. На территории школы было совершено 3 преступления, а вне стен школы 19.

Итого за вышеуказанные преступления и правонарушения было поставлено на учет в ПДН 22 ученика нашей школы.

      СЛАЙД 6. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%,

СМИ - 30%,

школа - 10%,

улица -10%.

Из диаграммы можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает все-таки  в семье.   Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

От родителей зависит то, как видит мир ребенок, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. В общении с детьми мы должны стремиться к тому, чтобы они не только знали и понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, но и переживали непримиримость, ненависть к социальному злу, бесчестью, несправедливости. Такое отношение можно формировать в процессе бесед с ребятами в семье, во время повсеместных попыток с ним разобраться в происходящих событиях.

Но, к сожалению, из-за занятости, из-за своей педагогической неграмотности родители мало времени уделяют воспитанию своего ребенка. Отчуждение родителей от детей начинается с самого раннего возраста. Малышам не поют колыбельных песен, не рассказывают сказки, не читают книг. Ребенок уже с ясельного возраста становится потребителем навязчивой и агрессивной телерекламы. Часто остается один на один с телевизором или в манеже, подвергается наказаниям, смысл которых он понять не может: вчера бросил мягкую игрушку — и ничего, а сегодня нашлепали за то, что бросил фарфоровую чашку. Семейное воспитание должно строиться на основе равноправия, а не на подчинении одних людей другим. Родители ребенка должны стремиться, чтобы основой формирования личности подрастающего ребенка стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека, деликатность, вежливость и дисциплинированность. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. А ведь именно в детских играх, за прочтением книг ребёнок получает жизненный опыт, знакомится не только со своими правами, но и с правами окружающих его людей, учиться уважать и ценить отношения людей друг к другу. Часто во многих капризах и шалостях ребенка мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от него  то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию.

СЛАЙДЫ 7-13  Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши советские детские фильмы, мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Читайте, играйте, рисуйте, гуляйте, беседуйте  со своим ребёнком. Научите его понимать, «что такое хорошо, что такое плохо». Рассуждайте с ним  на тему «Своё-чужое», «Я в другой стране», «Как помочь?» «Мои права и обязанности», «Кому можно помочь». Во время обсуждения с детьми книг, статей, радио и телепередач, посвященных правовым вопросам, формируйте чувство долга и ответственности. Внушайте мысли о том, что человек, который не знает границ своим желаниями и не умеет соотносить их с интересами других людей, никогда не станет хорошим гражданином. Ответственность – это значит ответственность перед кем – то за кого – то. Не знал, не думал, не хотел – этот лепет можно слышать от детей– правонарушителей, но это – не оправдание и даже не объяснение содеянного.

Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. В подростковом возрасте интенсивно формируется личность, ее интеллектуальные и нравственные ценности. Внешней мир, поведение взрослых людей также находятся в сфере интересов подростков. Особо важным для них становится оценка своего собственного поведения, сравнения себя с окружающими людьми. В связи с этим подростка не так сложно вовлечь в процесс самовоспитания. Но жизненные цели подростков еще не сформированы, личностный опыт ограничен, чувство самоконтроля выражается слабо, поэтому важно именно в этом возрасте помочь подростку разобраться в себе, вовлекая его в общественно – значимые мероприятия данного возраста. При этом поощрять, хвалить и чуть – чуть критиковать. На недобрые поступки детей толкает зависть. Зависть может быть возможным источником трудновоспитуемости подростков. Это неприязненно – враждебное чувство к чьим – то успехам, популярности. У подростка возникает недоброжелательное отношение к тому, кто счастливее или умнее, сильнее и авторитетнее, популярнее. Еще примитивное чувство зависти к одежде и вещам. Подросток требует от родителей купить такую же вещь, как у товарища. Если они выполняют требуемое, тщеславие подростка удовлетворяется, зависти не возникает, если нет – это чувство растет, складываются конфликтные отношения с родителями, сверстниками. Зависть у ребенка может возникнуть как            следствие неумения родителей развивать его дарования и способности. Очень важно, чтобы ребенок в какой – то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому – либо делу, где бы проявились его способности, одаренность. Поэтому во внеурочное время Ваш ребенок должен заниматься в каком – нибудь кружке или спортивной секции.

СЛАЙДЫ 14-17 На базе нашей школы работают спортивные секции СДЮСШОР №5 , ДОД ДЮСШ №4, ДОД ДЮСШ Единоборств № -1, ДОД ОДЮСШОР «Академия футбола» - 1, ДОД СДЮСШОР №1., ДШИ №3. Дети имеют возможность в шаговой доступности от дома заниматься пулевой стрельбой, художественной гимнастикой, аэробикой, дзюдо, кекусенкай-каратэ, футболом, полиатлоном, лыжами, танцами, изобразительным искусством, музыкой, хореографией и др.

Для привлечения детей в кружки и спортивные секции традиционно  в сентябре проводятся показательные выступления детей из спортивных школ, театральной студии «Подмостки», студии танца «Атмосфера», хореографического ансамбля «Вдохновение», выставка работ по изобразительному искусству студии «Палитра» и т.д. Каждый ученик может найти в стенах школы интересное для себя занятие.

СЛАЙД  18

Основные ошибки в воспитательной деятельности родителей:

89108578008

  • отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;  
  • слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Буаст: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв»;  
  • неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);
  • чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. Павел Наторн сказал: «Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказаний, не приучайте его к ним». При крайней необходимости наказания нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрые говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;
  • нетребовательность в отношении детей (попустительство). Ян Амос Каменский: “Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетели”;
  • перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, милиция…);  
  • отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);
  • неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;
  • отсутствие должного, но уважительного, контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов;  
  • попытка создать ребенку тепличные условия;
  • ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки)

Не жалейте времени на своего ребёнка, ведь давно известно, что легче научить изначально правильно, чем переучить в дальнейшем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, к учебному труду".

С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.  Но подчас и от родителей пр...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"

Формирование качеств необходимых  школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста на...

Родительское собрание «Роль семьи в новом этапе жизни ребенка»

Разработка родительского собрания для родителей пятиклассников...

Родительское собрание "«Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду»

Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивац...

Методическая разработка Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей»

Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей»...

Родительское собрание: «Роль самооценки в формировании личности ребенка»

Представлен конспект родительского собрания "Роль самооценки в формированиии личности ребенка"....