Взаимодействие семьи и школы как залог успеха
статья на тему

Ханова Светлана Васильевна

Статья о необходимости сотрудничества семьи и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola_statya_na_sayt.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ханова С. В.

социальный педагог  высшей категории 

ГБОУ школа № 645

Пушкинский район Санкт-Петербурга

Взаимодействие семьи и школы как залог успеха

учебно-воспитательного процесса.

 ГБОУ школа №645 расположена в жилом комплекс (ЖК) «Славянка». Это новый перспективный жилой комплекс Пушкинского района Санкт-Петербурга, который заселен, в основном, семьями военнослужащих запаса, прибывших сюда из различных уголков нашей необъятной Родины. Люди въехали сюда недавно и еще плохо знают друг друга, что и привлекает в Славянку криминал. Затеряться среди незнакомых намного проще, особенно если здесь еще недостаточно развита структура правоохранительных органов. Это представляет социальную опасность для жителей.

           Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения, выработки привычек здорового образа жизни, формирование семейных традиций и культурных ценностей у детей и подростков.

Главной особенностью в школах ЖК «Славянка» является тот факт, что юные жители Славянки родились в семьях кадровых военных, еще недавно выполнявших свой долг по защите Российской Федерации. Это выходцы из военных городков, закрытых гарнизонов, которые видели танки, самолеты, корабли и подводные лодки не только на картинках, как большинство обычных учеников, многие из них уже посещали полковые стрельбища, разбирали оружие и имеют первичные навыки строевой выправки. Эти дети обладают ярко выраженным чувством гордости за своих родителей – защитников Родины, от которых им с материнским молоком передалось чувство патриотизма.

Основная задача образования - дать возможность каждому ребенку, с учетом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который ему поможет не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

         Несомненно, практически в каждой школе есть дети, которые требуют себе особенного внимания, им необходим индивидуальный подход. Наша школа не исключение.

          Работа по выявлению детей с проблемами поведения и воспитания начинается с составления социального паспорта класса, в котором классный руководитель, после тщательного знакомства с семьями воспитанников, отражает следующие критерии: неполные семьи, неблагополучные, многодетные, малообеспеченные, опекаемые дети, дети-инвалиды, дети, требующие повышенного внимания. Социальные паспорта сдаются заместителю директора по воспитательной работе, который совместно с социальным педагогом составляет общий социальный паспорт школы.              

        Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. Такую работу можно разделить на три группы: профилактика, коррекция и реабилитация. Основное направление в работе – это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся:

1.Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 2.Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка. 3.Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.

4.Рейды в неблагополучные семьи и выявление жилищно-бытовых условий.

5. Изучение положения подростка в коллективе.

6.Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

7. Изучение интересов и способностей учащихся.

8. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы)

9. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

10. Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.

11. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью    

     диагностики отклонений от нормального поведения, причин

     психофизиологического, неврогенного характера.  

12. Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных

     ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений.

Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся. Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, привлекая различные службы ведомств и учреждений. Благодаря совместным усилиям специалистов различных ведомств мы можем добиться желаемого результата.

        Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в образовательном учреждении на индивидуальном психологическом и социально-педагогическом сопровождении. В ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. Таким образом, с родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия социального педагога, других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранении воспитательного ресурса.

Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,

- знакомство с бытовыми условиями учащихся;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

- составление программ совместных действий;

- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

- мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.

          Эффективными формами работы также являются индивидуальные

тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение

родительских собраний.

          Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними

 и  семьями, оказавшимся в социально опасном положении и

нуждающиеся в социально-правовой помощи, социализации,

реабилитации, адаптации осуществляется посредством психолого-

педагогического, медико-социального-правового и воспитательного

сопровождения. В этом большую помощь школе оказывает Центр

социальной помощи семье и детям «Аист»,  ГБУ  ДО ЦППМСП Пушкинского района СПб,  ОДН ОМВД России по Пушкинскому району СПб, Отдел образования администрации Пушкинского района СПб.

           Непрерывное сопровождение каждого несовершеннолетнего

ребёнка и каждой семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или

социально опасном положении всеми органами и учреждениями системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних –  

  необходимо для достижения совместных положительных, эффективных

 результатов в работе с несовершеннолетними и их семьями.

 

                            Список использованной литературы:

  1. Федеральный Закон РФ от 21.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  2. Психология и педагогика социальной работы с семьёй Л.В.Карцева, Изд. Дашков и К,, 2009 г.
  3. Справочная книга социального педагога Р.В. Овчарова, Изд. «Сфера»,2004 г.
  4. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. М.А.Ковальчук; И.Ю. Тарханова, Изд. »Владос», 2010г.
  5. Социальная педагогика А.И. Левко, Изд. ИВЦ Манфина, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями....

Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка

Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...

Взаимодействие семьи и школы, как залог успеха учебно-воспитательного процесса учащихся, состоящих на ВШПУ

Взаимодействие семьи и школы, как залог успеха учебно-воспитательного процесса учащихся, состоящих на ВШПУ...

Доклад"Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса"

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы  Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главны...

Взаимодействие семьи и школы – залог успеха образовательного процесса

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования учащихся. Справедливо писал В.А. Сухомли...