Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Живой этикет"
рабочая программа (6 класс) на тему

Лесникова Елена Васильевна

Разработаны  специальные методики обучения детей школьного возраста правилам этикета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zhivoy_etiket.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Живой этикет» 

направление «социальное» 

для 6  класса

                       

 Составитель рабочей программы:

учитель английского языка

Лесникова Елена Васильевна

Пояснительная записка

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

В младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

В дошкольном возрасте у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Пропедевтическая работа по обучению детей правилам этикета начинается уже в детских садах. Во всех образовательных программах для дошкольников педагогам  предлагается  такое содержание как: воспитание у детей правил культуры поведения в общественных местах, правила общения, культурно-гигиенические правила по самообслуживанию, правила поведения за столом, при посещении гостей и пр.

Разработаны и применяются специальные методики обучения детей дошкольного возраста правилам этикета. Учитывая возрастные особенности малышей,  педагоги выстраивают такую работу поэтапно:

- на первом этапе дошкольников знакомят с правилами этикета (называние правила, показ проблемных и игровых ситуаций и пр.);

- на втором этапе дети упражняются в закреплении правил культуры поведения (в играх, в разнообразной творческой деятельности, при ознакомлении с художественной литературой);

- на третьем этапе педагоги создают игровые и бытовые проблемные ситуации для проявления правил этикета детьми (проводят  экскурсии и прогулки с посещением общественных мест: библиотеки, театра, стадиона и пр.);

- на четвертом этапе внимание педагогов сконцентрировано на развитии у дошкольников положительных эмоциональных переживаний по поводу выполненных  ими правил этикета, что в свою очередь  еще более  усиливает установку на соблюдение этих правил в жизни.

Школьнику же необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.

Изучение курса «Школа этикета» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания школьников об этических нормах, правилах поведения.

Цель программы «Живой этикет» – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников.

Основные задачи: познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

развивать устойчивую положительную самооценку школьников.

В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения рассматриваются аналогичные вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем и проведении занятий.

Как уже было сказано, основы норм поведения дети получают еще в дошкольном возрасте. С учетом имеющегося у детей потенциала знаний и умений школьникам предлагается расширить свой опыт поведения в различных жизненных ситуациях в процессе изучения программы «Школа этикета».

Программа включает в себя 5 разделов: «Речевая культура», «Культура внешнего вида», «Культура общения», «Культура питания», «Культура поведения».

Реализация данной программы возможна через часы общения (по одному занятию в месяц).

При разработке занятий активно используются материалы учебных предметов, прежде всего гуманитарно-художественного цикла: литературные и музыкальные произведения, история родного города, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это соответствует основной задаче курса – сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно-воспитательного процесса.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, решения проблемных ситуаций, беседы.

По результатам изучения программы проводятся итоговые занятия с целью изучения уровня усвоения учащимися этических норм и применения их в разных ситуациях.

Планируемые результаты,

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В основе реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности  «Живой этикет» лежит деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
  • формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
  • развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Для достижения результатов первого уровня  (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

Дебаты  это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение  результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка  к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе.  В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему).  Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения.  В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается  работа группы как последовательность ряда этапов.

1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).

2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.

3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.

4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии.  Подросток  будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.

Результаты  освоения программы

1. Информационный  уровень компетентности 

Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

 2. Деятельностный уровень компетентности 

Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

3. Творческий уровень компетентности 

Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой  коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.

Учебно-тематический план или Структура курса

№п.п

Содержание курса

Количество часов

1

Раздел I. Речевая культура.

5

2

Раздел II. Культура внешнего вида.

7

3

Раздел III. Культура общения.

8

4

Раздел IV. Культура питания.

7

5

Раздел V. Культура поведения

9

Итого

36

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

план

факт

Раздел  I. Речевая культура..

1

Тема 1. Общение и культура человека. 

2

Этикет общения. Законы и правила общения. Понятие речевого этикета. Национальные особенности речевого этикета. Правила ведения беседы, разговора.  Форма и содержание речи.

Качества хорошей речи: содержательность, богатство и разнообразие языка, чистота, ясность, точность, выразительность, уместность.

2

Тема 2. Правильное построение предложений.

