Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений "Мы вместе"
рабочая программа по психологии на тему

BogdanovaElenaSergeevna

Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.

При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:

1.     Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.

2.     Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.

3.     Повышение самооценки детей и родительской компетентности.

4.     Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening1.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                       

ДИРЕКТОР ЦПМСС «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

____________________________________           КОВАЛЕВ Е.В.

ПРОГРАММА

по  коррекции детско-родительских взаимоотношений

«Мы вместе»

     

                 

ВОЗРАСТ

6-9 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

3 месяца

Ф.И.О. АВТОРА-РАЗРАБОТЧИКА

Богданова Е..С.

ДОЛЖНОСТЬ

педагог-психолог

МОСКВА, 2009


Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………………………с.

Тематическое планирование……………………………………………..с.

Занятие 1…………………………………………………………………….с.

Занятие 2 ……………………………………………………………………с.

Занятие 3…………………………………………………………………….с.

Занятие 4. ……………………………………………………………………с.

Занятие 5……………………………………………………………………..с.

Занятие 6……………………………………………………………………..с.

Занятие 7……………………………………………………………………..с.

Занятие 8……………………………………………………………………..с.

Занятие 9……………………………………………………………………..с.

Занятие 10……………………………………………………………………с.

Занятие 11……………………………………………………………………с.

Занятие 12……………………………………………………………………с.

Приложение №1……………………………………………………………..с.

Приложение №2……………………………………………………………..с.

Приложение №3……………………………………………………………..с.

Приложение №4……………………………………………………………..с.

Приложение №5……………………………………………………………..с.

Приложение №6……………………………………………………………..с.

Приложение №7……………………………………………………………..с.

Список литературы…………………………………………………………с.


 

Тематическое планирование

Программа занятий по гармонизации детско-родительский отношений  «Мы вместе»  для детей  6-9 лет и их родителей.

Тема

Количество часов

1

Знакомство, сплочение группы

3 часа

2

Учимся сотрудничать

9 часов

3

Общаться с ребенком – как? (для родителей)

3часа

4

Поощрения и наказания (для родителей)

1,5 часа

5

Завершение группы

1,5 часа

итого

18 часов


Пояснительная записка

Программа направлена на работу с детско-родительской парой. Возраст детей (6-9 лет).

Опыт практической работы в Центре показывает, что  проблемы более 40% детей так или иначе связаны с нарушениями в детско-родительских отношениях.

Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн и др.). Без анализа детско-родительских отношений невозможно целостное понимание развития личности.  Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.  В работах А.И Захарова, В. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера и других отмечена связь тревожности, невротизации детей с неадекватными стилями семейного воспитания.  Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности (А.И. Захаров). К сожалению, родители не всегда понимают, что проблемы их ребенка напрямую связаны с ситуацией в семье, им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Предложенный вариант тренинга для родителей и детей, направлен на поиск совместных решений, сближения двух миров – столь близких, взаимозависимых, но не всегда мирно сосуществующих.

Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.

При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:

  1. Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.
  2. Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.
  3. Повышение самооценки детей и родительской компетентности.
  4. Обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 12 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 1час. 30 минут. С 1 по 8 занятие – совместные для родителей и детей, 9-11 занятие – только с участием родителей, 12 занятие – совместное завершающее.

Методические средства, используемые в программе:

коммуникативные игры, совместная деятельность родителей и детей (рисование, конструирование), ролевое моделирование.

Игровое содержание этой программы мы строили с использованием игр и упражнений разных авторов, а также собственных модификаций.

Структура цикла:

  1. Диагностический этап. Проводится на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и на заключительном занятии.

Задача: диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня коммуникативных навыков детей.

Для родителей: опросник (АСВ), оценка по 5-ти бальной шкале межличностного общения с ребенком (см. прилож.№3), кинетический рисунок семьи, совместный с ребенком рисунок на одном листе, семейная социограмма (см. прилож. №6).

Для детей: кинетический рисунок семьи, диагностика уровня коммуникативных навыков  (бланк наблюдения см. приложение№7), совместный с родителем рисунок на одном листе, семейная социограмма (см.прилож. №6).

  1. Подготовительный.

Основная задача: знакомство участников, формирование в группе атмосферы доверия и безопасности.

  1. Собственно коррекционно-развивающий.

Задачи: 1. Обучение навыкам сотрудничества родителя и ребенка.

2. Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми. 3. Развитие навыков рефлексии. 4. Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.

4. Завершающий.

Задача: опробация и освоение новых способов общения и взаимодействия, рефлексия полученного опыта.

Критерии оценки эффективности программы.

Диагностика проводится до начала занятий на предварительной встрече психолога с детско-родительской парой и по завершении цикла занятий на последней встрече. Родители заполняют опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ), оценивают по 5-ти бальной  шкале межличностное общение с ребенком (см. приложение №3), выполняют кинетический рисунок семьи, а также совместный рисунок с ребенком на одном листе; дети выполняют кинетический рисунок семьи (см. приложение №5), совместный рисунок с родителем на одном листе. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей методом стандартизированного наблюдения (см.приложение№7)         На заключительной встрече по окончании цикла родители  заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму(см. приложение № 6),  родители и дети выполняют совместный рисунок на одном листе. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по 3х бальной шкале (1б-низкий, 2б- средний, 3б-высокий уровень).

Эффективность измеряется по качественному анализу рисуночных проб,  положительной динамикой в оценках родителей своих взаимоотношений с детьми, повышению коммуникативных навыков детей.


