Классный час «Воспитание социальной ответственности и компетентности посредством социальной игры»
классный час на тему

Давыдова Наталья Евгеньевна
Многие психологи знают о детском и подростковом психотерапевте Гюнтера Хорне и его социальных играх. Социальные игры Гюнтера Хорна (Карлсруэ, Германия) появились в России осенью 1997 года, когда автор рассказал о некоторых из них на своем выступлении на Международном симпозиуме по проблемам психотерапии. В настоящее время игры применяются для работы с детьми, подростками и взрослыми во многих регионах России и ближнего зарубежья. Среди них есть серия «Психологическая игра для всей семьи». Карточки с корректными формулировками дают возможность завязать проблемный разговор в игровой атмосфере. С точки зрения развития самосознания эта игра интересна тем, что она требует от игроков сравнения своего представления о себе с формулировкой карточки. Затем, в процессе аргументации, дети получают возможность осознать то или иное качество или черта их характера появляются в поведении в жизни. И как это воспринимают другие. На основе этой игры и будет организован наш классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_igra.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Воспитание социальной ответственности и компетентности посредством социальной игры»

Пояснительная записка

Многие психологи знают о детском и подростковом психотерапевте Гюнтера Хорне и его социальных играх. Социальные игры Гюнтера Хорна (Карлсруэ, Германия) появились в России осенью 1997 года, когда автор рассказал о некоторых из них на своем выступлении на Международном симпозиуме по проблемам психотерапии. В настоящее время игры применяются для работы с детьми, подростками и взрослыми во многих регионах России и ближнего зарубежья. Среди них есть серия «Психологическая игра для всей семьи». Карточки с корректными формулировками дают возможность завязать проблемный разговор в игровой атмосфере. С точки зрения развития самосознания эта игра интересна тем, что она требует от игроков сравнения своего представления о себе с формулировкой карточки. Затем, в процессе аргументации, дети получают возможность осознать то или иное качество или черта их характера появляются в поведении в жизни. И как это воспринимают другие. На основе этой игры и будет организован наш классный час.

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса. Эта игра нацелена на детей, у которых плохо развиты коммуникативные навыки, навыки самонаблюдения и самопознания. Подходит для класса конфликтного, ученики которого не умею решать проблемы посредством разговора.

Цель: развитие эмоциональной и социальной компетенции;

Задачи:     

  • создать условия для правильной оценки собственной личности, а также одноклассников;
  • побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • улучшение психологического климата в классе.
  • преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.

Оборудование: набор карточек и коробочка, служащая «мусорным ящиком».

Продолжительность: 45 минут.

Ход классного часа «Кто я»

Социальный педагог:  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о нас с вами. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся. Мы очень часто не договариваем друг другу то, что нужно говорить, либо наоборот – можем сболтнуть лишнего не подумав.

Ученик:

Немало встречается злого,

В любой человеческой судьбе,

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскую,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Социальный педагог:  Сегодня я хочу предложить вам социальную игру «Кто я». Ребята нашего класса часто ссорятся друг с другом, обижаются и нередко возникают конфликтные ситуации. Эта игра поможет вам научиться разговаривать, высказывать своё мнение, доказывать свою точку зрения. Вы сможете лучше узнать, как себя самого, так и партнеров по игре.

Правила игры. Игра проводится на кругу. Карточки кладутся в центр круга на стул или на столик текстом вниз. Участники игры по очереди берут по одной карточке и зачитывают ее вслух. Если вы считаете, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, вы передаете карту ему. Тот, кто получил карточку, читает ее еще раз вслух. Если этот участник считает, что карта ему не подходит, он передает ее дальше другому участнику или кладет в отдельную стопку – «корзину для мусора». После того, как все карточки окажутся разобраны, каждый игрок зачитывает вслух свои карты и приводит примеры из своей жизни, иллюстрирующие проявление того, что там написано. Другим игрокам предлагается высказать свое мнение по тем карточкам, которые, по их мнению, не соответствуют истинным чертам или поступкам их обладателя. Группа имеет право лишить игрока карточки, если он не сумеет доказать, что она ему действительно подходит.

Все ученики должны принимать участие в обсуждении.

