Современные вызовы и угрозы. Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения
учебно-методический материал на тему

Бугаева Светлана Анатольевна

Главные угрозы жизненно важным интересам России исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов, происходящих внутри государства и на территории бывших республик Советского Союза.Безопасность России в  этом понимании включает: состояние общественного сознания, духовной атмосферы, общественной психологии, идеологии, морали.

         По мнению целого ряда  политиков и учёных, стратегия развития общества и государства, соответствующая национальным интересам России, может быть выработана только на основе общенациональной идеи, объединяющей граждан  всех возрастов. Нельзя не согласиться с мнением Захара Прилепина- современного  русский писателя, филолога, публициста, известного  также своей общественно-политической, гуманитарной и военной деятельностью в России и странах «ближнего зарубежья: «Без правильно ориентированной. молодежи в России не будет ничего».

         Раздувание противоречий между старшим поколением и молодежью часто является средством манипуляции заинтересованных групп, направленной на достижение тех или иных внутренних политических целей. В основе таких манипуляций очень часто лежит противопоставление молодежи как движущей силы, направляющей общество в будущее,  старшему поколению, на которое навешиваются ярлыки либо консерваторов, либо крайних реформаторов.

Недостаток социального опыта, высокая эмоциональность, доверчивость, недостаточность самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно подрастающее поколение, молодежь, заложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях.

Сегодня все серьёзные политические силы в стране  пытаются взаимодействовать с молодым поколением. Спустя всего десять-пятнадцать лет молодые люди, которые сегодня занимают активную гражданскую позицию, будут определять пути развития России. В зависимости от того, какие личные цели и задачи они перед собой поставят, будет зависеть судьба нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные вызовы и угрозы.

Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения»

        Безопасность как феномен международной политики представляет собой защиту государством собственной территории от различного рода посягательств извне.

        Современная международная ситуация выдвигает новые требования к обеспечению национальной безопасности Российского государства.

        Национальная безопасность как составная часть международной безопасности является стратегией, направленной на обеспечение жизненно важных интересов личности и государства.  Такое определение дано в двух основополагающих документах, посвященных данному вопросу: «Стратегия национальной безопасности», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683.и  Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 года № 640

        Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Тем не менее, следует  отметить, что становление нового мироустройства сопровождается стремлением США и их союзников, особенно в НАТО, сохранить за собой роль мирового лидера.

В такой ситуации перед российским обществом и государством актуализируется проблема обеспечения национальной безопасности и, следовательно, дальнейшего экономического, социально-политического и духовного развития, как исторически самобытной и уникальной цивилизации.

        На современном этапе во внешнеполитическом курсе России имеют место четыре стратегических направления обеспечения безопасности: Западное (евро-атлантическое), где ведущими игроками являются США и НАТО; Восточное (КНР, США-Япония, Южная Корея); Северное (Арктика); Южное (мусульманский мир Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки).  В этих условиях национальная безопасность государства складывается из учета ряда  внешнеполитических и внутригосударственных аспектов.         

Внешнеполитические угрозы – это:

  1. Угрозы в военной сфере. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.
  2. Раскручивание маховика гонки вооружений, которая выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы в 2017: США– 622 млд. долларов, военные расходы России - 48,5 млд. долларов.
  3. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, ряд стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО.  Для сравнения, состав блока НАТО: 1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств; 2017 год – 29 (последними в блок  вошли Албания, Хорватия, Черногория).
  4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос.

Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил: ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране

  1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей
  2. Угроза распространения ОМП. Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.

        Внутренние угрозы это:

  1. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, разрушении научно-технического потенциала и увеличении  вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, оттоке квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности. Крен в сырьевой сектор мог бы быть еще больше, если бы не российское продуктовое эмбарго и курс на импортозамещение.

2.Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы.  Существует опасность в использовании территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств

3. Угроза возникновения катастроф техногенного характера – чрезвычайные  происшествия или возникновение и развитие в технологической сфере неуправляемого негативного процесса (транспортные аварии, пожары в различных зданиях, на промышленных объектах прорывы плотин, аварии коммунальных систем, чрезвычайная ситуация на очистных сооружениях и др.)

4. Угроза безопасности России в социальной сфере в связи с большим процентом населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, что ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России.

5. Угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя (15 л чистого алкоголя на душу населения – по итогам 2016 г. -  5 место в мире) и наркотических веществ. По мнению сотрудников, здравоохранения и правоохранительных органов  на 2017 г. число людей, которые страдают от наркотической зависимости насчитывают от 640тыс. до 7,3 мил. человек. Первая цифра отражает количество тех, кто обратился за помощью и получил ее.

Официально  на  01 июля 2017 года число ВИЧ-инфицированных в России составило 1 167 581 человек. Бюджет на медицину 2017 года в РФ составляет 3,6% от ВВП, В Германии – 10,4%, а в США – 15,7%.

Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране

         Однако следует признать, что главные угрозы жизненно важным интересам России исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов, происходящих внутри государства и на территории бывших республик Советского Союза.

        Безопасность России в  этом понимании включает: состояние общественного сознания, духовной атмосферы, общественной психологии, идеологии, морали.

        По мнению целого ряда  политиков и учёных, стратегия развития общества и государства, соответствующая национальным интересам России, может быть выработана только на основе общенациональной идеи, объединяющей граждан  всех возрастов.

        Нельзя не согласиться с мнением Захара Прилепина- современного  русский писателя, филолога, публициста, известного  также своей общественно-политической, гуманитарной и военной деятельностью в России и странах «ближнего зарубежья: «Без правильно ориентированной. молодежи в России не будет ничего».

        Раздувание противоречий между старшим поколением и молодежью часто является средством манипуляции заинтересованных групп, направленной на достижение тех или иных внутренних политических целей. В основе таких манипуляций очень часто лежит противопоставление молодежи как движущей силы, направляющей общество в будущее,  старшему поколению, на которое навешиваются ярлыки либо консерваторов, либо крайних реформаторов.

Недостаток социального опыта, высокая эмоциональность, доверчивость, недостаточность самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно подрастающее поколение, молодежь, заложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях, так:  

- привлекательной для немалого количества молодых людей из разных стран мира, не исключая Россию; оказались  идеология ИГИЛ, неофашизма

- в Российской Федерации ультраправая идеология по своему влиянию на молодежь наиболее весомо представлена  такими общественно-политическими организациями и движениями, как Русское национальное единство, Национально-патриотический Фронт «Память», Союз русского народа (возрожден с 2005 г.), движение (черных) скинхедов.

Молодежь нередко используют  как ударный отряд для свержения власти. Некоторые примеры:

-  в результате бурных студенческих волнений 1966 г.  успешный президент де Голль был вынужден уйти в отставку  – он заявил, что нужно отказаться от использования доллара в международных расчётах и вести международный обмен на основе золотого стандарта, объявил, что Франция полностью выходит из военной организации НАТО, и потребовал удаления с французской земли натовских баз – в стране начались студенческие волнения, требующие отставки де Голля. Начались забастовки, экономика была парализована;

- современный пример участия молодежи в  бунте – киевский Майдан. Хотя там, конечно, и были подстрекатели извне, но основное, ударное ядро протестов опять-таки составили молодые люди, которые тоже выступали за перемены и против коррупции прогнившей, как они считали, власти. Да и во время  «революции Роз» в Грузии бунтовали опять-таки по преимуществу молодые, которых из-за кулис умело натравливали на власть;

-бунт антиглобалистов в Германии, которые чуть было не сорвали саммит «двадцатки», проходивший в Гамбурге в июле 2017 г.. В грандиозных потасовках на улицах города несколько сот полицейских получили ранения, сотни агрессивно настроенных участников были арестованы. Как отмечали агентства, большинство протестующих составили молодые люди в возрасте не старше тридцати лет. Расследования показали: участников погромов специально направляли, раздавали им деньги.

- В России широко известен «Активный протест – 150 евро!» – в марте 2017 г. На антикоррупционные митинги Алексея Навального, организованные  по всей стране, вышли десятки тысяч человек. Среди них — сотни молодых людей среди  которых - учащиеся в школе. Чем именно должны быть недовольны школьники, чтобы выходить на митинги — фактов нет. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков официально заявил, что несовершеннолетним митингующим платили за участие в протестных акциях.

Несовершеннолетние, в частности, принимали участие в несогласованных акциях 12 июня 2017 г., организованных сторонниками оппозиционера Алексея Навального в российских городах. В Москве были задержаны 136 несовершеннолетних. 

        Тема участия экстремально настроенных  школьников в акциях протеста и ответственности за это  широко обсуждается в прессе  после выступления  Начальника управления МВД по противодействию экстремизму Тимура Валиулина 17 октября 2017 г. на заседании Совета по правам человека при президенте РФ.  Тимур Валиуллин предложил ужесточить ответственность родителей и учителей за участие детей в несанкционированных митингах: «Статистика говорит о том, что процентное соотношение молодежи, которое в них участвует, увеличивается. <…> Уменьшение возраста участников…настораживает», — сказал Тимур Валиулин. Для борьбы с этим социальным явлением он предложил внести поправки в существующее законодательство: «…надо рассматривать поправки, чтобы усилилась ответственность не только в отношении этих детей, которые не знают, на что идут, в основном ради любопытства, но и в отношении родителей. И может, даже учебных заведений, которые отвечают не только за образование, но и за воспитание молодежи».

        Сегодня все серьёзные политические силы в стране  пытаются взаимодействовать с молодым поколением. Спустя всего десять-пятнадцать лет молодые люди, которые сегодня занимают активную гражданскую позицию, будут определять пути развития России. В зависимости от того, какие личные цели и задачи они перед собой поставят, будет зависеть судьба нашей страны.

