Основные задачи антиалкогольного воспитания учащихся
статья на тему

Липецкая  Светлана  Владимировна

В данной статье представлен методический материал по антиалкогольному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_zadachi_antialkogolnogo_vospitaniya_uch-sya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Государственное  бюджетное

                                        учреждение         школа  №  502

                                        Социальный  педагог:

                                        Липецкая  Светлана  Владимировна

Основные  задачи  антиалкогольного  воспитания  учащихся

В  последние  десятилетия  на  основе  увеличивающейся  доступности  спиртного,  алкогольных  традиций  и  психологической  настроенности   на  потребление  алкоголя  начала  развиваться  алкоголизация  большинства  развитых  стран.  Растут  быстро  беды  и  несчастья.  Неисчислимые  беды  алкоголь  несет  семье -  распад  семей  ежегодно  затрагивает 400.  тысяч  детей.   Специальные  школы  для  подростков  с  отклоняющимся  поведением  комплектуются  из  состава  учащихся  массовых  школ. 20%-  это  дети  из  семей,  где  родители  ранее  судимые,  48% - это  дети  пьяниц  и  хронических  алкоголиков.  В  семьях,  где  пьют  родители,  приучаются  к  спиртному  и  дети.  В  семьях,  где  родители  отличаются  низким  образовательным  и  культурным   уровнем,  пристрастием  к  спиртному, дети,  как  правило,  систематически  не  успевают  в  школе,   невоспитанны,  характеризуются  отклоняющимся  поведением.  Знакомство  со  спиртными  напитками  у  них  происходит  часто  уже  в  дошкольном  возрасте.

Антиалкогольная  проблема  не  просто  узко – бытовая,  медицинская  или  правовая.  Она  комплексная,  затрагивающая  вопросы  экономики,  политики,  медицины,  права,  педагогики,  психологии,  социологии,  поэтому  решать  ее  надо  комплексно,  с  учетом  всех  отмеченных  особенностей.

Работа  школы  по  формированию  позитивных  знаний,  убеждений,  трезвеннического  сознания  и  поведения,  готовности  к  трезвому  образу  жизни  у  школьников,  является  составной  частью  решения  алкогольной  проблемы.

Знания  учащиеся  приобретают  на  уроках,  поэтому  сложная  работа  по  формированию  антиалкогольного  сознания  осуществляется  главным  образом  в  процессе  обучения.  Овладевая  основами  наук,  учащиеся  усваивают  и  этические  нормы. правильно  организованное  антиалкогольное  воспитание  и  просвещение  в  школе,  положительно  скажется  на  общей  профилактике  отклоняющегося  поведения  среди  детей  и  подростков.

Особенности  антиалкогольного  просвещения  школьников

В  этой  работе  надо  учитывать  ряд  факторов.

1. Четко  представлять  назначение  избранной  формы  воспитательного  воздействия,  будет  ли  это  лекция,  беседа,  диспут  или  объяснение  в  ходе  того  или  иного  урока.

2.  У  школьников  должно  сложиться  ясное  представление  о  том,  что  они  лично  могут  сделать  для  уменьшения  и,  в  конечном  счете,  искоренения  такого  зла,  как  пьянство.

3.  Учитель  должен  наметить,  против  каких  ошибочных  мнений,  позиций,  установок  направит  он  свою  деятельность.

4.  Учитель  должен  быть  готов  к  тому,  что  часть  учеников и,  скоерее  всего  большая  часть,  скептически  настроена  к  подобным  лекциям,  беседам  или  урокам..

5.  Есть  и  такие, которые   морально  и  психологически  смирились  с  пьянством  взрослых  и  полагают,  что  здесь  мало,  что  можно  сделать,  тем  более  силами  общественности.