Эффективность работы

Тренинг коррекции детско-родительских взаимоотношений «Мы вместе»

Сведения об авторе

Актуальность целесообразность реализуемой программы

Цели и задачи

Адресат

Сроки реализации

Форма

Ожидаемые

результаты

Форма

Подведения итогов

Богданова Е.С. педагог-психолог

Программа предназначена для родителей с неадекватными стилями семейного воспитания, при коммуникативных нарушениях в семье: разобщеность, перверсия ролей ит.д. Программа актуальна при поведенческих проблемах детей-негативизм, лживость, воровство ит.д., связанных с проблемами в семье.

Сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений. Задачи:1.Обучение навыкам сотрудничества и партнерства родителей и детей в игре и совместной деятельности.

2. обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми.

3. повышение самооценки детей и родительской компетентности.

4. обучение родителей навыкам конструктивного общения с детьми.

Родители и дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа рассчитана на 3 мес.

Групповая

12 занятий, 1 раз в неделю по 1,5 часа

Положительная

 динамика в оценках родителями своих  взаимоотношений с детьми. Сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка.

психолого-педагогическая диагностика


Занятие №1.

(совместно дети с родителями).

Тема: Знакомство. Повышение групповой сплоченности. Правила группы.

Инструментарий: листы (формат А 4) на каждого участника, мяч, лента.

     Перед началом работы имеет смысл познакомить участников с целью программы, ее задачами, прояснить организационные моменты, обсудить правила группы.

     Совместные занятия родителей с детьми дают возможность достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия: в игровых ситуациях, при совместном рисовании, при обсуждении упражнений. Цель психологического тренинга – это, прежде всего, совместные переживания родителей и детей. Задачи, которые мы перед собой ставим: 1. Формирование благоприятного психологического климата, доверительных отношений в семье. 2. Обучение навыкам конструктивного общения. 3. Повышение самооценки ребенка и компетентности родителя.

     Программа включает в себя 12 занятий продолжительностью 1час, 1 раз в неделю. 8 занятий совместных для детей и родителей, 3 занятия только с участием родителей и последнее занятие совместное завершающее.

 Правила группы.

Тренер вводит правила группы и обсуждает их с участниками тренинга.

  1. Конфиденциальность (секретность) происходящего в группе.
  2. Говорим только от себя и о себе («Я-высказывания»).
  3. Доверительный стиль общения. Обращение по имени  ко всем участникам, включая ведущего (10 мин).

1. Разминка.

Упражнение «Ласковое имя» (участники сидят в кругу).

Инструкция:  Участник справа от ведущего называет свое имя и бросает кому-нибудь мяч. Тот, у кого окажется мяч, придумывает ему ласковое имя и передает мяч следующему игроку, пока все участники не побывают в роли придумывающих. Когда мяч окажется у первого участника, он говорит, какое имя ему больше всего понравилось и передает мяч следующему (10 мин).

Упражнение «Меняемся местами» (участники сидят в кругу, тренер стоит в центре круга).

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: водящий в центре круга (в данный момент я) предложу поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то признаком (например, все, кто в брюках). Моя задача занять одно из пустующих мест. Кто остается без места становится водящим. Итак, меняются местами …(10 мин)

Упражнение «Никто из вас не знает» (участники сидят в кругу, у тренера в руках мяч).


Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я ( или у меня). Будьте внимательны, у каждого из нас мяч может побывать несколько раз» (5мин).

2. Основная часть.

Упражнение «Неожиданные картинки» (участники сидят в кругу).

Цель: Повышение групповой сплоченности.

Каждому участнику раздается лист бумаги и фломастер.

Инструкция: 1. «Возьмите лист бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картинку (участники рисуют в течение 2х минут).2. По моей команде перестаньте рисовать

и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину (2минуты). 3. Снова передайте свой рисунок соседу слева, продолжайте рисовать.

В конце упражнения каждый участник получает ту картину, которую он начал рисовать.

Обсуждение упражнения.

  1. Нравится ли вам ваш рисунок.
  2. Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки.
  3. Какой рисунок вам нравится больше всего (30 мин).

Упражнение «Сиамские близнецы»

(участники сидят полукругом).

Цель: диагностика умения согласовывать свои действия.

Инструкция. Приглашается пара- родитель и ребенок. Они становятся рядом друг с другом, их руки переплетены за спиной, ноги вместе ( можно связать ленточкой). Задача: молча, не разлепляя рук и ног, дойти до указанного места (15 мин).

3. Завершение группы.

Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.

Цель: получение от участников тренинга обратной связи (что понравилось, было открытием ) (10 мин).


Занятие № 2.

(совместно дети с родителями).

Тема: Знакомство. Повышение групповой сплоченности. Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: листы бумаги (формат А 4), фломастеры, мел или 2 ленты, ластик.

  1. Разминка.

Упражнение «Эхо» (участники сидят в кругу).

Инструкция: участник,  справа от ведущего, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, а все остальные дружно, как эхо, за ним повторяют. Затем свое имя прохлопывает следующий по кругу игрок (5 мин).

 

Упражнение «А я еду» ( участники сидят на стульях по кругу, один стул должен быть свободным).

Инструкция: начинает игру ведущий, рядом с которым пустой стул. Он пересаживается со своего места на пустой стул со словами: «А я еду»! Игрок, рядом с которым оказался пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я рядом». Следующий участник, рядом с которым оказался пустой стул, пересаживается на него и говорит: «А я зайцем». Следующий игрок, пересаживаясь на пустой стул отвечает:»А я еду с …» При этом называется имя любого участника. Тот, кого назвали, пересаживается на пустой стул. Игрок, рядом с которым оказался пустой стул вновь начинает игру. Игра продолжается до тех пор, пока участники не захотят ее закончить (5 мин).

  1. Основная часть.

Упражнение «Слепой» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами).

Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.

Инструкция: мама и ребенок сидят рядом за столом. Перед ними лежит лист бумаги. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. Другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями (20 мин)

Обсуждение упражнения.

