Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.
статья

Кузьмина Анна Валерьевна

Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья Социального педагога Кузьминой А.В.

Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения у обучащихся в школе.

Современный  период  исторического  развития  России  характеризуется  серьезными  экономическими,  технологическими  и  демографическими  трансформациями.  Рост  социальной  неопределенности,  скорость  и фундаментальность социально-экономических изменений, этнокультурная гетерогенность сопряжены сегодня с нарастанием распространения в обществе, и особенно в детской   и подростковой  среде,  различных  форм  девиантного  поведения,  таких  как  рост игровой и интернет-зависимостей, потребление психоактивных веществ, десоциализация, виктимность, агрессия, противоправные и антисоциальные действия, суицидальное поведение, раннее начало половой жизни и проч.

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, свидетельствуют  о  том,  что  основной  причиной  девиантного  поведения  является неблагоприятное психосоциальное развитие. При этом показателем и условием успешности процесса социализации является адаптация (процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществле-ния свойственной человеку деятельности), а первым признаком нарушения социализации  −  дезадаптация.  При  определенных,  неблагоприятных  стечениях обстоятельств,  таких  как  отчуждение  в  семье  и/или  школьном  коллективе,  систематическая неуспеваемость, психологический дискомфорт и проч., ведущих к  психологической  дестабилизации,  дезориентации,  дезадаптации  личности  в окружающей ее социальной среде, создаются благоприятные условия для закрепления девиантных форм поведения. Поэтому замеченные вовремя отклонения в поведении обучающегося, а так же правильно организованная психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь играют решающую роль в предотвращении нарушений, которые приводят к девиациям. В разрешении  проблемы  нивелирования  отклонений в поведении  несовершеннолетних и  их профилактике  особая  роль  отводится  системе  образования.

В категорию трудных попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по - своему. Вот только вопрос в каждом отдельном случае один и тот же:

«Что делать?»

Как показывает опыт работы социального педагога - трудными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, неуспевающие дети, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность профилактики  девиантного  поведения,  является  создание  специальных  условий  получения обучающимися образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с девиантным поведением понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, использование специальных методов обучения и воспитания, позволяющих нивелировать факторы, лежащие в основе их дезадаптации, рационально организовывать свободное время обучающихся,  с  опорой  на  потенциальные возможности  вырабатывать  и  закреплять социально желательные образцы поведения.

Реализация рекомендованных для обучающегося с девиантным поведением условий получения образования возможна с помощью применения специализированного  педагогического  инструментария,  позволяющего  индивидуализировать образовательный процесс с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. При этом особое внимание следует уделить использованию педагогических приемов, направленных на нивелирование трудностей формирования интеллектуальных, коммуникативных, организационных умений и навыков, ценностно-ориентационной и эмоциональной сфер, поскольку они носят в сепронизывающий характер и обнаруживаются в той или иной степени на всех стадиях дезадаптации.

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

   Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.

   Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

 Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)

   Так же со стороны школы можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»:

  • Неумение, а часто и не желание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.
  • Недостаточное взаимодействии семьи и школы
  • Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;
  • Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
  • Подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;
  • Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;
  • Так же школьник в условиях традиционно организованного образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска»  крайне редко включаются в эту деятельность.
  • Слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

   Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Основные направления коррекционно-развивающей работы по адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением, содержание коррекционно-развивающей  работы  по  адаптации  и  социализации  обучающихся  с  девиантным поведением,  как  правило,  определяет  педагог-психолог и/или социальный педагог. Обобщенную схему реализации данного  направления  в  профилактической  работе  работы  можно  представить  следующим  образом:  устранение  факторов  риска  девиантного  поведения – развитие личностных  ресурсов – создание  развивающей  социальной  среды.  Рассмотрим каждое из направлений подробнее.

Первое направление коррекционно-развивающей работы предполагает устранение факторов риска девиантного поведения, эту работу реализует педагог-психолог. Индивидуально-психологические особенности личности как  фактор  риска представляют  собой  акцентуации  характера,  неадекватное  проявление  самооценки,  тревожность,  агрессивность,  склонность  к  уходу  от  трудных  ситуаций, слабость  реакций  на порицание,  аффективную  возбудимость,  импульсивность, эмоциональную  неустойчивость,  неразвитость  самосознания,  низкий  уровень рефлексии, страхи и др .Психологическая коррекция в этом случае направлена на изменение поведе-ния, трансформацию и дейиценностей, формирование конструктивных межличностных  отношений,  коррекцию  Я-концепции,  самооценки,  тревожности/страхов/эмоциональной не устойчивости; педагог-психолог проводит коммуникативные тренинги, занятия по саморазвитию, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой, коррекцию агрессивного поведения. В индивидуальной коррекционно-профилактической работе психологи использует техник и развития резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; формирует установки на положительное поведение; проводит упражнения на выработку ассертивных навыков, формирование жизненных навыков. Нарушение социально-коммуникативной сферы как фактор риска представляет  собой  конфликты  с  взрослыми,  сверстниками,  низкий  социометрический статус в классе, неприятие себя, низкий уровень вербального интеллекта, отсутствие успеха в деятельности, в социальной адаптации. В этом случае требуется психолого-педагогическая работа по: −формированию/развитию произвольной регуляции, функций программирования, контроля и самоконтроля;

− развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки, уверенности  в  себе,  рефлексии;  развитию  адекватного  отношения  к  собственной личности, эмпатии (занятия по изменению пассивной стратегии избегания на активные жизненные стратегии);

−формированию/развитию и коррекции коммуникативных навыков и способов продуктивного взаимодействия (помощь в выстраивании отношений со сверстниками);

− активному обучению социально важным навыкам эффективного общения (в формальной и неформальной обстановке);

− расширению позитивного опыта в сфере межличностных отношений. Если у обучающегося сложились негативные отношения с одним или обоими  родителями,  если  тенденции  развития  позитивности  самооценки  и  Я-концепции  не  находят  поддержки  в  оценках  родителей  или  если  обучающийся  не ощущает  родительской  поддержки  и  опеки,  то  вероятность  девиантного  поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения обучающегося со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям. В данном случае необходима психолого-педагогическая работа с семьей, которая отражена в следующем пункте. Вторым направлением коррекционно-развивающей работы является развитие личностных ресурсов,

− предполагает формирование у обучающегося определенных  личностных  качеств –ресурсов.  Ресурс – это  то,  что  помогает  противостоять  трудной  ситуации  и  эффективно  разрешать  ее,  например  в  области социальной компетентности. Приобретение обучающимся положительного статуса во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом способно значительно снизить вероятность проявления отклоняющегося поведения. Личностный  ресурс  девиантного  обучающегося  может включать  положительные черты характера, способности, социально одобряемые увлечения. В этой связи особое внимание уделяется развитию такой психологической компетенции, как эмоциональная устойчивость к стрессам, повышению уровня фрустрационной  толерантности,  эмоционального  интеллекта;  обучению  способам выражения негативных эмоциональных состояний в социально приемлемой форме; развитию навыков произвольной регуляции поведения и эмоциональной экспрессии;  формированию/развитию  произвольной  регуляции,  функций  программирования, контроля и самоконтроля; развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки и проч.). Названные  компетенции  дают  возможность  обучающемуся  противостоять негативному  влиянию  среды,  проявить  себя  в  спорте,  позволяют  эффективно развивать способность к совладающему поведению, саморегуляции и самоконтролю. Организаторские и лидерские способности обучающегося предусматривают высокий социометрический статус в коллективе сверстников, а педагогу это дает возможность наделять обучающегося значимой для него ответственностью и включать его в социально одобряемую деятельность, управлять группой сверстников .Интерес кодной или нескольким предметным областям изучаемых программ позволяет повысить мотивацию и развивать профессиональное самоопределение. Эффективны психологические занятия по сублимации девиантного поведения в социально приемлемую и контролируемую активность: спортивные соревнования, литературные (танцевальные, музыкальные и др.) баттлы ит.п. Важным  профилактическим  средством  девиантного  поведения  являются физическая  культура  и  спорт, досуговая  и  трудовая  деятельность.  Эффективен профилактический  подход  с  целевой  установкой  на  утверждение  альтернативной девиантному поведению деятельности. При реализации коррекционно-развивающей работы продуктивны следующие психолого-педагогические технологии и методы работы с обучающимися: −сказкотерапия: групповое сочинение историй, драматизация сказок, анализ сказок; −арт-терапия: аппликация, лепка из глины, свободное и тематическое рисование, конструирование из бумаги и картона, а также активно набирающие популярность антистресс-раскраски; −визуализация: рисование в воображении себя идеального и реального; −психогимнастика: этюды на выражение различных эмоций; −игровые методы: сюжетно-ролевые и подвижные игры; −моделирование и анализ проблемных ситуаций; −этические беседы; −«скилл-терапия» (развитие саморегуляции и навыков самоконтроля);−«шейпинг» (поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было ранее свойственно обучающемуся); −«гиперкоррекция» (сущность метода в том, чтобы обучающийся в начале восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи   со своим  девиантным  поведением,  а  затем  принял  на  себя  дополнительные обязанности по сохранению социально приемлемого поведения); −метод реконструкции характера обучающегося (переоценка отрицательных качеств, нетерпимое отношение к ним);−методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективное переосмысление своих достоинств и недостатков; б) переориентировка самосознания; в) переубеждение; г) прогнозирование отрицательного поведения; −восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные качества, вредные привычки и отрицательные потребности оказываются неприемлемыми; −разъяснение существующего законодательства Российской Федерации, прав и обязанностей обучающихся.

