Лекторий для родителей "Ответственное родительство"
консультация

Алиева Наталья Владимировна

Лекторий с элементами тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_dlya_roditeley.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей «Ответственное родительство»

(с элементами тренинга)

Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.

Каждая школа располагает сегодня немалыми возможностями для полноценного воспитания детей. При этом наибольшего успеха добиваются те педагогические коллективы, в которых постоянно укрепляются и совершенствуются контакты педагогов с родителями обучающихся.

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Что такое ответственное родительство?

Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенный к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяют ребенку повышенное внимание, следят за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимаются развитием его характера, духовной жизни.

Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развитию его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных направлениях.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками и, наоборот. Как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания.

С целью определения детско-родительских отношений в семьях обучающихся школы, был проведен тест на взаимную любовь детей и родителей среди 120 семей разных категорий (многодетные, неполные, малоимущие, а также семьи с приемными детьми). Тест состоял из двух блоков: отдельно для детей и родителей, однако вопросы имели «зеркальное» отражение в двух видах теста. Например такие: для детей: «Хотите ли вы вместе с родителями ходить на концерты, выставки?», а для родителей: «Ходите ли Вы концерты, выставки с детьми?»; для детей: «Знаете ли вы друзей/коллег по работе родителей?», а для родителей: «Знаете ли вы друзей вашего ребенка/одноклассников?».

Давайте посмотрим, как же ответили на предложенные вопросы наши семьи?

Проанализировав ответы на данные вопросы, мы пришли к следующим выводам:

- дети видят только самых близких друзей семьи, им не обязательно знать с кем работают их родители. А вот родители, напротив, должны знать всех друзей своих детей не только в школе, но и на улице. Зачастую родители даже не догадываются, что их дети проводят время в компании асоциальных подростков, тем самым приобщаясь к их кругу;

- все родители отвечают, что они хоть и редко, но обсуждают с детьми книги, фильмы. Только вот 20% детей говорят обратное. Либо родители настолько редко это делают, что их дети об этом просто забыли, либо они на самом деле этого не делают;

- практически все дети ходят проводить свое время весело, активно и в кругу своей семьи. Однако не у всех родителей это получается, в связи с занятостью. Но не стоит забывать, что нельзя своей занятость «отталкивать» детей от себя. Иначе ребенок «променяет» свою семью на компанию подростков во дворе. И в более взрослом возрасте расположить ребенка к себе будет уже не очень просто, а в некоторых случаях вообще – невозможно.

Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?  (слушаем ответы)

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения и сети Интернет) и индивидуального досуга (сотовые телефоны, компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер, сотовый телефон, а межличностное общение сводится к переписки в мессенджерах.

Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции проводятся на базе нашей школы? (слушаем ответы)

Если свободное время ребенка не организовано, то он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечению ребёнка в асоциальные компании. Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление алкогольной продукции, хулиганские действия и т.д. Часто можно увидеть несовершеннолетних, гуляющих в позднее время, а порою и в ночное время. Чтобы не допустить данной ситуации напоминаем, что согласно ЗАКОНА ХМАО - ЮГРЫ № 109 от 3 июля 2009 года «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ХМАО - ЮГРЕ": 

1.Нахождение детей в возрасте до 16 лет в ночное время (в период с 1 октября по 31 марта - с 22.00 часов до 6.00 часов местного времени) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, определяемых главой муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. 

 Нарушение указанной статьи закона влечет за собой наказание для родителей или лиц их заменяющих в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Следует отметить, что на безе нашей школы работает более 20-ти бесплатных кружков и секций различной направленности (выдать памятку «Кружки и секции МБОУ «СШ№29»).

Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. К сожалению, у нас есть родители, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания родители не ходят, успехами и неудачами детей в процессе образования не интересуются, не проверяют выполнение домашних заданий и подготовку ребенка к школе. Стоит привести пример, с которым сталкиваются все классные руководители: ребёнок отсутствует на занятиях по какой-либо причине, родители не считают нужным поставить классного руководителя в известность. Объясните почему? (слушаем ответы) Школа – это организация, которую по закону ОБЯЗАН посещать ребенок и получать образование. А это один из моментов ответственности РОДИТЕЛЯ.

Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в части обеспечения конституционного права ребенка, как гражданина России, на образование определяются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45),

Согласно закону родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4) Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

5) За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (Ст. 5.35. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)

Слово передается инспектору по делам несовершеннолетних УМВД России по г.Нижневартовску…

Антон Семенович Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина и стыд».

Я думаю, что все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты решаются благополучно и содействуют укреплению взаимопонимания, а в других – превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

Попробуем сформулировать причины конфликтов:

  • непонимание друг друга и нежелание уступить;
  • чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут», в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
  • разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
  • отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
  • чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» – частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.

Для правильного воспитания родители сами должны дружно и правильно жить. Родители должны стать друзьями детей, с которыми дети могут посоветоваться, поделиться, зная, что их всегда правильно поймут, дадут добрый совет.

 Дети должны постоянно видеть доброе, дружеское и уважительное отношение отца и матери друг к другу. Нельзя допускать скандалов, взаимных унижений и оскорблений на глазах у детей.

Во всех домашних делах - от уборки до ремонта квартиры - должны участвовать все члены семьи. Главный принцип взаимоотношений между родителями и детьми – справедливость (выдать Памятки детско-родительские конфликты и способы их преодоления). Слово передается психологу «Центра помощи семье и детям»…

Еще одной составляющей ответственного родительства является – организация семейного досуга. Именно в процессе совместной деятельности родителя и ребенка можно понять друг друга, гармонизировать свои взаимоотношения. Сейчас мы с вами проведен тренинг «Герб моей семьи» (необходимо на листе А4 нарисовать герб семьи, учитывающий направления совместной деятельности взрослого и ребенка) (ждем выполнения задания)

Попросите, чтобы дома ваши дети выполнили такое же задание, но не показывайте, что нарисовали вы. Сопоставьте ваши семейные гербы, проанализируйте (что совпало, что нет. Почему?). Если у вас не совпало более 3-х позиций, то вы можете обратиться на консультацию к школьному психологу, который поможет вам выработать стратегии взаимопонимания в семье. Затем постарайтесь нарисовать с ребенком НОВЫЙ совместный герб, который займет достойное место в вашей квартире и будет напоминать о «плюсах» вашей семьи, о ее традициях и достижениях.

Для определения важности нашего лектория, предлагаем вам заполнить анкеты обратной связи, которая поможет подготовить нам тематику следующего лектория (Приложение 1). (Родители заполняют анкеты обратной связи)

Закончить свое выступление я бы хотела притчей «Разумное воспитание».

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу — сказал мудрец.

- Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, и ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод.

Но если ты затенишь ее, укроешь от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем засохнет.

Лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

После проведения лектория необходимо:

- проанализировать работу родителей, их ответы на устные вопросы и анкету обратной связи;

- провести повторное анкетирование родителей и детей (Приложение 2).

Данные будут использованы при составлении следующей встречи в Школе родительской ответственности, при проведении индивидуальных консультаций.

Список источников

  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

  2.  Программа «Воспитание ответственностью» ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  4.  Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Ранне родительство"

Презентация выполнена для Научно-практической конференции учащихся "Старт в науку". исследование проводила ученица 10 класса Михейкина А, под руководством учителя биологии Калюгиной Н.В. Ну конкурсе в...

Школа успешного родительства

раздаточный материал для родителей будущих первокласников в помощь -  игры для развития, воображния, мышления, памяти, мелкой моторики, звуко - буквенный анализ слова......

Родительское собрание в 5 классе "Уроки родительства" или "Педагогика на каждый день"

Цель: показать значимость единства требований в семье и школе осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка. Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения...

"Десять заповедей родительства"

приведены правила, выполнение которых обеспечит вам достойную старость, гордость за своих детей....

Пословицы о родительстве и воспитании детей

РодительствоДетки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери конец.Детям не жить, коли не умом да благословением родителей.Дочернины дети милее своих.Живы родители – почитай, померли – поминай!К...