  1. Что было труднее: рисовать с закрытыми глазами или руководить рисующим? Почему?
  2. Что больше понравилось: рисовать или руководить? (10 мин).

Упражнение «Мостик» ( участники сидят полукругом).

Цель: достижение взаимопонимания, согласованности в действиях.

Инструкция: на полу параллельно друг другу рисуются две линии (или выкладываются с помощью лент). Расстояние между линиями приблизительно 25-30 см. Это мост. Приглашается пара – родитель и ребенок. Задача: без слов, используя только мимику и жесты, разойтись на мостике (10 мин)

 

 Упражнение «Найди предмет».

Цель: развитие саморегуляции поведения.

Инструкция: водящий прячет в кабинете предмет (например, ластик), который игрокам необходимо найти. Можно повсюду ходить и заглядывать во все углы. Тот, кто найдет ластик, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. В роли  водящего  обычно хотят побывать все дети. (20 мин).

  1. Завершение группы.

Участникам группы дается задание в течение 1 минуты подумать и сказать: « Если бы у моей мамы (у моего ребенка) была волшебная палочка, то она (он) бы загадал (а).

Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10 мин).


Занятие № 3

(совместно дети с родителями).

Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: листы (формат А 4), фломастеры, листочки бумаги с написанными на них названиями животных на каждого участника (названия животных парные – корова- корова, петух-петух и т.д.), кукла.

1. Разминка.

Упражнение «3 качества» (участники сидят в кругу).

Инструкция: необходимо назвав свое имя, придумать одно или несколько присущих вам качеств начинающихся с той же буквы, что и ваше имя (5 мин)

 

Упражнение «Путаница» (участники стоят в кругу).

Инструкция: все стоят в кругу и держатся за руки. Выбирается водящий, который выходит за дверь. Игроки запутываются не разжимая рук, можно переступать через сцепленные руки. Задача водящего - распутать клубок. Затем водящим становится кто-то другой (15 мин).

 

Упражнение «Найди себе пару» ( Участники стоят полукругом).

Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику. Поскольку все названия парные, каждый сможет найти себе пару после команды тренера.

Инструкция: «Закройте глаза. По моей команде каждый из вас начинает кричать на языке своего животного. Ваша задача, не открывая глаз, по голосу найти свою пару(10мин).

2. Основная часть.

Упражнение «Двое с одним фломастером» (пары – родитель и ребенок сидят за столами рядом друг с другом).

Цель: обучение навыкам сотрудничества.

Инструкция: « Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одним и тем же фломастером. При этом строго-настрого запрещается говорить друг с другом. Оба человека в паре должны постоянно держать фломастер в руке, не выпуская его ни на мгновение. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. Рисуем в течение 5ти минут.

После завершения показать свои работы остальным участникам группы.

Обсуждение упражнения.

  1. Сложно ли вам было рисовать молча?
  2. Пришли ли вы со своим партнером к единому мнению?
  3. Трудно ли было от того, что изображение постоянно менялось?(10 мин).

Упражнение «Что говорит тебе кукла?»

Цель: выявить актуальные проблемы участников группы.

Инструкция: тренер берет в руки куклу и обращаясь к участникам говорит: «К нам пришла очень мудрая дама. (Обращаясь к соседу слева). Возьми ее так, чтобы она смотрела на тебя. Что она говорит тебе?» Участник, к которому обратился тренер должен ответить на вопрос прямой речью. Например, «Миша веди себя прилично» или «Ты слишком доверчива, Таня».

Обсуждение упражнения. Заданная тренером установка на мудрость и проницательность «дамы» способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в уста «дамы» фразу, связанную обычно с актуальной для него проблемой (15 мин).

Упражнение «Тюремщик и заключенные».

Цель: сплочение членов семьи и участников группы, повышение эмоционального фона.

Инструкция: родители и дети образуют два круга: внешний и внутренний. Те, кто находится во внутреннем круге – сидят на стульях,  – они – заключенные. За их спинами стоят тюремщики. Напротив одного тюремщика - пустой стул. Его задача – без слов, незаметно переманить к себе заключенного от другого тюремщика. Тюремщик должен успеть поймать заключенного. Игру продолжает следующий участник, оставшийся без пары. Затем участники меняются местами. (15 мин).

Упражнение «Доверие» (участники сидят в кругу).

Цель: развитие чувства доверия, эмпатии.

Инструкция: выходит пара – родитель, ребенок. Ребенок становится спиной к родителю, отойдя на некоторое расстояние. Родитель вытягивает вперед руки. Задача ребенка – не сгибая ног в коленях, упасть на руки родителю (5 мин).

3.Завершение группы.

Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10)


Занятие № 4.

(совместно дети с родителями).

Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: мяч, повязки на глаза.                                                                                        

  1. Разминка.

Упражнение « Танец лавота» (участники  стоят по кругу).

Инструкция: все ходят по кругу и повторяют вместе с ведущим: «Весело танцуем «тра-та-та», танец наш веселый, танец лавота». Далее ведущий спрашивает: «За руки держались?» Все вместе –«нет». Берутся за руки и повторяют слова песни. Ведущий спрашивает: «За руки держались? Все вместе отвечают – «Да». Затем ведущий последовательно перечисляет (за плечи, за талию, за уши) (5 мин).

Упражнение «Запомни движение» (участники стоят по кругу).

Инструкция: каждый из участников придумывает какое-нибудь движение и, по-очереди, демонстрирует его всем. При этом будьте внимательны и постарайтесь запомнить движения всех игроков. Теперь тот, кто начинает игру, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Вам надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода должно перейти к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше (10 мин)

Упражнение «Комплименты» (участники сидят в кругу).

