материал для проведения педсовета по теме « Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы».
материал на тему

Постникова Светлана Борисовна

В материале определены основные методы  раннего выявления детей группы риска, даны рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся.    Методика воспитательно-профилактической работы».

                                                        «Даже если человек страдает сам из-за себя,

                                                      разве не лучше, чтобы ему помогли,

                                                      если кто-то на это способен?»

                                                                                            Серен Кьеркегор.

  1. Вступительное слово заместителя директора по ВР.

Тема сегодняшнего педсовета «Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы».

Для начала нужно дать определение понятия «профилактика». Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (Ковальчук М.А.).

Цель педсовета:

  • анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе
  • разработка механизма действий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних

Задачи:

  • определить проблемные направления в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Данное социальное явление, вызванное целым комплексом причин, характеризуют следующие показатели и нашей школы.

преступление

правонарушение

Особо опасное деяние

    0         2

       0          1

Одна из главных характеристик учащихся их поведение. Социально-одобряемое поведение – это одно из важнейших условий успешности учащегося, его социализации.

Поведение – интегративный внешний показатель внутреннего мира человека, системы его мотивов, установок, отношений. Поэтому- то именно   поведение учащегося повседневно является объектом анализа со стороны педагога и критерием качества воспитательных усилий.

Поведение – внешнее выражение деятельности человека, совокупность поступков, намеренных и непреднамеренных.

Поступок – единица человеческого поведения. Это действие личности, социальное значение которой ею самой понятно, т.е. это действие осмысленное. Вот почему именно поступок – основной предмет воспитательных бесед, педагогических усилий, взаимных обсуждений педагога и учащегося. Поступок, нарушающий моральные нормы, квалифицируется как проступок, подлежащий порицанию, осуждению, наказанию педагогическому, но не правовому и юридическому.

К проступкам в педпрактике обычно относят нарушения правил режима ОУ – прогулы, опоздания, нарушения дисциплины, отказ от выполнения требований педагогов, наиболее конфликтные формы проступка – грубость, свернословие, ложь, порча общественного имущества.

Понятно, что когда поступок вступает в противоречие с правовыми нормами,  он квалифицируется как преступление или правонарушение.

Уголовная ответственность в РФ начинается с достижением 14 летнего возраста.

ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По действующему закону (ч. 1 ст. 20 УК) уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего, а за совершение перечисленных в законе 20 преступлений (ч. 2 ст. 20 УК) - достигшее 14-летнего возраста.  – убийство, кража, изнасилование, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, хулиганство, бандитизим, угон автотранспортного средства.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача

Статья 6.11. Занятие проституцией

Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества

Статья 7.27. Мелкое хищение

Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте

Статья 11.18. Безбилетный проезд

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (в ред. Федерального закона  от 22.04.2005 N 38-ФЗ)

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.04.2006 № 57-ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ)

Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

( в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ)

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Что является причиной асоциального поведения  несовершеннолетних учащихся?

  1. Отклонение в поведении  - это внешняя форма проявления внутреннего состояния личности  - оппозиция учащегося к миру взрослых, негативное отношение к общественным делам и ценностям коллектива. Подобное поведение нередко можно встретить и у нравственно развитого  учащегося. Это может быть неординарный учащийся, с самостоятельным складом ума, вошедший в противоречие с рутинной педагогикой и косными традициями. Это может быть учащийся с отклонениями в психическом развитии.
  2. Педагогическая запущенность это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса -  неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние социальной среды, недостатки и ошибки воспитания в ОУ.

Неблагополучные малоимущие семьи, неполные семьи, благополучные семьи (дефицит воспитательных ресурсов).

Трудновоспитуемость – это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затрудняется педагогическое общение.

    В условиях социально – экономического кризиса в последнее время возрастает наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицидность. Идет криминализация подростковой среды, омоложение преступности, растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних. Причин тому множество. Одной из них является недостаточное внимание со стороны педагогов «трудным»  детям, недоработки в воспитательно-профилактической  работе. Предлагаю вам выполнить тест, который позволит  каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.

                       Входной тест для классных руководителей.

Отвечать «да» или «нет»

  1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
  3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
  5. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
  6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
  8. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
  9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
  10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
  11. Обучаю детей методам самовоспитания.
  12. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.
  13. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.
  14. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.
  15. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
  16. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
  17. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
  18. Не ставлю на ребенке крест.
  19. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  20. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
  21. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  22. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
  23. Умею смотреть на вещи глазами подростка.
  24. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

 Педагогические ошибки.

