Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z
занимательные факты на тему

Парамонова Марина Александровна

Кто они, дети поколения Z? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей, общество, педагогов.

О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке. По данным Marketing Media Review, они действительно намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным.

Поколение Z  – это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него формируются собственные черты. Традиционно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей из поколения X или иногда даже поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство вторых прошло ещё до технологического бума. Чем же отличаются представители поколения Z от предыдущих поколений? Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители поколения Z связаны между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»). Родителей же детей Z называют «Digital Immigrant», так как в их детстве большинства всего этого не было. Теперь интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам или карманным устройствам вроде PSP. В этом есть большое сходство поколений Z и Y, но в отличие от вторых Z в большинстве случаев уже родились в те времена, когда интернет полностью вошёл в жизнь современного человека. Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Представители поколения Z  не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения, полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуя).

Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети. Их неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Поколение «юзеров» – они используют все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в блогах и общаются в Telegram или в Skypе. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или службы мгновенных сообщений. Ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети в придуманных мирах, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста. Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokolenie_z.docx69.44 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z

Часть I

Теория поколений

Для  осуществления  эффективного  педагогического  процесса  необходимо  взаимопонимание,  общая  цель  у  педагога  и  учащегося.  Как  достичь  взаимопонимания,  если  педагог  и  учащийся  представители  разных  поколений?  Может  ли  теория  поколений  помочь  в  этом?

Сейчас в российском и в мировом обществе активизировались диалоги про поколения. Теория поколений впервые была описана в 1991 году американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, которые проверили ее на жителях Штатов вплоть до 1900 года рождения. В основу теории поколений Хоув и Штраус положили мысль о том, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12—14 лет. Именно до этого возраста у человека формируется собственная система ценностей, которую он потом и проносит через всю жизнь: сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом. Адаптацию теории поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations. Сегодня проект RuGenerations и его команда продолжают работу. Но уже с новым поколением. Ценности представителей одного поколения, утверждают они, будут одинаковы, что для США с Европой, что для России и Китая. А все потому, что они формируются в детском и юношеском возрасте.

Поколенческие ценности являются глубинными, подсознательными и не носят явно выраженной формы, в том числе для самих представителей поколений, но при этом определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей. В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Человек этих ценностей не замечает, они действуют незаметно, но во многом определяют поведение человека: как он общается, как решает конфликты и строит команды, как развивается, что и как покупает, что его мотивирует, как ставит цели и управляет людьми. Ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы.

Сейчас, по версии RuGenerations, в России живут представители пяти поколений:

• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)

• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)

• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)

• Поколение Х (1963–1984 г. р.)

• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)

• Поколение Z (c 2000 г. р.)

  1. Величайшее поколение или поколение GI (1900—1923)

Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.

Люди, принадлежащие к данному поколению, если о чем-то судят, то переубедить их в чем-то действительно очень сложно. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду. Деньги для них ценностью не являются. Видимо, это объясняется тем, что деньги за время их жизни неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли все, что наживали.

2) Молчаливое поколение (1923- 1943)

Ценности представителей данного поколения формировались до середины 50-х годов. События, которые произошли в данный отрезок времени: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление наложили свой отпечаток на формирование и развитие Молчаливого поколения.

Понятие «семья» для них — святое понятие. Только в семье они могут говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они контролируют себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны.

3) Поколение Беби-бумеров (1943-1963) названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Но их «победное» настроение сильно отличается от настроения поколения Gl и полностью — от настроения «молчаливых». Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в самой страшной войне, которая покорила космос. И ко всем этим событиям они причастны лично. Гагарин летел в космос не один, вместе с ним на борту космического корабля «Восток» летели все девчонки и мальчишки Советского Союза. Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер — это личный вызов. Они оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. Для достижения поставленной перед ними цели они не остановятся ни перед чем. Главное для них — победа. При этом представитель данного поколения предпочитает работать в команде, так как именно команда, коллектив, выполняют у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и без которой он ничего собой не представлял. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека является активность и любознательность. Ибо потеря активности для них равносильна разрушению фундамента и, фактически, смерти.

4) Поколение Х (1963-1984)

Фоном для данного поколения были «холодная война» и война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся в их время по стране бум разводов сделал данное поколение более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей- трудоголиков на работе — более самостоятельными. У  поколения Беби-бумеров задача заботы о подрастающем поколении не была приоритетной. Напротив, с их точки зрения, чем больше трудностей вставало перед ребенком, тем счастливее он должен был быть. Именно оттуда и пошел «ключ на шее» — символ ранней самостоятельности. Дети сами делали уроки, сами разогревали себе обед, оставленный старшими на плите. Все это привело к тому, что, повзрослев, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. К чужой помощи представитель поколения X прибегает крайне редко и неохотно. Человек, принадлежащий к поколению X, — индивидуалист, противник всяческой толпы. Ценности, которые присущи данному поколению: готовность к изменениям, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Но главная ценность для него — возможность выбора. Если представитель поколения Беби-бумеров был рад работать токарем при условии, что он был лучшим токарем на заводе, то представитель поколения Х такая работа уже не устраивает. Потому что он сам должен выбирать, какие ему детали точить. Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления.

