«Социальное развитие ребенка»
учебно-методический материал на тему

Карева Анна Александровна

1. Дайте определение понятию «Социализация личности».

 

2. Перечислите факторы, влияющие на процесс социализации личности.

3. Какова сущность понятий «норма и отклонение от нормы» в социальной педагогике?

 

4. Определите роль и специфику деятельности социального педагога при работе с детьми с отклонениями в поведении (на примере самостоятельно выбранного ребенка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

"Социальная педагогика"

Контрольная работа

«Социальное развитие ребенка»

Выполнила:

Карева Анна Александровна

Группа: 9-СП-18

Место работы: Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»

Контрольная работа к модулю 3 (Раздел 3)

«Социальное развитие ребенка»

Уважаемые слушатели, выполните задания.

1. Дайте определение понятию «Социализация личности».

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуры общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

2. Перечислите факторы, влияющие на процесс социализации личности.

Под социализацией понимается процесс усвоения ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Социализация детей представляется как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности. Процесс социализации предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, системы социальных ролей, необходимых для успешной самостоятельной жизни. Социализация осуществляется как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в процессе целенаправленного воспитания.

В процессе социализации формируются личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений.

В процессе социализации человек развивается как член того общества, к которому он принадлежит, и уровень развития социальной компетентности личности определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, семейных, любовных, производственных и прочих.

В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть в каких условиях он происходит. 

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Факторы социализации личности – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком:

  1. Мегафакторы- (мега- очень большой, всеобщий) -космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
  2. Макрофакторы –(макро-большой)- глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (этнос, государство, страна, общество, правительство). Которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
  3. Мезофакторы (мезо- средний, промежуточный) – условия, влияющие на социализацию больших групп людей, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, село, поселок, город, народ, этническая принадлежность).

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.

  1. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (конкретных людей, которые с ними взаимодействуют)- семья и домашний очаг, сверстники, воспитательные организации, школа, место учебы и работы, различные общественные, государственные, религиозные, частные организации, микросоциум).

Если представить эти факторы в виде концентрических окружностей, то картина будет выглядеть следующим образом: в центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние.

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Особое значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно.

Биологические и социальные факторы: Превращение биологического индивида в социальный субъект происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

 Факторы, влияющие на социализацию личности:

  1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
  2. «Отношение» равенства. Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: «физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.

  1. Обучение в школе. Это формальный процесс - определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакция учителей на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние.
  2. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. Влияют на социализацию индивида.
  3. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации.
  4. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. Тоже играют свою роль в социализации.

С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им, действует сам. Социализация является и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать.9

Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем.

В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения ребенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Важная социальная роль — быть гражданином своего отечества, любить свою родину, гордиться ею, быть патриотом своей родины. К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все».

Социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если не происходит процесс адаптации ребенка к группе, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность, что может привести к серьезной личностной деформации.

Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у ребенка чувства товарищества. При вхождении ребенка в асоциальную группу у него могут развиваться асоциальные качества.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский), т.е. его социализация.

3. Какова сущность понятий «норма и отклонение от нормы» в социальной педагогике?

Это — люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии.

Рост числа лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Социальные нормы- правовые и моральные поведенческие стандарты, и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

Социальные нормы исторически изменчивы.

Нормальное поведение ребенка- полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации.

Норма (лат)- правило, образец.

Норма- некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

То, что не соответствует норме, обозначается- «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Формы ненормального поведения могут встречаться и у нормальных людей, представляя временное и преходящее поведение. Могут встречаться у людей как постоянные формы их поведения.

В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением»

Например, в социальном отклонении: между нормальным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев, страх, располагается множество переходных ступеней от нормы к отклонению.

Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на группы:

  1. Кратковременные и случайные формы (обмолвки, описки, забывчивость, бред, опьянение и т.д.)
  2. Длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, некоторые формы, душевных заболеваний)
  3. Постоянные пожизненные дефекты поведения.

Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии, установленном нравственным и правовым общественным нормам.

Типы отклонений от нормы:

Физические отклонения: Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи.

Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении. Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены:

  • Болезнь
  • Нарушения слуха
  • Нарушения зрения
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения: Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

  • ЗПР (задержка психического развития)
  • Умственная отсталость. Может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии.
  • Нарушения речи (разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма)
  • Нарушения эмоционально- волевой сферы. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.
  • Одаренность.  Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности - характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия. 

Проведение возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей, и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования. В задачу комиссии также входит консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с генными возможностями. В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт.

Педагогические отклонения: с наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования.

Педагогической нормой, или нормой образования, являются федеральные государственные стандарты, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования.

Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования. Особое значение в этом плане имеет профессиональное образование детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, находящихся в конфликте с законом.

  • Отклонения в получении общего образования
  • Отклонения в получении профессионального образования.

Социальные отклонения: связаны с понятием «социальная норма».

Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей, или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция).

Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.

  • Сиротство
  • Отклоняющееся поведение (алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность)

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др. Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы.

Работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой — на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

4. Определите роль и специфику деятельности социального педагога при работе с детьми с отклонениями в поведении (на примере самостоятельно выбранного ребенка).

Социальный педагог- специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.).