  1. Отставание форм и методов воспитания от уровня развития современной молодежи (отставание педагога снижает его авторитет).
  2. Обедненность представлений педагога об учащемся, слабый учет индивидуальных особенностей, опора на клише, орицательные стереотипы, созданные на основе отрицательных черт личности, поступков (образ тупицы, хама, циника, вора).
  3. Отсутствие психологической поддержки и защиты со стороны педагога. Не создаются условия для деятельности учащегося, гарантирующие хотя бы первоначальный успех. Вместо создания ситуации успеха, положительного стимулирования поведения и отношения педагог прибегает к репрессивно-запретительным мерам (механизм привыкания к новой репрессии).
  4. Подмена педагогической позиции юридической, упрощенное сведение нравственного конфликта к уголовно-правовому. Вместо духовной работы над нравственной стороной поступка, которая в итоге ведет к приращению, развитию сознания подростка, педагоги опираются на угрозы применения уголовных наказаний, к которым иучащийся быстро привыкает.
  5. Неполноценное руководство межличностными отношениями учащегося, слабая осведомленность о его связях. Педагог игнорирует личную невключенность подростка в отношения в классе, группе, не помогает прорвать изоляцию на основе совместного дела и упускает навсегда учащегося. Уйдя в уличную компанию, он становится недосягаемым ни для контроля, ни для воздействия обычными педагогическими мерами.

      Необходимым условием эффективности воспитательно – профилактической работы является ее систематичность. Каждая группа получает бланк-лист «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми» и заполняет его, проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.

Группы выполняют задание.

Бланк – лист

«Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»

Действие – задача

Ранжирование

Сформировать потребность к самовоспитанию.

7

Выявить причины его трудновоспитуемости

2

Формирование положительных качеств личности

5

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

4

Поставить психолого-педагогический диагноз

3

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

6

Изучить личность подростка

1

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Существует разработанная система деятельности по раннему выявлению детей группы риска.

 Основными направлениями в работе педагогов являются: изучение  положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение  состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей;  изучение основных ценностных ориентиров школьника.

          Данные направления реализуются посредством следующих методов раннего выявления детей группы риска :       

          - изучение школьной документации 

          - изучение информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

- беседа, опрос мнений

- наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье

- методы педагогической диагностики

- методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание)

- психологический диагностический комплекс

Система деятельности по раннему выявлению детей группы риска

Основные направления в работе

Методы  раннего выявления детей

группы риска

Изучение  положения ребенка в окружающей социальной микросреде.

- изучение школьной документации (анализ журналов классных руководителей и классных журналов, анализ паспортов здоровья, анализ учета посещаемости, фиксированных нарушений дисциплины)

          -изучение  информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

-беседа с учителями, учащимися, родителями, соседями, опрос мнений

-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье (анализ карты наблюдений, анализ психолого-педагогических карт учащихся и  социально-психологических карт характеристики семьи).

-методы педагогической диагностики (анализ уровня воспитанности по методике Капустина, социометрические исследования, методики изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман); самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова); изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);

-методы самоизучения и самооценки (анкеты, сочинения, тестирования, игры на самопознание)

-психологический диагностический комплекс (диагностика характерологических особенностей личности: Айзенк; изучение акцентуаций характера по Леонгарду, Шмишеку; изучение эмоционального фона: тест Люшера)

Выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности.

Определение уровня обучаемости.

Изучение  состояние физического здоровья ребенка.

Установление степени искажений духовных потребностей: в общении, в эмоциональной привязанности, в положительных впечатлениях, в положительной оценке личности, в творческой деятельности.

Изучение основных ценностных ориентиров школьника.

     Но на этом выявление детей группы риска не заканчивается, так  как нельзя на основании трех методик изучить личность школьника. Выявление   учащихся группы риска ведется в течение всего учебного года регулярно и систематически и осуществляется комплексной методикой, которая включает в себя:

Во-первых, изучение школьной документации и изучение информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

Во-вторых, беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений. 

В-третьих, проведение педагогической диагностики:

  • Методика определения уровня воспитанности классного коллектива (Н.П.Капустина);
  • Методика изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман);
  • Самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова);
  • Методика изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);
  • Социометрия.

Выводы по раннему выявлению детей группы риска будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося  привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:

1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану;

2) самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;

 3) игры, направленные на самопознание.

По результатам изучения, анализа диагностики отклоняющегося поведения  раз в четверть классным руководителем и психологом должна  заполняться карта наблюдений.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения используется карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть совместно классным руководителем и психологом (демонстрация карты). Неблагополучие ребенка мы можем наблюдать в следующих сферах: учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, проведение свободного времени, отношение к труду и профессиональная ориентация, поведение и поступки.

Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся и определения степени её эффективности.

Методы самоизучения и самооценки.

1) сочинения по определенной тематике и заранее составленному плану

Тематика

План сочинения

Классы

«Поступки хорошие и плохие»

  1. Какие поступки товарищей тебе нравятся и почему?
  2. Какие  не нравятся?
  3. Какие ошибки ты сам совершал?
  4. Как осуждал себя за это, что делаешь, чтобы не повторять ошибок?

5 - 7

«Учусь признавать ошибки»

  1. Отчего люди совершают ошибки?
  2. какие ошибки чаще всего совершают твои товарищи?
  3. Какие ошибки делаешь сам?
  4. Как и когда ты испытывал чувство стыда, раскаяния за свое поведение?
  5. Что ты решил исправить в себе и как?

8-9

«За что ценят истинных друзей»

  1. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  2. За что ты ценишь своих друзей?
  3. Что ценят в тебе твои друзья?
  4. За что ты критикуешь других и за что критикуют тебя?

10-11

2) Самоинтервью «Познай себя»;

Задание ученику: каждое соответствующее действительности утверждение отмечай знаком «+», несоответствующее знаком «- ».

  1. Ты всегда справедлив, никогда не обижаешь товарищей, не поощряешь плохих поступков.
  2. Ты всегда искренен, выражаешь свое мнение открыто.
  3. Ты всегда готов прийти на помощь другу.
  4. Ты считаешь делом чести выполнение общественного поручения.
  5. Ты человек дела, слово держать умеешь.
  6. Ты никогда не ищешь причин, чтобы избежать работы.
  7. Ты правильно реагируешь на критику твоих недостатков.

3) игры, направленные на самопознание.

«Расскажи мне обо мне»

Каждый ученик получает карточку с фамилией одноклассника, чьи положительные и отрицательные качества он должен охарактеризовать, затем дать совет, от каких недостатков ему следует избавиться прежде всего, выбрать поручение, где бы он мог проявить свои положительные качества.

Волшебный магазин

Основная игровая задача: мотивирование своих выборов и осознание человеческих ценностей.

Роли: продавец, покупатель, эксперт.

Каждая пара садится напротив друг друга и заполняет свои карточки. Продавец торгует жизненными благами (записаны на карточках): слава, сила, карьера, самолет, успех, счастье, машина, дача, любовь и т.д. покупатель расплачивается своим ценностями (записаны на карточках): свобода, любовь, здоровье, честь…покупатель предлагает товар, хвалит его, рекламирует. Торг длится не более 2 – 3 минут. Затем в игру вступает следующая пара.

Чудо  - мастер

Основная игровая задача: игра формулирует проблему, которая открывает перед каждым участником множество вариантов для выбора. Это поможет каждому задуматься над тем, что для него является самым важным в жизни, выстраивая собственную шкалу ценностей.

Ведущий раздает участникам листки, на которых перечислены 15 чудо – мастеров. Каждый участник работает самостоятельно и выбирает 5 чудо – мастеров, которым он дает высшую оценку, это те пятеро, чьи дары он больше всего желал бы получить. Затем каждого участника просят выбрать еще 5 специалистов. Остается группа из 5 менее желанных мастеров. Далее начинается дискуссия. Ведущий предлагает поделиться своими впечатлениями по поводу наиболее и наименее желанных мастеров. В заключении ведущий задает сложный вопрос: «Что вы сами делаете сейчас, чтобы достичь того, что 5 чудо-мастеров могли бы сделать для вас?»

Идея игры в том, что каждый из нас является чудо–мастером. К каким чудесам мы стремимся? С чего мы начинаем? Чем мы можем помочь друг другу?

Рабочий лист каждому участнику.

Вот группа из 15 выдающихся специалистов, оцениваемых как чудо – мастеров. Представим, что они согласились продемонстрировать вам свое мастерство. Вы сами должны решить, кто из них может дать вам то, что  важнее в жизни именно для вас.

