Главные вкладки

    Игра-путешествие "Маршрут безопасности"
    методическая разработка по теме

    Тараканова Анна Васильевна

    Игра-путешествие "Маршрут безопасности" по профилактике ВИЧ/СПИДа для учащихся 8-11 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra-puteshestvie_marshrut_bezopasnosti_.docx449.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Областной конкурс методических материалов C:\Users\1\Desktop\JdYmor.jpg

    педагогических работников образовательных организаций

    «Формула здоровья»

    Номинация:

    «Профилактика социально-значимых

    заболеваний у школьников/студентов»

    Игра-путешествие

    «Маршрут безопасности»

    по профилактике ВИЧ/СПИДа для учащихся 8-11 классов

    http://getmeholidays.com/wp-content/uploads/2012/10/stsenariy-dlya-provedeniya-dnya-borbyi-so-spidom.jpg

    ФИО конкурсанта:

    Тараканова Анна Васильевна, социальный педагог

    МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа

    имени В.И. Казакова

    Адрес: 607440 Нижегородская область, Бутурлинский район,

    р.п. Бутурлино, ул. Школьная, д. 2

    88317252311

    Цель: повысить уровень информированности несовершеннолетних по проблемам ВИЧ/СПИД, приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

    Задачи:

    • дать достоверную информацию о том, что такое ВИЧ, ВИЧ-инфекция и СПИД, о путях передачи ВИЧ, о стадиях заболевания;
    • развивать знания о профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа через игру-путешествие;
    • развивать творческие способности и познавательный интерес;
    • формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием, о возможности предотвращения инфицирования;
    • воспитание потребности в здоровом образе жизни.

    Оборудование: бочонок с вопросами, ручки, заранее приготовленный кроссворд, карточки и разрезанный плакат.

    Ход мероприятия

    Вводная часть.

    Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

    Грустить и петь, смеяться и любить.
    Но, чтобы стали все мечты возможны,

    Должны мы все здоровье сохранить.

    Здравствуйте! Ребята, все мы знаем, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье – это постоянное наличие энергии, необходимой, чтобы обеспечивать гармоничное функционирование организма. Здоровье – это отсутствие у человека причин и побудительных мотивов для болезней. Одним словом можно сказать, что наше здоровье — это башня. Когда в ней не хватает какого-либо «кирпичика» — слагаемого здоровья, она может моментально разрушиться. Правильное питание, полноценный отдых, физическая активность — без них не устоит ни одно строение. А вот вредные привычки, плохая экология и стресс, наоборот, разрушают фундамент, и их необходимо удалить! Человек должен научиться думать о собственной безопасности, безопасности окружающих, сохранять свое право на жизнь и здоровье! Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь.

    Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита человека.  

    Каждый год в нашей школе проводятся мероприятия, посвящённые Всемирному дню борьбы со СПИДом. Сегодня мы проводим игру-путешествие «Маршрут безопасности», на которой вы закрепите свои знания   о ВИЧ/СПИДе. Это заболевание стало кошмаром для всего мира, а также для нашей страны. Не обошла она стороной и нашу область, наш район. Самое страшное то, что СПИД не излечим, и почти всегда приводит к смерти.

    Игра представляет собой путешествие по станциям. На каждой станции одновременно находится не более 5 человек - участников и ответственный за станцию (социальный педагог, педагог-психолог, медицинская сестра, волонтеры школы). По сигналу ведущего все станции одновременно начинают работу, через 8 минут подается сигнал - команды меняются местами и так до тех пор, пока все участники не побывают на всех станциях. Каждая команда получает маршрутный лист, с которым он должен будет пройти 5 станций. На каждой станции вам будут предложены задания, которые вы должны будете выполнить. Ответственный за станцию будет оценивать ваши ответы, и ставить баллы (от 5 до 10) в маршрутный лист. После того, как команда пройдёт все пять станций, она подходит к жюри, которое подсчитывает общее количество баллов. Максимальное количество баллов по итогам игры - 50баллов.

    Маршрутный лист

    Название команды ___________________________________Класс _________

    Капитан___________________________________________________________

    Название станций

    Баллы

    Примечание

    Подпись

    ответственного

    по станции

    «Заморочки из бочки»

    Отгадай кроссворд «Что я знаю о СПИДе»

    «ВИЧ/СПИД»

    «Береги себя»

    «Знание - сила»

    Итого:

    ______________

    (подпись председателя жюри)

    Основная часть

    • 1 станция «Заморочки из бочки»

    Капитан команды по очереди тянет из бочонка вопросы. На раздумье дается 30 секунд.

