Варианты создания карт личностно-ориентированного планирования
проект на тему

Проект.   Варианты создания карт личностно-ориентированного планирования для воспитанников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Варианты создания карт личностно-ориентированного

планирования для воспитанников с ОВЗ»

   Слайд №1.

   Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации воспитанников с   умственной отсталостью в интернатном учреждении показывают большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

Несформированность личностных качеств, знаний и умений влечет за собой не успешность в решении задач независимого жизнеустройства. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы максимально, учитывая возможность воспитанника, развивать социально-бытовые навыки, навыки социально-средовой ориентации, а также сформировать самостоятельность мышления, ответственность.

Мы изучили опыт личностно –ориентированного планирования и на протяжении ряда лет совместно с воспитанницами его реализуем.  

Исходя из актуальности в подготовке молодых людей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и  накоплению ими социального опыта в условиях реабилитационного центра я  разработала карты  личностно-ориентированного планирования  –  «Мой социальный опыт или как я готовлюсь к самостоятельной жизни», в котором выделены три основных направления:

«Я сама», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

Слайд 2. 

Цель: способствовать    приобретению     социального опыта, подготовке   вхождения в самостоятельную жизнь молодых людей с нарушениями умственного развития.

 Из этой цели вытекают следующие задачи:

Слайд 3.

  1. Определить   сильный и слабый уровни самостоятельности воспитанницы.   (Я работаю с группой девушек)
  2. Разработать формы педагогической поддержки воспитанницы по повышению ее готовности к самостоятельной жизни и накоплению социального опыта.  
  3. Задействовать все условия в учреждении для успешной реализации цели.

Слайд 4.

 Результативность подготовки может быть обеспечена, если: 

  • будет совместная заинтересованность воспитанницы и педагога в достижении цели;
  • содержание обучения будет ориентировано на подготовку  воспитанницы  к социально-бытовой и социально-средовой ориентации;
  • условия учреждения будут максимально использованы для этого проекта.

Слайд № 5. 

Траектория социально-личностного развития «Я сама», «Я и другие», «Я и окружающий мир» заключается в выявлении сильных и слабых сторон личности в социально-бытовой и социально-средовой подготовке и на этой основе выстраивание дальнейшей деятельности совместно с воспитанницей.

Методом наблюдения и совместной практической деятельности с воспитанницей выявляем сильные и слабые стороны умений и навыков воспитанницы.

Сильные стороны

 Слайд № 6.  «Я САМА»

 Социально-бытовые навыки:

  • Я знаю режим дня и выполняю его
  • Я знаю свои обязанности и выполняю их.
  • Я умею проводить влажную и сухую уборку помещений, поддерживать порядок.  
  • Я умею   ухаживать за одеждой и обувью.
  • Я знаю основные виды продуктов питания, правила их содержания.
  • Я могу приготовить   яичницу, сварить макароны, сделать бутерброды, заваривать чай).
  • Я знаю назначение денег, могу планировать покупки

Слайд № 7. «Я И ДРУГИЕ»

  • Я могу вместе с ребятами и девушками работать в мастерских, выполнять   коллективную работу.
  •  У меня есть друзья среди сверстников и взрослых детского дома.
  • Я могу помочь другому, если меня попросят об этом.
  • Я   стараюсь ни с кем не ссориться.

Слайд № 8.  «Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

  1. Я могу выходить за территорию детского дома самостоятельно.

  • Я знаю, где находится   железнодорожный вокзал, поликлиника, больница, магазины, аптека, кинотеатры, храм и парки Петергофа и как доехать.
  •  Я знаю правила поведения   в транспорте;
  • Я знаю правила безопасного поведения в городе;
  • Я стараюсь быть культурной с окружающими меня людьми.

В дальнейшем, в процессе совместной работы с воспитанницей, выявляем ее слабые стороны и определяем, что:  

Слайд №9 . «Я САМА»

  • Я неаккуратно содержу личную одежду и обувь.
  • Я не умею стирать в машине автомат.  
  • Я не умею пользоваться духовой печью электроплиты.  
  • Я не могу готовить салаты, первые и вторые блюда, выпекать.
  • Я не могу рассчитать свои расходы с доходами.
  • Я не умею считать деньги

Слайд № 10. «Я И ДРУГИЕ»

  • У меня мало друзей.      
  • Я могу быть не сдержанной  
  • Прислушиваюсь к чужому мнению.

Слайд № 11.  «Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

  • Я не могу обратиться с вопросом или просьбой к окружающим меня людям, находясь в транспорте, магазине, на улице.
  • Я не уверена в своих действиях, когда мне надо выйти на нужной остановке, выбрать одежду, обувь, найти свое место в театре и т.д.
  • Я не могу рассчитываться с продавцом за покупки, не умею считать деньги, не понимаю цены.

Определив слабые стороны социальной ориентации воспитанницы, воспитатель, совместно с воспитанницей, составляют план действий- выстраиваем линию поведения:    

Слайд № 12,  Линия поведения.  

  1. Развивают и закрепляют основные бытовые умения и навыки воспитанницы, обеспечивающие постепенное вхождение в социально-бытовую жизненную среду.
  2. Постепенно расширяют спектр социально-средовых умений и навыков воспитанницы, которые необходимы в процессе её жизнедеятельности.
  3.  Формируют и вводят в межличностное социальное общение воспитанницы продуктивные средства коммуникации.

Для более продуктивных результатов в достижении цели задействуем окружающих людей воспитанницы, привлекаем персонал группы, выстраиваем взаимодействие воспитанницы с педагогами, психологом, работниками социальной службы учреждения и др.