  1. знаменитый хирург, делающий пластические операции. Благодаря новой безболезненной технологии, он может добиться того, чтобы вы выглядели так, как вы хотите. Ваш идеал внешности может стать реальностью.
  2. специалист по выбору места учебы и работы. Место учебы и работы расположены в том месте, которое вы выберете, будут ваши.
  3. специалист в области сексуальных отношений, он гарантирует, что вы будете безупречным мужчиной или женщиной.
  4. специалист гарантирует вам долгую жизнь (до возраста 200 лет) и замедленный процесс старения. Например, в возрасте 60 лет вы будете себя чувствовать как в 20.
  5. специалист обеспечит вам идеальное здоровье и защиту от заболеваний в течение всей вашей жизни.
  6. специалист в области отношений с родителями. Он гарантирует, что вы никогда не будете иметь никаких проблем с вашими родителями. Они примут ваши ценности и ваш образ жизни. Вы будете свободны от контроля и насмешек со стороны ваших родителей.
  7. специалист гарантирует, что вы никогда не будете иметь неприятности с властями. Он обеспечит вашу неприкосновенность и свободу от любого контроля со стороны школы, милиции, правительства (включая армию).
  8. специалист гарантирует, что вы будете иметь друзей, каких захотите сейчас и в будущем. Вам легко добиться расположения тех, кто вам нравится.
  9. специалист разовьет ваши способности и интеллект. Вы будете свободно решать самые трудные интеллектуальные задачи. Эта способность сохранится в течение всей вашей жизни.
  10. специалист гарантирует, что вы будете богаты. Он предлагает вам программу получения миллионов в течение нескольких недель.
  11. специалист сделает из вас превосходного лидера. Вас будут слушать. На вас будут смотреть, вас будут уважать все окружающие вас люди.
  12. специалист поможет вам быть для всех симпатичным и навсегда избежать одиночества.
  13. специалист-гадалка. У нее вы получите ответы на все вопросы о вашем будущем.
  14. специалист гарантирует, что вы узнаете самого себя, обретете чувство собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе.
  15. специалист научит вас понимать свои желания. Вы будете всегда знать, чего вы хотите, и вас не смутят никакие сложные проблемы нашего времени.

Игра – презентация («Кто я? Чего хочу?») проводится в режиме «Аквариум», при котором игроки находятся внутри событий, а зрители сидят за меловой чертой, рядом с игровым полем. Игру проводят учащиеся, представляющие интересы отличников, хорошистов, неуспевающих. Игроки выступают с декларацией своих взглядов, интересов, сомнений. После игры зрители высказывают свое мнение.

       Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися -  процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят,  дорогу осилит идущий.

Рекомендации

классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,

 детьми группы «риска».

Документация

  1. Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика.
  2. Характеристика трудновоспитуемого ученика.
  3.  Акты посещения семьи.
  4. План профилактической  работы на четверть.
  5. Учет профилактической работы  по форме:

Дата

Форма и содержание профилактической работы

Участники

мероприятия

Роспись ученика и участников

Основные направления профилактической работы.

  1. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  4. Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым  контролировать  занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  5. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
  6. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
  7. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
  8. Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
  9. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
  10. Поддерживать тесную связь с КТД и зональным инспектором.
  11.  Проводить профилактические классные часы  и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры). 

     Психологические аспекты

  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  5. Не ставьте на ребенке крест.
  6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их

    Как видите, в рекомендациях помимо организационно – деятельностных аспектов есть еще и психологические. Мы говорим, этот ребенок с девиантным поведением (чаще неправильно -  «трудный»). А между тем, к факторам, которые способствуют проявлению девиантного поведения, относятся:

1) наличие неблагополучных семей (когда родители не только не занимаются воспитанием, но и показывают пример асоциального поведения);

2) ошибки, допускаемые педагогами. В результате педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия педагогов у ребенка происходят неблагоприятные изменения в психике, которые в медицинской психологии называются «дидактогении». Чтобы избежать в нашей с вами работе дидактогений, обратимся за помощью к науке «психологии».

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей. Прошу членов групп зачитать их.

а) Привлечь к себе внимание. 

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими. 

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш. 

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. 

Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Предлагаю группам проанализировать ситуации и выполнить задание.

Группы выполняют задание.

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.

Рекомендации:

  1. Игнорировать.
  2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.
  3. Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?
  4. Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.

Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другими

Рекомендации

Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.

Рекомендации

Не показывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные отношения.

Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:

а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: ребенок  остается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Рекомендации:

Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.

6. Подведение итогов .

     Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи.  Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.

Дети учатся жить у жизни:

  1. Если ребенка постоянно критикуют – он учится               ненавидеть.
  2. Если ребенок живет во вражде, он учится -                    быть агрессивным.
  3. Если  ребенка высмеивают – он                              становится замкнутым.
  4. Если ребенок растет в упреках – он учится             жить с чувством вины.
  5. Если ребенок растет в терпимости – он учится                 понимать других.
  6. Если ребенок растет в честности – он учится               быть справедливым.
  7. Если ребенок растет в безопасности – он учится               верить в людей.
  8. Если ребенка поддерживают – он учится                           ценить себя.
  9. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии

– он учится                                                           находить любовь в этом мире.