Инструкция: «Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Нужно бросить мяч любому из участников и сказать ему что-то приятное. А тот отвечает: « да, конечно, но кроме того я еще и… (5 мин)

  1. Основная часть.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цель: достижение взаимопонимания на разных уровнях взаимодействия. 

Инструкция: участнику, играющему роль «слепого», завязывают глаза. «Поводырь» водит его по комнате, знакомит с окружающим миром, предметами. Становится его глазами. Водить «слепого» следует аккуратно, бережно, чтобы он не наткнулся на предметы, на другую пару. Затем пары меняются местами. (10 мин)

Обсуждение упражнения.

Пояснительная речь тренера. Данное упражнение охватывает основные формы контакта: зрительный, тактильный, слуховой. Это дает возможность достигнуть понимания на разных уровнях взаимодействия, общаться ребенку с родителями на одном языке, понимать мысли, чувства и действия партнера. Это гармонизирует отношения в семье, повышает самооценку ребенка.

Обмен чувствами, впечатлениями:

  1. Каково вам было находиться в роли «слепого»?
  2. Комфортно ли вам было с вашим «поводырем»?
  3. Что вы чувствовали, когда были «поводырем»? (10мин)

Упражнение  «Мне нравится» (родитель и ребенок сидят  на стульях напротив друг друга).

Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

Инструкция: родитель и ребенок разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты и добавляют к ней содержание. Тем самым возникает позитивный диалог. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь(10 мин)

Обмен чувствами.

Упражнение «Тень» (участники разбиваются на пары родитель-ребенок).

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Инструкция: один ( родитель) - путник, другой (ребенок) – его тень. Путник идет через поле, а за ним, через 2-3 шага сзади, его тень. «Тень старается, точь в точь, скопировать движения путника. Через некоторое время участники меняются ролями (10 мин)

Обмен чувствами, впечатлениями.

  1. Завершение группы.

Упражнение «Поход».

Цель: сплочение участников группы, повышение эмоционального фона.

Инструкция: давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый , по-очереди, положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, только с помощью жестов. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторяться. После того, как каждый из участников положил что-то в рюкзак, тренер обращается к группе с вопросом: «Что положил в наш рюкзак …», называя имя того или иного члена группы. Все остальные угадывают (10мин).

Обратная связь от участников тренинга (10мин).


Занятие №5.

(совместно дети с родителями).

Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: спички - 2 коробка, шарф.

1.Разминка.

Упражнение «Что можно сделать с предметом» (участники сидят в кругу).

Цель: развитие творческого мышления.

Инструкция: каждый, по-очереди, должен сказать как можно использовать этот предмет (шарф). Начинает игру тренер, продолжает – участник справа от него и далее по кругу. Тот участник, который не сможет придумать как использовать данный предмет – выбывает из игры. Побеждает участник, придумавший больше всего способов. (10 мин)

Упражнение « Передай другому» (участники становятся в шеренгу друг за другом).

Цель: развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата.

Инструкция: тренер показывает последнему участнику в шеренге с помощью жестов какое-нибудь действие ( например, мытье полов, написание письма и т.д.). Участник, которому показали жестами действие, передает его следующему игроку и т.д. В заключении упражнения, первый участник в шеренге показывает жестами действие, которое до него «дошло».Тренер, в свою очередь, показывает исходный вариант. В данной игре каждый может побыть на месте ведущего, загадывающего действия, а участники в шеренге каждый раз стараются поменяться местами (15 мин)

2. Основная часть.

Упражнение «Слепое слушание» (родитель и ребенок сидят за столом напротив друг друга, между ними ставится перегородка).

Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.

Инструкция: каждому из участников в паре раздается по 7 спичек. Родитель строит за перегородкой из своих спичек какую-либо фигуру, а затем словами пытается объяснить ребенку, как ему построить точно такую же фигуру. Ни родитель, ни ребенок не должны видеть действия друг друга. По окончании работы перегородка убирается и сравниваются фигуры. Затем родитель и ребенок меняются ролями. Если паре очень легко дается выполнение этого задания, то количество спичек можно увеличивать. (15 мин)

Занятие №6

(совместно дети с родителями).

Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: листы бумаги с написанными на них словами, булавка, маленькая игрушка, лист полуватмана, фломастеры.

1. Разминка.

Упражнение «Охота на тигра» (участники стоят в кругу).

Инструкция: участники встают в круг, выбирается водящий – охотник, который отходит в сторону, поворачивается к остальным спиной и считает до 10. В это время участники по кругу передают друг другу в руки маленькую игрушку (тигра). По окончании счета, тот, у кого находится тигр, вытягивают руки вперед, закрывая игрушку ладонями. Остальные делают тоже самое. Задача охотника – найти тигра с 3х попыток. После этого охотник выбирает нового водящего (10 мин).

Упражнение» Скажи мне мой секрет».

Цель: развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата.

Инструкция: каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас самих. Это будет какое-нибудь слово, которое прикрепляется вам на спину. Ваша задача – отгадать это слово с помощью группы. Группа должна молча показывать это слово только с помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться. Слова крепятся, по-очереди, каждому (10 мин).

Примеры слов: ученик, брезгливость, зарядка, письмо, болезнь, медведь.

2.Основная часть.

Упражнение «Совместное творчество»

Инструкция: Родитель и ребенок превращаются в строителей. Психолог заранее изготавливает из бумаги кирпичи (вырезать прямоугольники). Родителю и ребенку необходимо построить дом из кирпичей. При этом на каждом кирпиче необходимо написать либо нарисовать то, что необходимо для крепкого надежного дома. При этом под домом подразумевается семья. Например, послушание, помощь, любовь, забота, внимание и т. д. Кирпичи приклеиваются на ватман. (20 мин)

Упражнение «Каракули».

