Выступление на педагогическом совете с темой " Профилактика и предупреждение асоциального поведение у подростков"
материал

Корнеева Диана Константиновна

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ у подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_korneeva_31.08.2021.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.

 Для начала нужно дать определение понятий «асоциальное поведение» и «профилактика». Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов.

 Ведь Цель педсовета:

  • анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе
  • разработка механизма действий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних

Задачи:

  • определить проблемные направления в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества.

К числу безнадзорных детей согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" мы относим всех, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей.

В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ).

Данный закон определяет основные понятия

  • безнадзорный
  • беспризорный
  • антиобщественные действия
  • семья, находящаяся в социально опасном положении,
  • индивидуальная профилактическая работа
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Это- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
  • Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Что является причиной асоциального поведения  несовершеннолетних учащихся?

Отклонение в поведении  - это внешняя форма проявления внутреннего состояния личности  - оппозиция учащегося к миру взрослых, негативное отношение к общественным делам и ценностям коллектива. Подобное поведение нередко можно встретить и у нравственно развитого  учащегося. Это может быть неординарный учащийся, с самостоятельным складом ума, вошедший в противоречие с рутинной педагогикой и косными традициями. Это может быть учащийся с отклонениями в психическом развитии.

Педагогическая запущенность – это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса -  неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние социальной среды, недостатки и ошибки воспитания в ОУ.

Неблагополучные малоимущие семьи, неполные семьи, благополучные семьи (дефицит воспитательных ресурсов).

Трудновоспитуемость – это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затрудняется педагогическое общение.

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ

1. Уклонение от учебы вследствие:

- неуспеваемости по большинству предметов;

- отставания в интеллектуальном развитии;

- ориентация на другие виды деятельности;

- отсутствие познавательных интересов.

2. Общественно-трудовая активность:

- отказ от общественных поручений;

- пренебрежительное отношение к делам класса;

- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

- пренебрежение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

- употребление спиртных напитков;

- употребление психотропных и токсических веществ;

- тяга к азартным играм; - курение;

- нездоровые сексуальные проявления.

4.Негативизм в оценке явлений действительности.

 

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

- грубость;

-драки;

- прогулы, пропуски занятий;

- недисциплинированность на уроках;

- избиение слабых, младших;

- вымогательство;

- жестокое отношение к животным;

- воровство;

- нарушение общественного порядка;

- немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

- равнодушное;

-скептическое;

- негативное;

- ожесточенное.

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних являются:

  • профилактическая беседа;
  • представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
  • профилактический учет и контроль;
  • направление в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;
  • меры воспитательного воздействия;
  • защитное предписание;
  • административное взыскание;
  • меры, принимаемые по приговору суда.

Основными направлениями в работе педагогов являются: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка.

Данные направления реализуются посредством следующих методов раннего выявления детей группы риска :

- изучение школьной документации (анализ журналов классных руководителей и классных журналов, анализ паспортов здоровья, анализ учета посещаемости, фиксированных нарушений дисциплины)

-запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

-беседа с учителями, учащимися, родителями, соседями, опрос мнений

-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье (анализ карты наблюдений, анализ психолого-педагогических карт учащихся и социально-психологических карт характеристики семьи).

-методы педагогической диагностики (анализ уровня воспитанности по методике Капустина, социометрические исследования, методики изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман);

-психологический диагностический комплекс (диагностика характерологических особенностей личности: Айзенк; изучение акцентуаций характера по Леонгарду, Шмишеку; изучение эмоционального фона: тест Люшера)

                                                    Рекомендации:

Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.

                                               Подведение итогов.

Главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи.  Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Как известно, дети учатся у жизни.

         

Педагог-психолог Корнеева Д.К

Входной тест для классных руководителей.

Отвечать «да» или «нет»

1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.

7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

8. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.

9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.

10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

11. Обучаю детей методам самовоспитания.

12. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

14. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.

15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

18. Не ставлю на ребенке крест.

19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.

24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том- же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще недостаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

Итак, мы определили, насколько рассматриваемая проблема актуальна и важна. Необходимым условием эффективности воспитательно– профилактической работы является ее систематичность. Теперь давайте заполним таблицу «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми» проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.