Программа «Деятельность волонтерского отряда «Жизнелюбы» в профилактике асоциального поведения в детской среде»
методическая разработка

Горяева Марина Николаевна

Современная Россия переживает сложнейший этап развития в своей истории. Социально-экономические преобразования последних десяти лет вызвали изменения во всех институтах социализации детей и подростков. На фоне тяжелого социально-экономического, демографического, идейно-политического положения страны, крушения традиционных ценностей, отсутствие семейной политики и др. такие институты социализации как семья, образовательные учреждения, трудовые коллективы, молодежные и детские объединения утратили прежнюю роль в воспитании подрастающего поколения. Все это отразилось на состоянии, структуре и динамике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Тревожен тот факт, что каждый четвертый подросток на момент преступления находился в алкогольном или наркотическом состоянии. Почти 78% всех преступлений совершаются несовершеннолетними в составе различных по степени организованности группах.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Самая беспристрастная наука статистика свидетельствует, что более полутора миллионов детей школьного возраста (данные по стране за 2008 год) бросили учение, две трети из них занимаются бродяжничеством. За последние пять лет суицид подростков возрос на 60%. До 20% детей уже имеют опыт употребления наркотических и токсических средств. Наша школа не составляет исключение.

Программа создана для снижения количества детей группы риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota_proverennaya.doc555 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

ПРОГРАММА

 «Деятельность волонтерского отряда «Жизнелюбы» в профилактике асоциального поведения в детской среде»

Выполнил:

Горяева М.Н.

социальный педагог МБОУ СОШ №14 г.

г. Саров

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1   ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ  КАК СУБЪЕКТА  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Понятие и сущность волонтерского движения
  2. Асоциальное поведение в детской среде как объект волонтерского движения

Глава 2   ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  1. Профилактика асоциального поведения в детской среде в деятельности волонтерского отряда «Жизнелюбы» МБОУ СОШ №14 г.Саров
  2. Программа «Деятельность волонтерского отряда «Жизнелюбы» в профилактике асоциального поведения в детской среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

          Очень часто, когда мы поздно возвращаемся домой, то в подъезде или во дворе мы наблюдаем такую картину: «Толпа  подростков, в руках у многих бутылка пива, сигареты, мат, разговор ни о чем». Знакомо. Не правда ли?

Современная Россия переживает сложнейший этап развития в своей истории. Социально-экономические преобразования последних десяти лет вызвали изменения во всех институтах социализации детей и подростков. На фоне тяжелого социально-экономического, демографического, идейно-политического положения страны, крушения традиционных ценностей, отсутствие семейной политики и др. такие институты социализации как семья, образовательные учреждения, трудовые коллективы, молодежные и детские объединения утратили прежнюю роль в воспитании подрастающего поколения. Все это отразилось на состоянии, структуре и динамике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Тревожен тот факт, что каждый четвертый подросток на момент преступления находился в алкогольном или наркотическом состоянии. Почти 78% всех преступлений совершаются несовершеннолетними в составе различных по степени организованности группах.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Самая беспристрастная наука статистика свидетельствует, что более полутора миллионов детей школьного возраста (данные по стране за 2008 год) бросили учение, две трети из них занимаются бродяжничеством. За последние пять лет суицид подростков возрос на 60%. До 20% детей уже имеют опыт употребления наркотических и токсических средств. Наша школа не составляет исключение.

Мониторинг противоправных действий в школе за последние 3 года можно отобразить в следующей таблице:

ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

2009-2010

2010-2011

 

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Преступлений

7 прес.-1 чел.

1 прес.-1 чел.

-

Правонарушений

2прав.    -   4чел.

2прав. - 4    чел.  

 1прав.-1чел.

-

2014-2015

2015-2016

 

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Преступлений

-

-

-

-

4 прест.-2 чел

Правонарушений

1 прав.- 1 чел.

2прав. - 2   чел.  

 1прав.-1чел.

3 прв.-3 чел

1 прав.-1 чел

Дети по-разному реагируют на негативные явления нашей действительности: одни растут добрыми, внимательными, трудолюбивыми; другие - грубыми, озлобленными, бесчестными – «трудными детьми». Наша задача, задача педагогов, задача воспитателей, учитывая социум, в котором находятся наши воспитанники, - уметь выявлять трудных подростков и в дальнейшем корректировать поведение детей.

Новые цели воспитания ставят новые задачи - гуманистического подхода к личности школьника. А это требует знания  психологии воспитанников, а также психолого-педагогических методов изучения личности и новых форм работы с подростками по профилактике асоциального поведения.

Если раньше дети и подростки были заняты в организациях социально-положительных направленностей, у них существовали герои,  которые служили образцом для подражания, - Валерий Чкалов, Юрий Гагарин, Александр Матросов, сейчас они не являются кумирами детей и подростков. Сегодня наше государство, «выражая волю народа»,  возлагает ответственность за жизнь и выживание граждан  на самих  граждан, на каждого из нас и общество в целом. В этих условиях возрастает роль социального педагога, который продолжает оказывать помощь детям и подросткам, используя  новые формы, работая с теми категориями, которые оказались в тяжелой жизненной ситуацией. Одну такую новую форму я использую в своей работе – это работа волонтерского отряда в профилактике асоциального поведения среди детей и подростков.

Для более точного понимания сущности и смысла волонтерской работы необходимо уточнить понятие «волонтерство».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

В переводе  французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius,  означает доброволец, который добровольно выполняет обязанности по оказанию безвозмездной помощи, услуг. Термин «добровольчество» - русский аналог «волонтерства» - рассматривается как деятельность на основе доброй воли, когда в своих поступках человек руководствуется собственным решением.   В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу.

Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность. На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества.

Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. В Декларации особо подчеркивается, что волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ.  

       Во многих странах мира добровольческий труд сегодня – повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, обучать здоровому образу жизни, проводить экологические  акции, организовывать конференции, форумы, строить, вести профилактику правонарушений, решать общие проблемы.

Волонтерство — это особый взгляд на жизнь, целое мировоззрение. Основные отличительные черты волонтерства:

  • Мотивацию, не связанную с извлечением прибыли
  • Отсутствие компенсации от государства
  • Мотивацию через личную вовлеченность

В Федеральном законе «Об общественных объединениях» в редакции от 2008 года дано определение волонтерской деятельности:

«Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение».

Среди основных характеристик, которые присущи  волонтерской деятельности можно назвать:

  • отсутствие вознаграждения
  • добрая воля
  •  приносимая польза.

В 1995 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общественных объединениях». Закон закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения – «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

        В реальной жизни люди  нередко  сталкиваются с социальной несправедливостью и встают перед выбором: пройти сделав вид, что ничего не заметили, или попытаться помочь разрешить ситуацию. Многие подростки, занятые в волонтерском движении, уже сделали свой выбор, поняв, что они в силах изменить свой мир в лучшую сторону. Ведь с моральной и этической точки зрения  у человека нет другого выбора, кроме как приложить определенные усилия  и преодолеть возникшие трудности.

  Волонтерское движение внедряется в самые разные проблемные места социальной сферы. На сегодня одной из важных функций волонтерства является не только деятельность, направленная на оказание конкретной социальной помощи и поддержки, но и меры направленные на социальную профилактику. В этой связи особым объектом волонтерства выступают молодежь, подростки, будущее нашего общества, имеющее некоторые отклонения от социальных норм, принятых в обществе.

Сложность и неравномерное развитие общественных отношений в современной России ставят в жесткие условия повседневную жизнедеятельность подростков и молодежи. Среди неблагоприятных показателей процесса их социальной адаптации выступают, прежде всего, распространение различных форм асоциального  поведения: наркомании, алкоголизма, табакокурения. Их динамизм проявления в ходе социального развития общества, общая социально-экономическая и политическая нестабильность в стране, резкое снижение уровня жизни населения, ухудшение физического и психического состояния здоровья молодого поколения предопределяют необходимость организации и осуществлению грамотной эффективной профилактической работы, ориентированной главным образом на предупреждение роста числа девиации в молодежной среде.

Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления асоциального поведения. Они  объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.

В-первые  в России  термин «девиантное поведение» ввел Я.И. Гилинский. Этот термин сейчас употребляется   наравне с терминами «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение».

 В переводе с латинского Deviatio означает «уклонение», а в отечественной литературе под  девиантным поведением понимается  - поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

 Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально-творческий характер: научный, технический, художественный, общественно-политический. Негативные девиации дисфункциональны, дезорганизуют систему, можно назвать социальной патологией: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид и др.

Именно негативные отклонения становятся объектом волонтерских движений последних лет, внося качественные коррективы в деле воспитания подрастающего поколения и профилактики нежелательных, социально-неодобряемых форм поведения молодежи.

Главная задача профилактической работы с несовершеннолетними – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Таким образом, учитывая сложность и важность профилактической работы девиантного поведения среди подростков необходимо учитывать, что это проблема комплексная, требующая пристального внимания основных социальных институтов государства, ведомств и учреждений, имеющих не только прямое, но и косвенное отношение к подрастающему поколению. В этой связи деятельность волонтерских отрядов самых разных уровней и масштабов, несомненно, носит конструктивный характер в деле предупреждения отклоняющегося поведения и воспитания молодежи в духе гуманизма, патриотизма, взаимоподдержки и гармоничного развития личности.


Молодежное волонтерское движение, как правило, организуется на базе образовательных учреждений.

Технологию создания волонтерского движения можно разделить на несколько этапов. Предварительный этап создания волонтерской группы заключается, прежде всего, в определении целей, содержания и направленности добровольческой деятельности.

В процессе работы на предварительном этапе мы определи цели и задачи работы волонтерского отряда, определились с названием. Оно возникло после того, как мы ответили на следующие вопросы:

- Зачем нам волонтеры?

- Чего мы хотим изменить  с их помощью?

Отвечая на эти вопросы,  ребята решили, что в процессе волонтерской деятельности  должно снизиться число детей «группы риска», количество правонарушений среди несовершеннолетних в школе, расширить представление о том, кем и каким надо быть в обществе, сформировать опыт человеческих отношений, стать чуточку добрее к проблемам других детей.

Планировать и осуществлять работу волонтерского отряда  должен руководитель (может быть из числа добровольцев), способный постоянно взаимодействовать со штатными сотрудниками организации, выяснить их потребности и организовать работу по набору волонтеров, постоянно ее, анализируя: что может быть в организации сделано силами добровольцев, что может быть для них достаточно привлекательным и т.д.

Основным этапом организации волонтерского движения является включение молодых людей в практическую добровольческую деятельность. Деятельность, которая предлагается потенциальным волонтерам, может быть и должна быть разнообразной, однако любой ее вид должен отвечать важному требованию: быть направленной на решение проблем, близких и понятных волонтеру.

Кроме того, предлагаемая добровольцу работа должна быть:

- результативной (т.е. иметь видимый результат, не отсроченный во времени);

- четко локализованной во времени и объеме (учитывать рабочую и учебную занятость молодого человека);

- «живой» (не носить характер рутинной, «бумажной» работы, часто несообразной с возрастными особенностями молодежной группы).

Заключительным этапом работы с волонтером является его поощрение за проделанную работу.

