Разработка классного часа "Учусь общаться"
классный час (5 класс)

Пучко Виктория Вадимовна

Разработка классного часа для детей 4-5 классов "Учусь общаться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка классного часа60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие социального педагога

«Учусь общаться»

Пояснительная записка:

а) Занятие по развитию коммуникативной компетенции «Учусь общаться».

б) Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

в) Дополнительные материалы, представляющиеся вместе с разработкой

  • Технологическая карта занятия.
  • Методика: конспект мероприятия.
  • Ресурсы: презентация.
  • Список используемых информационных ресурсов (литература)

Конспект развивающего занятия

«Учусь общаться»

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 10–11 лет.

Количество участников: 10–15 человек.

Цель: развитие коммуникативных навыков в процессе общения. Формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения.

Задачи:

  • помочь обучающимся понять ценность человеческого общения;
  • раскрыть содержание понятия "общение";
  • показать значение общения в жизни человека;
  • познакомить с правилами культурного общения.

Форма проведения мероприятия: диалог с элементами игры.

Оборудование и материалы: презентация, конверты с пословицами, ситуациями, притча «Сказка про гвозди».

Перед началом урока объединить детей в группы  по 4-6 человек

Ход занятия. Проблемная ситуация(стихотворение)

Здравствуйте ребята!

Прослушайте стихотворение:

Необдуманные слова

Сорокина Ольга Германовна

Порою жизнь нас встряхивает круто,
И мы спокойствия теряем нить,
И резко, сгоряча, грубим кому-то,
Так просто, чтобы нагрубить..

Мы с лёгкостью любимых обижаем,
Лишь потому, что настроенья - ноль,
И так выходит, что не замечая,
Мучительную причиняем боль..

Слова - как воробьи - их не поймаешь,
А ранят - точно в сердце туча стрел,
И если что-то ты сказать решаешь,
Подумай, чтобы завтра не жалел.

Ведь брошенное - не подумав - слово
Однажды может сделать много бед,
И от такой непрошенной обиды
В душе останется глубокий след.

Конечно, время постепенно лечит,
Плохое помогая нам забыть,
Но чтоб друг другу души не калечить,
Подумай, прежде чем заговорить.

Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Правильно, об общении.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении.

Дискуссия:        

Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

Общение – это взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.

  • Обмен информацией;
  • Взаимодействие;
  • Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

  • Установление контакта;
  • Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
  • Побуждение, стимулирование активности партнёра;
  • Координация действий;
  • Обмен эмоциями;
  • Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)

Упражнение «Копилка народной мудрости» (разделить на 3 группы)5 мин

Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».

А теперь, чтобы мы с вами прочувствовали понятие «общение», обратимся к народной мудрости. Народ веками создавал свою устную культуру, передавая мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающие поколения уму-разуму. Одним из наставлений являются пословицы, которые хвалят, сочувствуют, и главное - учат. И сейчас мы узнаем, как учат нас общению пословицы, которые я зашифровала. Попробуйте их расшифровать и объяснить их смысл.

  • броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).
  • воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
  •  дьаЛшо ютзуна в деез, а акевечол в ещиинбо. (Лошадь узнают в езде, а человека в общении).

Игра «Назови эмоцию»(9 чел)5 мин

Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.

Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия, ненависть, раздражение). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание, любовь, ).

Муз пауза

Упражнение «Музыка и чувства»

Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки).

А сейчас я вам предлагаю сесть на свои места, отвлечься от переживаний, забот, чуть прикрыть глаза и послушать музыку.

Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.

Ребята, вот видите, у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает, какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по-разному. С кем-то мы легко находим общий язык, а с кем-то нам тяжело общаться.

Дискуссия « Что может мешать общению»

Цель: дать учащимся представление о барьерах в общении.

А как вы думаете, какие помимо отрицательных эмоций, которые мы с вами вспомнили, действия могут помешать общению? (Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.)

Упражнение «Спина к спине» по 2 ч-ка от команды, 1 пара сидит лицом к лицу, другая в пол-оборота друг к другу, а третья- спиной друг к другу

Тема- подготовка к походу на осенних каникулах 2 мин

План:

- место (куда идете)

- время (когда идете)

- распределить кто что с собой берет,

Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.

А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.

- Садитесь в пары лицом друг к другу выберете тему общения, но при этом один собеседник повернется к другому затылком, т. е. спиной. А теперь поменяйтесь

Затем происходит обмен впечатлениями. Вывод: очень важно внимательно слушать собеседника, наблюдая за его эмоциями, не отвлекаясь от разговора …

Упражнение «Ситуации»

Цель: определить ошибки при общении.

Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.

1-й рассказ

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица - любимый Танин попугай.

- Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней.

(Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?)

2-й рассказ

За пять минут до первого урока учащиеся сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Катя. - Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?

- Ну, давай, давай, рассказывай! - подскочила к Оле Наташа.

- Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала и класса. Все недоуменно пожали плечами.

(В чем была ошибка Кати и Наташи? Что бы вы сделали на их месте?)

3-й рассказ

Папа подарил Вове на день рождения спортивный велосипед. Вова показал его своему приятелю Славе и радостно сообщил:

- Вот какой классный! У него 8 скоростей! Тебе нравятся?

- Да у меня три таких в гараже стоят, ржавеют! - захохотал Слава. - Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне велосипедист! И твой отец хорош - в велосипедах не разбирается! Чепуха, а не велосипеды! Вот хочешь, я тебе покажу мой:  крутой, с 14 скоростями, а ?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал.

(Как вы думаете, почему?)

Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют правильно общаться со своими товарищами. У них нет шестого чувства. Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого? (знакомимся с понятием "тактичность"). Тот, кто обладает чувством такта - шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Обсуждение:

  • Ребята, какой был мальчик?
  • Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?
  • Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?
  • Почему он вытащил гвозди из столба?
  • Что сказал отец сыну?
  • В чем смысл фразы: «сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей»?
  • Что посоветовал отец?

Заключение. Подведение итогов.

Давайте разработаем правила общения

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».

Спасибо за урок! Спасибо за работу, всего доброго!

Литература:

  1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/ С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.
  2. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: “Сюита”, 1996.
  3. Н.В. Клюева. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.
  4. Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: 2004.
  5. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. /Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1986.
  6. В. Петрова. Азбука нравственного воспитания //Воспитание школьников 4/2006, с. 26.
  7. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
  8. Энциклопедия для девочек и мальчиков. Сост. Л.И. Павлова. – М.: 2000.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Памятка для классного руководителя. Общаясь с подростком, помни!

Настоящая памятка есть результат групповой работы с классными руководителями на семинаре-тренинге "Успешный учитель - успешный ученик!" и содержит краткие рекомендации по эффективному общени...

Методическая разработка Классного часа Нравственное воспитание: «Умеем ли мы общаться»

показать  роль  общения  в  жизни  каждого    человека    и  выяснить основные правила общения; помочь студентам развитию внимательност...

Классный час "Общее дело"

Работа класса в группах, выполнение творческого задания,общее составление синквейна  и в завершении урока рефлексия(ДЕРОВО ДРУЖБЫ)....

КЛАССНЫЙ ЧАС «ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ И КОДЕКС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ КЛАССА»

Персонализированная модель образования "Формирование общего видения и кодекса взаимодействия класса"...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...