Мастер-класс Билингвистичность школьников как среда для этнопедагогики
статья на тему

Гагарин Василий Иванович

Билингвизм -  владение двумя различными языками или диалектами одного языка в степени, достаточной для общения.

Существует 2 основных толкования билингвизма: узкое - одинаково совершенное владение двумя языками и широкое – относительное:  владение вторым языком, умение им пользоваться в определенных сферах общения. Так, умение воспринимать иноязычную речь на слух (например, при слушании радио) и неумение говорить на данном языке в узком понимании не оценивается как билингвизм, но в широком – считается.  По- видимому, более целесообразно (в т. ч. при анализе проблем образования) придерживаться второго подхода, дифференцируя владение вторым языком по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письменная речь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_bilingvistichnost_shkolnikov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Билингвистичность школьников как среда для этнопедагогики

                                                                                    Гагарин Василий Иванович, руководитель Б-Кочинского школьного

музея этнографии и фольклора,

учитель истории и обществознания

        Цель: показать формы и приёмы развития  личности школьников в билингвистичной среде средствами этнопедагогики .

        Форма проведения мастер-класса – интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

  1. Народная педагогика и этнопедагогика

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д.
Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом.

А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика
— наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.

ЭТНОПЕДАГОГИКА - особое направление в исследовании социализации и образования. Она сформировалась во 2-й половине 20 века как междисциплинарная отрасль знаний на стыке этнологических) и психолого-педагогических наук. В этнопедагогике традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности и интерпретируются в категориях педагогики.
Основной целью этнопедагогики стал учёт образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания.
В оценке этнопедагогики её места в системе педагогического знания существуют различные позиции. Некоторые считают ее задачей изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приёмов и традиций воспитательных воздействий, в т.ч. обрядовых и т.п. Другая часть специалистов рассматривает этнопедагогику как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями национальной и мировой культуры.

Положительные моменты билингвистичности школьников:

Билингвизм -  владение двумя различными языками или диалектами одного языка в степени, достаточной для общения.

Существует 2 основных толкования билингвизма: узкое - одинаково совершенное владение двумя языками и широкое – относительное:  владение вторым языком, умение им пользоваться в определенных сферах общения. Так, умение воспринимать иноязычную речь на слух (например, при слушании радио) и неумение говорить на данном языке в узком понимании не оценивается как билингвизм, но в широком – считается.  По- видимому, более целесообразно (в т. ч. при анализе проблем образования) придерживаться второго подхода, дифференцируя владение вторым языком по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письменная речь).

Итак, по данным исследований, билингвистичный школьник:

- превосходит моноязычных детей в некоторых специфических задачах, например, в языковых играх, но, в общем, различия между двуязычными и моноязычными незначительны;

- Дети, причастные к двум различным культурам, будут идентифицировать себя с обеими;

- Подавляющее большинство билингвичных людей могут думать на любом из двух языков;

- Многие, если не все, двуязычные дети использует одновременно оба языка на ранней стадии развития речи;

- дети узнают оба языка независимо от того, как именно они сталкиваются с ними, если только это происходит постоянно;

- при мысленном переводе с одного языка на другой информация усваивается в полном объёме.


  1. Представление занятия:

На доске плакат: «У коми-пермяков нет ни пирамид, ни акрополей… Самая большая их ценность – это язык» Г.Н.Чагин, профессор ПГУ.

  • Рассказ педагога о проекте занятия.

Занятие должно показать, какие методы, формы, приёмы применяет педагог для формирования языковой личности, используя возможности этнопедагогики.

 

  • Определение основных приёмов и методов работы, которые будут демонстрироваться.

  • Краткая характеристика результативности используемой технологии.

При проведении даже разовых мероприятий у ребят меняется отношение к языку. Появляется заинтересованность в предмете. Возникает желание ещё побывать на подобных занятиях, у некоторых – заниматься исследовательской работой.

При проведении цикла занятий  складывается система в познаниях о родном языке, о России, о родном крае, о лучших чертах национального характера, повышается интерес к языку, к традиционной культуре, внимание к слову, улучшается грамотность, растёт активность учащихся и т.д.

  1. Занятие со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы с учащимися

- составление газеты «Эхо истории за 26 августа» на коми-пермяцком языке. Для этого всем слушателям выдаются сообщения об исторических датах и событиях, произошедших 26 августа. На отдельных листочках они должны сделать перевод и прикрепить сообщение к газете.

Примерные сообщения и их перевод в Приложении 1.

  1. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя и слушателей.

  • Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.

Литература

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 137.
  2. Подюков И.А., Черных А.В., Е.М. Четина. Концепция содержания национального образования в Пермской области. – Пермь, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"

Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ...

Мастер класс "Фитнесс для школьников"

В презентации представлены основные упражнения с использованием фитбола...

Мастер-класс "Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины"

.В данной работе представлено выступление на мастер-классе по теме  "Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины" (19.11.14)...

Мастер-класс по теме: «Загрязнение окружающей среды как локальная экологическая проблема».

1. Вступительноеслово учителя: Национально-региональный компонент формирует понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи...

Отчет о проведении профориетационного мастер-класса для младших школьников.

Данный материал содержит информацию о проведении профориентационного мастер-класса для младших школьников на тему ""Знакомство с профессией "Флорист""...

Мастер-класс Креативное мышление школьников на уроках английского языка

laquo;Путь в тысячу миль начинается с первого шага….»Лао ЦзыПриобретение знаний человечеством – это шаги креативного мышления отдельных личностей. Как повысить интерес к ...

Мастер-класс по теме" "Цифровая образовательная среда как средство социализации подростка.

Страничка для родителей. Вебинар по теме" "Цифроваяобразовательная среда как ссредсво социализации подростка" .  Материал поможет родителям сориентироваться в цифровом пространстве...