Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Черенкова Любовь Александровна

Эта статья поможет социальным работникам в работе с несовершеннолетними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В помощь социальным работникам 29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы                                                                                                     по профилактике правонарушений и безнадзорности                                     в образовательном учреждении

Пояснительная записка

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации  детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие  бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе.   Работа с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили  выявить  следующие факторы «риска»:

  • неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);
  • экономическая и социальная незащищённость;
  • педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);
  • влияние дурной компании, окружения, социума;
  • отчужденность детей от семьи, школы и общества;
  • частые случаи раннего антисоциального поведения.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, школа определяет главную цель  профилактической работы.

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение числа  правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Задачи:

  1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  4. Обеспечение внеурочной и каникулярной  занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
  5. Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.
  6. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной  ступени образования  к другой.

Основная часть

В школе создаются  условия для нормального воспитания и развития личности ребенка. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков  проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: ПДН ОМВД, ТКДН и ЗП, ОСЗН, учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры и др..   Разработан и  ведётся утверждённый  ежегодный  план работы по следующим направлениям: 1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов; 2) социально-педагогическая зашита прав ребенка; 3) обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании  личности учащегося; 4) социально-педагогическое консультирование; 5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация; 6) содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка; 7) поддержка социально ценной деятельности детей и подростков; 8) организационно-методическая деятельность.

С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде школа  руководствуется  следующими нормативными документами:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Закон «Об образовании»;

- Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

- Положение о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и Порядок взаимодействия органов и учреждении системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области (Постановление Правительства АО от 7 декабря 2010 года № 373-пп;

- Районная комплексная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2010-2012гг»;

-  Межведомственный план по снижению уровня преступлений на территории Пинежского района;  

- План работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений; план совместных мероприятий по профилактике правонарушений ОУ и ПДН.

В плане работы  отражены также  мероприятия, проводимые в  структурных подразделениях «Ерконемская начальная  школа» и «Детский сад» д. Кушкопала.  

С  каждым  учебным годом падает численность учащихся,  если в  2004 –2005 учебном году число учащихся   составляло  348 чел, то в настоящее время  120 чел. (приложение №1)    

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей  учащихся позволяет утверждать, что в нашей  школе  обучаются дети  в основном  из семей рабочих  и служащих со средним  специальным образованием, доходы большинства семей  сравнительно невысокие  (48% детей                                из малообеспеченных семей)   (приложение № 2)

В  полных семьях  воспитывается  - 78%  учащихся.

В неполных семьях - 21 % учащихся.  

Количество опекаемых семей  - 1%

В многодетных семьях   воспитывается  -   18% детей  

В любой школе, в том числе и нашей, есть дети, живущие  в хронически проблемных семьях.  Иногда семейный  кризис  и неблагополучие  достигают такого уровня, что остаётся  только один выход – изъять ребёнка из такой семьи. К сожалению, есть случаи, когда школа  была вынуждена  выступать  с ходатайством о лишении  родительских  прав. Количество детей из неблагополучных семей составляет  9% от общей численности учащихся.  

На основании данных социальных паспортов  класса создается банк данных учащихся, не посещающих или систематически  пропускающих по неуважительным причинам  занятия в школе; состоящих на  разных формах учёта: внутришкольном контроле (ВШК), на контроле  в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) (см. табл.1), оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

и семей, находящихся в социально-опасном положении,  группы социального риска, ведётся журнал учёта посещения семей учащихся   с целью оказания   помощи, консультирование  и контроль деятельности  родителей за воспитанием  детей. (см. табл. 2)

На каждого несовершеннолетнего  подростка, состоящего на разных формах учёта (ВШК, КДН, ПДН) или семью составляется карта индивидуального сопровождения.  

В соответствии с районной целевой Программой «Молодёжь  Пинежья»  администрации МО  «Пинежский муниципальный район»  Архангельской области  в 2008 году  проводила   конкурс  проектов по поддержке деятельности подростковых и молодёжных клубов по месту жительства «Свободное время»,   в котором  наша школа приняла  активное участие. Организовала работу правового клуба,  для детей. Его посещали учащиеся,  состоящие на разных формах учёта и  дети из семей группы риска.  Возраст детей  11-16 лет.  В ходе проекта проведены следующие мероприятия: игра «Счастливый случай», «Суд над «2»», занятие «ваши права, дети!», кулинарный кружок, день именинника, походы, посетили выставки  в доме народного творчества, кабинет инспектора  ПДН,   и др.                   (приложение № 3)

Также в  школе систематически  проводятся   классные часы,  тематика которых разнообразна:

  • Устный журнал: «Спасибо, не курю!»  (7 класс);                                              «Знают взрослые, знают дети -   объявлен  курильщикам  бой на планете»                 (с детьми из неблагополучных семей);                                                                     «Сказка  о том, как победить табачный дым» (инсценировка в День отказа от пассивного курения) (приложение №4) и др.;  
  •  Уроки права (8 - 11 классы);                                                                               «Ваши права, дети!»  (1 класс) (приложение № 5);                                             «О правах играя» (1-4 классы);                                                                   «Права ребёнка в новом веке» (5-6 классы) и др.
  • Родители  посетили   мероприятия:                                                                              «Моя семья. Давайте познакомимся» (5 класс);                                Спортивный праздник  с  неблагополучными, многодетными семьями  «Вместе дружною семьёй)  (приложение №6);                                                      Игровая программа   «Тропой огня» с  семьями  группы риска (приложение №6) ;                                                                                                                                      «Мой дом – моя крепость»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год.

Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних поМБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год. С целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных...

Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Содержание  Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Классный часпо профилактике правонарушений среди несовершеннолетних« МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ»...

« Организация работы с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

В ходе российских реформ - государственного, политического и хозяйственного переустройства России - выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образов...

Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"

Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, и...

профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физкультуры и спорта

система работы педагогического коллектива по профилактике асоциального поведения у несовершеннолетних...