Нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности.
статья

Музалевская Ольга Васильевна

Выступление на педсовете. Как организовать работу классного коллектива по нравственному воспитанию во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_nravstvennoe_vospit.odt27.98 КБ

Предварительный просмотр:

 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. И сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности    Поэтому, воспитание у учащихся положительного нравственного опыта  является актуальной задачей.

 Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?  Несомненно, оно должно сформировать следующие моральные отношения:

    отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития;

 отношение к родине, к труду:

отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния,  охрана природы;

 отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье

 отношение к себе: честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

         Нравственное воспитание детей происходит в школе и в семье. Но сложно ожидать от ребёнка проявления патриотизма, когда дома ведутся «совершенно не патриотичные разговоры», ожидать милосердия, когда пример родителей утверждает совершенно обратное.

  Воспитание протекает главным образом и, прежде всего, в повседневной жизни детей, где они привыкают следовать нравственным правилам, нормам, принципам. Организуя работу в классном коллективе, педагог получает возможность влиять на их нравственное развитие. Именно ему принадлежит ведущая роль в процессе нравственного воспитания. Учитель непрерывно влияет на всех учащихся сразу и на каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, — говорил он, — что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение». Именно поэтому  учитель должен собственным примером показывать детям, как относиться к своим обязанностям, какие книги читать,какие фильмы смотреть. Как сказал Станислав Теофилович Шацкий: «Надо не только научить считать ребёнка, важно научить его не обсчитывать».

     Педагог свою воспитательную работу по развитию нравственности должен строить как с коллективом в целом, так и с отдельными воспитанниками. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с «плюсами» и «минусами».  Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким" Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность .  Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

      Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями. Этот принцип реализуется в подготовке к  различным КоллТворДелам. Классные мероприятия , имеющие нравственную направленность, проводим в разных формах: классные часы, беседы, классные собрания.  Знакомимся  с историческими  памятниками, знаменательными датами,  проводим тематические классные часы, беседы по нравственным вопросам, праздничные поздравления одноклассникам, учителям, шефская помощь.

     Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств проводились класные часы  «Кого можно считать личностью?»,  «О дружбе и друзьях»

 Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении  проводились классные часы.

«День народного единства»  

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. По данному направлению в этом году проводили классный час «Орден в моей семье», «Мое родословное древо». Участвовали в подготовке праздников «День учителя, День Матери

       Воспитание нравственности – это воспитание, построенное на традициях классного коллектива . В этом году 1 сентября мы  проводили классный час «Давайте познакомимся!», одной из целей которого было формирование нравственных отношений между детьми.

Важной частью нравственного воспитания пятиклассников является вовлечение их во внеурочную деятельность. Все дети посещают внеурочные занятия, где учатся труду, рисованию, пению , игре в футбол.  

Огромное влияние на формирование нравственных ценностей подростков имеют компьютерные игры и просмотр фильмов. Уже два года у детей есть прекрасная возможность познакомиться с  нашим «старым, добрым кино», с фильмами, которые , к сожалению, не так популярны в наше время, как «Властелин колец» и др.  В прошлом году мы посмотрели действительно высоконравственные фильмы о силе духа и взаимовыручке, об истинной дружбе, о первой чистой любви,  о добром отношении к животным. Это экранизация рассказа Е. Носова «Варька», «Чучело», «Маленький принц», «Белый Бим Чёрное Ухо»Дети сейчас ничего не смотрят о ВОвойне. и мы просмотрели «Повесть о настоящем человеке»,»Дело было в разведке» А в этом году _ о Гражданской войне - «Неуловимые мстители». И всего -15 фильмов. Вначале детям было непривычно и тяжеловато смотреть такие фильмы. Но необходимый эмоциональный отклик эти произведения вызвали и все запомнились.

 Хотелось бы завершить свое выступление словами великого классика Л.Н. Толстого, который очень высоко оценивал нравственное воспитание: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Выступление на педсовете

«Формирование нравственности личности как основа личностно ориентированного подхода к воспитанию обучающихся»

                                   

                                   Подготовила Музалевская О. В.

2017-2018 уч год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности

Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника постоянно стремит...

Педагогический совет: «Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности»

духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов,...

Доклад на РМО "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Перед общеобразовательной школой, семьёй стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окр...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям.   Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...

Нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности

Материал содержит методическую разработку факультативного занятия по курсу "Вокруг тебя-Мир..."...

Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...