Подобный  скептицизм  и  пессимизм  основаны  на  заблуждениях  и  предрассудках  и  свидетельствуют  о  плохой  работе  по  искоренению  пьянства. Важно  показать,  какие  тяжкие  социальные  последствия  порождают  обыкновенное  пьянство,  т. е  умеренное  употребление  алкоголя,  возбудить  у  ребят  чувство  ответственности  за  судьбу  поколения.

Определив  ближайшие  цели  лекции  или  беседы  о  вреде  пьянства  и  борьбе  с  ним,  учитель  не  должен  именно  с  этого  начинать  свою  речь.  Целесообразнее  начинать  с  частного,  с  вопросов,  более  близких  аудитории,  классу.  Использование  и  анализ  чрезвычайных  событий  в  лекции  или  в  беседе  сами  по  себе  не  предосудительны,  служат  для  более  углубленного  раскрытия  проблем  и  помогают  нагляднее  и  доходчивее  представить  слушателям  опасность  обыкновенного  употребления  алкогольных  напитков.

Почувствовав,  что  внимание  аудитории  привлечено,  педагог  может  переходить  к  описанию  общей  картины  пьянства  и  его  последствий.  Логично  изложить  данные  статистики,  характеризующие  употребение  алкоголя  как  причину  правонарушений  и  преступных  действий,  следует  показать  связь  подростковой  преступности  с  употреблением  алкоголя.

Говорят,  чтобы  построить дом,  надо  много  потрудиться.  Чтобы  его  сжечь,  достаточно  одной  спички.  Так  и  с   детьми:  можно  провести  десятки  умных  бесед  о  нравственности,  но  если  подросток  видит,  что  ваши  слова  расходятся  с  делом,  вся  старательно  проведенная  работа  не  только  не  дает  положительных  результатов,  а,  наоборот, принесет  вред.  Воспитанник  поймет,  что  можно  проповедывать  одно,  а  поступать  по-другому,  и  из  него,  в  лучшем  случае,  вырастет  приспособленец,  в  худшем – кандидат  в  исправительную  колонию.  Маркс  писал: «Мудрый  законодатель  предупреждает  преступление,  чтобы  не  быть  вынужденным  наказывать  за  него».

Чтобы  предупредить  негативные  явления,  вызванные  пьянством,  нужно  целенаправленное применение  предупредительных  мер.  Практика  «подхватывания  падающего»  показала  свою  несостоятельность,  поэтому  в  настоящее  время  большое  внимание  уделяется  профилактической  работе  в  вопросах  борьбы  с  пьянством  и  алкоголизмом.  Школа  должна  занять  в  этом  процессе  одно  из  главенствующих  мест.

Во – первых,  практически  все  дети  до 16  лет  пробовали  спиртное.  Во- вторых,  подросткам  пойдет  на  пользу,  если  они  заранее  узнают,  что  по  мировой  статистике  более  60%  неполноценных  детей  рождаются  от  родителей – любителей  выпить  и  от  алкоголиков,  что  настоящим  мужчиной  становится  не  тот,  кто,  подражая  пьянице – отцу-,  «смело» опрокидывает  стопку  спиртного,  а  тот,  в  ком  воля  и  твердое  слово  противостоят  дурному  примеру.

Работа  по  ограждению  молодого  поколения  от  питейных  обычаев,  от  влияния  пьющих  исключительно  важна  и  ответственна.  В  чем  орни  пьянства?  Именно  в  живучести  питейных  обычаев,  когда  считается  естественным  употребление  алкоголя   по  всевозможным  поводам.  Отказ  от  рюмки  по  всевозможным  поводам:  день  рождения,  проводы  в  армию,  первая  покупка,  стипендия,  спортивная  победа  и  т. д.- потребует  немало  мужества,  но  именно  такой  отказ  и  является  наиболее  радикальным  средством  против  пьянства.

Проводя  беседу   на  алкогольную  тему,  педагог  должен  быть  готов  к  анализу  любого  факта,  который  предложат  учащиеся.  Важно,  чтобы  учащийся  решил  для  себя  дилемму:  алкоголь – трезвость.