К сожалению, в 90-е и нулевые годы воспитанием подрастающего поколения государство практически не занималось и, как результат: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», - отметил Президент России В.В. Путин в традиционном Президентском послании12 декабря 2012 года

        3 июля 2014 года  на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям. В.В. Путин, говоря о  проблемах воспитания, отметил: «В мире… идёт жёсткая борьба за умы, за идеологическое и информационное влияние. С целью ослабить те или другие страны, создать для себя более выгодные конкурентные преимущества и в политике, и в экономике искусственно провоцируются конфликты, так или иначе связанные с национальными проблемами. Нам нужна постоянная, системная работа, которая защитила бы страну, нашу молодёжь от этих рисков, служила укреплению гражданской солидарности и межнационального согласия».

        В приветствии X Съезду уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации 7 октября 2014 г. на тему: «Формирование государственной политики в области воспитания детей – приоритетная задача семьи, общества и государства». Президент России В.В. Путин, в частности, отметил: «Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны».

         Неожиданным для всех внутренних неолиберальных сил стало возрождение в сентябре 2014 года одного из ярких символов советской системы воспитания – физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), что способствует консолидации поколений, т.к. в соревнованиях по сдаче норм ГТО принимают участие   люди всех возрастов.

        Закономерным стал Указ Президента России от 29 октября 2015 года о создании общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Курировать ее деятельность поручено Федера́льному  аге́нтству по дела́м молодёжи (Росмолодёжь). Это  орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации (во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи) мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей..         Как сказано в  Указе Президента документе, движение создается «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». Было подчеркнуто, что это движение добровольное, не копирует  пионерскую организацию советских времен.

        Основными направлениями деятельности в рамках «Российского движения школьников» определены  четыре, которые подразделяются на разнообразные виды деятельности и детской активности и могут быть реализованы, как в детских общественных объединениях, так и через систему дополнительного образования, внеурочной деятельности, клубную деятельность и иные формы временного объединения детей:

 Личностное развитие – сюда входят такие виды детской активности, как художественное творчество, научно-техническое творчество, физкультурно-спортивное направление, профессиональная ориентация.

 Гражданская активность: краеведческая деятельность, деятельность экологической направленности, проектная деятельность, поисковая работа, волонтерская и добровольческая деятельность (волонтерство  экологическое, социальное, культурное,  волонтерство Победы, событийное волонтёрство: участие в спортивных, социокультурных, образовательных мероприятиях)

школа безопасности, юные инспектора дорожного движения, деятельность органов ученического самоуправления, деятельность детских и молодежных общественных объединений, направленная на решение социально значимых задач.

  Военно-патриотическое направление: военно-патриотические клубы, кружки и секции, деятельность по организации и проведению военных сборов, Осуществляется при координации с Всероссийским военно-патриотическим движением «ЮНАРМИЯ

.  Информационно-медийное направление: детские газеты, радио, телевидение, сайты, социальные сети и мобильные приложения.

        В основе РДШ – воспитание гражданина и патриота, поскольку высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Родины  и на основе демократических принципов развития гражданского общества.

          Указ Президента о создании РДШ стоит в одном ряду с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493), которая провозглашает «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания… создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»

Список использованной литературы

  1. https://www.business-gazeta.ru/news/360982
  2. http://base.garant.ru/71296398/#friends#ixzz4v1OWiQ00
  3. http://base.garant.ru/71296398/#ixzz4vHcR98K3
  4. h Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы": ttp://base.garant.ru/71296398/#ixzz4vIEPnEM2
  5. Гукаленко, О.В Воспитание в современной школе / О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк // Воспитание школьников. - №4, 2015. – 45-53с.
  6. Поволоцкий Г. И,Основные вызовы и угрозы безопасности России до 2020 года. журнал «Международная жизнь»
  7. Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Пoд рeд. В.И. Якунина; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск № 3. - М.: Научный эксперт, 2006. - 212 с. "
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". – М., 2015
  9. Тонких В. А. Россия в глобальном мире / В. А. Тонких, О. Е. Фарберова.- Воронеж: Научная книга, 2016
  10. Тонких В. А., Лытнева Н. А. Национальная безопасность России в условиях современных вызовов и угроз // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 404-408. :http://base.garant.ru/71296398/#friends#ixzz4v1OL5Xdr

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  «И помнит мир спасённый…».  Использование  на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Воспитание учащихся на примере славных боевых традиций нашего Отечества....

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории

Героико-патриотческое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач в многонациональной стране.«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Конкурсная работа на тему:"Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования"

Данный проект участвовал в конкурсе на лучшую организацию патриотической работы в школе. В нём представлено видение автора новых подходов к  воспитанию чувства любви к Родине и исторической памят...