5) Поколение Миллениум или Y (1984-2000)  

Основные события становления представителей данного поколения — это распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. Люди, принадлежащие к поколению Y, наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие — им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Одно из прозвищ, которым социологи нарекли данное поколение, — «поколение большого пальца», от привычки набирать эсэмэски одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности, в блогах и в искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. Когда им говорят, что надо поработать десять лет в организации, и ваш труд будет вознагражден обеспеченной жизнью, они отвечают: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет. Ведь жизнь так быстро меняется. Десять лет назад не было ни смартфонов, ни быстрого интернета, ни даже Шенгенской зоны в Европе». И с этим стоит согласиться. Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось (а для их предшественников — так и столетиями), в их жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Они не знают другой жизни.

Но стоит отметить, что долг и мораль в системе ценностей поколения Y занимают гораздо больше места, чем у их предшественников. Они лучше других разбираются в моде. Мода — это вообще их кредо, а цель жизни — получение удовольствия в максимальном размере. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. И лучшим спортивным снарядом для них становится байк, скейт или ролики.

6) Поколение Z (2000-2020)

По мнению учёных, впервые за всю историю люди в столь радикально высокой степени отличаются от своих предков. Поколение Z называют по-разному - центениалы, домоседы, молчаливое поколение, поколение «ЯЯЯ», цифровые люди. Пока сказать о нём что-либо точно сложно, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования. Но предположить, каким оно будет, уже вполне можно. Становление представителей поколения Z происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей стабильность. Вертикаль власти крепнет, государственный аппарат обретает всё большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. А общество ждет новых крупных терактов. Фактически — террористической войны. И новых страшных эпидемий типа птичьего гриппа или атипичной пневмонии. Сходство с условиями, в которых формировалось «молчаливое поколение», очевидно. Поэтому можно предположить, что и по характеру, и по особенностям поведения данное поколение будет повторять своих прапрадедов.

Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. Если они другие – значит они изменились. Если они изменились, то в какую сторону – в хорошую или плохую? Здесь срабатывает давнишний стереотип  - любые технологические изменения вызывают у людей опасения и страхи. В психологии даже дано понятие такому явлению – ювеноя. В этом случае ювеноя связана с интернетом, с его влиянием. Что же это за влияние? Источник ли это опасности, или это улучшение качества жизни? На сегодняшний день ситуация такова, что четких доказательств положительного, либо отрицательного влияния интернета на подрастающее поколение нет.

Но, как отмечает Евгения Шамис: «Уже ясно, что поколение Z будет очень заботиться о безопасности. Пример этому, какой ребенок, рожденный в СССР, не убегал из детсада через дырку в заборе? А сейчас в детсадах пропускная система, и у детей даже мысли такой не возникает.

По прогнозам специалистов, это поколение будет внимательно читать инструкции, не задумываясь и без напоминаний пристегиваться в автомобилях и самолетах и изучать список противопоказаний к лекарствам. Они будут теми, кто привнесет новые технологии и интегрирует их в жизнь. Еще студентам поколения Z будет важен не диплом, а сама суть образования».

В основе самой теории поколений есть предположение, что поколения не только отличаются друг от друга, они еще и цикличны. Представители поколения Y чем-то похожи на поколение GI. Есть также мнения, что поколение Z будет очень походить на Молчаливое поколение, которое появилось на свет перед Второй мировой войной. Конечно, можно только предполагать, но если теория поколений верна, то они будут примерно такими же, как и те, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы.

Следует обратить внимание на то, что годы рождения, указанные применительно к каждому поколению, — рамки примерные. Многое зависит от конкретного региона, в котором рос человек. Скажем, если в крупных городах поколение Y появилось на свет в 1983—1984 годах, то в глубинке еще в 1986 году рождались X. Кроме того, есть люди, которые родились на границе поколений, в таком случае у них могут быть ценностные характеристики, присущие и тому и другому поколению. У каждого поколения свои умения и навыки. И они очень здорово друг друга дополняют.

Часть II

Характеристика поколения Z

2.1. Отличие поколения Z от предыдущих поколений

Кто они, дети поколения Z? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей, общество, педагогов.

О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке. По данным Marketing Media Review, они действительно намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным.

