Сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения
статья на тему

Ковальчук Фаина Алексеевна

Публикация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения

В чем состоит спасение родителей? Главное – в добром воспитании детей; надо их научить всякому доброму пути.

Свт. Феофан Затворник

Нравственное благосостояние общества и государства, по свидетельству истории, всецело зависит от нравственного воспитания семьи; разрушение семьи имеет неизбежным следствием разрушение общества и государства. О значении брака и семьи для целых народов западный апологет Лютардт пишет: «Когда мы исследуем состояние народа или века, то наши взоры, прежде всего обращаются на состояние брачной жизни. По нему мы судим и о всем остальном. Если брачная жизнь известного народа поколеблена, то мы знаем, что и остальные области нравственной жизни этого народа находятся  в худом состоянии. И для того, чтобы нравственное состояние народа возвысилось, прежде всего должно улучшить брачное состояние»…

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части  своей жизни, и по  длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

«Каждый из нас – отцов и матерей – подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих удивительных произведениях.  Ибо живописцы, каждый день, ставя картину перед собой, покрывают ее красками, стремясь к тому, что должно. Также поступают и каменотесы, убирая лишнее и добавляя недостающее. Так и вы, подобно им, используйте для этого все имеющееся у вас время, делая для Бога статуи, достойные восхищения: лишнее убирайте, а то, чего недостает, добавляйте и внимательно наблюдайте их всякий день, какое от природы есть у них дарование – чтобы его умножить, какой недостаток – чтобы его устранить…» (Свт. Иоанн Златоуст).

В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас важно понять, какую роль играют взрослые в жизни детей, что они могут им дать.

По данным диагностики родителей и детей МБОУ лицея №1 можно сделать вывод, что основное время подросток воспитывается в семье, но немаловажную роль играет как школа, так и улица.

Влияние на формирование личности

Родители

Дети

семья

45%

55%

школа

40%

24%

улица

15%

21%

Проанализируем положительные и отрицательные стороны воздействия.

Семья

Положительное

Отрицательное

  • Личный пример
  • Здоровый образ жизни
  • Занятия спортом вместе с ребенком
  • Расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т.д.)
  • Развитие ситуации успеха (похвала, поддержка)
  • Индивидуальный подход к ребенку
  • Добрые отношения в семье

Главное: любить ребенка только за то, что он Ваш ребенок

  • Личный пример
  • Вредные привычки
  • Неуважение друг к другу, грубость, ссоры
  • Физическое воздействие
  • Психическое насилие

Игнорирование ребенка как личности

Школа

Положительное

Отрицательное

  • Знания
  • Эстетическое развитие
  • Патриотические чувства
  • Формирование личностных качеств
  • Общественные навыки
  • Формирование жизненной позиции
  • Развитие индивидуальных способностей

Развитие коммуникативности

Формирование личностных качеств (отрицательных)

Улица

Положительное

Отрицательное

  • Общение
  • Физическое развитие (развивает свободу действия)
  • Познание мира
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Охрана природы
  • Интеллектуальное развитие
  • Развитие эстетических качеств

Закалка характера

  • Плохое влияние
  • Вредные привычки
  • Отсутствие контроля со стороны взрослых
  • Повышенный травматизм
  • Нерациональное использование времени

Пагубное воздействие на природу

Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы.

Но есть и то, что ребенок может получить только в школе, дома или на улице, и, чтобы победить улицу, нам с вами просто необходимо объединиться.

Свободное время  в представлении детей едва ли не единственное пространство, где существует особый мир, где правят фантазия и игра, где действуют иные, чем в мире взрослых, правила поведения. Здесь ценится то, что с трудом укладывается в сознании  родителей; здесь можно самому решить, на что потратить свои силы и время. К сожалению, в свободное от учебных занятий время преимущественно проявляется асоциальное поведение у подростков (преступления, проституция, наркомания, токсикомания, алкоголизм). По результатам исследований, проведенных в НИИ детства, у всех опрошенных детей нет сомнений в том, что свободное время есть их святое право. Дети к свободному относят время, которое остается после занятий в школе, выполнения домашних заданий о обязанностей по дому. Употребляя термин «свободное время», дети подчеркивают право выбора в это время занятий в соответствии со своими личными интересами и целями.

Оказывается, что одним из доступных видов развлечений для подростков является драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся они отнюдь не из-за каких-то благородных причин, а потому, что делать нечего, энергию некуда девать, жить скучно.

Интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории они многообразны, осознаны и достаточно легко дифференцируются; у другой – отличаются духовным убожеством и ограничиваются сферой «зарабатывания денег»; у третьей – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».

Исследования показывают, что у большинства подростков (51%) не всегда есть возможность заняться любимым делом: 5% детей вообще лишены этого. Некоторым подросткам заняться любимым делом мешают родители, считающие, что это  отвлекает от учения. Как следствие, чаще всего в свободное время большинство детей смотрят телевизор, гуляют со сверстниками на улице, слушают музыку, встречаются с друзьями  у себя или у них дома. Реже подростки читают художественную литературу, посещают библиотеку, занимаются спортом, ходят на лыжах, в бассейн, в турпоходы.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от сверстника. Взрослый-друг, руководитель. Его задача – помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых. Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка  в самый трудный период его жизни. Подросток может быть помощником родителей в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании, лепке – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именно совместная деятельность подростка  и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и духовную близость.