Цель: сплочение членов семьи и участников группы.

Инструкция: на стол кладется полуватман, участники располагаются вокруг стола. Каждый берет себе один фломастер( цвета не должны повторяться). Далее участники быстро рисуют на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый, по-очереди, пытается, исходя из собственных представлений, дорисовать созданные каракули. Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не  решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.

Обсуждение упражнения.

1. Что участники группы видят на рисунке?

2. Можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, отражающие настроение участников или взаимоотношения в семье (10мин).

Завершение группы.

Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10 мин)



Занятие №7

(совместно родители с детьми)

Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: покрывало, диск с релаксирующей музыкой, магнитофон.

  1. Разминка.

Упражнение «Я и мама (папа)».

 Инструкция: Родитель и ребенок садятся спиной друг к другу. Вам нужно ответить на вопросы.

        Вопросы к маме: какого цвета глаза у вашего ребенка, во что он одет, как прошел сегодня день и т. д.?

        Вопросы к ребенку: какого цвета глаза у мамы, какого они цвета, когда мама сердится (радуется), во что одета сегодня мама, какие украшения на ней сегодня и т. д.? (10 мин)

        2. Основная часть.

Упражнение «Скульптура».

Цель: исследование межличностных отношений в семье.

Инструкция: сейчас каждому из вас нужно будет подумать и слепить скульптуру своей семьи. Кто-то один из вас сейчас будет скульптором, остальные участники - глина. Скульптор выбирает себе того, кто будет папой, мамой или мужем, женой и кого-то на свою роль. Когда скульптура будет готова, скульптор встает на свое место, заменяя участника его изображающего.

Обсуждение упражнения.

  1. Какое впечатление от упражнения?
  2. Что было неожиданным?
  3. Что-то хотелось бы сейчас изменить в своей скульптуре?(30 мин)

Упражнение « Покрывало».

Цель: развитие доверия.

Инструкция: все участники становятся вокруг покрывала и берутся за него. Один участник садиться или ложиться на покрывало, остальные приподнимают его и бережно покачивают и опускают. Упражнение выполняется под релаксирующую музыку (10 мин)

3.Завершение группы.

Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10 мин)


Занятие №8

Тема: Сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: 

1.Разминка.

Упражнение «Согласованные действия»

        Дети и родителям предлагается показать парные действия:

•        пилка дров;

•        гребля в лодке;

•        перемотка ниток;

•        перетягивание каната;

•        передача хрустального стакана;

•        парный танец.(10мин)

  1. Основная часть

Упражнение 3. «Неформальное общение». Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку.

Упражнение «Семейные заповеди» (родители и дети сидят в кругу, объединившись в пары).

Цель: исследование семейных традиций, ценностей.

Инструкция: родитель вместе с ребенком составляют список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи).

Затем происходит взаимообмен написанным в кругу(20 мин).

Обсуждение упражнения.

  1. Какие заповеди Вас удовлетворяют, а какие нет?(10 мин)

Завершение группы.

Подведение итогов. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия(10 мин)



Занятие № 7

(совместно дети с родителями)

Тема: сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий: клей, ножницы, листы бумаги А4, иллюстрированные журналы.

Разминка.

Упражнение «Угадай» (участники сидят в кругу).

Инструкция: «Нам предстоит совместно решить 1 задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Ведущий считает- один, два, три – на счет три, все одновременно выбрасывают пальцы . Если задача не решена, мы делаем очередную попытку (5 мин)

Упражнение «Верблюды»  ( участники строятся в шеренгу )

Инструкция: тренер просит положить руки на плечи впереди стоящего. История: вы верблюды, идете по пустыне, по горячему песку, под палящим, изнуряющим солнцем и несете в мешках песок, эти мешки давят вам на плечи, и по команде начать надавливать на плечи соседа сильнее и сильнее. Все терпят.

Обсуждение упражнения.

Почему все терпели? (10 мин)

  1. Основная часть.

Упражнение «Коллаж семьи».

Цель: Сплочение членов семьи.

Инструкция: родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов (30мин)

Обсуждение упражнения.

каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы (10 мин).

Упражнение «Репортер».

Цель: «Исследование межличностных отношений в семье».

Инструкция: Тренер просит одного ребенка выйти в центр круга. Тренер и ребенок садятся напротив друг друга. Ребенку говорится следующее: « Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и ей репортер задает вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на мои вопросы о тебе , так, как бы отвечала твоя мама. Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени ( он должен представиться именем мамы), о профессии, возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом. Примерный перечень вопросов: «Скажите у Вас есть ребенок, как зовут, сколько ему лет?», « Расскажите, какой у Вас ребенок?», «Чем Вы любите заниматься вместе?», «Представьте, что Вас сейчас смотрит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок. Затем в центр круга вызывается родитель и он отвечает на вопросы о маме из роли ребенка. Перечень вопросов примерно такой же (20 мин)

Обсуждение упражнения ( 10 мин).

Завершение группы.

Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10 мин)


Занятие № 8

(совместно дети с родителями)

Тема: сотрудничество родителя и ребенка.

Инструментарий:  листы бумаги (формата А4), простые карандаши на каждого участника.

1.Разминка

Упражнение «Зеркало».

Инструкция: участники становятся в два круга- внешний и внутренний. Один круг- «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, зеркало должно как можно точнее повторить их. По сигналу ведущего 1 круг делает шаг в сторону. Образуется новая пара, которая  продолжает выполнять задание и так продолжается до тех пор, пока участники не вернуться к первоначальной позиции. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а человек – «зеркалом» (10 мин)

Упражнение «Построение».

Инструкция: ведущий задает какой- либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его (например за 1 мин). Тренер проверяет правильность построения.