Поколение Z  – это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него формируются собственные черты. Традиционно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей из поколения X или иногда даже поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство вторых прошло ещё до технологического бума. Чем же отличаются представители поколения Z от предыдущих поколений? Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе. Представители поколения Z связаны между собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, в этом поколение Z становится синонимом англоязычного термина Digital Native («Цифровой Человек»). Родителей же детей Z называют «Digital Immigrant», так как в их детстве большинства всего этого не было. Теперь интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам или карманным устройствам вроде PSP. В этом есть большое сходство поколений Z и Y, но в отличие от вторых Z в большинстве случаев уже родились в те времена, когда интернет полностью вошёл в жизнь современного человека. Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичны. Представители поколения Z  не склонны становиться частью определённых групп – они настаивают на собственном праве принимать решения, полагаясь и на мнение родителей (хотя не всегда ему следуя).

Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде – почти всю информацию они получают из Сети. Их неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Поколение «юзеров» – они используют все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в блогах и общаются в Telegram или в Skypе. Общению в виртуальном пространстве часто отдается приоритет при выборе между личной встречей и обсуждению вопросов посредством электронной почты или службы мгновенных сообщений. Ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети в придуманных мирах, но некоторые пишут правдиво и откровенно – они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста. Людей этого поколения отличает, прежде всего, максимальная приближенность к информации, с которой они умеют отлично работать.

Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.

Поколение Z обитает в виртуальном мире – они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов. Виртуальные развлечения выходят на первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети поколения Z еще долго будут обеспечивать работой психоаналитиков и психотерапевтов. Они – поколение опытных потребителей, равнодушных к брендам, знающих, чего они хотят и как это получить. А вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет».

Формирует и будет дальше формировать взгляды нового поколения Интернет. Обучение, и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Нынче родители все меньше играют роль авторитета для своих детей,– всезнающим авторитетом для последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей (префигуративное общество, которое начинает формироваться уже сегодня).

2.2. Особенности познавательной сферы поколения Z


       Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление.
 Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет.

Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое сознание вошло в детей  и необходимо найти пути и возможности  грамотного его применения как в  образовательном процессе так  во всех жизненных аспектах. Чтобы вычленяя краткую информацию, картинку обрывка мира, в дальнейшем передавать фундаментальные знания.   

Что происходит сейчас на уроке? Учащийся не может сосредоточиться  и слушать учителя более 10-15 минут, он устает и утрачивает внимание, особенно если ему  подаваемая информация не совсем интересна. Если учащийся еще и не может «ухватить» о чем идет речь, то он переключается на любое другое занятие.

У подростков «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа.

Но стоит отметить, что клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена (профессора психологии в Университете штата Калифорния), поколению Z, воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий,  их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность,  дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Сегодняшние дети не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Например, они все меньше понимают, как относиться к учителю и зачем он вообще нужен, поскольку компьютер «знает», т.е. помнит в миллионы раз больше, чем учитель. Находясь под прессингом различных дискурсов, обрушивающихся на них через интернет, учащиеся, как правило, совершенно не осознают, что и как на них «осело», почему они вдруг начинают говорить так, а не иначе. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.

Интернет затрудняет сегодня формирование не только теоретического, но и проектного мышления у школьников. Компьютер создает иллюзию, что человек может проникнуть в любое пространство и подействовать там. На самом же деле он может познакомиться только с особенностями дискурса, характерного для данного пространства, коммуникативно проиграть какую-нибудь схему действия, но не продействовать.

Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещаешь в такую ситуацию, где им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: т.е. ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.д. Обучать этому школьников с каждым годом становится все труднее и труднее.

«Клиповое» мышление в том его виде, как оно сложилось и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование. Это вполне реальная перспектива.

Но противостоять этому можно. Но не столько изнутри образования, сколько используя возможности самого интернета.

Что происходит с вниманием у представителей поколения Z? Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Особенно для педагогического процесса важна концентрация внимания. В классических учебниках по возрастной психологии можно прочитать, что в младшем школьном возрасте отмечается слабость произвольного внимания, поэтому от педагога требуется короткая мотивация (поощрение, похвала). Но вот уже в подростковом возрасте формирование внимания приобретает такие качества как устойчивость произвольного внимания. Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание. Учителю уже не требуется прилагать столько усилий, чтобы привлечь внимание учеников, как, в случае с младшими школьниками.

Специальных исследований особенностей внимания цифрового поколения пока в России не было. Однако на основе зарубежных исследований можно с уверенностью сказать, что устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас это происходит уже совсем на другой основе. И это тоже связано с клиповым мышлением.