С учетом вышеуказанных требований и рекомендаций нами был организован  в 2010 году волонтерский отряд, в состав которого входили социальный педагог и 8 учащихся 7-10 классов. Отряд назвали «Жизнелюбы», взяв девизом слова Б.Шоу: « Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле как люди»

 Деятельность отряда регламентируется «Положением о волонтерском отряде в образовательном учреждении» (Приложение 1).  Наблюдение и непосредственное общение с волонтерами показало, что учащиеся были мотивированы на социально полезную деятельность, помощь и поддержку, отличались доброжелательностью и готовностью помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на безвозмездной основе. Волонтерский отряд, созданный на базе школы, на протяжении 3 лет помогал в реализации комплексной целевой  программы развития школы «Средовой подход как технология управления процессом формирования культуры безопасности».

Деятельность волонтерского отряда строили также на основе программы: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» МБОУ СОШ №14 г.Саров.

Цель программы: создание комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимости и пропаганды здорового образа жизни.

Задачи программы:

- профилактика употребления психоактивных веществ и асоциальных явлений среди подростков;

- повышение творческой активности подростков;

Ожидаемые результаты:

- уменьшение факторов риска, приводящих к злоупотреблению алкоголя, ПАВ;

- формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни;

- правильная организация свободного времени подростками.

Для волонтёров проводятся обучающие занятия и учебно-практические семинары с использованием информационных технологий. Почти все члены волонтерского отряда побывали в профильной смене Детского санаторно-оздоровительного образовательного центра «Лазурный», где обучались современным формам и методам профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма. После прохождения обучения, волонтёры самостоятельно разрабатывают сценарии, выпускают плакаты, листовки, буклеты, организуют проведение тренингов, занимаются поиском необходимой информации в сети Интернет, ищут новые формы работы, изучают опыт работы других волонтёрских объединений. Волонтеры отряда приняли участие в круглом столе по вопросам профилактики зависимостей, который проводил врач психотерапевт ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России Владимир Александрович Виллер.  Волонтёры городского отряда  разработали сценарий игр-состязаний «Зимние забавы», в которых кроме нашего отряда  приняли участие другие волонтерские отряды  из школ №5, №10,  №17, «Лицей №3» и воспитанники станции юных натуралистов. Волонтёры  из отряда «Жизнелюбы»с большим энтузиазмом провели ток-шоу «О вреде курения». Распространили свыше 100 буклетов, содержащих сведения о вреде табака. Со своими сверстниками – волонтёрами городского отряда СЮН провели совместную акцию «Жизнь без шока», направленную на пропаганду здорового образа жизни. Тесно сотрудничаем с Центром социальной помощи семье и детям. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, из школы- интерната №9, силами ребят нашего отряда был проведен концерт. Волонтёрами разработан и апробирован сценарий сказочного представления «Сказ о том, как Иван-Царевич здоровье нашел». В 2013  году с этим представлением участвовали в городском этапе областного конкурса агитбригад по пропаганде здорового образа жизни, в номинации «Здоровым быть здорово», где заняли 2 место.    Работа волонтёрского отряда «Жизнелюбы» охватывает различные сферы деятельности, представляющие альтернативу асоциальному поведению.  Волонтёры отряда принимают активное участие в городских и областных конкурсах по профилактике ЗОЖ. Свой опыт работы волонтёры представляют через дискуссионные площадки и круглые столы на сборах актива волонтёрских объединений города Сарова. В дальнейшем планируют расширить границы общения, участвовать в работе тематических форумов, телеконференциях, вебинарах по пропаганде ЗОЖ.

Вся работа нашего  отряда  была  представлена участием членов отряда в   тренингах, лекциях, дискуссиях, беседах, круглых столах, акциях, сказочных представлениях, агитбригад, ток-шоу, фестивалях или других отдельных мероприятиях. Поэтому на очередном заседании волонтерского отряда было решено разработать программу, по которой в дальнейшем будет жить и существовать отряд.

В рамках исследовательской работы предполагалось проведение волонтерами социально-педагогического исследования среди учащихся 8-10  «Методики первичной диагностики  показателей «группы риска»(М.И Рожков, М.А.Ковальчук)».

Цель данного исследования заключается в проведении волонтерским отрядом социально-педагогического исследования и реализация комплекса мероприятий по профилактике асоциального  поведения.

Этапы исследования:

  1. Подготовительный
  • подбор диагностического инструментария;

2. Основной

  • проведение методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

3. Заключительный

  • обработка и анализ результатов, написание выводов.

Результаты диагностики от 2-х показателей  «группы риска»  и более

Количество обучающихся, принявших участие в тестировании

Показатели по результатам

Общее количество детей «группы риска»

Отношение в семье

Агрессивность

Недоверие к людям

Акцентуации характера

Неуверен

ность в себе

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 

152 человека

33

22%

63

41%

63

41%

  15

10%

 66

43%

 

  27

  18%

            Средняя арифметическая взвешенная по всем классам показывает, что у 22 % учащихся есть нарушения внутрисемейных отношений (см. таблицу).  Это может быть обусловлено напряженной ситуацией в семье, страхом перед родителями, ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительной любви, запущенности воспитания и т. д. Однако низкий процент свидетельствует о том, что детей нельзя отнести к группе риска по данному показателю. Возможно дальнейшее исследование отдельных учащихся, проведение анкетирования, направленного конкретно на проблему семейных отношений, а также беседа с психологом.

       Шкала агрессивности показывает 41 % учащихся с повышенной враждебностью, грубостью, а также скрытыми формами агрессии, такими, как недоброжелательность и озлобленность. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску. Кроме того, наблюдение показало, что учащиеся часто агрессивны по отношению друг к другу, особенно в условиях средней школы. Это сказывается на уровне дисциплины.  