    Вопросы:

    1. Кто открыл вирус, который считают причиной ВИЧ/СПИДа или вирус иммунодефицита человека? (ЛЮК МОНТАНЬЕ)

    2. В каком году Люк Монтанье из Института Пастера (Франция) открыл вирус, который считают причиной ВИЧ/СПИДа, или вирус иммунодефицита человека? (1983)

    3. Состояние, при котором иммунная система сильно повреждена вирусом, и уже не выполняет своих защитных функций? (СПИД)

    4. Человек, в организме которого есть вирус? (ВИЧ-положительный)

    5. Как передается ВИЧ? (3 пути передачи: половой путь, через кровь, от инфицированной матери к ребенку во время беременности, родов и кормления грудью)

    6. Как не передается ВИЧ? (Через мокроту при кашле, слюну, слезы, пот, мочу; через укусы насекомых, общение с животными и птицами; при дружеском общении, пользуясь общими предметами на работе, в быту; в бассейне, бане, сауне, транспорте, при занятии спортом, при рукопожатиях, объятиях, поцелуях; через деньги, игрушки; при уходе за больными)

    7. Поздняя стадия ВИЧ-инфекции? (СПИД)

    8. Как вести себя, чтобы защититься от вируса? (Отказаться от рискованного сексуального поведения; иметь сексуальные отношения только с человеком здоровым, отношения с которым характеризуют чувства доверительности и надежности; использовать презерватив при каждом сексуальном контакте; использовать только стерильные или одноразовые инструменты для инъекций, татуировок, маникюра и т.д.; необходимо избегать контакт с людьми, вводящими внутривенно наркотики)

    9. В клиническом течении ВИЧ-инфекции можно выделить несколько стадий. Назовите эти стадии. (Инкубационный (скрытый) период, первичное проявление, период стабилизации, вторичное проявление и терминальная стадия).

    10. Что такое ВИЧ? (Это вирус, который вызывает инфекционное заболевание)

    8-10 правильных ответов – 10 баллов

    5-7 правильных ответов – 7 баллов

    1-4 правильных ответа – 5 баллов

    • 2 станция Отгадай кроссворд «Что я знаю о СПИДе»

    Вопросы по горизонтали:

    1.Совокупность мероприятий, предупреждающих заболевания (ПРОФИЛАКТИКА).

    3.В каком месяце отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом? (ДЕКАБРЬ)

    5.Защитные клетки организма, которые разрушает ВИЧ (ЛЕЙКОЦИТЫ).

    7.Главная ценность жизни (ЗДОРОВЬЕ).

    Вопросы по вертикали:

    2.Синдром, проявляющийся разнообразными болезнями, способными привести к летальному исходу (СПИД).

    4.Что является Международным символом борьбы со СПИДом? (ЛЕНТОЧКА)

    6.Заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

    8.Автор Международного символа борьбы со СПИДОМ, художник Франк… (МУР).

    8 правильных ответов – 10 баллов

    5-7 правильных ответов – 7 баллов

    1-4 правильных ответа – 5 баллов

    8.М

      У

    4. Л

    7.З

    Д

    О

      Р

    О

    В

    Ь

    Е

    Н

    5. Л

    Е

    Й

    К

    О

    Ц

    И

    Т

    Ы

    О

    2.С

    Ч

    6. В

    1.П

    Р

    О

    Ф

    И

    Л

    А

    К

    Т

    И

    К

    А

    И

    А

    Ч

    3.Д

    Е

    К

    А

    Б

    Р

    Ь

    • 3 станция «ВИЧ/СПИД»

    Участникам предлагается привести в соответствие данные:

    Конечная стадия развития ВИЧ-инфекции.

    «Период окна»

    Человек, в организме которого есть вирус.

    ВИЧ-инфекция

    Период, когда вирус в организме уже есть, а антитела еще не образовались в достаточном количестве, и определить инфекцию невозможно. Этот период может продолжаться от 3 недель до 3-6 месяцев.

    СПИД

    Инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека.

    ВИЧ

    Вирус, который вызывает инфекционное заболевание.

    ВИЧ-положительный

    СПИД - конечная стадия развития ВИЧ-инфекции.

    ВИЧ - вирус, который вызывает инфекционное заболевание.

    ВИЧ-инфекция - инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека.

    ВИЧ-положительный - человек, в организме которого есть вирус.

    «Период окна» - период, когда вирус в организме уже есть, а антитела еще не образовались в достаточном количестве, и определить инфекцию невозможно. Этот период может продолжаться от 3 недель до 3-6 месяцев.

    5 правильных ответов – 10 баллов

    4 правильных ответа – 7 баллов

    1-3 правильных ответа – 5 баллов

    • 4 станция «Береги себя»

    Ребятам предлагается собрать разрезанный на несколько частей плакат, на котором написано «БЕРЕГИ СЕБЯ»

    Формат плаката – А3

    https://pics.ru/wp-content/uploads/2015/11/fbhiv.jpg

    За правильный собранный плакат – 10 баллов

    • 5 станция «Знание-сила»

    Участникам необходимо вычеркнуть все слова из списка в сетке прямыми линиями в любых направлениях – по горизонтали, вертикали. Слова могут пересекаться друг с другом и читаться задом наперед. По оставшимся на поле буквам вы прочтете слово, которое означает состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ЗДОРОВЬЕ).