-построение в шеренгу по росту;

-по цвету глаз (в начале- темноглазые, в конце- светлоглазые);

-по размеру обуви (5 мин)

Упражнение «Домик».

Инструкция: участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша- папа, фундамент- мама , окошко- ребенок и т.д.

Обсуждение упражнения.

  1. Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома.

Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи, на ком все держится и на кого все давят. Крыша- тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены- несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна- это тот член семьи, ради которого все делается(чаще всего окна- это дети), труба- тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. Двери- контакты.(15 мин).

2.Основная часть

Упражнение «Кинематограф»

Цель: сплочение членов семьи и участников группы.

Инструкция: ведущий говорит о том, что каждая семейная пара (родитель и ребенок) сейчас являются режиссерами, которые будут снимать фильм о семье. Необходимо придумать название, жанр и главного героя фильма. После того, как каждая семья представит свои идеи, участников просят объединиться с теми, чьи идеи им покажутся созвучными или интересными. Мини-группы должны придумать и инсценировать свой фильм о семье (30 мин)

Обсуждение упражнения (10 мин).

Упражнение «Альпинист»

Цель: сплочение участников группы, развитие эмпатии, поддержки.

Инструкция: все участники плотно становятся в одну линию, изображая скалу с впадинами и выступами. Один из участников должен пройти  вдоль по тропинке, идущей вдоль скалы, тесно прижимаясь к ней. Пройдя, участник становится в конце линии, присоединяясь к остальным. Если участник слишком отошел от скалы и «сорвался» в пропасть, необходимо повторить упражнение (10 мин)

Завершение группы.

                      Обмен чувствами, впечатлениями от занятия (10 мин).


Занятие № 9

( для родителей).

Тема: «Я- Тема высказывания». «Временной язык».

Цель занятия: 1. Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». 2. Освоить навык «Я-высказывания». 3. Познакомить родителей с понятиями «временной язык» и «постоянный язык».

1.Разминка.

Упражнение «Поругай ребенка».

Инструкция: один родитель изображает ребенка, другой родитель его ругает из разных положений.

  1. Ребенок сидит, родитель стоит.
  2. Родитель сидит, ребенок стоит.
  3. Родитель и ребенок стоят друг к другу спиной.

Затем пары меняются ролями (10 мин).        

Обмен чувствами (5 мин).

2. Основная часть.

1.Информация для родителей. «Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель. Примеры «Ты-сообщений»: «Ты всегда оставляешь грязь после себя». «Прекрати это делать». «Тебе сто раз нужно повторять одно и тоже и т.д. «Я – сообщения» являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера возьмем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.

«Ты – сообщение».

Родитель устал – « Ты меня утомил» - Реакция ребенка « Я – плохой».

« Я сообщение».

Родитель устал – «Я очень устал» - Реакция ребенка – Папа устал.

Знакомство родителей с моделью «Я- сообщений».

«Я – сообщение включает в себя 3 основных компонента:

  1. Описание ситуации ( когда, если), вызвавшей напряжение.
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации ( Я чувствую).
  3. Предпочитаемый вами исход ( Мне хотелось бы).  

Пример: « Когда я вижу грязь на полу, мне становится очень обидно и я  бы очень хотела, чтобы ты снимал ботинки в коридоре.»

Практическая часть.

Упражнение № 1 (все сидят в кругу). Родителям раздаются схемы «Я-сообщений» (см. Приложение № 2).

Инструкция: один из родителей описывает какой-то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, остальные формулируют «Я-сообщения» и затем предъявляют в кругу ( 15 мин).

Упражнение №2.

Инструкция: родители делятся на пары, один из родителей –ребенок, второй – его мама. Тренер проговаривает приготовленное заранее «Ты-сообщение» родителю –«ребенку» а задача второго участника в паре переформулировать его в «Я- сообщение». Затем участники меняются ролями.

Примеры «Ты-сообщений».

«С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь».

«Уроки ты сделать не можешь, комнату убрать свою не можешь. Ты сам вообще что-то можешь.»

«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты мыл руки после улицы» (15 мин)

Обсуждение упражнения.

  1. Какие чувства  Вы испытывали в роли ребенка, когда Вам предъявлялось «Ты-сообщение». Что хотелось сделать или ответить?
  2. Трудно ли было формулировать «Я-сообщения», если да, то в чем состояла эта трудность? (10 мин)  

2.Информация для родителей. «Временной» или «постоянный» язык.

Примеры фраз на постоянном языке: «Ты всегда играешь, а не занимаешься». «Все время опаздываешь». «Вечно ты бросаешь вещи где попало».

Примеры фраз на временном языке: «Сегодня твои вещи лежат не на месте». «Ты играешь уже 1,5 часа, а занимался только 10 минут», «Ты опоздал сегодня на 15 минут» (5 мин).

Упражнение № 1 ( все сидят в кругу).

Инструкция: каждый из родителей, по-очереди, придумывает или вспоминает  фразу на постоянном языке, которую он наиболее часто произносит в отношении своего ребенка или членов семьи, а остальные участники переформулируют ее на временной язык ( 10 мин)        

  1. Завершение группы. Подведение итогов. Обмен чувствами (10 мин)

Домашнее задание. Записать несколько примеров, когда удалось использовать в общении с ребенком «Я-высказывание».


Занятие №10

(для родителей).

   Тема : «Активное слушание».

   Цель: знакомство с приемами активного слушания, развитие    

              навыков активного слушания.

   Инструментарий: мяч.

  1. Разогрев.

     Психогимнастическое упражнение.

Инструкция: участники бросают друг другу мяч со словами: «Мне кажется, в детстве ты была…» В ответ каждый может согласиться или нет, сказав «Да», «нет», или «Я такого не помню» (5 мин).

     Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей из дневников (удалось или не удалось использовать в общении с ребенком «Я-высказывания», какие были трудности») (15 мин).

2. Основная часть.

    Упражнение «Выслушай другого» (родители делятся на пары и садятся напротив друг друга).

Инструкция: сначала один выражает свое мнение по поводу заданной темы, а второй внимательно слушает, стараясь запомнить сообщаемую информацию. Затем пересказать как можно ближе к тексту. Ключевые слова: «как я понимаю», «другими словами, ты считаешь», «если я тебя правильно поняла». Через 3 минуты ведущий останавливает беседу. «Сейчас у говорящего будет одна минута, в течение которой надо будет сказать «слушающему», что в его поведении помогало, а что затрудняло рассказ. Затем пары меняются местами.

Пример темы для обсуждения: «Трудности и проблемы в воспитании ребенка» (20 мин).

Обсуждение упражнения.

  1. Получилось ли «хорошо» слышать другого ( 10 мин)

Информационная часть.

Информирование родителей включает рассказ о том, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Активное слушание создает отношения теплоты, родители могут «влезть в шкуру ребенка», у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Приемы активного слушания: пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник; уточнение – направлено на выяснение, конкретизацию чего-то («Ты сказал, что это происходит давно, а как давно это происходит»); Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек (« Мне кажется ты обижен»); проговаривание подтекста – проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника ( например, у фразы « Мама, а ты не заметила какую уборку я сегодня сделал» , подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила»); резюмирование используется в продолжительных беседах (« Итак, мы договорились с тобой»).

Правила хорошего слушания:

  1. Слушай внимательно, обращай внимания не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимика, жесты, поза).
  2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя приемы активного слушания.
  3.  Не давай советов.
  4. Не давай оценок (15 мин).

Упражнение : «Слушать чувства».

Инструкция: ведущий зачитывает какое-то сообщение от имени ребенка, а задача родителя сформулировать в утвердительной форме те чувства, которые они услышали в этом сообщении.

Примеры сообщений.

  1. «Я больше никогда не буду играть с Олей, она плохая.
  2. «У меня завтра контрольная.»
  3. «Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть».
  4. «Математика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться.»

Далее родители, по-очереди, называют сообщение, а остальные формулируют чувства (15 мин).

3.Завершение группы.

Обмен чувствами, впечатлениями (10 мин)


Занятие №11

(для родителей)

Тема: «Поощрения и наказания».

Цель: Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

Инструментарий: нет

  1. Разминка.

Упражнение «Ассоциация»

Инструкция: тренер смотрит на соседа справа и говорит, с каким месяцем он у него ассоциируется, и далее все продолжают по кругу. Затем все рассаживаются по порядку месяцев в году и вновь, глядя на соседа справа ,(но это уже другой человек) объясняют, почему у этого человека именно такой месяц (5мин)

  1. Основная часть.

Упражнение.

Инструкция: необходимо вспомнить какое-нибудь наказание из своего детства, которое запомнилось на всю жизнь, оставило след. Поделиться своими переживаниям в кругу (15 мин)

Обсуждение с родителями следующих вопросов:

  1. Какие методы поощрения и наказания используются в семье?
  2. Нужны ли физические наказания? (40 мин)

Родители заполняют анкету «Методы воздействия на ребенка» (приложение № 4) (10 мин)

Знакомство родителей с каталогом негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону) (10 мин)

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов. Тренер пишет на доске основные принципы использования поощрений и наказаний (10 мин).

Прощание.


Занятие № 12

     Тема: Завершение группы. Подведение итогов.

  1. Разминка.

Любимые игры.

     Инструкция: тренер спрашивает детей о том, в какие игры они хотели бы поиграть со своими родителями. Это могут быть игры, в которые играли на занятиях, так и новые придуманные детьми. Группа играет в предложенные игры (30мин)

  1. Основная часть.

     Упражнение «Если бы » (все участники сидят в кругу).

     Инструкция: тренер обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми – дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем тренер передает мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, чтобы они хотели сделать в этой ситуации или иметь и т.д. Если сидящий рядом ребенок хочет спросить маму о чем – либо, он может это сделать. Мама отвечает одним предложением.

     Затем тренер просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами и папами (10 мин)

  1. Диагностическая часть.

Родители заполняют анкету участника тренинга и оценивают по 5-ти  бальной шкале свои взаимоотношения с детьми. Дети и родители выполняют семейную социограмму. Родители совместно с детьми рисуют молча на одном листе (30мин)

     Завершение группы. Подведение итогов (10 мин)

Заключительное слово ведущего.

 Сегодня мы с вами завершаем наши занятия. Вместе мы прошли какой-то отрезок пути, успели привыкнуть друг к другу, подружиться. Каждая  семья уникальна по-своему и мне хотелось бы как-то по-особенному отметить вклад каждой диады в наш групповой процесс.

Награждение участников грамотами и фотографиями .

Обмен чувствами, впечатлениями от данного цикла занятий (10 мин)

Прощание.


Приложение № 1

Анкета участников тренинга.

1. Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?

2. Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?

3. Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?

4. Что бы вы хотели добавить в программу, какую тему углубить?


Приложение № 2.

Схема «Я-сообщения».

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение («Когда я…»).
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации («Я чувствую…»).
  3. Предпочитаемый Вами исход (« Мне хотелось бы»).

Если ребенок игнорирует ваше «Я-сообщение», то «Я-сообщение» дается по следующей схеме: «Я-сообщение» – Усиленное «Я-сообщение» : конкретное пожелание («Я хочу…») – Предупреждение о возможных санкциях («Я собираюсь сделать») – Реализация санкций.

Приложение № 2.

Схема «Я-сообщения».

