Обобщение опыта работы по теме "Песочная терапия и анимация как профилактика аддиктивного поведения подростков".
статья по психологии (5 класс) по теме

Руссу Елена Николаевна

Применение песочной терапии и анимации в работе психолога с агрессивными, тревожными детьми, переживающими стресс, разлуку с близкими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Путь, по которому должен следовать                                              

поток жизни, написан на песке

(Идрис Шах «Рассказы о песках»)      

 

Песочная терапия и анимация        
как профилактика аддиктивного поведения детей и подростков

психологи  МКУСОН ЦСПСиД «Елена» 

Руссу Елена Николаевна,

Иванова Оксана Викторовна 

     Проблема профилактики аддиктивного и девиантного  поведения среди детей и подростков в городе Губкинском, как и во многих других городах Ямала и за его пределами,  достаточно актуальна, так как именно эта категория детей находится в «группе риска»  по злоупотреблению психоактивными веществами. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних в 2010году подростками  было совершено 41 административное правонарушение, в 2011году  - 143 административных правонарушений, в 2012году – 173 административных правонарушений. За период с 2010г по 2012г происходит увеличение количества детей, прошедших реабилитацию в МКУСОН ЦСПСиД «Елена», (находящихся в трудной жизненной ситуации или проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении): в 2010году - 40,  2011году - 64,  в 2012году – 71 несовершеннолетний.

       Анализ причин обращений к психологу и подбора эффективных методик  в работе с несовершеннолетними  показал необходимость использования в реабилитации детей и подростков песочной терапии и анимации, в основе которого лежит невербальный метод терапии «Sandplay» (дословно - песочная игра).

     В 2012году в рамках социального проекта «Парус Надежды», разработанного специалистами центра, по окружной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2010-2014годы»  было приобретено  следующее оборудование и расходный материал: световые экраны, песочные столы, миниатюрные игрушки, цветной песок.

       Преимущества   песочной терапии  (простота манипуляции, многократное создание новых сюжетов, возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция,  создание  безопасной, безоценочной атмосферы в кабинете) способствуют снижению внутреннего напряжения, позволяют «сказать» правду  без слов, выразить свободно свои мысли и чувства, обеспечивают доступ к внутренним  переживаниям, позволяют освободиться от конфликтов и сильных переживаний, восстанавливают эмоциональное равновесие, устраняют  имеющиеся  нарушения поведения.

     Песок и несколько  маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Песок действует на детей как магнит: прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

       Как показывает опыт работы с детьми, воспитанники дошкольного возраста отдают предпочтение игре в песочнице, тогда как подростки увлекаются созданием песочных сюжетов на световых экранах (столах).

      Песочная анимация – молодое, уникальное направление в искусстве. Для созданий изображений из песка на подсвеченном экране необходимы долгие тренировки,  чтобы отработать технику исполнения песочной живописи, достичь точности движений при создании рисунков песком. В подготовительной части создания песочного видеосюжета   дети придумывают сюжетную линию, который может сопровождаться стихами, текстом или  музыкой. С помощью особой техники воспитанники создают на световом столе рисунки песком, которые плавно переходят один в другой.  Обращаем внимание детей на выразительность – изображения должны быть эффектными, неожиданными, но в тоже время как будто вырастать друг из друга. Учим детей не убирать  со стола предыдущий слой песка и не начинать  каждый новый кадр с «чистого листа». Каждый песочный рисунок универсален, поэтому такая анимация  передает любые эмоции и настроения ребенка, может выразить любую идею.

     Занятия по песочной терапии и анимации осуществляются в рамках социально-реабилитационных программ: «Гармония миров» (9-17 лет) и  «Росток» (4-9лет). Цели программ: коррекция и развитие эмоционально-волевой  и познавательной сфер, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя несовершеннолетним и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

    В процессе песочной терапии и анимации у детей и подростков возможно достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему миру. В результате чего пережитое не развивается в психическую травму, а  предоставляет возможность несовершеннолетним удовлетворять свои потребности в социально приемлемой форме и этим влиять на  

  отношения, в том числе и к рисковому поведению, приводящему к злоупотреблению ПАВ.

             Результаты применения песочной терапии и анимации представлены в диаграмме 1 (диагностика проводилась при поступлении и отчислении воспитанников центра «Елена»).

Диаграмма 1. Результаты применения песочной терапии и анимации

      Применение песочной терапии и анимации эффективно в работе с детьми с заниженной самооценкой,  повышенной тревожностью  и застенчивостью, с неустойчивым вниманием, склонными к агрессии, пережившими психическую травму или переживающими стресс, в ситуациях затруднений в выражении переживаний клиента из-за недостаточного развития вербального и понятийного аппарата или задержки развития.  Высокая эффективность  реабилитационного процесса достигается тем, что при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, исключены любые ошибки и нет понятия «неправильно», ребенок чувствует себя более раскованно и  не склонен излишне контролировать и оценивать свои действия, понятия «красивая» или «правильная» песчаная композиция просто не существует. 

     Проект  «Парус Надежды», благодаря которому возможно в условиях центра проводить занятия по песочной терапии и анимации, позволил  повысить эффективность реабилитационного процесса, осуществить адаптацию в социуме детям «группы риска», повысить качество жизни,  коммуникативные навыки, сформировать свою собственную систему ценностных ориентиров и принять для себя личностное решение о том, как они будут реализованы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика аддиктивного поведения подростков.

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Наиболее остро стоит проблема аддиктивного поведения подростков, связанного с употреблением разнообразных пси...

Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...

Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

В данной статье размещен материал по теме "Из опыта социально-психологической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков".В статье представлены некоторые варианты работы п...

Роль семьи в первичной профилактики аддиктивного поведения подростков

В данной статье рассматривается проблема распространения ПАВ;Разработаны правила-рекомендации и памятка родителям, позволяющие предотвратить употребление ПАВ. Ключевые слова: подростки, семья, аддикти...

Программа работы с подростками по профилактике аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях

Цель программы: Профилактика аддиктивного поведения у подростков. Задачи: 1. Формирование жизненных навыков, обеспечивающих отказ детей от приобщения к любым психоактивным веществам, включая умение...

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ)

Пропаганда ЗОЖ и профилактика наркомании, табакокурения,алкоголизма,и других зависемостей. Профилактика преступности и правонарушений является приоритетной в воспитательной работе школы. ...