Опираясь на слабые стороны  умений и навыков воспитанницы, совместно с  ней  развиваем и закрепляем основные бытовые умения и навыки.

Слайды № 13, 14.  Мой социальный опыт. Я учусь.   

  • Я учусь сервировать стол. (Эту задачу решает воспитатель совместно с воспитанницей   в период проведения дней рождений воспитанниц, новогодних праздников. Привлекается педагог по социально-бытовой ориентации на занятиях с воспитанницей. Дополнительно просматриваются видео материалы по обучению навыкам сервировки)
  • Я учусь готовить первые и вторые блюда, делать салаты и выпечку.  (Воспитатель совместно с воспитанницей составляют план, определяют основные виды кулинарных блюд, которые воспитанница желает научиться готовить, совместно изучают рецепты приготовления блюд. Привлекается педагог по социально-бытовой ориентации на занятиях с воспитанницей в кафе.)  
  • Я учусь стирать в машине автомат. (Наилучшим образом эту задачу поможет решить «любимая» санитарка группы, как они называют людей, к которым испытывают симпатии, в период еженедельной стирки белья в машине автомат в группе.)
  • Я учусь считать деньги, планировать расходы в сочетании с доходами. (Совместно с воспитанницей воспитатель, ориентируясь на возможности воспитанницы, составляет поэтапный план для обучения воспитанницы навыкам планирования расходов, счета денег. Совместно с воспитанницей проводит практические занятия.)
  • Я учусь быть аккуратной хозяйкой. (Воспитатель на примерах показывает воспитаннице порядок содержания личных вещей, обучает умениям, проводит практические занятия и конкурсы на самую аккуратную хозяйку, тем самым, мотивируя воспитанницу на проявление аккуратности содержания вещей).

Формируем и закрепляем навыки социально-средовой ориентации.

Слайды № 15, 16, 17.  Мой социальный опыт. Я учусь. 

Воспитатель совместно с воспитанницей составляют план   действий по обучению социально-средовых умений. На начальных этапах проводятся   практические занятия-моделирование различных ситуаций в группе. Затем последовательно закрепляются социально-средовые умения воспитанницы в период выхода за территорию учреждения.

  • Я учусь пользоваться общественным транспортом.
  • Я учусь оплачивать за проезд.
  • Я учусь ориентироваться в городе, когда выхожу за территорию учреждения    
  • Я учусь выбирать продукты
  • Я учусь выбирать вещи.
  • Я учусь оплачивать за товар.
  • Я учусь покупать лекарства в аптеке
  • Я учусь пользоваться терминалом
  • Я учусь соблюдать правила пешеходов.

Формируем и вводим  в межличностное социальное общение воспитанницы продуктивные средства коммуникации.

 Слайд № 18.  «Учусь общению»  

  • Расширяется круг общения воспитанницы. (Совместно с воспитанницей воспитатель составляет план, в котором воспитанница будет принимать участие в праздниках, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях.  Решением этих задач занимаются воспитатели группы, а также привлекаются   педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель).
  • Спектр социальных коммуникаций.  (Совместно с воспитанницей воспитатель составляет план, в котором воспитанница будет обучаться различным социальным коммуникациям: как обратиться с вопросом и обменяться информацией в различных социально-средовых условиях – обратиться с вопросом к прохожим, обменяться информацией с продавцом в магазине и т. д.)          
  • Формируется, развивается культура коммуникаций и нормы поведения. (Контроль негативных эмоций, сдержанность в общении с окружающими людьми. Воспитатель, согласно своему плану, совместно с воспитанницей проводит практические занятия, используя модели различных ситуаций, ядром которых является культура и норма коммуникаций. К решению данной задачи задействуется также педагог-психолог, взрослое окружение воспитанницы).

 Важную роль по   подготовке к самостоятельному проживанию воспитанниц играет социальный дом, в котором в полном объеме воспитанницы приобретают социальный опыт.

Слайд № 19.

Это мой опыт. Карта личностно ориентированного планирования «Мой социальный опыт или как я готовлюсь к самостоятельной жизни» не представляет собой знакомой нам карты.  Это комплект карт, в которых отражен весь спектр мероприятий, форм и методов работы по реализации цели проекта - личностно-ориентированного социального развития воспитанниц.

Слайд №20

Вывод:

По истечении времени пребывания в Центре реабилитации воспитанники выходят на самостоятельное проживание в социальные квартиры или во взрослое учреждение.

Работа по проекту личностно ориентирования планирования дали хорошие результаты. За два последних года 6 воспитанниц группы получили социальные квартиры и успешно, самостоятельно проживают в них.

Таким образом, успешность приобретения ими социального опыта свидетельствует о целесообразности реализации такого проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный интегрированный урок по физике, математике, информатике "Графическое представление физических формул.Создание графиков в текстовом редакторе MS Word"

Тема урока:«Графическое представление физических формул. Создание графиков с использованием средств текстового редактора MSWord»Цели урока:используя математические знания, помочь учен...

Методические рекомендации по составлению и работе с картами личностно - ориентированного планирования

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»Комитета по социальной политике...

Методика Личностно -ориентированного планирования. Работа с картами страхов и стрессов

Описание методики ЛОП. Работа по отдельным картам страхов и стрессов...

Технологическая карта личностно ориентированного урока по истории 5 класса .

Технологическая карта личностно ориентированного урока по истории 5 класса ....

Персонализированное обучение как один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Школе необходимо сформировать личность свободную и толерантную, ответственную и ...