Программа «Мир профессий» по профориентационной работе в разновозрастной группе
рабочая программа на тему

Колесникова Оксана Николаевна

Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации.  Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:

а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, 

б) достаточный уровень самосознания выпускника школы-интерната; 

в) ориентированность выпускника на профессиональный выбор в условиях реального и потенциального рынка труда и образования. 

Главная цель допрофессионального самоопределения  заключается в том, чтобы постепенно сформировать у воспитанника внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_programme_proforientatsiya.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей»

Рассмотрено                          Согласовано                                Утверждаю:

на заседании                         зам. директора по ВР                 Директор КГОБУ КШИ

МО воспитателей                 _______ Бондаренко И.В.         ________ Кротова В.В.

Протокол №_____

От «___»______2018г.

Программа «Мир профессий»

по профориентационной работе в разновозрастной группе

1 семейной группы «Непоседы»

Воспитатель:

Колесникова О.Н.

2018г.

Пояснительная записка

Одной из важнейших составляющих процесса социализации воспитанника является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.         

В дошкольном и младшем школьном возрасте (3 – 10 лет) предусматриваем развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий, а также всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.            В среднем школьном возрасте (11 – 14) -  профессиональное самопознание. В этом возрасте уделяем внимание  развитию профессионального самоопределения.  Здесь система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.    

 В старшем школьном возрасте ориентируем воспитанников на профессиональное самоопределение: уточнение социально-профессионального статуса, вхождение в профессию и развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности.

Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации.  Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:

а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, 

б) достаточный уровень самосознания выпускника школы-интерната; 

в) ориентированность выпускника на профессиональный выбор в условиях реального и потенциального рынка труда и образования. 

Главная цель допрофессионального самоопределения  заключается в том, чтобы постепенно сформировать у воспитанника внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития.

Задачи:

• Сформировать положительное отношение к труду;

• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

•научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

• научить анализировать свои возможности и способности;

• оказать дополнительную поддержку воспитанникам с ОВЗ.

Формы  Профориентационной работы:

- профориентационные занятия;

- экскурсии;

- встречи со специалистами;

- профессиографические исследования;

- проориентационные игры;

- анкетирование и тестирование старших воспитанников.

Основные принципы в  профориентационной работе:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с дошкольного возраста по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с  воспитанниками.

4) Взаимосвязь школы-интерната, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций и друзей нашей семейной группы.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы

К основным  результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии воспитанник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая воспитанником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность воспитанника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей  учащихся 7 – 9  классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания воспитанника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может воспитаннику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

    Программа профориентационной работы в разновозрастной группепо типу семьи

расчитанна на 2 года, с учетом общешкольной программы и программы воспитания «Обретение надежды» и реализовывается поэтапно с учетом возрастных особенностей воспитанников, приемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, средней школе.

Тематическое  планирование

Мероприятия

Срок

выполнения

возраст

Ответственные исполнители

1.

Информирование (беседы)

 •«Всякая вещь – трудом создана»

•«Права и обязанности в школе»

•«Наш основной труд – учеба»

•«Свободное время воспитанников. Как им распорядится с пользой»

•«Профессии города и края»

•«Профессии, которые встречаются в школе»

•Цикл бесед о людях, которые заботятся, о нас в школе

•«Получение образования – основа выбора профессии(ст. 37 •Конституции РФ») – старшие школьники

• «Культурные традиции родного края»  Экскурсия в краеведческий музей

• Путешествие по профессиям  края

• Профессии технического труда

•Профессии обслуживающего труда

В течение  первого года обучения

 

В течение  второго года

обучения

Все воспитанники

1 -4кл

6-8кл

Воспитатели

Социальный педагог

2.

