Профилактика аддиктивного поведения школьников как социальная и психолого-педагогическая проблема
статья

Рахленко Мария Юрьевна

Аддиктивное поведение – серьезная проблема для общества, связанная с негативными последствиями не только для здоровья человека, но и для социума. В основе подросткового отклоняющегося поведения лежит стремление к новым, необычным ощущениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Профилактика аддиктивного поведения школьников

как социальная и психолого-педагогическая проблема

Известно, что наши чувства, эмоциональное состояние, переживания являются выражениями деятельности мозга. На деятельность мозга можно воздействовать разными способами, так или иначе, изменяя ее.

Важной проблемой для общества является аддиктивное поведение людей, последствия которого негативны. Примерами может служить и потеря трудоспособности, конфликты с окружающими, совершение противоправных действий.

В современной психолого-педагогической литературе аддиктивное (аддитивное) поведение рассматривается как нарушение поведения человека, которое связано со злоупотреблением различных веществ, способных изменять психическое состояние. Это может быть употребление алкоголя, табакокурение, различные азартные игры и другие действия, приводящие к  формированию психической и физической (биохимической) зависимости человека от влияния на него того или иного фактора, вызывающего пристрастие или непреодолимое влечение.

Психологи выделяют следующие виды зависимостей: психическую, физическую, химическую.

Психическая зависимость проявляется в том, что человек с помощью психоактивного вещества (наркотика, алкоголя, любого ПАВ или возбуждающего игрового действия) желает добиться внутреннего равновесия и стремиться  вновь и вновь испытать его действие. Такое действие ПАВ постепенно замещает собой все обычные для человека положительные эмоции. Вначале человек ещё сохраняет способность контролировать его употребление, однако при этом желание употребить наркотик всегда сохраняется. На данном этапе человек еще может остановиться. Психическая зависимость составляет основу игровой зависимости (лудомании), компьютерной (компьютерно–игровой) зависимости, а также зависимости от экстремальных видов деятельности, направленных на поиски «острых ощущений» (спортивной, туристической и др.). Это отличается от «химической» зависимости, где изменение психического состояния человека достигается в результате применения психически активных химических веществ. Химическая зависимость является основой токсикомании и наркомании.

Физическая (биохимическая) зависимость проявляется в том, что организм человека не может нормально функционировать без психоактивного вещества. Если такое вещество отсутствует, развивается абстинентный синдром, который характеризуется физическими и психическими страданиями, вызванными нарушениями, связанными с тем, что психоактивное вещество стало частью естественных обменных процессов, происходящих в клетках живого организма.

Формирование аддиктивного, отклоняющегося поведения преодолевает несколько ступеней развития.

Ознакомительный этап, когда молодые люди «ищут себя», хотят выделиться на фоне своих сверстников, можно считать началом проявления этого поведения. Начинают знакомиться с различными веществами, улучшающими настроение, вселяющими смелость и превосходство над другими. Во многих случаях это знакомство происходит сначала с никотина, затем со спитросодержащих веществ. Очень редко теперь выбираются ингалянты, так как появились различные «спайсы», ну а затем в ход идут и наркотические вещества. Сегодня появляются всё новые «ловушки» для людей в виде электронных сигарет и других новшеств на рынке пагубных веществ. Мотивом отказа от употребления таких веществ в среде молодых людей может быть строгий контроль близких людей, сотрудников образовательных учреждений за их кругом общения, наказания, беседы о вреде пагубных привычек или неприятные ощущения, вызванные отравлением организма.

Этап «поискового полинаркотизма», когда недостаточно одного раза употребления вещества и человек ищет удачный момент попробовать ещё раз. В этом случае в ход идёт и алкоголь,  и токсические вещества, вплоть до наркотических средств. Естественно всё происходит в компаниях, где нужно хорошо повеселиться. За рамками своей компании эти вещества могут и не употребляться, то есть важна связь отношений этих людей, нужна «своя компания».

Следующим этапом формирования аддиктивного поведения может стать «первичный мононаркотизм», когда сформировалось предпочтение, то есть найдено вещество, которое подходит по своим критериям ожидаемости и к этому веществу у подростка есть реальный доступ.

Препятствуют превращению аддиктивного поведения в определившуюся зависимость ряд причин - социальных, биологических и психологических.  

Социальные  причины: вседозволенность, «поиск себя», желание быть модным, современным, отношения в семье, влияние СМИ и др.

Психологические причины связаны с особенностями характера подростка, желания получить новые ощущения, снять стресс, страх отрицательных последствий, а также желание иметь успех, быть лидером среди сверстников.

Биологические причины определяются индивидуальной непереносимостью наркотика или наоборот высокой привязанностью к нему. Сюда можно отнести и отягощённую алкоголизмом наследственность, различные хронические заболевания. Органическое поражение головного мозга, другие биологические особенности развития организма подростка.

Пагубное влияние оказывает и «дурной пример», когда, например, курят родители, а ребёнку запрещают. Согласно статистике, с употребления никотина начинается ознакомительный этап формирования зависимости.

Чрезвычайно опасной является никотиновая зависимость. Форму пагубной привычки курения табака общество приняло в ХХ веке. С увеличением числа курильщиков возрастает и число смертности от рака лёгких. Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака подписали к 2005 году 142 страны, с населением более трёх четвертей земного шара. Но, по последним данным ВОЗ, в России употребляют табачные изделия 35% населения, из них 61% мужчин, причем процентное соотношение женщин растёт с каждым годом.

Исключительно пагубно влияет на организм алкоголь. Злоупотребление алкоголем родителей оказывает негативное влияние на следующее поколение, причём даже не на одно. Например, «алкогольный синдром плода». Эта патология развивается, когда мать во время беременности употребляет алкоголь, который оказывает токсическое воздействие на развивающийся плод. При этом органическая патология мозга родившегося ребёнка может быть выражена в различной степени: отставание в нервно–психическом развитии, задержка развития речи, слабоумие и различные проявления функциональных расстройств высшей нервной деятельности (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, агрессивность и др.)

Известно, что у детей алкоголиков значительно повышается риск возникновения различных заболеваний. Дети алкоголиков имеют даже отличительные внешние признаки (характерные изменения черепа, особые черты лица, особенности поведения, реакций).

Когда ребёнок вырывается на свободу, уходит из-под контроля взрослых, поведение подростка становится другим, по сравнению с тем, что требовалось от него раньше. Привлекает всё то, что раньше запрещалось и это способствует желанию всё испробовать, то есть познакомиться с различными запрещёнными веществами. Но бывают и случаи взросления, которые выступают в роли препятствия отклоняющемуся поведению. Это редкость, когда подростки, видя неправильный образ жизни своих близких, вели добропорядочный образ жизни, будучи взрослыми.

Подростки зачастую не знают способы снятия стресса. Они пополняют свои знания об этом, общаясь со своими сверстниками, поэтому они подолгу общаются, как виртуально, так и реально. Многие приходят в школу не за знаниями, а чтобы пообщаться, тем самым советуются больше с друзьями, чем с близкими. Желание быть принятым группой ровесников порождает необходимость вести себя так, как это делают они.

Важное место в профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков принадлежит школе.

Школьная программа профилактики аддикций может содержать следующие компоненты: образовательную программу (формирование необходимых знаний и умений); безопасную школьную среду; повышение квалификации педагогов; работу с родителями учащихся.

Особенности учебно-воспитательной работы в школе состоят во взаимодействии учителей, учеников и родителей. Важную роль в профилактике аддикций в школе играют учителя, которые видят детей каждый день и лучше знакомы с их семьями.

Осознавая значимость и стремительное развитие интернет-аддикции, общественные организации предлагают родителям практические пособия для ознакомления и борьбы с проблемой. Так, например, в электронном дневнике выложено практическое пособие для родителей «Как сделать интернет безопасным для вашего ребенка». В нем описаны возможности ограничения доступа ребенка к интернету, к отдельным опасным и вредоносным сайтам. Благодаря данному пособию, родители могут легко научиться осуществлять  «родительский контроль» за своим ребенком.

Профилактика отклоняющегося поведения для педагогических работников представляет собой ряд направлений, связанных с выявлением склонности учащихся к аддиктивному поведению, выявлением степени распространенности различных видов аддикций в детском коллективе, отбором педагогических методов профилактики; осуществлением профилактических действий.

В образовательном учреждении осуществляется первичная профилактика зависимого поведения.

Первичная профилактика – это комплекс первичных учебных, воспитательных, информационных, психологических мероприятий и средств, направленных на предотвращение употребления учащимися психоактивных веществ, снижение интернет- и компьютерной зависимости.

Работа по профилактике аддиктивного поведения школьников требует от учителя целого ряда специальных компетенций: знать основы валеологии и напркологии, уметь осуществлять взаимодействие с медицинскими и правоохранительными структурами, владеть современными педагогическими технологиями и др.

Таким образом, профилактика аддиктивного поведения школьников является важной социальной и психолого-педагогической проблемой, решение которой возможно только при системной и комплексной работе в этом направлении соответствующих государственных и социальных институтов. При этом важная роль в первичной профилактике аддикций принадлежит общеобразовательной школе.

Вывод:

 Под аддиктивным (зависимым) поведением понимается поведение, связанное с формированием устойчивой зависимости, в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния.

Аддиктивное поведение – серьезная проблема для общества, связанная с негативными последствиями не только для здоровья человека, но и для социума. В основе подросткового отклоняющегося поведения лежит стремление к новым, необычным ощущениям.

Профилактика аддиктивного поведения школьников является важной социальной и психолого-педагогической проблемой, решение которой возможно только при системной и комплексной работе в этом направлении соответствующих государственных и социальных институтов. При этом важная роль в первичной профилактике аддикций принадлежит общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика аддиктивного поведения учащихся МБОУ СОШ№15 г. Нерюнгри РС(Я)

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков " Умей сказать "НЕТ!"

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков "Умей сказать " НЕТ!" способствует созданию условий, пр...

Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".

Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими....

"Работа по профилактике аддиктивного поведения учащихся образовательного учреждения"

Аддиктивное поведение учащихся школы. Профилактическая работа....

Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях дополнительного образования

Для создания конструктивной альтернативы употребления наркотиков, реализации вышеназванных потребностей необходимо активнее вовлекать учащихся в современные интерактивные формы внеучебной и внеурочной...

Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».

обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...

Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...