Семинар для специалистов системы профилактики социального сиротства на тему: " Основные ценности и принципы семейно - ориентированного подхода в деятельности по защите прав ребенка"
методическая разработка

Попова Людмила Анатольевна

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией подростковой среды.

 Остро обозначилась проблема социального сиротства и защиты детей от жестокости и насилия в семье, от безответственного отношения деморализованных родителей к воспитанию и здоровью своих детей.

В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.

В связи с эти вопрос  детствосбережения  становится приоритетным в семейной политике государства.

Решение задач профилактики и преодоления семейного неблагополучия требует инновационного подхода, поскольку проблем и факторов риска в этой сфере становится всё больше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные ценности и принципы семейно - ориентированного подхода в деятельности по защите прав ребенка

  То внимание, которое уделяется семейно-ориентированному подходу к организации работы по защите детей, свидетельствует о том, что специалисты системы защиты детства – пусть и с большим запозданием – возвращаются на давно проторенные пути, повторно придя к осознанию основополагающей роли, которую целостность семьи играет в нашем обществе. С другой стороны, это привело к определенной путанице в вопросе о поиске оптимального соотношения между правами детей и правами родителей. Именно этот подход позволяет наиболее эффективно учитывать, поддерживать и сохранять права, как детей, так и их семей.

  Семейно-ориентированный подход не предполагает, что органы защиты детей отказываются от своих прав и обязанностей в части обеспечения абсолютных прав детей на минимальный уход и отсутствие жестокого обращения. В то же время он предполагает, что в наилучших интересах детей необходимо приложить все усилия и задействовать все ресурсы для того, чтобы поддержать семьи, в которых они проживают, и предоставить им все возможности для надлежащего исполнения родительских обязанностей по уходу за детьми и их защите.

  Семейно-ориентированный подход не означает, что дети должны изыматься из семей всякий раз, когда, несмотря на все усилия, не представляется возможным обеспечить их защиту. В то же время, известно насколько сильный психологический вред может быть нанесен ребенку в результате изъятия из семьи и размещения в замещающую семью, насколько сильно он может задержаться в развитии, и насколько важно по мере возможности избегать этого и всеми способами стремиться защитить ребенка, оставив его в семье.

 

Ценности в семейно-ориентированной работе

  Мы часто слышим пренебрежительные комментарии относительно выбора одной из двух философских крайностей: нам предлагается защищать либо «права детей», либо «права родителей» – как будто речь идет о некоем континууме, конечные точки которого представлены этими правами. Поиск оптимального соотношения между правами детей и правами родителей представляет собой важнейшую проблему социальной работы, но это соотношение никак не может быть охарактеризовано в терминах расположения двух взаимоисключающих крайностей на противолежащих концах воображаемого континуума.

  Родители наделены огромными правами. Общество четко декларирует, что в подавляющем большинстве случаев именно родители могут – и должны – принимать решения, отвечающие наилучшим интересам детей. И все же права родителей не абсолютны. Они являются условными правами. Это означает, что права родителей обусловлены соблюдением ряда требований, таких как обеспечение детям минимального ухода и заботы, предоставление им среды обитания, в которой отсутствует риск того, что им будет нанесен вред, или они станут жертвами жестокого обращения.

  С другой стороны, права детей абсолютны. Это означает, права детей на среду обитания, в которой отсутствует риск того, что им будет нанесен вред, или они станут жертвами жестокого обращения, и на минимальный уход и заботу со стороны родителей непреложны.

  Условность прав родителей и абсолютность прав детей – суть два взаимодополняющих принципа работы по защите детей. Семейно-ориентированный подход базируется на признании совместимости и взаимодополняемости прав родителей и прав детей, на признании того, что в большинстве случаев оптимальный путь к обеспечению прав детей лежит через укрепление их семей.

Ценности семейно-ориентированного подхода к организации работы по защите детей основаны на ценностях социальной работы. К этим ценностям относятся, в частности, следующие:

  1. право семьи на самоопределение;
  2. признание и уважение уникальности каждой личности;
  3. уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.

Эти ценности находят свое выражение в следующих принципах практической работы:

• рассматривать семью в качестве главного объекта социальной работы. При этом уважать семью и делать все зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью – идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы.

• стремиться к тому, чтобы работа по защите детей по мере возможности велась в рамках их собственных семей, сообществ и культур. Забота об укреплении и сохранении семей продиктована убежденностью в том, что именно семья способна лучше всех решить задачу удовлетворения потребностей ребенка и защиты его интересов. Оказывая услуги, призванные расширить возможности родителей в плане ухода за детьми, органы защиты детей в конечном итоге защищают права родителей.

• но вместе с тем, это не означает, что ребенок должен оставаться в семье при любых обстоятельствах! Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со стороны органов защиты детей, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребенка, подверженного риску плохого обращения, необходимо  рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребенка. При этом стоит исходить из того, что подобная ситуация носит временный характер, и затем удастся воссоединить семью и восстановить права родителей на опеку над ребенком. Иными словами, права родителей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить ребенка.

• даже когда не удается избежать изъятия ребенка из семьи, по-прежнему необходимо рассматривать всю семью в качестве главного получателя услуг. Члены семьи вовлекаются в совместную работу с целью разрешения проблем, приведших к плохому обращению с ребенком. Тем самым повышается не только вероятность успешного воссоединения, но и сохраняются отношения между ребенком и его семьей, поддерживая у ребенка осознание своей принадлежности к семье. Подобная работа с родителями позволяет защитить и сохранить их права.

В случае надлежащей реализации семейно-ориентированный подход способен обеспечить защиту прав детей с минимальным вмешательством в дела семьи и с минимальным ограничением прав родителей. Более того, его главная цель заключается в том, чтобы защитить ребенка, не изымая его из семьи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.

Информация о проведенных мероприятиях по профилактике жестокого обращения с детьми...

Профилактика социального сиротства.

Социальное сиротство – один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей современные российское общество. Об этой проблеме нелегко говорить, но приходится, ведь речь идет о том, что важнее всего – о...

Телесно-ориентированная терапия при работе со стрессами родителей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как инновационный метод профилактики социального сиротства

Сопровождение ребенка с ОВЗ должно быть организованно таким образом, чтобы помочь не только ребенку, но и его родителям адаптироваться к ситуации воспитания и обучения. Данная статья рассказывает как ...

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ТОГБОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ «ГАРМОНИЯ»

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОДКоординация совместной деятельности администраций города и района, отделов опеки и попечительства, Центра занятости, привлечение к решению проблемы медицинских ...

Реализация проектов по профилактике социального сиротства в детском доме

Анализ реализации проектов по деинституационализации детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей в детском доме...

Социально-педагогическая работа в сфере профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия

Деятельность социального педагога по профилактике и преодолению социального сиротства....