Проект «Счастливая дорога детства»
проект на тему

Орлова Маргарита Геннадьевна

Социальный проект «Счастливая дорога детства» реализуется на территории государственного казенного учреждения Самарской области «Тольяттинский социально-реабилитационный центр «Гармония» и направлен на реабилитацию детей и подростков асоциального поведения, воспитанников учреждения, посредством участия в издательстве газеты.

В ходе реализации проекта ребята непосредственно участвуют в выпусках газеты – предлагают тематику выпусков, рубрик, пишут (по возможности) заметки, стихи, пожелания, поздравления, интервьюируют воспитанников и сотрудников и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_schastlivaya_doroga_detstva_gazeta_proekt1.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение Самарской области «Тольяттинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

ПРОЕКТ

«Счастливая дорога детства»

(ежемесячное издание – газета для детей)

Автор и руководитель проекта:

социальный педагог ОСПП

Орлова Маргарита Геннадьевна,

Тольятти, 2014 г.


Аннотация.

Социальный проект «Счастливая дорога детства» реализуется на территории государственного казенного учреждения Самарской области «Тольяттинский социально-реабилитационный центр «Гармония» и направлен на реабилитацию детей и подростков асоциального поведения, воспитанников учреждения, посредством участия в издательстве газеты.

В ходе реализации проекта ребята непосредственно участвуют в выпусках газеты – предлагают тематику выпусков, рубрик, пишут (по возможности) заметки, стихи, пожелания, поздравления, интервьюируют воспитанников и сотрудников и т.д.

Газета издается в учреждении с февраля 2013 года.


Введение.

Газета – это история мира,

в котором мы живем и события

которого интересуют нас больше,

чем относящиеся к прошлому,

существующему лишь в памяти.

А. Шопенгауэр

Социально – реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Гармония» представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редактора газеты и его команды – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и воспитанников и их наставников – социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей.

Газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее воспитанников. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах Центра «Гармония» устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы этого, так называемого пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению своих задач.

Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.

Цели проекта.

Воспитание патриотизма, формирование активной гражданской позиции, повышение уровня школьной мотивации, развитие творческих способностей воспитанников посредством непосредственного участия в подготовке выпусков газеты «Счастливая дорога детства».

Задачи проекта.

  • Освещение в газете событий и мероприятий проводимых в Центре «Гармония» для воспитанников.
  • Содействие в воспитании информационной культуры воспитанников.
  • Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни Центра «Гармония», школы, района, города, страны.
  • Развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей воспитанников.
  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни.
  • Реализация гражданско-патриотического воспитания.
  • Создание условий для физического и духовного развития воспитанников.
  • Формирование у учащихся толерантного сознания.

Социальная толерантность в социологии и психологии — терпимость, умение спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование других культур и устойчиво сосуществовать в мультикультурном, мультиэтническом обществе.

Актуальность.

Сегодня от подростков требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса воспитания, чтобы ребенок мог применять полученные знания.

А поскольку учебный процесс в школе предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Задачей социальной педагогики является направить их в нужные русла.

Реализация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подростков может осуществляться в том числе посредством участия в издании газеты.

Создание газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри коллектива воспитанников. Участие поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Описание проекта.

Газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение событий, происходящих в Центре «Гармония» и за его пределами, но и создание живой, активно работающей информационной среды, а также демонстрация технических возможностей новых информационных технологий.

Название газеты выбрано не случайно. Помните поговорку: «Как лодку назовёшь, так она и поплывёт…»? Ведь в Центре на реабилитации находятся ребята из сложных семей. Поэтому – «Счастливая дорога детства». Чтобы счастье – было! И девиз: «Счастье в нас – а не вокруг да около» (русская народная пословица). Надо учиться быть счастливыми, вопреки обстоятельствам!

В ходе проекта предполагается знакомство с программным обеспечением Microsoft Publisher, Corel Draw, Adobe Photoshop.

С помощью этих программ можно верстать каждый номер газеты, оформлять её дизайн. Ребята овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикаций. С этой целью проводятся консультации по векторной и растровой графике в программах Microsoft Publisher, Corel Draw и Adobe Photoshop.

Воспитанники не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Газета – это:

  • Трибуна для высказывания своей точки зрения.
  • Эффективный информативный инструмент.
  • Пространство для сближения поколений.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи общей идеей, поэтому работу ребят сделать направленной.

Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных групп воспитанников с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются какие-либо исследования, материал которых может быть использован.

Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Примерный перечень тем выпусков газет:

  • Знакомство (с сотрудниками Центра «Гармония», с различными службами, направлениями деятельности: спортивной деятельностью, культурно-массовой, трудовой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
  • Подготовка к праздникам.

Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина, День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта, День Знаний и пр.).

  • Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, алкоголизм, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
  • В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты:

  • Спортивные новости ("Как это было")
  • Летопись Центра «Гармония» (история Центра).
  • Мнение эксперта.
  • Игры нашего Центра.
  • Истоки добра (творческая страничка).
  • Пробы пера (литературная страничка).
  • В мире интересного.
  • События, факты (информационные новости Центра «Гармония»).
  • Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
  • История нашего города.
  • Размышления на тему… ("Точка зрения").
  • Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?").
  • Музей фактов (А знаете ли Вы что?..).
  • Весёлая школа (в помощь школьникам - правила-запоминалки, правила-подсказки, игры и т.д.).
  • Поздравления.

Газета «Счастливая дорога детства» имеет формат А 4. Объём – 14 полос. Периодичность издания – ежемесячная.

Ожидаемый результат.

        В ходе реализации проекта предполагаются следующие результаты:

  • Воспитанники закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий.
  • Воспитанники получают необходимые сведения о программном обеспечении  Microsoft Publisher, Corel Draw, Adobe Photoshop.
  • Расширяется кругозор воспитанников, пробуждается интерес к новым знаниям, а значит, происходит повышение уровня школьной мотивации.
  • Воспитанники обучаются навыкам жизни в демократическом обществе.
  • Организуется содержательный досуга как сфера восстановления психофизических сил воспитанников.
  • Происходит укрепление уверенности воспитанника в себе, в своих силах и возможностях, осознание себя как члена большой творческой семьи.

Принципы работы социального педагога по проекту.

  • ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ – соответствие педагогического влияния природе ребёнка.
  • СОЦИОСООБРАЗНОСТИ – создание или компенсация приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребёнка.
  • АМБИВАЛЕНТНОСТИ - организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутриличностными условиями.
  • ПРИНЦИП ЛЮБВИ В ВОСПИТАНИИ – отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного эмоционального взаимодействия.
  • ПРИНЦИП ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – активизация собственных внутренних усилий ребёнка на самосовершенствование, мобилизацию личностных ресурсов.
  • СТИМУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УСПЕХОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

  


Список литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Тамошин Ю.М. Методики изучения эффективности воспитательной деятельности в школе. – С. Региональный центр мониторинга в образовании:2002.-120 стр.
  2. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 312 с.
  3. Азаров Ю.П. Руководство по развитию талантов.- М.: Изд-во УРАО, 2003. – 152 с.
  4. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160с.
  5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Кн. Для воспитателей дет.сада . – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
  6.  Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд., доп. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 128 с.
  7.  Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 176 с.
  8.  Шапиро В.Д. Управление проектами. – М.:  РАО «Газпром». МГСУ, 1996 – 610 стр.
  9. http://www.solnet.ee - Солнышко. Развлекательно-познавательный интернет-журнал.
  10. http://www.maam.ru - MAAM.RU – международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект.
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki - ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия.
  12. http://winzavod.tvorchmaster.ru – Творческие мастерские для любого возраста.
  13. http://www.ug.ru - Учительская газета.
  14. http://www.kakprosto.ru – Хобби.
  15. http://www.erono.ru/art – Интернет - журнал РОНО - Ресурсы, Обзоры, Новости Образования. Общедоступный информационный ресурс дополнительного образования.

Проект «Счастливая дорога детства» (ежемесячное издание – газета для детей).

Автор: Орлова М.Г., социальный педагог ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония», 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Добрая дорога детства"

28 мая 2011 года на базе ООО  УК "Зеленая волна" прошел I районный конкурс рисунков на стене "Добрая дорога детства" на тему безопасности дорожного движения. Инициаторами этого мероприятия стали ...

Программа «Добрая дорога детства»

Программа по обучению ПДД и основам безопасного поведения на улицахи дорогах для детей старшего дошкольного возраста "Добрая дорога детства"...

Сохраним счастливый мир детства

Движущей силой деятельности человека на земле, было, есть и будет  его стремление к счастью. Однажды я провела со своими детьми классный час на тему: Что такое счастье? Счастливый чело...

Добрая дорога детства

Увлекательное путешествие вместе с учащимися 5-7 классов по доброй дороге детства. Ребята побывают в загадочном замке, таинственном лесу, встретят нового друга. ...

Инновационный проект по безопасности для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Дорога детства – без опасности!»

Инновационный проект по безопасности для детей дошкольного возраста с ОВЗ«Дорога детства – без опасности!»...

проект "Дорога Детства"

Данный проект участник республиканского конкурса по определению стажировочных площадок по внедрению ФГОС ДО...

Презентация к проекту "Безопасная дорога детства"

Проект "Безопасная дорога детства" реализует огромное количество воспитательно-образовательных задач в обучении дошкольников с ОВЗ...