     В условиях современного мира, развитого интерактивного и коммуникативного пространства, контакты с другими людьми составляют большую часть процесса жизнедеятельности с раннего возраста. Анализ результатов анкетирования показал, что у 41 % учащихся  сильно выражено недоверие к окружающим, подозрительность и враждебность. В данном случае результаты анкетирования и наблюдения во многом совпадают, поскольку многие дети пассивны и застенчивы, что зачастую сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми. Это отрицательно сказывается на социализации и общем развитии подростков.

     Следующий показатель - неуверенность в себе, согласно которому 43 % учащихся свойственна высокая тревожность, неуверенность в своих силах, способностях. Возможно наличие комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются причиной различных расстройств в поведении. Дети с высокими оценками по этой шкале могут быть отнесены к группе риска. Стоит отметить, что гимназисты страдают большей неуверенностью в себе, согласно результатам анкетирования, что также должно быть исследовано подробнее. Причиной низкой самооценки могут быть высокие требования, предъявляемые учащимся гимназий и лицеев, где большое внимание оказывается научным достижениям, успехам в учебе. Возможно влияние общей атмосферы, статуса учебного заведения и необходимости поддерживать его имидж, что удается далеко не всем учащимся. Для избегания подобных отклонений в психическом здоровье детей, необходимо регулярно проводить его мониторинг.

     Тип характера оказывает непосредственное влияние на всю деятельность человека. Подростки с ярко выраженными акцентуациями характера могут быть отнесены к группе риска. Акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Однако социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной

     Проведенное анкетирование было направлено на выявление четырех основных типов акцентуации характера по К. Леонгарду: гипертимный, эмоционально-лабильный, истероидный, шизоидный. Я объединила эти 4 типа акцентуации в одну колонку, т.к. процент по этому признаку невысок, составляет лишь 10 %.

     Результаты проведенного анкетирования, наблюдения, а также выводы из беседы со школьным психологом позволяют сформировать общее представление о современных подростках, которых в той или иной степени можно отнести к группе риска, а также выявить, что учащихся относящихся к группе риска 27 человек.

В ходе исследования нами было реализовано 2 этапа: констатирующий, формирующий.

На констатирующем этапе мы провели само обследование среди подростков с целью выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении и получили следующие результаты:  

 Проанализировав результаты диагностики, было решено  написать программу работы отряда «Жизнелюбы» и разработать долгосрочный социальный проект «Здоровое поколение». Цель программы и проекта заключается в создании комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимости и пропаганды здорового образа жизни.

Тематика занятий с волонтерами должна  быть направлена на пропаганду и  ведение здорового образа жизни.

После реализации программы мы подойдем к третьем этапу - к контрольному, в ходе которого мы проведем повторно диагностику показателей « группы риска».

 Заключение

Волонтерская деятельность широко распространена во всех странах мира. Причем труд волонтеров с каждым годом становится все более значимым ресурсом мировой экономики.

На основе изученного материала мы можем сделать следующие выводы:

     Волонтер - это альтруист, который по зову сердца, безвозмездно занимается значимой деятельностью и осознает свое значение для общества, осуществляет  социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагает  свою помощь безвозмездно.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач:

-позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных кадров;

-сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у ребят, с кем они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности;

-через общественно полезную деятельность сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Принято                                                                                                       Утверждаю

Педагогическим советом                                                  Директор МБОУ СОШ № 14

Протокол №___ от ________                                             ____________ М.С.Еминцева

                                                         

                                                         

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

      Программа

«Деятельность  волонтерского отряда «Жизнелюбы»

 

Форма образовательной деятельности – отряд.

Автор- составитель: социальный педагог Горяева М.Н.

Год написания программы:        2013 год

Возраст детей: 12-16 лет

Срок реализации программы: 3 года

г. Саров

2013 г.

Паспорт программы:

Наименование

Программа волонтерского отряда «Жизнелюбы» 2013-2016 г.

Основание для разработки

Закон РФ «Об общественных организациях» от 19.05.1995

 Цели и задачи

Цель:

  • Развитие волонтерского движения в  школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность
  • Профилактика правонарушений, преступлений, безнадзорности, бродяжничества среди учащихся

    Задачи:

  1. Создать оптимальные условия  развития волонтерского движения  для профилактики асоциального поведения  в подростковой среде  
  2. Вовлечь  учащихся в проекты, связанные с оказанием  социально – психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения  
  3. Сформировать у учащихся навыки здорового образа жизни
  4. Наладить связи  с другими общественными (волонтерскими ) организациями для совместной социально значимой деятельности            

Сроки и этапы
реализации

Программа реализуется три года по этапам:                                                           1-й этап стартовый: сентябрь - октябрь - Формирование и становление волонтерского движения;                                                                                          2-й этап активный: ноябрь - апрель  - Работа по развитию волонтерского движения;                                                                                                                  3-й этап аналитический: май -  Совершенствование волонтерского движения.

Перечень основных мероприятий

Создание волонтёрской группы;                                                                        Разработка нормативно-правового, организационно-методического  обеспечения;                                                                                                     Разработка программ, сценариев по организации и проведению волонтёрской работы в ее различных формах  (с учетом возрастных и социальных особенностей той или иной категории учащихся);

 Ожидаемые результаты

 

  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН;
  • Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму
  • умение общаться с учащимися и взрослыми, владение нормами и правилами уважительного отношения.
  • Участие в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, городом.

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению ПАВ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

«Стратегия модернизации содержания общего образования» определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков.

Изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Миссия нашего волонтерского отряда – сформировать  здоровый жизненный стиль, активную гражданскую позицию и правовую грамотность успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях.  Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу «равный – равному» волонтеры    передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других,  обучаются сами.

Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного - превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

   Цели  программы:

  • Развитие волонтерского движения в  школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность
  • Профилактика правонарушений, преступлений, безнадзорности, бродяжничества среди учащихся

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия  развития волонтерского движения  для профилактики асоциального поведения  в подростковой среде  
  2. Вовлечь  учащихся в проекты, связанные с оказанием  социально – психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения  
  3. Сформировать у учащихся навыки здорового образа жизни

4.   Наладить связи  с другими общественными (волонтерскими ) организациями для совместной социально значимой деятельности            

   Программа деятельности волонтерского отряда  «Жизнелюбы»  состоит из трех модулей: «Формула здоровья», «Профилактика асоциального поведения», «Милосердие» позволяющих систематизировать, конкретизировать и направить деятельность волонтерского движения.

Структура деятельности отряда "Жизнелюбы"

    В  модуле «Формула здоровья»  предполагается сформировать более ответственную, адаптированную, здоровую личность, с более значимым  отношением к здоровью, с убежденностью в возможности его сохранения и улучшения. Учащийся должен  освоить  навыки здорового образа жизни, а также содействовать тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

   Задачи, которые заложены в этом модуле  следующие:

  • дать понятие и представление о здоровье и его значимости;
  • утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни.

    Волонтёры проведут беседы, семинары, игры-тренинги, занятия с элементами сказкотерапии по распространению идей здорового образа жизни. Ребята получат жизненно важные знания и навыки по профилактике употребления ПАВ, а  также, навыки ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к  курению, алкоголизму и другим вредным привычкам.

  Кроме этого, в данном модуле волонтеры будут знакомить  младших школьников с правилами дорожного движения и способами правильного питания, что также необходимо для формирования здорового образа жизни.

   Следующий модуль «Профилактика асоциального поведения» 

    Цель – повышение результативности профилактической и просветительской деятельности с тем, чтобы предотвратить  асоциальное поведение несовершеннолетних

    Задачи:

  • Формирование позитивной  самооценки учащихся для успешной самореализации.
  • изменение характера личных отношений учащихся   со сверстниками и

взрослыми;

  • вовлечение учащихся  в различные виды положительно-активной социальной

 деятельности и обеспечение успеха в ней

    Практика работы с детьми асоциального поведения  показала, что недостаточно работать с ними проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом такого  внимания в школе,  считаю и  является работа в волонтерском отряде. Чем больше ребенок будет задействован в различных видах  деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Волонтерский отряд - это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение их в волонтерскую деятельность.
  В этом модуле предполагается проведение дней и месячников профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, участие в различных межведомственных операциях «Подросток», «Скажи наркотикам –нет!» и т.д., проведение тематических классных часов, встреч, диспутов, круглых столов. Предполагаемый результат: повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность.

  И последний модуль «Милосердие». Волонтеры определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании – это могут быть  дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди, оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Почувствовать себя нужным для кого-то, прийти на помощь нуждающимся, проявить милосердие к страдающим, заниматься благотворительностью по своей воле, а не по принуждению – это и есть – социально значимая деятельность.

   Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности, осознания ответственности не только за себя, но и за более слабого,

возрождение и   развитие    традиций   детской благотворительности и милосердия,

развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войны и детям – инвалидам – вот то главное, чему мы должны научить детей.

   Задачи:

  • Формировать потребности и мотивы нравственного поведения учащихся
  • Обогатить эмоциональный мир учащихся
  • Укрепить знания кадет о морали и милосердии, уважении к одноклассникам, учителям и взрослым людям
  • Содействовать терпимости и толерантности
  • Способствовать укреплению семейных ценностей

   Основной формой работы в этом модуле будет сотрудничество с различными социальными учреждениями для проведения благотворительных акций, социальных проектов и т.д

   Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков,

в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Информационный блок

  1. Беседы со специалистами.
  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.
  3. Изготовление плакатов, видео.
  4. Выпуск газеты.
  5. Оформление информационного стенда.
  6. Акции волонтеров.
  7. Листовки.
  8. Игры.
  9. Викторины.

Тренинговый блок

  1. Обучающие занятия с волонтерами.
  2. Мини-тренинги для учащихся.
  3. Интерактивные игры.

Альтернативный блок

  1. КВНы.
  2. Игры, конкурсы.
  3. Встречи со спортсменами.
  4. Европейская неделя иммунизации
  5. Спортивные мероприятия.
  6. Фотоконкурс.

Информирование

Цель:   рассказать ученикам, педагогам, родителям о деятельности нашего отряда, найти новых партнеров, спланировать работу, вести пропаганду здорового образа жизни и правовых норм общества.

  • Выступление на Совете старшеклассников
  • Выпуск газет, листовок
  • Выступление на педагогическом совете
  • Выступление на общешкольном родительском комитете

Сотрудничество

Волонтерский отряд привлекает к  сотрудничеству всех, кто неравнодушен к проблемам современности.

Пропаганда здорового  образа жизни и правовых норм общества:

  • Выпуск  газеты  о  работе  волонтерского  отряда,
  • Выпуск  буклетов о здоровом образе жизни
  • Подготовка и проведение спортивных мероприятий  для учащихся начальной школы
  • Проведение тренинговых занятий для учащихся  

 Планирование 

  • Развитие волонтерского движения в  школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность
  • Профилактика правонарушений, преступлений, безнадзорности, бродяжничества среди учащихся

  • Информационное обеспечение опыта работы (школьный сайт, буклет, стенд и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях. Обязательно надо подумать о поощрениях участников волонтерского отряда.