Особенно необходима в процессе обучения память. Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того что человек отражал, делал или переживал. Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом. Но и в этой сфере существуют возрастные различия. У младших школьников память отличается больше склонностью к механическому запоминанию, но уже развивается «умение управлять своей памятью». Подростки уже отличаются тем, что «память становиться более произвольной». Процессы памяти контролируются и организуются самим ребенком - подростком. Что более всего характерно для этого возраста, «увеличиваются быстрота запоминания и объем материала хранящегося в памяти». Также у детей переходного подросткового возраста заметно улучшение продуктивности памяти и установление сложных ассоциаций. Старшеклассники обладают уже более устойчивым контролем над процессами памяти. Они могут свободнее запоминать, сохранять и воспроизводить в памяти выученный школьный материал.

Как отличаются особенности памяти у представителей разных поколений, и в частности, какие особенности памяти у цифрового поколения? У детей цифрового поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная.  Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. Долговременная память надежно сохраняет информацию в течение длительного времени. Информация передается из кратковременной памяти в долговременную в том случае, если человек решает, что имеет смысл ее хранить. Современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла хранить ее в своей памяти. Изменяется и структура мнемонических процессов. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация. Меняется интенсивность мнемонических процессов. Если раньше человек мог держать в памяти большое количество телефонов, адресов и т.д., то теперь все это записано и нет смысла запоминать. И если у поколения Х и Y эти изменения наслаиваются на то, что было, то у детей поколения Z в принципе формируется другая память, другие процессы запоминания.
   У современных детей также изменилось и восприятие. Дети, которые проводят очень много времени за компьютером, в интернете получают определенную депривацию, т.е. лишаются определенных сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром – запахи, прикосновения и.т.д.
 

2.3. Личностные особенности поколения Z


        В наиболее ярком виде психологические особенности нового поколения можно наблюдать в их крайних проявлениях, в форме определенных психологических синдромов.

Во-первых, это гиперактивность как результат клипового сознания. Это  дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. Избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводит к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.

И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей. Гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.

Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества. Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.

С одной стороны, поколение Z становится менее общительным, более погруженным в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интравертированным. С другой стороны, детский эгоцентризм, для ребенка это естественно – думать исключительно о себе. Быть ребенком в настоящее время – статус особенный, тысячи брендов дерутся за внимание ребенка и родительские деньги: кинокомпании выпускают фильмы про супергероев, интернет заполнен видеоиграми на любой вкус, школы предлагают программы для гениев. Поэтому больше не нужно спешить вырасти, чтобы получать преимущества взрослых. И это серьезная причина привыкнуть к тому, что весь мир крутится вокруг тебя. Применительно к человеку взрослому это правильно назвать индивидуализмом. Таким образом, психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм.

Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация. Она проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и соответственно во «взрослых» ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого. Соответственно, подростки будут менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, будут постоянно ожидать от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки всего, что они делают.

Характерной чертой поколения Z является отсутствие критичности. Почему? Зачем думать самостоятельно, если можно написать свой вопрос в поисковую строку. Больше не нужно запоминать огромные массивы информации, так как проще воспользоваться знаниями мировой паутины, которая все решит сама. С одной стороны, такие возможности помогают современным учащимся искать большое количество информации, находить ответы и поражать родителей своими навыками. С другой стороны, кажущаяся легкость бытия заражает сознание вирусом некритичности. Потому что учащемуся не нужно больше прилагать усилия, думать самому, создавать что-то с нуля – все уже придумано. Никаких проблем по решению трудных задач, можно просто получить чужие знания во временное пользование.

Отличительной чертой поколения Z является «витание в фантазиях». Основной причиной оторванности от реальности является вовсе не возраст, как может показаться, а чересчур навязчивая массовая культура.

«Детям катастрофически не хватает простых историй о человеческих чувствах, - говорит Орсен Джонсон, эксперт по детской психологии. – Поколение Z нуждается в реальных историях, однако вместо этого молодёжь поклоняется жестокой  псевдолитературе вроде «Голодных игр» и «Дивергента».

Кроме того, психологи сильно обеспокоены тем, что производители детских книг и фильмов стали очень редко использовать в качестве героев обыкновенных животных. На их место пришли роботы, вампиры, зомби, супер-герои и прочие выдуманные персонажи. Между тем, ещё в середине прошлого века медики доказали, что отличительные черты характеров животных и птиц помогают детям лучше познать окружающую реальность.

По сравнению с предыдущими поколениями у новой молодежи еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели.

Следующий важный момент – исчезает традиционная семья. Эта тенденция сейчас уже явно проявляется, она существует в обществе как долгосрочный тренд. Для нового поколения, когда они вырастут, психологические проблемы создания семьи будут еще более острыми. У них нет личного опыта жизни в полной семье, семье, где много детей. Это тоже важно. Почему новая молодежь будет более эгоцентричной? Эти дети вырастают в семьях, где есть единственный ребенок, автоматически представляющий собой центр внимания. Ребенок привыкает к такому положению вещей и полагает, что и другие люди должны к нему относиться так же, как родители. С таким инфантильным эгоцентричным убеждением он и выходит в самостоятельную жизнь.

Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Это уже не брак гражданский, а так называемая семья выходного дня. Люди вместе не живут, а только проводят выходные. Или серийный брак, когда обе стороны заранее знают, что это не надолго, год-полтора, максимум два. И в некотором смысле получается, что информационный прогресс в обществе на семью и детей влияет парадоксальным образом: возникает регресс.

Семейный круг, встречи родных тоже будут уходить в прошлое, и лет через 15-20 они станут виртуальными и общаться люди будут по аналогу Skype. Уже сейчас есть молодые люди, которые живя отдельно от родителей (но за их счет), общаются с родителями только по телефону или через сеть. И дело не в отдельно взятых семьях, к сожалению, это закономерность, образ жизни подталкивает молодежь именно к такому поведению.

 Молодым людям будет все сложнее создать семью. Гораздо комфортнее жить у себя в квартире одному, никого никогда не видеть. Поэтому создание семьи будет требовать вполне определенных усилий.

У нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин. Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают. Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными. И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества.

Получается, что человек живет как бы в тумане, в котором ориентиры не видны. Как было раньше? Не успел родиться, как общество все за тебя решило: где учиться, кем работать, когда жениться и во сколько отправляться на пенсию. Не было свободы выбора, прически, интерьер в квартирах – все было одинаковым. Сейчас мир изменился, хочешь жить – вертись, ты полностью свободен в своих решениях, но и сам отвечаешь за последствия, а это пугает. Кем быть, какую профессию выбрать – личное дело каждого, лишь бы смог самореализоваться. Завышенные ожидания от мира, тысяча поверхностных знаний и желание найти особенный уникальный путь, который осчастливит – вот это и давит на подростка больше всего. Он боится ошибиться, прогадать.

Многие родители признаются в том, что самое страшное для них на данный момент заключается в том, что у детей абсолютно нет цели. У них есть чувство дисциплины и ответственности, но полностью отсутствует свойственный предыдущим поколениям энтузиазм и тяга к познанию мира. Они ждут лидера, который поведёт их за собой.

Отсюда появляется соблазн убежать от выбора совсем, отвлечься на новомодные развлечения, которые так услужливо предлагает мир.

Часть III

Как учить поколение Z?

Педагоги и психологи обсуждают, как учить детей поколения Z. Старый принцип – прямая передача из уст в уста, от учителя ученику, – безнадежно устарел. Психологи настаивают на том, что обучение «цифрового поколения» должно нивелировать отрицательные черты его представителей, помочь им преодолеть трудности в обучении и развитии, вызванные расхождением в цифровой среде. А для этого необходим выбор нового, адекватного вызовам современности, стиля обучения поколения Z.

Об основных чертах стиля обучения пишет известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Джули Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения».

Она обращает внимание на то, что педагогам XXI столетия предстоит обучать учащихся, чьи предпочтения и стили обучения сформировались под воздействием технологий, передовых для их времени. Всё более очевидным становится изменение роли педагога XXI века. Уже с конца прошлого столетия на смену знаниево-ориентированному направлению в педагогику всё активнее стало приходить личностно-ориентированное, в котором миссия педагога, заключается уже не в передаче знаний, а в педагогической поддержке индивидуального развития личности через вхождение и самоидентификацию обучаемого в мире культурных ценностей. Воззрения Дж. Коатс оказались близки учёным личностно-ориентированного направления, так она считает, что роль педагога XXI века не в том, чтобы просто делиться знаниями, а в том, чтобы помочь учащимся оценить и осмыслить полученную информацию. На смену задачам, связанным с получением знаний приходят задачи по осмыслению знаний через призму их культурных и личностных ценностей. Можно смело заявить, что педагогика XXI века – это личностно-ориентированная педагогика.

Исследование Дж. Коатс позволяет говорить об этом как об общемировой тенденции. Она видит выход из надвигающегося кризиса в системе образования США в повсеместном внедрении новых учебных методик, которые отвечали бы потребностям учащихся XXI-го столетия. Требования, которым они должны отвечать соответствуют принципам и функциям личностно-ориентированного подхода. Первое, обозначенное Дж. Коатс, требование звучит так: «Учащийся – в центре внимания».