  1. Если ребенка хвалят – он учится                                    быть благородным.

Спасибо за внимание и удачи в воспитательно – профилактической работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся. Методика воспитательно-профилактической работы 20 апреля 2015 года Даже если человек страдает сам из-за себя, разве не лучше, чтобы ему помогли, если кто-то на это способен? Серен Кьеркегор.

Слайд 2

Цель педсовета: анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе разработка механизма действий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних МАОУ СОШ № 153 Задачи: определить проблемные направления в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних; определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики правонарушений несовершеннолетних; определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями.

Слайд 3

Профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия преступление правонарушение общественно опасное деяние 0 2 0 1 0

Слайд 4

Поведение – внешнее выражение деятельности человека, совокупность поступков, намеренных и непреднамеренных. Поступок – единица человеческого поведения Поступок, нарушающий моральные нормы, квалифицируется как проступок

Слайд 5

Отклонение в поведении - это внешняя форма проявления внутреннего состояния личности - оппозиция учащегося к миру взрослых, негативное отношение к общественным делам и ценностям коллектива. Педагогическая запущенность – это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса

Слайд 6

Трудновоспитуемость – это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затрудняется педагогическое общение. Подведение результатов: От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится. От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться. Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

Слайд 7

Педагогические ошибки . 1. Отставание форм и методов воспитания от уровня развития современной молодежи (отставание педагога снижает его авторитет). 2. Обедненность представлений педагога об учащемся, слабый учет индивидуальных особенностей, опора на клише, орицательные стереотипы, созданные на основе отрицательных черт личности, поступков (образ тупицы , хама, циника, вора). 3. Отсутствие психологической поддержки и защиты со стороны педагога. Не создаются условия для деятельности учащегося, гарантирующие хотя бы первоначальный успех. Вместо создания ситуации успеха, положительного стимулирования поведения и отношения педагог прибегает к репрессивно-запретительным мерам (механизм привыкания к новой репрессии).

Слайд 8

4. Подмена педагогической позиции юридической, упрощенное сведение нравственного конфликта к уголовно-правовому. Вместо духовной работы над нравственной стороной поступка, которая в итоге ведет к приращению, развитию сознания подростка, педагоги опираются на угрозы применения уголовных наказаний, к которым учащийся быстро привыкает. 5. Неполноценное руководство межличностными отношениями учащегося, слабая осведомленность о его связях. Педагог игнорирует личную невключенность подростка в отношения в классе, группе, не помогает прорвать изоляцию на основе совместного дела и упускает навсегда учащегося. Уйдя в уличную компанию, он становится недосягаемым ни для контроля, ни для воздействия обычными педагогическими мерами.

Слайд 9

Действие – задача Ранжирование Сформировать потребность к самовоспитанию. 7 Выявить причины его трудновоспитуемости 2 Формирование положительных качеств личности 5 Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения 4 Поставить психолого-педагогический диагноз 3 Сформировать положительный стереотип поведения подростка 6 Изучить личность подростка 1 « Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми »

Слайд 10

М етоды раннего выявления детей группы риска : - изучение школьной документации - изучение информации из подразделений по делам несовершеннолетних. - беседа, опрос мнений - наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, - методы педагогической диагностики - методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание) - психологический диагностический комплекс

Слайд 11

Дата Форма и содержание профилактической работы Участники мероприятия Роспись ученика и участников Рекомендации классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми, детьми группы « риска » . Документация Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика. Характеристика трудновоспитуемого ученика. Акты посещения семьи. План профилактической работы на четверть. Учет профилактической работы по форме:

Слайд 12

Дети учатся жить у жизни: Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным. Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

Слайд 13

Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым . Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире. Если ребенка хвалят – он учится быть благородным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся"

В данной работе сформулированы цели, задачи педсовета.Составлен план проведения педсовета, мониторинг социального паспорта школы за 3 года.Взаимодействие школы со службами и учреждениями профилактики ...

Организация работы в общеобразовательных организациях по профилактике деструктивного и асоциального поведения обучающихся

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...

Система воспитательной работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся

Презентация на тему "Система воспитательной работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся"....

Профилактика и предупреждение асоциального поведения подростков.

Асоциальное поведение – это поведение, которое не соответствует нормам и ролям, которые заранее обозначены в обществе....

Профилактика и предупреждение асоциального поведения подростков в образовательных учреждениях

laquo;Профилактика и предупреждение асоциального поведения подростков в образовательном учреждении»....