3

Построение фраз, произношение слов.  Интонация речи. Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям.

Раздел II.

Культура внешнего вида.

 

3

Тема 1. «Эта изменчивая мода…»

1

«Быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса. Отставать от моды – недопустимо». Соответствие одежды времени и месту.

4

Тема 2. «Мода и здоровье»

2

Здоровый образ жизни. Соблюдение индивидуального и общего режима дня. Физические упражнения для формирования фигуры.

5

Тема 3. Понятие «стиль одежды».

2

Понятие о моде, стиле, классике в одежде. Мужская и женская мода. Стили одежды: вечерний, деловой, свободный и спортивный.

6

Тема 4. Когда и как надо одеваться.

2

Эстетика и вкус в одежде, цветовые сочетания, украшения, аксессуары

Раздел III.

Культура общения.

Тема 1. Основные требования этикета.

2

Вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе.

7

Тема 2. Невербальное поведение человека.

2

Улыбка, жест, речь воспитанного человека. Язык телодвижений: жесты, динамические позиции.

8

Тема3. Культура общения по телефону.

2

Правила разговора по телефону. Как разговаривать по сотовому телефону без ущерба для окружающих. СМС-общение. Телекс. Телефакс.

9

Тема 4. Культура медиаобщения.

2

Общение посредством электронной почты. Правила эпистолярного этикета в сети Интернет.

Раздел IV.

Культура питания.

10

Тема 1. Для чего нужен режим питания.

1

Режим питания,  оптимальный режим питания, диета.

Тема 2. Сервировка стола.

2

Оформление помещения и сервировка стола.

11

Тема3.Совместимость продуктов.

2

Правила выбора продуктов и блюд.

12

Тема 4. Правила поведения в столовой, на праздничном ужине, за фуршетом.

.

2

Размещение за столом. Составление меню. Подача и оформление блюд

Раздел V 

Культура поведения.

14

Тема 1. Гостевой этикет.

3

Культура поведения, в гостях. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях.  Вид подарка. Выбор подарка. Оформление поздравления. Ролевая игра «В гости».

15

Тема 2. Этикет семейных событий.

2

Дни рождения. Юбилеи. Именины. Соблюдение традиций в семье. Организация досуга.

16

Тема 3. Культура поведения на спортивных мероприятиях.

2

Этикет поведения зрителей. Скандирования, аплодисменты. Выражение эмоциональных состояний. Поведение участников состязаний.

17

Тема 4. Человек – часть природы.

2

Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке, в лесу.

36

Описание материально- технического обеспечения.

Печатные пособия:

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
  3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
  4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
  5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
  6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
  8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
  9. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
  10. Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).
  11. Самоукин А.И., Самоукина Н.В., Шишов А.Л. Психология бизнеса. – М.Ассоциация авторов и издателей “Тандем”: Издательство ЭКМОС, 1997. -272 с.
  12. Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учеб. пособие для учащихся 5-7 кл. сред. Шк. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1996. – 80 с.- (Практикум).
  13. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека.- М.: Агенство “ФАИР”,1997. – 400 с.
  14. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Мн.: Выш. Шк., 1996. – 367с.
  15. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководителей общеобразоват. школ. - М.,2001.
  16. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление. Пособие для классных руководителей и педагогов. - Мн., 1998.
  17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод. пособие. - Мн., 1993.
  18. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Мн., 1996.
  19. Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984.
  20. Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. - Мн., 1998.
  21. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. - Ставрополь, 1994.
  22. Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. -  Баку, 1990.
  23. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 1997.
  24. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 1997.
  25. Педагогическая этика. -  Владимир, 1985.
  26. Педагогические технологии. / Под ред. В.С. Кукушкина. Ростов-на-Дону, 2002.
  27. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика.  - Мн., 1986.
  28. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. -  М., 1961.
  29. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. - М., 1963
  30. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.
  31. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - Киев, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа для 6 класса по курсу внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет"          Рабочая программа ку...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Речевой этикет»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Речевой этикет»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА ЭТИКЕТА»

рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок «Этикет: азбука добра»

Рабочая программа кружка «В мире книг» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Страна этикета» для обучающихся с умственной отсталостью

Пояснительная записка Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом...