«Осложнённое» поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема»
статья (6 класс) на тему

Чурилова Светлана Александровна

Методический материал в своей работе могут использовать классные руководители, педагоги-психологи и социальные педагоги. Текст носит информационный и обучающий характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_oslozhnennoe_povedenie_pechatat.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Осложнённое» поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема»

Чурилова С.А.  педагог-наставник

МБОУ «Лицей г. Уварово им. А.И. Данилова»

«Ребёнок недисциплинирован и зол, потопу что страдает»

 Януш Корчак  

      Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпал бы. Сложное экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений как жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению ко взрослым, чаще и в крайних мерах стали проявляться жестокость и агрессивность.          

      Аннулировав негуманное терминологическое обозначение, характеризующее некоторых детей, которым в силу семейных обстоятельств тяжело жить на свете, — «трудные», а также исключив название тех детей, которых педагоги не захотели воспитывать, - «педагогически запущенные», но не приняв психологический термин «девиантные» («с дороги сошедшие»), мы называем детей, доставляющих особые хлопоты и никак не желающих (по разным причинам) идти вверх по ступеням культуры, детьми осложненного поведения.

«Осложненное поведение» — это поведение ситуативных либо устойчивых характеристик асоциального или антисоциального плана, свойственных детям в силу определенных причин социально-психологического, психофизического, социально-ситуационного порядка.

 В осложненном поведении человека много привнесенных факторов, и не всегда удается распознать источник поведенческих срывов: самочувствие, общее состояние, реакция на обиду со стороны людей, неудачи деятельности, низкая самооценка, низкий статус в группе, заботы материально-бытового плана, отсутствие жизненных перспектив и многое-многое другое. Постоянство факторов негативного влияния на человека создает постоянство состояния и соответствующее привычное поведение.

 Не следует самоуверенно думать, что нам, взрослым, не свойственно осложненное поведение, что данная характеристика абонирована навсегда определенной группой детей низкого социального статуса.

 Осложненное поведение рождается не только как итоговый результат истории жизни ребенка или его воспитания, оно в ситуативном проявлении присуще детям в сложных драматических ситуациях, когда дети не способны разрешить их. А так как у детей маленький жизненный опыт, то осложненное поведение отличает почти всех детей при определенных обстоятельствах. Ситуация «Что с ним случилось?!» — нередкая в период взросления и развития индивидуальности детей и юношества. 

 Но в качестве постоянной характеристики осложненное поведение свойственно детям вполне определенных показателей. Эти дети имеют общие показатели, их обычно сразу распознает опытный глаз педагога. Им свойственны гигиенические отклонения от нормы (нечисты, не прибраны, бледны, недокормлены, усталого вида), потому что они лишены ухода и заботы со стороны родителей. Они заметно выделяются речевыми нарушениями: слабый запас слов, низкий строй речи и обилие грубых и нелитературных выражений. У них явны эстетические отклонения: нелепые украшения, вульгарные наряды, вызывающие аксессуары костюма — в союзе с низкой гигиеной тела все это производит отталкивающее впечатление. Детям осложненного поведения часто свойственны правовые нарушения, кажущиеся безобидными в младшем возрасте, но пугающие в подростковый период. Для всех детей такого рода характерны поведенческие отклонения, наносящие ущерб достоинству личности окружающих людей. В сфере поведенческой, если даже с выполнением общественных норм у этих детей обстоит благополучно, часто их непредсказуемые реакции выдают агрессию по отношению к людям и жестокость.

  Однако отдельные показатели вовсе не могут служить основанием для решения вопроса о воспитании такого ребенка как носителя «осложненного поведения», ибо показатель — лишь нечто внешнее, проистекающее из множества внутренних истоков.

 Ребенок осложненного поведения пугает нас потому, что мы не можем понять, что с ним происходит, а в период социализации и становления личности такие выпадения за пределы культуры чреваты трагическими последствиями. Показатели предупреждают нас о некоторых осложнениях в процессе формирования личности.

 

 Главное же, что педагогам следует знать, — это то, что основным признаком осложненного поведения являются разрушенные социальные отношения.

 Разрушение социальных отношений обусловлено либо низким уровнем социальной среды, либо дурно организованным воспитанием, либо психологическими особенностями индивидуальности ребенка, не учтенными окружающими и педагогами, либо негативным жизненным впечатлением и негативным полученным преждевременно опытом жизни, либо органическими особенностями ребенка, препятствующими взаимодействию со сверстниками и окружающими людьми.  Не зная о причинах, а иногда не желая и узнавать о них, всю вину за печальные обстоятельства мы перекладываем на ребенка, и с него требуют того, чего он не в состоянии выполнить, ибо «не может», «не знает», «не слышал», «не видел», «не научили», «не показали», «не приучили», «не развили».

 Отсутствие любви в семейной жизни ребенка, отсутствие дружественных связей в группе сверстников, холодное пренебрежительное отношение незнакомых взрослых (а к немытому, дурно одетому, с плохими манерами ребенку у взрослых недостает доброжелательности) и враждебное отношение педагога (который сердится на ребенка из-за плохой учебы) — все это создает невыносимые условия жизни маленького человека. Он вынужден адаптироваться к враждебному миру людей и вырабатывать защитную позицию. То, что мы называем осложненным поведением, есть продукт поломанных социальных отношений с миром.

Анализируя поведение такого плана, можно явственно обнаружить «крик о помощи»: ребенок своим поведением привлекает наше внимание, он искусственно фокусирует на себе нашу активность, чтобы быть в центре отношений, он ищет способ утвердить свое место в системе социальных отношений, он кричит о существовании своего отдельного «Я», не Признаваемого окружающими.

 ...Вот он залез на трубу вместо того, чтобы, как все, лезть по канату на уроке физкультуры.

 ...Вот крепко выругался, потрясая весь класс, и с вызовом смотрит на учителя.

 ...А этот сидит на учительском столе и пьет пиво из жестяной банки.

 ...А вон тот надел на себя штаны шириной с море, которые называются «В них ходила вся Америка», и ему невдомек, что теперь он в обносках после Америки. 

 Методика работы с такими детьми достаточно хорошо разработана, поэтому не может не удивлять, что педагоги не справляются с явлением осложненного поведения детей. В методике три основания важны для развития такого ребенка: отношение к нему, его деятельность и социальная среда окружения. 

 Но поиск причины безуспешности методического решения раскрывает вдруг неожиданно великую роль педагогической реакции на осложненное поведение ребенка. Оказывается, методика не имеет своего воплощения, потому что на уровне технологии педагог совершает профессиональные ошибки в восприятии осложненного поведения, а вернее, в восприятии самого носителя такого поведения. 

 Первый момент технологического решения вопроса — реакция на осложненное поведение. Традиционно закрепился ошибочный вариант реакции: «Как тебе не стыдно?!» или «Прекратите немедленно!» В этом варианте все оправдано, потому что горечь взрослых, стыд за детей, возмущение и раздражение, гнев и оскорбление ищут выхода. Но давно замечено, что такая прямая отрицательная реакция не продуктивна. Разумеется, она не профессиональна. 

 Педагог-профессионал сознательно и оправданно выстраивает свое поведение при виде осложненного поведения, он «чинит» поломанные отношения, ориентируясь на сложное состояние изломанной души. Добавим: педагог «забывает» в этом ситуативном эпизоде о негативных красках совершаемого ребенком - он все внимание переносит на самого ребенка. 

Педагога не волнует поступок ребенка — его должен волновать сам ребенок. 

Бесполезно менять поведение там, где разрушены отношения. Необходимо выстраивать иные отношения, только тогда формируются измененные желаемые формы поведения. 

