Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»
статья на тему

Марян Марина Альбертовна

В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Работа с семьей по профилактики и коррекции

отклоняющегося поведения подростков»

(из опыта работы педагога-организатора МБОУ «Школа-гимназия» г.Ярцево Смоленской области Марян М.А.)

Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности учителей. Социального педагога, психолога. Работа должна проводится целостно как с самим ребенком, так и с его семьей.

Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, а в другой – естественная норма жизни.

Основные задачи:

- проведение информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармоний семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;

- осуществление диагностической работы для выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;

- осуществление комплексной коррекционной работы по восстановлению здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции нарушений в семейном воспитании.

Поставленные задачи определяют формы работы с семьей в целях профилактики и коррекции отношений в поведении детей.

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

- изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию детей;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания ребенка;

- анализ результатов совместной воспитательной деятельности.

Методы изучения семьи:

- наблюдение;

- беседа;

- тестирование;

- анкетирование;

- деловая игра;

- анализ детских рассказов, рисунков о семье

Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее проявления уважения по всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Правила изучения семьи:

- родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения;

- изучение должно быть целенаправленным, планомерным и

  систематическим;

- методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами

  воспитания;

- психолого-педагогические методы должны быть разнообразны,

  применяться в комплексе.

Данные при изучении семьи:

- Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.

- Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.

- Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции.

Типы семей по принципу возможности использования

 нравственного потенциала для воспитания детей

  1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя советы не исключаются.

2. Семья с нормальными отношениями между родителями. Но дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что требует внимания педагога.

3. Конфликтные семьи. Родители не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи. Нужно активное педагогическое воздействие.

4. Внешнее благополучие семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности. Воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5. Неблагополучные семьи. Требуют постоянного внимания, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Формы организации педагогического просвещения

1. Лекции – это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

Тематика:

«Возрастные особенности подростков»;

«Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростка в семейном воспитании»;

«Роль семьи в предупреждении девиантного поведения детей».

  1. Психолого-педагогические консультации:

             «Семейная атмосфера»; «Гармоничная семья»;

             «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка».

  1. Практикумы – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.

«Опыт семейного воспитания»;

«Микроклимат семьи»;

«Какой у вас ребенок».

 4. Педагогическая дискуссия – обсуждение поставленных проблем, выработка умения анализировать факты и явления.

      Главный принцип – уважения к позиции и мнению любого участника.

«Школьная форма: за и против».

«Справедливы ли вы к своим детям».

  1. Родительское собрание.

«Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждения».

  1. Тренинги для родителей  «Общение без конфликтов»

Причины девиантного поведения детей обусловлены различными факторами, в том числе и недостатками воспитательно-образовательной работы семьи и школы.

Здесь необходимо тесное взаимодействие. Цель этого взаимодействия – оптимизация социально-педагогической ситуации развития ребенка, т.е. преодоление сложностей в развитии подростка, улучшение условий его обучения и воспитания.

В этой связи мы разрабатываем оптимальную модель психолого-педагогического взаимодействия семьи и школы.

Работа по индивидуальным реабилитационным программам позволяет более широко учитывать индивидуальные особенности конкретной семьи, шире использовать ее внутренний потенциал в решении своих проблем.

Таким образом, понимание семьи как системы приводит к пониманию необходимости применения комплексного, системного подхода к организации психолого-педагогической коррекции отклонений в поведении детей. Только совместная работа со всеми членами семьи может привести к положительным результатам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Выступление на педагогическом совете по теме "Работа с одаренными детьми как необходимое условие качества образования"

      Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результато...

Выступление на педагогическом совете по теме «Работа школьных кружков, секций и объединений»

Я веду кружок по настольному теннису третий год. Проводятся  занятия во вторую половину дня, что удобно для ребят.Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способс...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....

Выступление на педагогическом совете с темой "Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе"

Доклад на педагогическиский совет «Влияние семьи и школы на социализацию индивида в современном обществе»...