План работы волонтерского отряда «Жизнелюбы»

на 2013-2014 уч.год.

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

Обучение волонтёров по программе «Здоровье»

В течение года

Соц. педагог Горяева М.Н.

Работа волонтёрской группы  Праздник «Разговор о правильном питании»

Ноябрь 2013г.

Зам.директора по воспитательной работе Сухорукова Е.Я.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

Тренинг «Как достичь успеха »

1 8.11.2013г

Соц. педагог Горяева М.Н.

Социальный опрос «Выявление детей «группы риска»

Декабрь 2013г.

Педагог-психолог Лобанова Н.Ф.

Волонтеры

Всемирный день борьбы со СПИДом  кл.часы «Чума 21 века»

01.12.13г.

Классные руководители

Волонтеры

Празднование Нового Года

27.12.13г

28.12.13г.

Волонтеры

Тренировочная игра «Аты –Баты шли дебаты»

20.01.14г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

Соревнования по волейболу с другими школами города

Январь-

Февраль

2014г.

Учитель физической культуры Глотов А.П.

Волонтеры

Проведение уличных акций на проводах зимы

Февраль 2014 г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

Тренинг «Волонтерство – не увлечение, а смысл жизни»

Март

2014г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Родительский всеобуч

В течение

года

Соц. педагог Горяева М.Н.

Педагог-психолог Лобанова Н.Ф.

Европейская неделя иммунизации

Апрель

2014 г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Мед.сестра Корякина В.А.

Волонтеры

День практических навыков по ОБЖ

Май

2014 г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Учитель ОБЖ  Смирнов А.В.

Волонтеры

Авторская акция «Я не курю, присоединяйтесь!»

Май

2014г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

Ток-шоу «Незапланированная беременность. Что делать?», посвященный Дню защиты детей

Май

2014г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Мед.сестра Корякина В.А.

Волонтеры

Выезд  с профилактической акцией в дневной оздоровительный лагерь «Радужный» МБОУ СОШ №14

Июнь

2014г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Вожатая Воеводина М.А.

Волонтеры

Анализ работы волонтерского отряда «Жизнелюбы» за год

Июнь

2014г.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

План работы волонтерского отряда «Жизнелюбы»

на 2014-2015 уч.год.

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1.

Обучение волонтёров по программе «Здоровье» 

В течение года

Соц. педагог Горяева М.Н.

2.

Акция «День пожилого человека».Выезд волонтеров и учащихся школы  с концертными  номерамив ЦСПН для пожилых

Ноябрь 2014 года

Зам.директора по воспитательной работе Сухорукова Е.Я.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

Волонтеры, пионерская дружина «Лига пламенная»

3.

Тематические классные часы «Влияние алкоголя на человека»

1 раз в месяц

Волонтеры, пионерская дружина «Лига пламенная»

Соц. педагог Горяева М.Н.

4.

«Сказочные уроки здоровья» с элементами сказкотерапии Выход в детский сад №2

Декабрь2014 года

Волонтеры

Соц. педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

5.

Конкурс плакатов “Я выбираю здоровье»

Январь 2015 года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

6.

Спортивный праздник «Береги здоровье смолоду»

Февраль 2015 года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

7.

Ведение летописи работы волонтерского отряда

В течение года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

8.

Ток-шоу о вреде курения

Март 2015 года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

9.

Участие  в акциях ЗОЖ

По плану городского отряда волонтеров

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

10.

Акция «Поделись игрушкой с другом» Поездка в детский дом п.Сатис, Дивевский р-он

Апрель 2015 года

Зам.директора по воспитательной работе Сухорукова Е.Я.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

Волонтеры, пионерская дружина «Лига пламенная»

11.

Участие в акциях «Береги природу!»

Апрель 2015 года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

12.

Оказание помощи одиноким пенсионерам, ветеранам труда.

Май 2015 года

Волонтеры, пионерская дружина «Лига пламенная»

Соц. педагог Горяева М.Н.

13.

Подведение итогов работы

В течении года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

План работы волонтерского отряда «Жизнелюбы»

на 2015-2016 уч.год.

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1.

Обучение волонтёров по программе «Здоровье» 

В течение года

Соц. педагог Горяева М.Н.

2.

Акция «День пожилого человека».Выезд волонтеров и учащихся школы  с концертными  номерамив ЦСПН для пожилых

Ноябрь 2014 года

Зам.директора по воспитательной работе Сухорукова Е.Я.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

Волонтеры, пионерская дружина «Лига пламенная»

3.

Тематические классные часы «Влияние алкоголя на человека»

1 раз в месяц

Волонтеры, пионерская дружина «Лига пламенная»

Соц. педагог Горяева М.Н.

4.

«Сказочные уроки здоровья» с элементами сказкотерапии. Выход в детский сад №2

Декабрь2014 года

Волонтеры

Соц. педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

5.

Конкурс плакатов “Я выбираю здоровье»

Январь 2015 года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

6.

Спортивный праздник «Береги здоровье смолоду»

Февраль 2015 года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

7.

Ведение летописи работы волонтерского отряда

В течение года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

8.

Ток-шоу о вреде курения

Март 2015 года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

9.

Участие  в акциях ЗОЖ

По плану городского отряда волонтеров

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

10.

Акция «Поделись игрушкой с другом» Поездка в детский дом п.Сатис, Дивевский р-он

Апрель 2015 года

Зам.директора по воспитательной работе Сухорукова Е.Я.

Соц. педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

Волонтеры, пионерская дружина «Лига пламенная»

11.

Участие в акциях «Береги природу!»

Апрель 2015 года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

12.