    • Спорт
    • Гимнастика                        
    • Сон
    • Питание

    Т

    А

    К

    Л

    У

    Г

    О

    Р

    П

    О

    Р

    З

    З

    А

    Р

    Я

    Д

    К

    А

    Ь

    О

    С

    Е

    Ч

    И

    С

    Т

    О

    Т

    А

    П

    О

    В

    Ь

    Н

    З

    И

    Ж

    Д

    О

    С

    Н

    Р

    Е

    И

    Н

    А

    Т

    И

    П

    Г

    И

    М

    Н

    А

    С

    Т

    И

    К

    А

    8 правильных ответов и угаданное слово – 10 баллов

    5-7 правильных ответов – 7 баллов

    1-4 правильных ответа – 5 баллов

    Заключительная часть.

    По итогам проведения игры-путешествия, учащиеся собираются для обсуждения и подведения итогов.

    Понятия «ВИЧ», «ВИЧ-инфекция» и «СПИД» отличается между собой. ВИЧ – это вирус, который вызывает инфекционное заболевание (первоначальная стадия заболевания). У ВИЧ – положительного человека может не быть клинических проявлений заболевания, но, тем не менее, он способен заразить ВИЧ-инфекцией других людей. У большинства ВИЧ – инфицированных со временем развивается СПИД. До наступления СПИДа может пройти от несколько месяцев до 15 и более лет. СПИД – это конечная стадия поражения организма ВИЧ-инфекцией (то есть, при отсутствии необходимого лечения). Диагноз СПИДа ставится по определенным клиническим и лабораторным критериям. ВИЧ-инфекция – инфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека.

    В 1983 году Люк Монтанье из Института Пастера (Франция) открыл вирус, который считают причиной ВИЧ/СПИДа, или вирус иммунодефицита человека.

    Ежегодно 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом.

    Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка.

    Автором данного символа является художник Франк Мур.

    Педагог также обращает внимание учащихся на пути передачи ВИЧ.

    Существует три пути передачи инфекции от человека человеку: через кровь, половой, от ВИЧ – положительной матери ребенку. Другие передачи возбудителя – через воздух, воду, пищу – исключаются.

    ВИЧ не передается: при рукопожатиях; при объятиях; при использовании питьевыми фонтанчиками; через посуду и столовые приборы; через пищевые продукты; через постельное и нательное белье; через деньги; через игрушки и предметы домашнего и школьного обихода; через дверные ручки, поручни в транспорте, перила, спортивные снаряды; при посещении бани, душа, при купании в бассейне; при играх с домашними животными; при уходе за больными.

              Однако нужно помнить, что в тех случаях, когда при уходе за ВИЧ-инфицированным следует обязательно пользоваться средствами индивидуальной защиты (например, резиновые перчатки), потому что на коже рук могут быть трещины или ссадины, через которые ВИЧ способен попасть в организм человека, ухаживающего за больным.

    ВИЧ также не может передаваться воздушно-капельным путем. При трансмиссивном пути передачи (перенос ВИЧ клещами, комарами, вшами, клопами и другими) роль насекомых как переносчиков возбудителя не подтверждается.

    Педагог обращает внимания на то, что по внешним признакам определить заражен человек или нет невозможно. Об инфицировании ВИЧ можно узнать при лабораторном исследовании крови. Обследоваться можно в лечебном учреждении, но лучше специализированном, которым является Центр по профилактике и борьбе со СПИД, где кроме обследования можно получить консультацию специалистов, специальную литературу. Обследование проводится бесплатно, в том числе анонимно.

    ГБУЗНО «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» находится по адресу:

    г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 20/3, литер Е

    Теперь вы подробно знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Важно помнить, что от вашего поведения зависит ваше здоровье и ваша жизнь. Всего доброго!

    Используемые источники:

    1.Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

    2.https://sovets.net/12722-profilaktika-vich.html

    3. http://www.zppp.saharniy-diabet.com/vich-spid-1/virus-vich-infekcii/proishozhdenie

    4. Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа: Учебно-методическое пособие для учителей образовательных учреждений /Быков А.А., Худякова Е.Н., Бочкарева Т.И., Шокурова Н.В. Самара: СИПКРО, 2002

    5. http://www.spid.ru/spid/ru/hiv_aids_prevention


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка внеклассного мероприятия на тему "Безопасность нам нужна, безопасность нам важна"

    аннеклассное мероприятие для 6 класса по безопасному поведению в быту и на улице....

    презентация к внеклассному мероприятию "Безопасность нам нужна, безопасность нам важна"

    интересные слайды по безопасному поведению детей дома и на улице....

    О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки

    Издание содержит информативные ответы на все вопросы курса "Безопасность жизнедеятельности" в соответствии с Государственным образовательным стандартом....

    Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

    В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

    Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

    Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровн...

    ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

    Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...