статья "Путешествие в Страну Говорилию (коммуникативно-речевое развитие детей с ограниченными с ОВЗ)
статья

Зайнутдинова Надежда Александровна

Статья "Путешествие в Страну Говорилию (коммуникативно-речевое развитие детей с ОВЗ) посвящена  проблеме живого общения и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья в условия реабилитационного отделения в социальном центре. В статье описан опыт работы с детьми  с ОВЗ в форме коммуникативно-речевого тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в Страну  Говорилию» (коммуникативно-речевое развитие детей с ограниченными возможностями).

В условиях современных процессов общественной  жизни, в условиях инклюзивного образования, интегрирования детей с ограниченными возможностями в общество здоровых сверстников проблема коммуникативно-речевого развития встает на одну из важнейших позиций в рамках вопроса  о социальной зрелости  как умения « адаптироваться и общаться в любом малом сообществе людей». Проблему коммуникативного развития детей  с речевым недоразвитием необходимо рассматривать с позиции разработанной М.И. Лисиной «концепции  о генезисе общения как коммуникативной деятельности». Коммуникативное развитие это «длительный, цикличный и качественно неоднородный  процесс, который происходит через постепенную смену форм общения» (М.И. Лисина) ребенка со взрослыми и сверстниками,  внутри которых происходит становление и развитие коммуникативных умений и навыков.

Иными словами, под коммуникативно-речевым развитием следует понимать процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом адекватные коммуникативной ситуации средства и способы выражения мысли и отношений.

         Обогатить детей, имеющих  речевые дефекты,  средствами общения и научить их способам выражения мыслей и отношений - является важным звеном в системе педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов. Для педагогов  не должно быть самоцелью введение ребенка в социум. Нужно запустить в детях  механизм к саморазвитию, к самопознанию, помочь им постичь неизведанное, суметь невозможное, ощутить этот мир и получить личный опыт взаимодействия с ним.

В реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями в комплексном центре социального обслуживания  (далее КЦСОН) «Импульс» г. Урай контингент детей разнообразен и по типам заболеваний, и по возрасту, и по уровню интеллектуальных и познавательно-речевых возможностей, а также по психолого-личностным особенностям. 

В рамках программы «Лето наших возможностей» (2017г.)  среди детей 1 и 2 оздоровительных смен логопедом выявлены 22 ребенка с недоразвитием речи  - это 55% от общего количества детей, пребывающих в лагере.  В рамках первичного обследования  речевых возможностей и познавательного опыта разновозрастной категории детей была поставлена дополнительная задача: выявить уровень коммуникативного развития каждого ребенка для организации подгрупповых коммуникативно-речевых занятий. За основу была взята таблица «Уровни коммуникативного развития детей  старшего дошкольного возраста», разработанная профессором Тюменского Государственного Университета А.А. Дмитриевым и Е.В.Ковыловой.  Наблюдение за детьми осуществлялось по следующим критериям, отражающим внутреннюю структуру коммуникативной деятельности:

  •  Мотивационно-ценностный
  • Когнитивный
  • Деятельностный
  • Оценочный.

На каждого ребенка заполнялась карта «Изучение коммуникативных умений у детей  старшего дошкольного возраста». Данные обследования обработаны в сводную таблицу.

В результате диагностических наблюдений выявлено:

- высокий уровень коммуникативного развития не имеет никто;

- уровень выше среднего имеют 8 детей (36%);

- уровень средний имеют 11 детей (50%);

- уровень низкий имеют 3 ребенка (14%)

У детей  отмечена достаточно высокая мотивация общения и установка на овладение коммуникативными умениями. Но неблагоприятная картина вырисовывалась в «оценочном компоненте» - степень сформированности рефлексивных умений результатов своей коммуникативной деятельности у детей была достаточно низкой. А именно, по навыкам:

- не умеют самостоятельно познавать что-то новое»- 8 детей (36%);

- не умеют анализировать и контролировать свою деятельность» -10 детей (45, 5%);

- не умею выполнять самооценку – 9 детей (41%).

При планировании работы по развитию коммуникативно-речевых умений у детей,  имеющих речевые недостатки, мы учитывали данные обследования. Как правило, у таких детей наблюдается низкая речевая активность, недосформированность звукопроизносительных навыков, малый объем лексико-грамматических средств языка, некачественный словарь, недостаточный уровень словесно-логического мышления и недоразвитие умений связного монологического высказывания.

     Условиями проведения коммуникативно-речевых занятий для такой категории детей должны быть следующие:

  • мотивация на активное общение;
  • выполнение принципов коммуникативно-деятельностного подхода;
  • условия активной стимулирующей игры;
  • тематический принцип выбора лексического материала.

     Также необходимо применение активных содержательных форм и методов психолого-педагогического воздействия для разновозрастной категории детей от 6 до 13 лет.