Алгоритм выстраивания отношений: 

Первый шаг - «Не удивляться» (парадигма «Это я видел…», «это бывает в вашем возрасте…» или «К сожалению, люди иногда так поступают, хотя это плохо кончается…»). Назначение шага – снять ореол героя и смельчака, каким кажется себе подросток в момент совершения недостойных действий. (Педагог, увидев, как ученик перевернул тарелку и бросил еду на пол, со скучным и спокойным лицом сказал: «Это мы не раз видели в нашей трудной жизни…») 

Второй шаг – «Поддержать» или «Присоединиться» (парадигма « Я тоже когда-то…» или «Мне тоже когда-то казалось, что это круто…» или «Человек слаб и иногда мы совершаем что-то подобное…»). Благодаря этому шагу сохраняется общее положительное отношение к ребенку окружающих его людей, которое после первой реакции педагога заметно изменилось не в пользу смельчака. (Педагог продолжает далее: «Бывает, что люди так рассердятся, что считают виноватыми безвинные предметы. Со мной однажды такое было…) 

Третий шаг – «Описать предметный результат содеянного» (парадигма «Как же нам теперь дальше быть..»). Конечно, состояние ребенка в этот момент такое, что его разум не способен на анализ, поэтому ему надо помочь. (Педагог размышляет: «Каша, брошенная на пол, уже не каша, а грязь. Здесь теперь не пройти. И кому-то приходится дополнительно убирать…») 

Четвертый шаг - « Апеллировать к разуму субъекта» ( парадигма « Что вы думаете по этому поводу? Или « Что нам всем теперь делать?») Так как для педагога главным является не принудительное правильное поведение, а осознанное отношение, то этот шаг очень важен, хотя именно с него и нельзя было начинать. (Педагог смотрит на ребенка: «Я правильно размышляю? Мои опасения ты разделяешь?..»). 

Пятый шаг – «Произвести положительное подкрепление» (парадигма «Приятно иметь дело с понимающими…» или «Сразу видно разумного человека») Хорошо поддержать «героя». (Педагог кивает головой: «Вижу, все понимаешь. С такими людьми легко иметь дело…») 

Шестой шаг – «Предложить помощь» (парадигма «Помощь нужна?» или «Справишься сам или чем-то помочь?») 

Седьмой шаг – «Произвести «Я-сообщение» (парадигма «Я всегда думала, что…» или «Мне всегда хорошо, когда люди могут разрешать проблемы…»). 

(Педагог выражает общее удовлетворение мимически и говорит: «Всем людям свойственно ошибаться, но главное – понимать ошибочные действия… Я уважаю людей, способных это понять…»). 

Семь операций – это шаги навстречу разуму ребенка, оказавшемуся в особом положении и потому неадекватно реагирующему на действительность. 

Поднимать «на пьедестал» надо каждого ребенка. Особенно бережно и заботливо это следует делать по отношению к ребенку с осложненным поведением. Необходимо учитывать три аргумента в пользу правомерности безусловной любви к носителю осложненного поведения:

- человек как продукт времени и социальной среды всегда несет на себе ее негативные отпечатки:

- человек слаб и потому не всегда способен противостоять недостойным искушения натуры;

- дети и родители – представители разных поколений, всегда располагаются в поле неразрешимых противоречий.

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это — наши слёзы, это — наша вина перед другими людьми, перед всей страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети «группы риска» Психолого-педагогический аспект проблемы.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - ...

Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования

Проблемы девиантного поведения детей и подростков в системе образования....

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ....

Тематическое родительское собрание-практикум «Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?» (или « Позитивная переориентация поведения детей »)

Тематическое родительское собрание-практикум«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»(или « Позитивная переориентация поведения детей »)...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Профилактика аддиктивного поведения школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема

Аддиктивное поведение – серьезная проблема для общества, связанная с негативными последствиями не только для здоровья человека, но и для социума. В основе подросткового отклоняющегося поведения ...

Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».

обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...