Карточки:

  1. Вежливый
  2. Интеллигентный человек
  3. Верный друг
  4. Слишком впечатлительный
  5. Высокомерный, высокого мнения о себе
  6. Гордый, никогда не подойду первым
  7. Двуличный человек
  8. Дисциплинированный
  9. Доброжелательный
  10. Слишком доверчивый
  11. Жадный
  12. Жестокий
  13. Жизнерадостный, всегда на позитиве
  14. Заботливый человек
  15. Забывчивый
  16. Я никогда не держу зла на людей
  17. Отомщу всем, кто меня обидел
  18. Я самый счастливый человек
  19. Меня не любит мой класс
  20. Меня не любят учителя
  21. К моему мнению часто прислушиваются
  22. Неразговорчивый
  23. Скучный
  24. Излучает позитив и добро
  25. Интересный человек
  26. Вокруг меня всегда много людей
  27. Я одинокий
  28. Хочу найти настоящего друга
  29. Мне не хватает поддержки от родных и близких
  30. Мои родные всегда поддерживают меня
  31. Агрессивный
  32. Безжалостный
  33. Безответственный
  34. Завистливый
  35. Я замкнутый человек, никому не открою свой внутренний мир
  36. Зануда
  37. Злопамятный
  38. Избалованный
  39. Могу соврать
  40. Непосредственный, всегда говорю то, что думаю
  41. Обаятельный человек
  42. Очень приятный человек
  43. Остроумный
  44. Пессимист
  45. Ранимый, принимаю всё близко к сердцу
  46. Самовлюбленный
  47. Я во многом лучше других
  48. Самостоятельный
  49. Смелый
  50. Не раздумывая пойду защищать своего друга
  51. Талантливый
  52. Трусливый
  53. Возьмусь за любое дело, даже если оно сложное
  54. Упрямый
  55. Люблю похвастаться о моей новой покупке
  56. Честен со всеми
  57. Мое мнение всегда правильное
  58. Душа компании
  59. Юморист
  60. Никогда не предам
  61. Добрый
  62. Злой
  63. Трудолюбивый
  64. Ленивый
  65. Отзывчивый
  66. Мне не нужны друзья
  67. Недолюбливаю свой класс
  68. Я бы не хотел(а) ничего менять в своей жизни
  69. У меня самые лучшие одноклассники
  70. Хочу побыстрее стать взрослым
  71. Быть добрым – это не современно
  72. Я крутой(ая)
  73. Меня все уважают
  74. Меня любит мой класс
  75. Меня любят все учителя

Социальный педагог:  Я вам предлагаю зачитать карточки, оказавшиеся в «мусорном ящике», и разобрать их.

Социальный педагог:  Ребята, после проведения этой игры изменилось ли ваше мнение о себе? Разнится ли представление о самом себе и то, как видит вас коллектив?

Социальный педагог: Никому не хочется быть плохим или быть неправым. И зачастую мы пытаемся казаться лучше или же наоборот принижаем себя. Чтобы человек был самим собой, нужно где-то помогать ему в этом, разговаривать с ним, обсуждать. Нужно чаще говорить друг другу о том, какие вы все хорошие, как много у вас положительных качеств. Или же наоборот дать совет, указать на неправильный поступок, поделиться опытом и т. д.

Итоги классного часа.

Социальный педагог: Мне хотелось бы сказать вам спасибо за вашу искренность. Я надеюсь, наше занятие послужит вам уроком, и вы будете больше разговаривать друг с другом, помогать друг другу и дарить своим друзьям и близким только позитивные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Программа 2017-2022 г.г. "Игримский Клуб "Зелёный Попугай". Развитие коммуникабельности, творческих способностей, воспитание социально-ответственной личности и повышение культурного уровня учащихся через клубную работу"

Программа  2017-2022 г.г. "Игримский Клуб "Зелёный Попугай". Развитие коммуникабельности, творческих способностей, воспитание социально-ответственной личности и повышение культурно...

Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения....

Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения....

«Формы и методы патриотического воспитания как условие становления социально-ответственной личности»

Авторы:Гичко Кристина СергеевнаПономарева Инесса АнатольевнаПатриотизм - важнейшая составляющая отечественной культурно-педагогической традиции.Становление гражданского общества и правового государств...

Дополнительное образование - эффективная система развития способностей детей и воспитание социально ответственной личности: сборник ,2020г/под общей редакцией Т.А,Антопольской,Изд -во ЗАО "Университетская книга", 2020

В сборнике представлены научные статьи участников международной научно-практической конференции «Дополнительное образование – эффективная система развития способностей детей и воспитания с...

Деятельность классного руководителя в формировании социальной компетентности и социальных навыков учащихся

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, оно включает в себя посильное участие школьников в труде и общественной жизни коллектива, приобщение к социальной куль...