Детско - родительские взаимоотношения. Секреты эффективного общения.
методическая разработка

Давиденко Наталья Владимировна

Семинар - тренинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Семинар - тренинг  для родителей

«Детско-родительские взаимоотношения. Секреты эффективного общения»

Цель:  Повышение  психологической  культуры родителей  при общении с подростками.

- Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем тренинге, который посвящен секретам эффективного общения с детьми. Я думаю, что здесь собрались неравнодушные люди, которые заинтересованы в том, чтобы взаимоотношения с собственными детьми были гармоничными и приносили только радость!  Есть такая поговорка – «Предупрежден – значит, вооружен!», даже если у вас все хорошо, я думаю информация, которую вы получите в ходе нашего тренинга будет вам полезна. Итак, давайте начнем!

1. Для того чтобы нам не вспоминать имена каждого участника, я предлагаю сделать визитки.

2. Теперь, когда мы  будто бы заново познакомились, я предлагаю начать работу и немного расслабиться.

- Каждому из вас будет предложено поехать или пойти куда-нибудь, вам нужно несколько секунд подумать и назвать 3 предмета (живых или неживых) или 3 качества, которые вы возьмете с собой.

1) Вы едете в Москву на экскурсию по Красной площади;

2) Вас вызываю на «ковер» к начальству;

3) Вас вызывают в школу;

4) Вы едете на конкурс «Мисс Вселенная»;

5) Вы едете на прием к президенту;

6) Вы едете отдыхать на курорт;

7) Вы едете на Северный Полюс;

8) Вы едете на известную телепередачу в качестве героя программы;

9) Вы еде в кругосветное путешествие;

10) Вы идете в лес за грибами;

11) Вы  идете на выставку известного художника;

12)  Вы участвуете в каком-то творческом конкурсе;

13) Вам нужно доставить кому-то важную посылку;

14) Вам нужно сообщить о каком-то неприятном известии;

15) Вы идете в ЗАГС;

Я думаю, у всех появился настрой на работу и мы продолжаем…

Теоретическая часть.

Ваши дети сейчас находятся в подростковом возрасте – самом сложном возрастном периоде, от которого зависит, как сложатся взаимоотношения с людьми, как они научатся разрешать конфликты и во многом это зависит от того, как мы – взрослые научим их действовать в той или иной ситуации. У каждого из нас, наверное, хотя бы раз возникали конфликты с собственным ребенком и наверняка вы переживали, что в тот момент вы делаете что-то не так и как можно было бы всего это избежать?

- Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то, скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила.

(вывешиваются поочередно на доске)

1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

2. Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

3. Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

4. Никаких нотаций

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

5. Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

6. Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

Практическая часть.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).

Теперь давайте разделимся на 4 группы и немного поработаем…

Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».

1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»

(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)

2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»

(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)

3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»

(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)

4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»

( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:

  1. любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
  2. дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
  3. высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять.  На самом деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. «Трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Причины отклонения в поведении детей.

( наглядно вывешивается поочередно на доске)

1.Борьба за внимание.

Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального
благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

3. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи(бабушка опекун ), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе , а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи!

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Упражнение «Эмоциональное восприятие».

- Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте , что вы встречаете своего лучшего друга(подругу). Как вы показываете ему, что рады, что он вам дорог, близок?.
Теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть.
Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

Упражнение «Чаша чувств»

(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух). Кому попадется чистый листочек, должен самостоятельно назвать то или иное чувство.

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет
включать:

  1. принятие
  2. внимание
  3. признание (уважение)
  4. одобрение
  5. теплые чувства.
  6. понимание
  7. любовь
  8. доверие
  9. поддержка
  10. юмор

Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Представьте, что к вам с какой-то проблемой подходит ваш ребенок, вам нужно учитывая качества, которые вы только что называли отреагировать на его проблему, но не просто что-то сказать в ответ, а ободрить ребенка, начиная фразу со слов «Ты все равно молодец!»

  1. Меня не любят, потому что я некрасивый.
  2. Меня не любят, потому что я позволяю себе быть слабым.
  3. Меня не любят, потому что я курю.
  4. Меня не любят, потому что я не модно одет.
  5. Меня не любят, потому что у меня нет велосипеда.
  6. Меня не любят, потому что я не  умею ездить на роликах.
  7. Меня не любят, потому что я троечник.
  8. Меня не любят, потому что я отличник.
  9. Меня не любят, потому что думают, что я любимчик учителя.
  10. Меня не любят, потому что у меня самый модный телефон.
  11. Меня не любят, потому что я не хожу в школьной форме.
  12. Меня не любят, потому что я не делаю домашние задания.
  13. Меня не любят, потому что я проиграл эстафету в соревнованиях.
  14. Меня не любят, потому что я не хожу на дискотеки.
  15. Меня не любят, потому что я не такой как все.
  16. Меня не любят, потому что я не курю.
  17. Меня не любят, потому что моя мама работает техничкой.
  18. Меня не любят, потому что моя мама занимает высокую должность.
  19. Меня не любят, потому что у меня есть друзья старше меня.
  20. Меня не любят учителя.

Ну и напоследок, мы хотим предложить вам интересное упражнение, называется оно «Да, нет, может быть». Я буду вам задавать вопросы, на которые может быть только три варианта ответа – «да», «нет», «может быть» и под соответствующий вариант ответа вам нужно будет встать и немного прокомментировать свой выбор.

  1. Я верю в Бога;
  2. Хорошие родители ограждают от трудностей в жизни;
  3. За семейным столом все вкусные кусочки должны доставаться детям;
  4. Секс до брака допустим?
  5. Я интересный человек.
  6. Мне бы хотелось, чтобы семейная жизнь моего ребенка была похожа на мою.
  7. Я хочу изменить свой возраст.
  8. Мужчина и женщина имеют равные права.
  9. Не смотря на недостатки, иногда плохое поведение, баловство, неудачи в учебе, трудный характер я люблю своего ребенка!

В качестве завершения нашего тренинга, я предлагаю вам провести рефлексию. Есть два варианта, вы можете высказаться, что понравилось, что не понравилось, было ли данное мероприятие полезным или вы считаете,  что в пустую, провели время или просто «одеть» наше дерево – с помощью клея прикрепить к стволу листочки.

Зеленые листочки – вы считаете, что мероприятие было интересным и полезным.

Желтые – вы что-то приобрели для себя новое

Оранжевые – мероприятие было бесполезным.

Напоследок, нам хотелось бы раздать всем памятки по правилам общения с детьми и поблагодарить вас за работу.

Большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений

Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений...

Родительское собрание "Пути эффективного общения с детьми"

Родители должны знать эффективные пути общения с  детьми. У всех родителей  есть свои потребности. Часто родители создают более благоприятное положение в семье для детей, которые требую...

Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений "Мы вместе"

Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:1....

Из опыта работы по теме: "Детско-родительские занятия как эффективная форма сотрудничества с семьёй"

Работа с родителями всегда была и остаётся одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения.В совместной работе детского сада и семьи используются разнообразные формы. Из них в практ...

Тренинг детско-родительского общения «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ"

Цель:  повышение  психологической  культуры родителей  при общении с подростками.Задачи:1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.2. Выявить условия, необходимые...

«Ответственность в детско-родительских взаимоотношениях»

Тема нашего собрания посвящена семье и взаимоотношениям с детьми, с учетом её индивидуальности. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физи...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...