В XXI веке педагогика вернулась к своей первооснове, к своему главному предмету – человеку. В личностно-ориентированном подходе говорится о том, что вне зависимости от возраста, в эпицентр создаваемого образовательного пространства, помещается обучаемый человек. Второе – «Кооперация вместо конкуренции». Дж. Коатс отмечает ценность сотрудничества в процессе обучения, пишет о том, что взаимодействие учителя и ученика в современных условиях носит характер партнерских отношений, в которых преподаватель является организатором учебной деятельности, его прямой функцией становится обеспечение потребностного состояния обучающихся, ориентированного на усвоение новой информации и методов работы с ней. Сторонники личностно-ориентированного подхода предлагают пути организации процесса обучения на основе субъект-субъектных взаимодействий педагога и обучающихся, трансформирующих процесс обучения в сотрудничество. Образовательное пространство выступает в данном случае как результат творческого акта, осуществляемого в контексте культурного процесса. Все компоненты, создаваемого таким образом образовательного пространства, отвечают интересам человека. Именно из ориентации на интересы человека проистекают такие, выделенные Дж. Коатс, требования как «Применимость знаний», «Главное – результат», «Ожидания». Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от практической ценности знаний. Обучающимся нужно осознать результат как видимую цель, ориентируясь на которую, они будут строить собственный подход к обучению, отличный от традиционного. Если знания являются средством связи человека с реальностью объективного мира, то смысл связывает их с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире. Личностный смысл предстаёт как «значение, опосредованное мотивом». Образование должно происходить посредством обретения «смыслов-целей, смыслов-интересов, смыслов-мотивов». Эти требования соответствуют принципу ценностно-смысловой направленности образования на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов. Такое требование как «Настройка», призвано по Дж. Коатс, дать учащимся возможность «настроить» процесс обучения так, чтобы каждому было максимально удобно получать знания.

Методический компонент образования включает специфические методы обучения, среди которых важное место занимает диалог. У Дж. Коатс он предстаёт как одно из требований к разработке новых учебных методик. Диалог между субъектами образовательного пространства (педагогом и обучающимися) может включать совет, доверительное общение, совместное обсуждение, акцент на личных достижениях. Для сравнения можно привести способы педагогического воздействия, широко используемые в традиционной социально- и знаниево-ориентированной педагогике. Это приказ, предупреждение, угроза, критика, наставление, нравоучение и т. п.

 Дж. Коатс дает рекомендации современным педагогам, которые помогут выстроить адекватный стиль обучения со школьниками, относящимся к Поколению Z:

  1. Учащийся в центре внимания

Молодые люди отказываются от образования: оно кажется им бессмысленным для будущей жизни, менее полезным, чем «свободное плавание в большом мире». Современные учебные программы уделяют внимание личным качествам учеников, и их реализации лишь в начальном образовании.

Чем старше становится ученик, тем больше от него требуется изучения абстрактных «предметов» - мало связанных с реальной жизнью, и его личным видением себя в ней. Создание учебных планов, в центре внимания, при разработке которых будет современный мир и возможность обучающегося эффективно действовать в нем — ключ к успеху в 21-ом столетии.
      2. Применимость знаний

Когда говорится о «полезности» знаний, под «полезностью» понимается отнюдь не то, насколько легко будет учащемуся сдавать выпускной или квалификационный экзамен. Такие результаты обучения все еще признаются обучающимися «важными» - но не являются определяющими, и, тем более, мотивирующими.
    Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.

3. Время - главная ценность

Время - большая ценность для сегодняшних учеников, возможность тратить его эффективно часто становится для них главным аргументом.

Они ищут идеальное соотношение между затраченным временем, объемом полученной информации и «пользой», которую они смогут из этой информации извлечь.

Если затраты времени слишком велики, они или вовсе откажутся от изучения материала курса, или будут искать информацию где-то еще.

Времени всегда недостаточно, терять его - неэффективно. Если изучаемая информация очень нужна, но плохо структурирована, и ее освоение отнимает лишнее время – ученики будут искать ее в независимых источниках, что многие педагоги также расценивают как «нежелание учиться как положено». Особенно все вышесказанное актуально для учащихся мужского пола.

Поэтому использовать время следует эффективно. Представители Поколения Z не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут – оно ослабевает. Нужно разделить учебное время на промежутки по 25–30 минут, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять вид деятельности.

4. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс

Поколение Z  растёт в весьма «упорядоченном» мире, и требует такого же порядка и логичности от учебы. Его представители хотят точно знать, что, и в какие сроки от них требуется – причем эта информация должна быть весьма подробной. Четко следует оговаривать сроки заданий и санкции за их несоблюдение. Установить строгий, но справедливый контроль действием.

Для Поколения Z текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, структура текста должна соответствовать его содержанию, а ключевые пункты–выделены визуально. Кроме того, для этого поколения очень важно подведение итогов каждого этапа обучения – и почти немедленная постановка задач на следующий этап.

Следует говорить коротко, писать развёрнуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что они растут в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Письменная задача поможет вспомнить нюансы.

Информация, которую преподносит педагог учащимся, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путем многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».

5. Главное – результат

Современные ученики в процессе обучения ориентируются, прежде всего, на результат: «наслаждаться процессом» им не свойственно.

Они сосредотачиваются на новом материале, игнорируя «повторение пройденного» и «закрепление» — не желая вновь возвращаться к изученному.