Оказание помощи одиноким пенсионерам, ветеранам труда.

Май 2015 года

Волонтеры, пионерская дружина «Лига пламенная»

Соц. педагог Горяева М.Н.

13.

Подведение итогов работы

В течении года

Волонтеры, соц. педагог Горяева М.Н.

План работы волонтерского отряда  «Жизнелюбы»

на 2016-2017 уч.год

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1.

Обучение  волонтеров по программе «Здоровье»

В течение года

Соц.педагог Горяева М.Н.

2.

Акция «День пожилого человека. Из детских рук  частичку доброты». Выезд волонтеров, обучающихся и пионеров дружины «Лига пламенная» с концертными номерами для пожилых ЦСПН г.Сарова

01.11.16г.

Заместитель директора Сухорукова Е.Я.., соц. педагог Горяева М.Н., старшая вожатая Воеводина М.А.

3.

Тематические классные часы на тему ЗОЖ

Октябрь 2016г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

4.

Неделя правовых знаний:

  • Изготовление и распространение буклета «Права и обязанности ребенка»
  • Кл.часы «Детям о правах детей» 5-6 кл.
  • Круглый стол с ОДН «Ты имеешь право!»

Ноябрь 2016г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

5.

Акция «Сделано с заботой!»

29.11.- 05.12.16г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

6.

Акция «Международный день борьбы со СПИДом!»

01.12.16г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

7.

Декада инвалидов: кл.часы «Мы такие же, как вы»

03.12.16г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

8.

Ведение летописи  работы волонтерского отряда

В течение года

Волонтеры

9.

Акция «Пушистый друг»

Февраль 2017г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

Старшая вожатая Воеводина М.А.

10.

Всероссийский урок экологии

Март 2017г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

Старшая вожатая Воеводина М.А.

Дружина «Лига пламенная»

11.

Участие в трудовом десанте «Сохрани природу!»

Апрель 2017г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

12.

Совместный праздник с Теплым домом «У войны не детское лицо!»

Май 2017г.

Соц.педагог Горяева М.Н., педагог – логопед Евдокушкина Е.А., кл.рук 1б

Самсонова И.В.

13.

Подведение итогов работы

В течение года

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

План работы волонтерского отряда  «Жизнелюбы»

на 2017-2018 уч.год

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1.

Обучение  волонтеров по программе «Здоровье»

В течение года

Соц.педагог Горяева М.Н.

2.

Акция «День пожилого человека. Из детских рук  частичку доброты». Выезд волонтеров, обучающихся и пионеров дружины «Лига пламенная» с концертными номерами для пожилых ЦСПН г.Сарова

01.11.17г.

Заместитель директора Сухорукова Е.Я.., соц. педагог Горяева М.Н., старшая вожатая Воеводина М.А.

3.

Тематические классные часы на тему ЗОЖ

Октябрь 2017г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

4.

Неделя правовых знаний:

  • Изготовление и распространение буклета «Права и обязанности ребенка»
  • Кл.часы «Детям о правах детей» 5-6 кл.
  • Круглый стол с ОДН «Ты имеешь право!»

Ноябрь 2017г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

5.

Акция «Сделано с заботой!»

29.11.- 05.12.17г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

6.

Акция «Международный день борьбы со СПИДом!»

01.12.17г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

7.

Декада инвалидов: кл.часы «Мы такие же, как вы»

03.12.17г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

8.

Ведение летописи  работы волонтерского отряда

В течение года

Волонтеры

9.

Акция «Пушистый друг»

Февраль 2018г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

10.

Всероссийский урок экологии

Март 2018г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

11.

Участие в трудовом десанте «Сохрани природу!»

Апрель 2018г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

13.

Подведение итогов работы

В течение года

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

План работы волонтерского отряда  «Жизнелюбы»

на 2018-2019 уч.год

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1.

Обучение  волонтеров по программе «Здоровье»

В течение года

Соц.педагог Горяева М.Н.

2.

Акция «День пожилого человека. Из детских рук  частичку доброты». Выезд волонтеров, обучающихся 4б класса с концертными номерами для пожилых ЦСПН г.Сарова

01.11.18г.

 соц. педагог Горяева М.Н., классный руководитель 4б Рыжова И.Б., учитель – логопед Евдокушкина Е.А.

3.

Тематические классные часы на тему ЗОЖ

Октябрь 2018г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

4.

Неделя правовых знаний:

  • Изготовление и распространение буклета «Ваши права и обязанности»
  • Кл.часы «Уроки жизни» 5-6 кл.

Ноябрь 2017г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Воеводина М.А.

6.

Акция «Международный день борьбы со СПИДом!»

01.12.18г.

Зам. директора Катина М.Е.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Старшая вожатая Колосова К.Н.

7.

Декада инвалидов: кл.часы «Вы рядом с нами»

03.12.18г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

8.

Ведение летописи  работы волонтерского отряда

В течение года

Волонтеры

9.

Акция «Пушистый друг»

Февраль 2019г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

10.

Всероссийский урок экологии

Март 2019г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

11.

Участие в трудовом десанте «Сохрани природу!»

Апрель 2019г.

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

13.

Подведение итогов работы

В течение года

Соц.педагог Горяева М.Н.

Волонтеры

Ключевые мероприятия программы:

  • Подготовка волонтеров к взаимодействию с подростками группы риска, овладение методиками игровых технологий в рамках образовательного курса «Как достичь успеха»
  • Создание методической папки, включающей мероприятия и игр по пропаганде ЗОЖ, и профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде.

 

Ожидаемые результаты:

  • формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
  • владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН;
  • создание модели детского волонтерского движения;
  • умение общаться с учащимися и взрослыми, владение нормами и правилами уважительного отношения;
  • участие в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, городом.