В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей.

Досуг детей – это время, свободное от учебных и других обязанностей, время отдыха. И тут родители не должны оставлять ребенка без контроля. Он располагает своим свободным временем по своему усмотрению. У младших школьников значительное место в жизни занимает игра. Игра доставляет детям радость, помогает познавать окружающий мир, развивать способности, формировать характер. Родители должны интересоваться тем, в какие игры играют их дети,  могут и сами в них участвовать на равных. Например, это могут быть футбол, хоккей, волейбол и другие игры во дворе дома. Неправильно делают те родители, которые, выпустив ребенка на улицу, облегченно вздыхают и вспоминают о нем  только поздно вечером, когда пора спать. За эти 3-4 часа их сын или дочь могут залезть на дерево и упасть или сломать ветки, побить камнями кошку или собаку, стрелять из рогатки по воробьям и голубям. Хуже того, они могут попасть в подвал и научиться курить, или попробовать наркотик, или выпить пива со старшими подростками. Да мало ли какие еще приключения их поджидают на улице? Хорошо, если их привлекут к полезным делам: благоустройству двора, улицы; помощи больным жильцам и соседям; сбору макулатуры, металлолома, лекарственных растений; устройству катка, стадиона и т.д.

Родители должны показывать детям, куда они могут приложить усилия и энергию, поощрять их за хорошие дела.

В часы досуга дети не только играют; они должны читать книги, ходить на выставки и в музеи, в кино, в походы, смотреть телепередачи. Родители должны заботиться, чтобы ребенок был записан в библиотеку и своевременно сдавал книги, беседовать с ним о прочитанном, ходить с детьми в музеи, театры, зоопарк, на выставку, организовывать семейные походы на природу: в лес, на речку. Словом – учить детей  с пользой проводить время, чтобы дети не шатались бесцельно по двору и не искали на свою голову приключений.

Если же ребенок совершил плохой поступок, то родители ни в коем случае не должны пройти мимо этого факта, тем более потакать ему в этом.

Многие родители думают: не приготовил ребенок уроков, не накормил кролика, нагрубил соседу – ведь это  всего лишь мелочи, стоит ли останавливать на них внимание? При этом они не замечают, что за одним плохим поступком следует другой, что снисходительное отношение к каждому такому поступку создает обстановку безнаказанности и всепрощения. Ребенок начинает считать, что ему все дозволено, все сойдет с рук.

Часто родители потворствуют капризами и прихотям подростка.

Здесь действует та же логика: почему не уступить ребенку, не купить ему игрушку и другую вещь, пусть даже ненужную, если ему хочется? Или почему не одеть его, как он просит? Но уступки следуют одна за другой, и ребенок уже знает, что отказа ему ни в чем не будет. Не отказывают иные родители своим детям-старшеклассникам в дорогих, модных туалетах, даже если они не соответствуют их возрасту и форме школьной одежды. Покупают золотые часы, не ограничивают в карманных деньгах.

В режиме дня ребенка должно быть время на уроки, на помощь по дому, на занятия в кружке, на прогулки на воздухе. Все его время должно  быть занято полезным делом, чтобы не оставалось времени на безделье  и лень.

Семья – первичный воспитательный коллектив, обладающий необычно широким диапазоном воспитательного воздействия на личность и испытывающий определенное влияние институтов общественного воспитания. В семье начинает складываться жизненный опыт ребенка. Формируются его моральные ценности, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. В семье  ребенок оказывается включенным в социальные отношения, которые в дальнейшем будут определять развитие его личности.

Воспитательную роль семьи трудно переоценить. Однако влияние семьи зависит от ряда данных, характеризующих ее. Современную семью отличает сокращение численности состава.

В МБОУ лицее №1 в 2015-2016 учебном году обучается 1151 человек. Из них: мальчиков -  573, девочек – 578 человек. Многодетных семей – 39. Из них: с 1 по 4 кл. – 14, с 5 по 9 кл. – 17, с 10 по 11 кл. – 8. 574 семьи имеют одного ребенка.

Неустойчивость семьи, рост разводов, уменьшение престижа семейных традиций и ценностей также неблагоприятно сказываются  на воспитании детей в семье.

  • Дети из малообеспеченных семей с доходом ниже прожиточного минимума
  • Дети из неблагополучных семей по заключению МУ «Зазеркалье»
  • Неполные семьи
  • Имеющие детей под опекой и попечительством
  • Имеющие детей-инвалидов
  • Имеющие родителей-инвалидов
  • Семьи из районов техногенных катастроф
  • Семьи малых народов Севера
  • Семьи, имеющие участников войны
  • Семьи при раздельном проживании родителей, не получающие алименты
  • Семьи по потере кормильца
  • Семьи с асоциальным поведением

1

1

180

7

9

5

5

1

17

3

3

1

Вполне естественно, что там, где ослабляется влияние семьи, возрастает роль коллективных форм общественного воспитания. Это требует от воспитательных учреждений и общественных институтов оказывать разностороннюю помощь семье в решении воспитательных задач. В число воспитательных учреждений, призванных оказывать такую помощь, входят в первую очередь дошкольные учреждения, школа, профессионально-технические училища, а также различные внешкольные, культурно-просветительные, спортивные  и другие воспитательные учреждения.