     Тренинговый метод был выбран нами как  оптимальная организационная форма. В  разработке тренинга мы придерживались психологического подхода и делали основной акцент на результатах тренинга – позитивных изменениях в его участниках. Активное познание, а не пассивное созерцание действительности должно влиять на все психические процессы ребенка и развивать его всесторонне как личность.  

      Нами был разработан коммуникативно-речевой тренинг «Путешествие в Страну Говорилию». 

Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков и социализация детей с ограниченными возможностями через отработку  лексико-грамматических средств языка и коммуникативных умений,  правильного речевого поведения в кругу сверстников; актуализация словаря по тематике летнего отдыха.

Задачи:

- развивать правильное коммуникативно-речевое поведение детей с ограниченными возможностями (когнитивно-познавательный  и оценочный компонет коммуникативной деятельности);

-  развивать  слухо-речевую  память и словесно-логическое мышление;

- обогащать и актуализировать лексический запас речи;

- расширять опыт использования имеющихся у детей  языковых средств общения;

- тренировать навык вербальных высказываний и ведения диалога на заданную тему.

Участниками тренинга стали 22 ребенка с ограниченными возможностями, дети-инвалиды с 6 до 13 лет, имеющие речевое недоразвитие.

Тренинг организован в форме комплексной познавательно-развивающей  игры-путешествия. Занятия объеденены одним сюжетом – путешествие в Страну Говорилию по 8 маршрутам. Участники игры - дети « Говоруны»- на каждом занятии отправлялись в путешествие по определенному маршруту. Их проводник и наставник, педагог в роли Капитана Врунгеля, ставил  определенные познавательно-речевые  и развивающие задачи, которые решались в процессе выполнения специальных коммуникативно-речевых упражнений и дидактических игр.

Подбирая языковой материал для тренинга, определяя основные направления работы, мы  учитывали их коммуникативную значимость. Основными направлениями логопедического воздействия были выбраны:

- Развитие моторных механизмов речи;

 - Развитие  когнитивно-поведенческого компонента коммуникативно-речевой деятельности.

-Развитие вербальных и невербальных средств коммуникации.

-Обучение  применению средств коммуникации  в процессе общения.

Соответственно  структурирован коррекционно-развивающий процесс, определены  этапы каждой встречи, подобран и систематизирован языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.

         В течение 8 занятий-маршрутов «матросы Говоруны» учились не только красиво мыслить и говорить, но  весело играть и дружить. Они осваивали правила красивой речи и общения, а также основы крепкой дружбы и секреты правильного социального поведения.

         Используемый принцип коммуникативно-деятельностного подхода  предполагает   формирование коммуникативно-речевых умений не только в процессе речевой деятельности, но и в процессе осуществления предметно-практической и игровой деятельности, в различных коммуникативных ситуациях. При этом активизация вербальных и невербальных средств общения на  занятии является для ребенка-логопата не самоцелью, а лишь средством для достижения цели, выдвинутой в ходе организованной логопедом деятельности.

         Поэтому на каждом  маршруте, будь то «Бухта слов-действий», «Город Звукоград», «Озеро сказок» или «Горы памяти» дети играли,  выполняя при этом сложные языковые, познавательные и развивающие задачи. Выполняли кинезиологические упражнения для рук, проделывали пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику. Учились вслушиваться, всматриваться, наблюдать, замечать особенности ситуации, учились подражать с помощью жестов, мимики и движений. «Говоруны» учились не только разгадывать загадки на тему «Мир животных», но и сами загадывали загадки с помощью пантомимики. Дети придумывали стихи на заданные звуки, учились различать тонкие звуки насекомых, собирали «Буквенный конструктор», заучивали и четко проговаривали чистоговорки и стихи.

На фоне постоянного поддержания интереса к занятию, у детей от маршрута к маршруту  начало просыпаться богатое воображение. На последнем маршруте,  путешествуя по «Реке Мыслей» и по «Холмам рассуждений», Говоруны активно мыслили, свободно рассуждали, строили красивые мини-монологи.

         Эффект активной стимулирующей игры, в форме которой проводился  тренинг, заключается в том, что у детей с ограниченными возможностями в процессе выполнения игр-упражнений развивались тактильный, слуховой, зрительный, моторный анализаторы, активизировались межполушарные связи, тем самым усиливая компенсаторные возможности сохранных функций ЦНС. Значит «Путешествие в Страну Говорилию» имеет и коррекционную направленность.

Понятно, что за 8 занятий задача коммуникативно-речевого развития детей с речевыми недостатками не может быть  выполненной.  Но если увлекательное «Путешествие в Страну Говорилию» обогатило детей  позитивными впечатлениями от увиденного и услышанного, наполнило их опыт новыми отношениями, принесло им удовольствие от  игры и живого общения со сверстниками, значит они этот опыт смогут  в дальнейшем использовать в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.

Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Методика исследования психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Методика разработана учителем Т.Р.Гладык на основе программы коррекционно-развивающей направленности «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, ...

Ценность театрального искусства в художественно – творческом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (презентация)

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального ...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...