Система работы социального педагога с неблагополучной семьей
статья

Демченко Эльмира Анваровна

В статье отражена работа социального педагога  с неблагополучными семьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в стране происходит увеличение числа неблагополучных семей, в которых дети сталкиваются с рядом проблем, влияющие как на становление личности самого ребенка, так и на образовательный процесс. Следует отметить, что в подобных семьях дети больше всего подвержены к значительным психологическим и психическим травмам, которые оказывают негативные последствия для дальнейшей жизни, а именно девиации. Неотъемлемая часть системы работы социального педагога - это работа с неблагополучной семьей в образовательном учреждении.

Если говорить о трактовке понятия «неблагополучная семья», то исследователи не выделяют единого определения.

Например, Л. Я. Олиференко определяет этот термин как «семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – то есть неблагополучие. Под неблагополучием понимаются самые различные выражения, а именно психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)»1. У других авторов наряду с понятием «неблагополучная семья» возможно столкнуться с такими понятиями как «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья».

Иными словами, под неблагополучной семьей следует понимать такую семью, в которой имеется разрушенная система ценностей, разрушены семейные нормы, обесцениваются либо не берутся во внимание главные функции семьи, наблюдаются очевидные либо скрытые недостатки и изъяны воспитания, на основании чего происходит разлад психологического климата в семье, и появление «трудных детей».

За время работы выделились следующие категории семей:

- семья с прямым типом неблагополучия (остроконфликтные, трудные семьи, асоциальные, и семьи с дефицитом общевоспитательных средств);

- семья с закрытым типом неблагополучия (представляют из себя вполне обычные семьи, которые не привлекают внимания и не вызывают нареканий со стороны общества, но морально-ценностные ориентиры и поступки родителей идут в разрез с общечеловеческими моральными и нравственными установками, которые и проявляются на нравственном уровне воспитывающихся в этих семьях детей).

В данном случае, передо мной, как социальным педагогом, стоит одна из главных задач - это оказание помощи в создании наилучших условий для развития школьника в физическом, социальном, духовно-нравственном и интеллектуальном плане, а так же оказание помощи в сохранении неприкосновенности его личностного пространства. Роль социального педагога - это содействие и посредничество между школьником и родителями, его окружением, а так же наставничество при контакте с ребенком или его окружением.

На первоначальном этапе работы с семьей необходимо провести ее социальную проверку, сформировать алгоритм помощи семье, разъяснить родителям некоторые проблемы, которые возникают при воспитании детей. По возможности необходимо предотвратить источники возникновения проблемы, как можно раньше выявить и ликвидировать первопричины, которые ее порождают, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического). Иными словами, работа ведется как со школьником, так и с его родителями. Работу с семьей заключается в следующем:

- изучение семьи и выявление существующих в ней проблем,

- обследование жилищных условий неблагополучной семьи

- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

- изучение личностных особенностей членов семьи

- составление карты семьи

- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, КЦСОН,инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

- текущие и контрольные посещения семьи

-выводы о результатах работы с неблагополучной семьей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

 Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"

Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...