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение («Когда я…»).
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации («Я чувствую…»).
  3. Предпочитаемый Вами исход (« Мне хотелось бы»).

Если ребенок игнорирует ваше «Я-сообщение», то «Я-сообщение» дается по следующей схеме: «Я-сообщение» – Усиленное «Я-сообщение» : конкретное пожелание («Я хочу…») – Предупреждение о возможных санкциях («Я собираюсь сделать») – Реализация санкций.


Приложение № 3

Анкета «Оценка своих взаимоотношений с ребенком»

Родители оценивают свои взаимоотношения с ребенком по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

  1. Учеба, выполнение домашних обязанностей (уборка игрушек, вынос мусора и т.д.)

 2.  Просмотр телевизора, игра на компьютере.

 3. Развлечения и досуг (куда пойти в выходной день, как отметить день рождение и т.д.)

 4. Покупка игрушек, игр.    

 5. Покупка  или выбор одежды.

6. Соблюдение ребенком правил личной гигиены (чистка зубов, причесывание,  опрятность в одежде и т.д.)

     

5б – Нам легко удается договориться.

4б- Нам почти всегда удается договориться.

3б-  Каждый раз бывает по- разному.

2б- Очень часто конфликтуем по этому вопросу.

1б- Ситуация вышла из-под контроля.

Сфера деятельности

Учеба, домашние обязанности

Просмотр телевизора, игра на компьютере

Развлечения и досуг

Покупка игрушек,игр

Покупка или выбор одежды

Соблюдение правил личной гигиены


Приложение № 4

Анкета «Методы воздействия на ребенка».

Оцените в баллах степень использования следующих методов воздействия на ребенка:

Всегда – 1 б;

Часто – 2 б;

Редко – 3 б;

В исключительных случаях – 4 б;

Никогда – 5б

  1. Приказ, команда.
  2. Предупреждение. Угроза.
  3. Увещевание, пристыжение.
  4. Советы, готовые решения.
  5. Нотации, поучения.
  6. Критика, несогласие.
  7. Похвала, согласие.
  8. Насмешка,обзывание.
  9. Анализ поведения, интерпретация.
  10. Утешение. Поддержка.
  11. Допытывание, вопросы.
  12. Обращение в шутку.


Приложение №5

Бланк регистрации результатов КРС (кинетический рисунок семьи).

 

Ф.И.О.______________________________________________________

 ____________________________________________________

Дата эксперимента______________________________________

Симптомокомплекс

Благоприятная семейная сит

Тревожность в семье

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной сит

Враждебность в семейной сит

балл

Благоприятная семейная сит.

  1. Общая деятельность-0,2
  2. Изображение всех членов -0,2
  3. Отсутствие изолированных-0,2
  4. Отсутствие показателей враждебности-0,2

      Макс бал-0,8

     Тревожность в семье.

  1. Штриховка-0,2
  2. Стирание-0,2
  3. Преобладание вещей-0,2
  4.  Линия с сильным нажимом-0,2

Макс бал-0,8  

Конфликтность в семье.

  1. Барьеры между фиг-0,2
  2. Изоляция отд. фигур-0,2
  3. Отсутствие некоторых членов семьи-0,2
  4. Член семьи изображен спиной-0,2

Чувство неполноценности в семейной сит.

  1. Расположение фигур в нижней части листа-0,2
  2. Маленькие фигуры-0,2
  3. Отсутствие автора-0,2
  4. Изоляция автора-0,2

Враждебность в семейной сит.

  1. Агрессивная позиция фигуры-0,2
  2. Зачеркнутая  фигура -0,2
  3. Одна фигура на др. стороне листа-0,2
  4. Обратный профиль-0,2


Приложение № 6

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция:»Перед Вами на листе бумаги изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».

Критерии по которым производится оценка результатов ( Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.)

  1. Число членов семьи, попавших в площадь круга;
  2. Величина кружков;
  3. Расположение кружков относительно друг друга;
  4. Дистанция между ними;

Приложение № 7

Бланк стандартизированного наблюдения.

Уровень коммуникативных навыков.

навыки

1б-низкий уровень

2б-средний уровень

3б-высокий уровень

Включенность в игровую деятельность

Умение принимать правила

Умение вербально выражать свои мысли

Итого:

Сумма 3-4 б

Сумма 5-6 б

Сумма 7-9 б

Список литературы.

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Изд. «Речь» Санкт-Петербург 2000г.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как?
  3. Фопель К.  Как научить детей сотрудничать?
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.




                                



 


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг коррекции детско-родительских отношений

Пояснительная записка. 1.Актуальность программы, научная обоснованность.Неоспоримым является тот факт, что большинство  эмоциональных нарушений детского возраста являются отражением на...

Тренинг детско-родительских отношений "Мы вместе!"

Занятие детско-родительского клуба "Радуга" для обучающихся 1-4 классов...

Психологическая коррекция детско – родительских отношений

Родителям полезно порой прибегать к самоанализу, чтобы более ясно увидеть истоки своего уж слишком безнадежного видения ребенка....

Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)

   В  2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является  коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...

План-конспект занятия "Связующая нить" по коррекции детско-родительских отношений.

План-конспект занятия "Связующая нить" по коррекции детско-родительских отношений. Совместная работа родителя и ребенка в предлагаемых тренером условиях, где отрабатываются навыки эффективно...

Техника коррекции детско - родительских отношений «Семейная фотография»

Семейные фотографии являются средством изучения семейной структуры, характера общения между членами семьи, их ролей и стилей поведения....

«Гармонизация детско- родительских отношений «Мы вместе» Психологический тренинг

Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам. Методическая разработка поможет педагогу - психологу решить проблему «отцов и детей». Тренинговая форма п...