В педагогике семьи традиционно делятся и дифференцируются между собой по тому, насколько они восприимчивы к педагогическим влияниям. В зависимости от этого выделяется несколько групп семей.

Первая группа – семьи,  которые серьезно, вдумчиво относятся к воспитанию собственных детей, являются активными помощниками воспитательных учреждений и стремятся поддерживать с педагогами  единую  воспитательную линию. Другая группа – родители допускают отдельные ошибки воспитания в силу педагогической некомпетентности, занятости, болезней и прочее, но при этом заинтересованы в их устранении. И наконец, есть семьи, в которых родители не уделяют достаточного внимания воспитанию потому, что для них оно не является жизненно важной и значимой проблемой. Они оказывают сопротивление педагогическому влиянию, безразличны к личности собственного ребенка.

Однако деление семей только с точки зрения реакции родителей на педагогическое влияние ничего не говорит о природе соответствующего отношения родителей к процессу воспитания. Само по себе такое деление может служить педагогическим целям, но воспитательное воздействие на семью будет эффективнее, если учитываются особенности воспитания детей в семье. Для чего нужно дифференцировать семьи? Для того, чтобы при работе с ними правильно и по возможности точно выделить то особенное и существенное, что отличает одну семью от другой.

Каждая семья по целому ряду признаков может быть объектом изучения и влияния разных социальных сил. Конфликтная семья, где причиной семейных неурядиц выступают взаимоотношения супругов, более всего нуждается в помощи психологических служб. Педагогически несостоятельная – в помощи педагогов, способных указать на ошибки семейного воспитания. Родители, создающие трудности в воспитании собственного ребенка, могут обращаться за помощью не только к школе, но и в социально-педагогические консультации.

При обследовании семей может выясниться, то часть родителей просто не могут обеспечить полноценного воспитания в силу того, что работа их связана с длительным отсутствием, командировками. Родители могут быть и нездоровы. В таких случаях семье тоже необходима помощь. Воспитательные учреждения должны уделять особое внимание ребенку из такой семьи, и если необходимо, решить вопрос о его устройстве в интернат, о прикреплении к нему социального педагога. К категории семей, которые по объективным причинам не могут обеспечить полноценного воспитания детей, следует отнести и неполные семьи. Дети их таких семей также требуют к себе повышенного внимания.

Семьи, в которых родители склонны  к аморальному поведению  и не желают заниматься воспитанием своих детей, должны быть объектом внимания социальных служб, правоохранительных органов.

Семья и школа – это своего рода посредники между формирующейся личностью ребенка и обществом.

В законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что мы должны обеспечить «формирование человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества».

Югра является одним из регионов, определяющих экономическую мощь страны, территории, максимально обеспеченной природными ресурсами, высокоразвитой промышленностью.

Каждый из регионов России сегодня ищет свой путь развития, и именно в регионах во многом решается судьба  нашей Родины. Мы можем по праву гордиться своей историей, славными трудовыми традициями многих поколений, мощным промышленным потенциалом, самобытной культурой народов, населяющих Югру.

Но малая родина начинается с отчего дома. Самые теплые чувства, светлые  и незабываемые воспоминания ассоциируются у каждого из нас с образом домашнего очага. В кругу семьи мы получаем первые уроки нравственности, духовности и доброты. Именно в семье закладываются ценности, которые становятся для человека базовыми. Прочные семейные устои подкрепляются огромными ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью.

Крепкий народ – это крепкая семья, и благополучие семьи – показатель прочности и благополучия государства.

Сегодня в Российской Федерации и в нашем регионе принят обширный комплекс мер, направленных на поддержку материнства и детства, сохранение и укрепление семьи. Думой автономного округа приняты законы по выплатам материнского капитала, увеличены размеры пособий по уходу за ребенком, установлены новые льготы для матерей. Правительство округа активно развивает социальную сферу. Качественно улучшается система здравоохранения, открываются новые школы, дворцы спорта, стадионы, получает поддержку высшее образование, строится жилье. Все эти меры направлены на то, чтобы вырастить и воспитать достойное поколение югорчан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения

В данном разделе представлены выдержки из программы по основам анимационног творчества.Актуальность проблемы. Актуальность создания инновационного инструмента художественного воспитания подрастающего ...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребёнка

Выступление на педагогическом совете...

Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....

Методическая разработка к конференции "Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей".

Методическая разработка к конференции для родителей и педагогов " Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей"...

Лекция для родителей на тему: "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка"

Лекция для родителей на тему: "Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка"...