Воспитательные мероприятия

-Практическое занятие «Делу время – потехе час» (Правила сервировки чайного стола)

-Сочинение «Кем я хочу быть»

-Конкурс игра «Аукцион талантов»

-Игра «Поле чудес» по теме профессий

-Практикум «Наш зеленый друг» (озеленение группы)

-Проведение обзорных и тематических профориентационных экскурсий с целью ознакомления работы предприятий, условий труда, технологическим процессом (экскурсия на  рыбный завод,  пекарню)

-Ролевое моделирование «Счастье в труде» (Высказывание мудрецов о труде)

-Конкурс пословиц о труде

-КТД  создание альбома «Моя профессия»

-Проведение профориентационных игр среди воспитанников 6 - 7 классов:

1.«Угадай профессию»

2.«Заглянем в будущее…»

«Защита профессий»

-Творческие мастерские:

•Практическое занятие «Изготовление наглядных пособий для музыкальных  занятий  детского сада» (В рамках социального партнерства)

•Выставка поделок «Волшебный узелок»

•Беседа и выполнение творческих заданий «Расширяем кругозор по книге Л.Калининой «Профессии»

•Конкурс рисунков «Кем я буду?»

•Акция «Мой учебник», ремонт книг из школьной библиотеки

-Субботники по уборке территории;

- Чтение  рассказов и стихотворений о труде людей и профессиях

-Викторина-презентация  «Загадки о профессиях»

Октябрь

Ноябрь

В течение всего периода

Февраль

В течение всего приода

1 раз в месяц

Раз в неделю

Все воспитанники

5-9кл

5-9кл

все

1-4кл.

воспитатели

3

Диагностика и консультирование (5- 9кл.)

-Провести диагностические методики среди учащихся  класса с целью выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах.

-Определение познавательных интересов для будущей профессии («Карта интересов»)

-Анкета «Профессиональный интерес»

-Тестирование воспитанников «Склонности и профессиональная направленность»

-Межличностные отношения в профессиональной деятельности (Методика «Эмпатия», «Диалог», «Стратегия выхода из конфликта»)

-Использование в профориентационной  работе Internet-ресурсов

Ежегодно

В течение всего приода

Психологи

воспитатели

3.

Профадаптация

-Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников группы.

- Теоретические и практические  занятия в ресторане Сан Марино

- Организация внеурочной деятельности воспитанников: участие в конкурсах, выставках. проектах.

-Оказание помощи в трудоустройстве воспитанников «группы риска»

-Организация  работы трудовой бригады.

-Вечер встречи выпускников.

В конце учебного года

В течение всего периода

Февраль

выпускники

5-9кл

Социальные педагоги

воспитатели

Оценка эффективности реализации плана работы

   Реализация мероприятий, предусмотренных планом профориентационной

 работы в разновозрастной группе по типу семьи позволит:

-сформировать  чувство взрослости, дать  представление  о видах общественно;

 -полезной деятельности; ориентировать  воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

-повысить мотивацию  воспитанников к труду;

- оказать адресную помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить старших воспитанников  основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

Литература для педагогов

  1. Голубева Я.В. “Проблемные классные часы”. 2003 г.
  2. Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”. 1996 г.
  3. Кривцова С.В. “Подросток на перекрестке эпох”. 1997 г.
  4. Прудченков А.С. “Трудное восхождение к себе: методические разработки и сценарии занятий социально – психологических тренингов”. 1995 г.
  5. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков”. 2000 г.
  6. Трошихина Е.Г. “Тренинг развития жизненных целей”. 2001 г.
  7. Герасимова В.А. “Классный час играючи”. 2004 г.
  8. Коротаева Е.В. “Хочу, могу, умею”. 1997 г.
  9. Прошицкая Е.Н. “Практикум по выбору профессии” 1995 г.
  10. Ашихмина Л.П. “Найди себя в мире людей и профессий”2001 г.
  11. Климов Е.А. “Как выбирать профессию”. 1990 г.
  12. Климов Е.А. “Психология профессионального самоопределения”.1996 г.
  13. Нормативно-правовое обеспечение профориетационной деятельности.
  14. Нормативно-правовая база: Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования . Основные направления и задачи реализации Концепции профильного обучения. Стратегия развития профессионального обучения в городе.

Литература для воспитанников

1.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. - М.: Генезис, 2011. - 208с.

2.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: рабочая тетрадь учащегося.- М.: Генезис, 2015. - 144с.

3.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната

* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

Специфика работы с разновозрастными группами

специфика работы с детьми разных возрастов...

Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся.

Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся...

Работа с разновозрастными группами

Методические рекомендации по созданию разновозрасного кружка математики...