Работа социального педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой — на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

  Социально-педагогическое сопровождение таких детей (которые имеют отклонение в поведении), осуществляется мною совместно, в первую очередь, с педагогическим коллективом (воспитателем непосредственно в какой группе проживает ребенок), администрацией учреждения, медперсоналом, психологом; со всеми сопричастными организациями, а именно: инспекторами по делам несовершеннолетних, председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Социальный педагог - своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет как бы «ведет» ребенка, семью, осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственности, общечеловеческих ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответствующими специалистами.

Особенности работы социального педагога:

  • Работа с детьми девиантного поведения
  • Работа с детьми с неуспевающими в учебе и склонными к правонарушениям
  • Работа с тревожными детьми
  • Диагностическая работа
  • Консультативная помощь
  • Защита прав и интересов воспитанников
  • Коррекционно- развивающая работа
  • Организация досуга
  • Предупредительно- профилактическая работа

Специфика работы социального педагога:

  • В своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления.
  • Способствует социализации ребенка, его успешной интеграции в общество.

Роль социального педагога:

  • Наставник (посредник, эксперт)
  • Помощник (общественный деятель, психотерапевт, исследователь)
  • Защитник (советник)

На примере: воспитанник центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей у которого есть отклонении в поведении, а именно бродяжничество, правонарушения и преступность.

Задача социального педагога в сфере профилактики отклоняющегося поведение подростков заключается в проведение ранней профилактики, основой которой является создание особых условий, обеспечивающих гармоничное развитие воспитанников, своевременное выявление проблем и кризисных ситуаций, возникающих у подростков данного возраста.

На сентябрь месяц составляю план работы на учебный год и на месяц. Формирую банк информации о воспитанниках «группы риска». Завожу тетрадь для обращений самих детей и воспитателей.  Провожу мониторинг правовой грамотности. Потом составляю списки детей, которые совершают правонарушения, состоят на внутреннем и внешнем учете, в том числе категорию детей с отклонением в поведении. Эти списки раздаю воспитателям, где они на детей группы риска продолжают вести журналы индивидуальных наблюдений и правонарушений, и ежедневно ведут записи о ребенке.

В нашем учреждении создан совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В состав Совета профилактики входят: заведующая отделением диагностики и социальной реабилитации, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, воспитатель и т.д. Заседание Совета проводится в течение учебного года по необходимости, каждый четверг рабочей неделе. На заседании решаются вопросы о постановке некоторых воспитанников на внутренний учёт (после диагностических методик педагога-психолога, воспитателя, социального педагога), воспитатель, который совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом следит за посещаемостью воспитанников учебных занятий, за его поведением, успеваемостью и правонарушениями, которыми он совершает (а это кражи, бродяжничество).

Такого ребенка я совместно с воспитателем вовлекаю во внутренние, городские, спортивные мероприятия. А также на протяжении всего учебного года контролируем внеурочную занятость (кружки и секции), ведется плотная работа с руководителями кружков, где там подростку предоставляется возможность не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Еще ребенок принимает участие в групповых и индивидуальных занятиях по профилактическим программам. Участие воспитанника в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и дeвиантного поведения.

С воспитанником с отклонением в поведении постоянно провожу беседы, часы общения, убеждения, дискуссии, обсуждение ситуаций, тематические занятия и консультации (Аутотренинг «Антистресс», Блиц- игра «Подросток и закон», Дискуссия «Много ли нужно счастья?», Проблемная игра: «Стрела жизни» и т.д.) , привлекая к этому педагога- психолога. Провожу комплекс мероприятий, направленных на принятие правил внутреннего распорядка, воспитание культуры поведения (Пример: игра-турнир «В страну здоровья за здоровыми привычками», консультативный час: «Почему возникают вредные привычки?», цикл занятий с использованием интерактивных форм: «Карта мира профессий, типы профессий»). Если ребенок совершает уголовно наказуемые деяния, то я участвую как на допросе, так и в заседании суда.

Часто в учреждении провожу профилактические мероприятия и профориентационные занятия. Воспитатель создает воспитаннику благоприятную нравственную обстановку в группе. Совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, врачом наркологом, педагогом-психологом, социальный педагог- я и воспитатели проводим беседы, нравственные часы, круглые столы, посвящённые профилактике употребления наркотических средств, никотина и алкогольных напитков, бродяжничеству и профилактику правонарушений. Воспитаннику рассказывается о вреде употребления таких средств для молодого организма, о последствиях совершения правонарушений в несовершеннолетнем возрасте. В учреждении имеются стенды, содержащие информацию на темы: «Закон суров, но он закон», «Профилактика вредных привычек», «Нет бродяжничеству» и т.д. Ежегодно социальный педагог совместно с педагогом- психологом, воспитателями проводит мероприятия в рамках декад -Толерантности, Профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании, Международного Дня памяти умерших от СПИДа, декада добрых дел, патриотизма и т.д.

Работа в нашем учреждении с детьми, подростками с отклонением в поведении ведётся большая уже не один год. И я социальный педагог играю в этом очень важную роль, для многих детей являюсь наставником и просто другом. Я очень надеюсь, что все проводимые и намеченные мероприятия с детьми и подростками (в том числе и профилактические), позволят и далее добиваться позитивных результатов в работе с воспитанниками с отклонением в поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка

Методические рекомендации использованиянастольных игр в общей практике образования Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка В современном мире первенство в удержании ...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ   КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ЭТАПАМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ.    Закон «Об образовании»  нескольки...

«Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»

Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....