Задания, которые содержат многократное повторение одного и того же, они оставляют невыполненными.

Если в качестве результата учащимся видится лишь хорошая оценка на экзамене — вряд ли они будут уделять внимание действительно глубокому и системному изучению предмета.

Важно помнить, что сегодняшние ученики с самого рождения имеют доступ к огромным массивам информации — к пяти годам в распоряжении современного ребенка больше информации, чем было у его бабушки и дедушки за всю жизнь.

Нынешние учащиеся умеют ориентироваться в этом изобилии, быстро находить, выделять и запоминать лишь нужное, имеющее практическую ценность - многие люди старшего возраста не имеют таких навыков.

6. Диалог

Важной составляющей  современного обучения является диалог с педагогом и одноклассниками. В традиционных учебных заведениях, где педагоги и учащиеся встречаются лицом к лицу, достаточно возможностей для такого диалога - надо лишь их использовать.

В дистанционном же обучении могут помочь современные технологии: некоторые учебные заведения, например, используют блоги педагогов и учащихся, чтобы дать им возможность обсуждать различные аспекты изучения курса.

7. Визуализация

Прежде всего, любую информацию следует по возможности визуализировать. Необходимо сделать урок ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, мобильные телефоны, компьютеры).  Поколение Z лучше всего воспринимает именно визуальную информацию. Вообще, для большинства обучаемых восприятие визуальной информации более комфортно, чем любой другой – но у этого поколения такая склонность выражена особенно сильно. Современная молодежь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения. 

Представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Они взрослеют в эпоху торрентов, демотиваторов и инфографики. Наглядность - главное условие. С каким бы мастерством педагог ни рассказывал о малом и большом кровообращении, двухминутный ролик даст гораздо больший эффект.

Или же, если необходимо узнать мнение учащихся по какому-либо вопросу, можно предложить им показать пантомиму либо «застывшую сцену». И можно удивиться активному вовлечению учеников в процесс и результаты коллективной мыслительной деятельности.

8. Устная речь

Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение учащихся между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным.

Необходимо учить детей критические мыслить: останавливать учащихся, учить их обдумывать и тщательно анализировать информацию и лишь после этого приступать к выполнению работы

Следует учитывать феномен детской многозадачности: использовать новые инструменты, в том числе игры и интерактивные занятия. Процесс урока нужно сделать более динамичным. Монотонная речь учителя и медленное расхаживание по классу - факторы, выводящие из равновесия поколение Z. Учитель,  входящий в класс и медленно произносящий слова «Здра-а-а-вствуйте де-е-ети», в ту же минуту «теряет» этих самых детей. Потому что поколение Z лучше воспринимает быструю информацию. Учебный материал  лучше подавать в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности

На уроках можно использовать элементы таких современных технологий, которые помогли бы преодолеть отрицательные тенденции развития «цифрового поколения»: технологию коллективного способа обучения (КСО), ТРИЗ, технологии развивающего обучения, технологию проектного обучения, технологии смешанного обучения, технологию проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, технологии мобильного обучения  и др. Целесообразно  включать  в  учебный  процесс  такие  интерактивные  формы,  как  круглый  стол  (дискуссия,  дебаты),  мозговой  штурм  (брейнсторм,  мозговая  атака),  деловые  и  ролевые  игры,  сase-study  (анализ  конкретных  ситуаций,  ситуационный  анализ),  мастер  класс.  Активное  включение  в  учебный  процесс  интерактивных  форм  обучения  позволит  постоянно  вносить  новизну  и  изменения  в  проведение  занятий,  что  удержит  внимание,  заинтересованность  современного  учащегося  на  постоянно  высоком  уровне.  А  это,  несомненно,  повысит  эффективность  формирования  и  развития  общеучебных умений и  навыков  обучающихся. 

По  достоинству  оценивая  способность  современного  школьника  использовать  технические  новинки,  необходимо  включать  в  процесс  обучения  такие  формы,  которые  связаны  с  использованием  технических  и  программных  средств,  например,  презентации,  доклады,  защита  исследовательских работ  с  мультимедийным  представлением,  включением  фото-  и  видеоматериала.  Учитывая,  что  на  современном  этапе  все  большую  долю  информации  человек  получает  именно  из  всемирной  сети  Internet,  педагогу следует  включать  в  списки  рекомендуемой  литературы  ссылки  на  сайты  и  электронные  книги,  являющиеся  действительно  полезным  и  ценным  источником  знаний.  Только  опытный  и  квалифицированный  педагог  сможет  выявить  среди  множества  сайтов  наиболее  информативные,  научные,  ценные  в  обучении,  и  направить  учащегося  по  правильному  пути  поиска  новых  знаний.

Педагогу необходимо помочь ученикам преодолеть фрагментарность и поверхностность мышления, стремиться предоставлять информацию в четкой логической последовательности, с использованием иллюстраций ( в качестве конкретных примеров теории).