Индикаторы программы:

  • Количество детей «группы риска»
  • Количество детей, совершивших преступлений и правонарушений
  • Задействованность учащихся в волонтерском движении
  • Владение знаниями о здоровом образе жизни и навыков проведения профилактических мероприятий;
  • Количество классов, охваченных работой волонтеров 

Механизмы оценки результатов

        Для оценки результатов выполнения целей   и  задач будут проводиться анкетирование, интерактивные опросы. Для оценки позитивных откликов планируется ведение мониторинга. Количественные показатели фиксируются простым методом подсчёта.

Вывод

               Программа ориентирована на учащихся школы. Она определяет основные пути развития системы волонтёрской работы среди учащихся школы, ее основные компоненты, позволяющие формировать мотивацию здорового образа жизни у субъектов образовательного пространства.  

               Волонтёрство - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.

Литература

1.  Закон РФ "Об образовании";

2.  Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";

3.Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;

4. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;

5. Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;

6. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

7. Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 8.02.2000 г. № 619;

9. Программа "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы;

10. Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;

11. Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;

12. Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;

13. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 14.07.98 № 124-ФЗ;

15.Арович Я. Методы работы с волонтерами / Я. Арович. - под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: сборник статей. – М.: Карапуз, 2004.

16.Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. – М., 2000.

17.Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я. И. Гилинский, под. Ред. В. Ядова // Социология в России. – 2-е изд. – М.,1998.

18.Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. - 2007. - №2.

19.Трофимова Н.М. Воспитание подростков в волонтерской организации // Воспитание школьников – 2011- №5.

Приложения

1) Основные понятия и термины.

2) Принципы волонтерской деятельности:

солидарность с принципами и целями волонтерской организации (деятельность волонтера направлена на достижение целей данной организации и не противоречит ее принципам);

добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);

безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью: командировочные расходы, затраты на транспорт и другие); 

добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);

законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству Российской Федерации).

3) Волонтером может быть любой человек, достигший 14 лет.

4) Основания для приобретения статуса волонтера:

принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерской организации;

намерение активно участвовать  в деятельности волонтерской организации;

заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководства волонтерской организации.

5) Цели волонтерской деятельности:

содействие и помощь волонтерской организации в достижении ее целей и задач;

улучшение благосостояния общества;

распространение идей и принципов социального служения  среди населения;

получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов.

6) Волонтер имеет право:

 выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и интересам;

получать всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач;

запрашивать у волонтерской организации документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме выполненных им работ, уровне проявленной квалификации;

вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности;

на признание и благодарность за свой труд;

на получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;

отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины);

прекратить свою деятельность в волонтерской организации.

7) Волонтер обязан:

четко и добросовестно выполнять порученную ему работу;  

знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерской организации;

соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения об организации, а также информацию о личной жизни сотрудников и волонтеров);

следовать инструкциям, выданным ему во время прохождения инструктажа;

беречь материальные ресурсы, предоставленные волонтерской организацией;

воздерживаться от выступления в качестве представителя волонтерской организации, без предварительного согласования с руководителем организации;

уведомить волонтерскую организацию о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.

8) Волонтерская организация  имеет право:

 требовать от волонтера отчета за проделанную работу;

 требовать уважительного отношения к персоналу и имуществу волонтерской организации;  

 отказаться от услуг волонтеров при невыполнении ими обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении сотрудников волонтерской организации или других активистов;

предоставлять возможность для получения волонтером дополнительной подготовки, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности в волонтерской организации.

9) Волонтерская организация обязана:

создать волонтеру все необходимые ему условия труда;

разъяснять волонтеру его права и обязанности;

обеспечить безопасность волонтера (провести инструктаж по технике безопасности или, в случае, если деятельность может предоставлять угрозу жизни и здоровью волонтера, обеспечить его медицинское страхование);

предоставить волонтеру полную информацию о деятельности волонтерской организации;

разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности;

проводить обучающие семинары и тренинги.

10) Волонтерская организация может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых областях деятельности, если волонтер регулярно не выполняет порученную ему работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по профилактике асоциального поведения в школьной среде средствами внеурочной деятельности

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего, личностно-ориентированного обучения. В своей работе я отдаю приоритет соц...

Проект по пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциального поведения среди детей и молодежи «Здоров будешь – все добудешь!»

Профилактика  вредных привычек и асоциального поведения среди  учащихся  -  одна из важных проблем современного общества. Результаты многочисленных исследований показывают существо...

Система межведомственного взаимодействия детского дома по вопросам профилактики асоциального поведения воспитанников.

Система межведомственного взаимодействия детского дома  по вопросам профилактики асоциального поведения воспитанников.В статье рассматриваются вопросы межведомственного взаимодействия детского до...

Популяризация альтернативной хореографии среди молодёжи, профилактика асоциального поведения.

Главной задачей студии брейк-данса "Флай" является привлечение большого количества подростков  в студию, развитие интереса к альтернативной хореографии....

ПРОГРАММА Профилактики асоциального поведения и правонарушений среди детей и подростков в процессе коллективного создания мультфильмов

Целью программы является1.     создание условий для организации системной и эффективной работы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждени...

презентация «Программа деятельности волонтерского отряда «Жизнелюбы» в профилактике асоциального поведения в детской среде»

Современная Россия переживает сложнейший этап развития в своей истории. Социально-экономические преобразования последних десяти лет вызвали изменения во всех институтах социализации детей и подростков...

Совместная деятельность щколы и семьи по профилактике асоциального поведения

Выступление на районном родительском собрании (из опыта работы)...