Профилактика социальной дезадаптации учащихся
статья

     Проблема асоциального поведения в наши дни как никогда актуальна для общества и его образовательной системы. Рост подростковой преступности бродяжничества, общей безнадзорности, раннее табакокурение, алкоголизм и наркомания, снижение учебной и социальной мотивации в молодежной среде - реалии нынешнего дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_otklonyayushchemusya_povedeniyu.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика социальной

дезадаптации учащихся

     Проблема асоциального поведения в наши дни как никогда актуальна для общества и его образовательной системы. Рост подростковой преступности бродяжничества, общей безнадзорности, раннее табакокурение, алкоголизм и наркомания, снижение учебной и социальной мотивации в молодежной среде - реалии нынешнего дня. Социальная дезадаптация подростков (часто формулируемая специалистами как школьная дезадаптация) проявляется у ребенка достаточно разнообразно, но основные ее аспекты таковы: неуспешность в обучении, нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения. Кроме того, в большинстве случаев социальная дезадаптация осложняется (и формируется) патогенными (отклонения психического развития, нервно-психические

заболевания), психосоциальными (проблемы, связанные с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка и социальными (неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, социальное сиротство и пр.) факторами.

Портрет социально дезадаптированного ребенка

Характеристики десоциализированного ребенка:

1. Низкая степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной

деятельности.

2. Низкий уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых,

технических, творческих и т. д.).

3. Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.

4. Неспособность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.

5. Неспособность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать

поступки окружающих: друзей, сверстников, одноклассников.

6. Отсутствие самокритичности и навыков самоанализа.

7. Невнимательное отношение к окружающим, отсутствие эмпатии.

8. Безволие, восприимчивость к чужому влиянию, зависимость в принятии решений.

9. Низкая внешняя культура поведения.

10. Склонность к вредным привычкам и формам асоциального поведения

(употребление алкоголя, курение, использование нецензурных выражений).

Особенности организации работы по профилактике социальной дезадаптации

На первый взгляд, проблема проста и понятна: выявить детей с риском социальной

дезадаптации и провести с ними работу по ее снижению. Но это именно тот случай, когда за внешней простотой скрывается комплекс сложнейших организационных и методических проблем. При организации профилактической работы необходимо учитывать, что:

1. Социальная дезадаптация эффективно корректируется только на этапах ее формирования. Процесс ресоциализации дезадаптированного ребенка гораздо сложнее и объемнее, чем превентивная коррекция. Конечно, существует огромное количество диагностических методов выявления дезадаптации, но все они требуют глубоких специальных знаний и выраженной индивидуальной работы специалистов. Современная стандартная общеобразовательная школа и ее воспитательные структуры в большинстве своем не обладают необходимыми кадровыми и материальными ресурсами для такой работы.

2. Профилактика социальной дезадаптации требует глубокого индивидуального подхода к каждому дезадаптированному ребенку и работе специалистов в области коррекции.

3. Коррекция может быть эффективной только при организации совместной деятельности различных структур, которые позволят изменить социальную ситуацию развития ребенка.

4. Итогом работы по коррекции социальной дезадаптации должно стать не столько изменение социальных установок ребенка, сколько формирование у него социальной позитивной жизненной перспективы. Ребенок должен четко представлять, для чего ему нужно жить по-другому, что положительного дают ему внутренние изменения

5. И самое важное: должно присутствовать позитивное отношение социального окружения к десоциализированному ребенку, которое позволит ему ощутить заинтересованность в нем, любовь, направленную на него эмпатию.

Алгоритм профилактической работы

Возможно ли все это осуществить в рамках школы? Да - если подходить к проблеме неформально и с искренней заинтересованностью в судьбе каждого ребенка, имеющего риск социальной дезадаптации.

Деятельный алгоритм, по сути, несложен:

1. выявить детей, имеющих риск социальной дезадаптации;

2. провести с ними определенную коррекционную работу;

3. сформировать позитивные жизненные установки;

4. организовать систему их дальнейшей психологической поддержки;

5. вовлечь в социально значимую деятельность;

6. контролировать их социальную ситуацию развития и осуществлять психолого- педагогическое сопровождение в течение всего периода нахождения в школе.

Но одного лишь рабочего алгоритма и его понимания недостаточно. Необходимо точно выявить ключевые позиции, по которым будет проводиться коррекционная работа. Факторов социальной дезадаптации много и работать по всем позициям нереально. Но, как правило, в основании всех проблем ребенка лежат три ключевых фактора:

1. Слабая волевая саморегуляция ребенка.

2. Низкий уровень социальной самомотивации на позитивное взаимодействие с миром.

3. Отсутствие деятельной поддержки или взаимопонимания с близким социальным окружением.

Коррекционная работа в этих направлениях позволяет восстановить систему адекватного взаимодействия ребенка с микросоциальной средой, в которой он существует. Условно мы можем характеризовать типичного дезадаптированного ребенка так: систематически нарушает школьную дисциплину и распорядок, пропускает занятия, имеет значительные пробелы в знаниях, длительно и часто болеет; имеет некоторые задержки психического и речевого развития, неспособен эффективно налаживать межличностные контакты, агрессивен или замкнут, имеет вредные привычки, живет в малообеспеченной, неполной семье, где отсутствует должный уход и воспитание, в стесненных бытовых условиях.

У таких детей зачастую проявляются не все признаки социальной дезадаптации или же они аккумулируются в течение длительного временного периода, потому есть специфическая сложность в своевременном распознавании степени и характера социальной дезадаптации трудновоспитуемых подростков.

Наиболее доступной и понятной для классного руководителя является методика простого интервью.

Работа в группах основывается на педагогическом воздействии наличность десоциализированного ребенка и предполагает:

1. восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до

появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах

(восстановительная функция);

2. формирование у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток

усилением деятельности, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов

(компенсирующая функция);

3. активизацию общественно-полезной деятельности ученика, она реализуется через

эмоциональное отношение к личности подростка, его поступкам (стимулирующая

функция).

Иными словами, коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь "лечение" социальной ситуации, т. е. исправление педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии ученика.

Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо откровенный разговор должны остаться между вами. Иначе в глазах подопечных вам никогда не стать человеком, достойным доверия и уважения. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой- то неисправим, он сядет в тюрьму". Знайте, если это предсказание сбудется, вы этому помогли своим преждевременным заключением. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал" особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика социальной дезадаптации подростокв. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.

Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том...

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Аннотация: В данной статье раскрывается проблема необходимости проведения профилактики социальной дезадаптации детей, оставшихся  без попечения родителей в условиях детского дома. На пример...

Волонтерское движение, как форма профилактики социальной дезадаптации

Данный материа будет полезен для работы школьных психологов, замистителей директоров по воспитательной работе, руководителей волонтерских отрядов....

Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

Презентация "Профилактика социальной дезадаптации у подростков"

Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. Профилактика работы по социальной дезадаптации с детьми должна быть направ...