9. Обратная связь

Современные ученики всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны педагогу за внимание и участие.

10. Награды

Представители поколения Z не могут ждать (их горизонты ближе, они хотят, чтобы их желания очень быстро удовлетворялись). Им важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед. За каждый школьный конкурс они привыкли получать награду, за состязание — сертификат об участии, под их фотографиями собираются лайки и репосты. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может учиться без «поглаживаний». Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.

11. Мудрое руководство

Учащиеся не заклеймят педагога презрением, если почувствуют, что их знания в какой-то области более глубоки, чем педагога. Поэтому им лучше дать возможность продемонстрировать эти знания, в свою очередь они будут очень благодарны, если педагог проявит искреннюю заинтересованность. Представители этого поколения хотят, чтобы педагог был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё».

Учитывая  тягу  представителя  поколения  Z  к  переменам,  логично  будет  организовать  учебный  процесс  таким  образом,  чтобы  формы  проведения  занятий  менялись. 

Таким  образом, теория  поколений  обобщает  имеющиеся  у  людей  знания  и  опыт,  которые  каждый  получает  в  течение  жизни.  Внедрение  новых  интерактивных  методов  обучения,  активное  использование  в  учебном  процессе  инновационных  технологий  отвечает  потребностям  современных  учащихся  и  повышает  эффективность  обучения.  Теория  поколений  удобный,  понятный  и  легкий  в  применении  инструмент  в  обучении  учащихся.

Поколения сменяют друг друга: поколение X, поколение Y, а сейчас подрастает поколение Z. Каждая из этих групп людей имеет свои особенности, связанные с историческим фоном, во время которого прошло их детство, с событиями и моментами, посредством которых сформировалась их личность. И к каждому поколению необходим свой подход.

Поэтому педагогу стоит учитывать особенности развития и формирования поколения Z, пытаясь донести до него свои мысли. В свою очередь это поможет педагогу быстро  ориентироваться  в  потребностях  учащихся  и  направить  процесс  обучения  по  наиболее  эффективному  пути. 

Понятно, что многим педагогам сложно принять то факт, который озвучила преподавательница педучилища из Саратова: «Я должна им объяснять, почему они должны заниматься моим предметом, я должна их уговаривать. Я работаю педагогом 25 лет, такого сроду не было. Этому поколению я должна доказывать, должна находить аргументы, почему им нужно делать домашнее задание. В мое время как было? Надо – значит надо! С ними так не работает». Это особенность поколения Z: с ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая учителей, и они ожидают нормального, уважительного диалога.

Опираясь на общую концепцию личностных характеристик, можно заглянуть в будущее и с большой уверенностью предположить, какой будет Россия к 2040 году. В это время сформированная система ценностей поколения Z станет превалирующей. Можно смело предположить, что представители этого поколения будут повторять своих прапрадедов, и из их рядов вырастут великие русские поэты, художники, писатели и музыканты, поднимающие на новые высоты престиж социально сильного великого государства. Будущее принадлежит детям. С этим утверждением невозможно не согласиться. И представители поколения Z, что появились на свет после 2000 года, безусловно, будут строить его таким, каким им будет удобно.

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.37–42.
  3. Клепиков В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39–46.
  4. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.
  5. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. – СПб. : СПбГУП, 2000. – 508 с.
  6. Малыхина Л. Б. Организационно-педагогическая культура ОУ. – (Серия: ФГОС. Управление образовательным процессом). – М. : Учитель, 2011. – 143 с.
  7. Поколение Z: те, кто будет после / Из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. [Электрон. ресурс] URL: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249/
  8. Селюкова М.А. Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.71–77.
  9. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. С.3–9.
  10. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.30–32.
  11. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
  12. Солдатова Г.В., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С. 144. (В соавторстве с Нестик Т., Рассказовой Е., Зотовой Е.)
  13. Солдатова Г.В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.)
  14. Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя / Тимур Дергунов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  15. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг Менеджмент. – 2007. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты социального взаимодействия

Повторительно - обобщающий урок по темам "Социальный контроль", "Девиантное и деликвентное поведение"...

Секреты эффективности современного урока

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3755959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"73","width":"85"}}]]Традиционные методы и формы обучения направлены, прежде всего, на...

С. А. Матвеев. Главный секрет эффективных техник запоминания

Интересная и полезная информация для тех, кто хочет научиться запоминать больше материала....

"Секреты эффективности современного урока"

Тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре очень актуальна на сегодняшний момент. К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической ...

Тренинг для педагогов образовательных учреждений "Секреты эффективной педагогики"

Цель тренинга: помочь участникам тренинга понять некоторые свои психологические установки и их связь со своими профессиональными проблемами. Задачи: • освоение навыка поддержки...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...