Третье направление коррекционно-развивающей работы − создание развивающей социальной среды − реализует, как правило, социальный педагог. В качестве развивающей социальной среды могут выступить поддерживающая семья или творческая студия, сообщества в социальных сетях, которые предполагают определенные условия для самореализации, что позволит снизить вероятность проявления энергии в негативных формах активности (девиации). Социальный педагог создает развивающую социальную среду за счетвключенияоб-учающегосявсоциальнозначимую,одобряемуюиважнуюдлянегодеятельность,например в волонтерскую, в исторические реконструкции, в молодежные отряды, предлагаемые Российским движением школьников, Юнармией. При этом важно соблюдать принципы личной ответственности за круг своих обязанностей в деятельности, контроля за ее осуществлением, общественной оценки ее результатов. Одной из сфер самореализации школьников может стать досуговое пространство. Важно на основе интересов и склонностей обучающихся вовлекать их в творческие кружки, секции, как на базе школы, так и  в городских учреждениях

Дополнительного образования, при этом осуществлять контроль посещения. Эффективно включение в продуктивно-творческую, спортивную и художественную деятельность, которая, например, предполагает съемку видеоклипов, видеоблогов, квест-чтение, робототехнику, граффити, скалолазание, фехтование, катание на роллерсерфе, сегвее, прыгание на джампере, скейтборд, лонгборд, роликовые лыжи и т.п. Здесь обучающийся имеет возможность приобрести позитивный опыт разрешения сложных ситуаций, а также реализовать ведущие потребности подросткового возраста (социальное признание, самоутверждение и самореализация).Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения. В результате вовлечения обучающегося с девиантным поведением в кружковую  деятельность  происходит  его  социализация,  а  также  формируются  личностно-нравственные качества, развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, происходит приобщение к культурным ценностям.

Актуальность проблемы девиантного поведения среди обучающихся и масштабы  ее  распространения  обусловливают  актуальность  определения  условий осуществления  организации  в  образовательных  организациях  индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением. Ресурсы образовательной организации позволяют осуществлять профессиональную деятельность  по  оказанию  психолого-педагогической,  социальной  и  медицинской помощи обучающимся, в том числе создавать условия для адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением. Важнейшими  принципами  эффективности  профилактической  и  коррекционной  работы  выступают  комплексность  воздействия  на  ребенка,  исключение методов  и  приемов  психологического  давления  как  средства  разрешения  проблем, приоритет совместно выработанных норм взаимоотношений:  доброжелательности,  уважения,  взаимопонимания,  поддержки,  активной  заинтересованности  и  вовлеченности  несовершеннолетних  в  процесс  коррекции  и  дальнейшей ресоциализации. Эффективно  решить  задачу  индивидуальной  профилактики  девиантного поведения  обучающихся  в  условиях  образовательной  организации  можно  благодаря системной и комплексной работе специалистов сопровождения, использующих ряд последовательно реализуемых технологий и методов активной деятельности обучающихся. Это позволяет выработать у обучающихся социально одобряемые формы поведения, развить самостоятельность, активность, сформировать нравственные ценности, духовные потребности в социально-культурной деятельности и культурно-бытовой сфере. Выступая  составными  взаимосвязанными  компонентами  единого,  целостного  учебно-воспитательного  процесса,  комплексное  медико-социально-психолого-педагогическое  сопровождение  и  грамотно  выстроенная  профилактика девиаций  способны  обеспечить  снижение  растущего  уровня  отклоняющегося поведениия и подготовить почву для дальнейшего сокращения и предотвращения влияния негативных факторов внешнего и внутреннего характера на всех субъектов образовательной среды.

Список литературы

1. Афанасенкова Е.Л. Организация  системы  мониторинга  образовательной среды как необходимое условие психолого-педагогической профилактики и коррекции поведения учащихся группы риска / Е.Л. Афанасенкова // Инно-вационная  деятельность  в  образовании:  сборник  материалов  научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 30 октября 2017 г.). Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. С.23−27.

2. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников :учебное пособие/С.А.Беличева. СПб.: Питер, 2012. 336с.

3. Васягина Н.Н. Эффективность организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной  школы  /  Н.Н.  Васягина,  Д.В.  Капитонова  //  Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов. Вып. 14. Екатеринбург: [б.и.], 2017. С.70−75

4. Делибалт В.В., Дегтярев А.В. Вариативные модели деятельности психолого-медико-педагогических  комиссий  в  контексте  работы  с  несовершеннолетними с девиантным поведением / В.В. Делибалт, А.В. Дегтярев // Итоги и перспективы  реализации  важнейших  положений  Национальной  стратегии действийвинтересахдетейна2012−2017годы:сборникматериаловконфе-ренции / под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубо-вик, А.А. Шведовской. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С.117−118

5. Долгова А.И. Криминология:  учебник.  Гриф  МО  РФ  /  А.И.  Долгова.М.: Норма, 2014. 1008с

6. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. СПб.: Питер, 2010. 352 с

7. Лишин О.В., Лишина А.К. Норма и патология личностного развития (основы  профилактики  и  коррекции):  монография  /  О.В.  Лишин,  А.К.  Лишина. М.: АПКиППРО, 2009. 316с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.

Алгоритм действий социального педагога и  классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА  И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»    Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...

Статья "Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением" (Из опыта работы)

Содержание каждого этапа работы социального педагога с подростками девиантного и делинквентного  поведения по их адаптации. Индивидуальная программа реабилитации таких подростков...

Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся

Статья на тему: Система работы  социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...

Взаимодействие социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков 12-14 лет

В данной статье описаны следующие темы:Сущностные характеристики процесса профилактики девиантного поведения подростков.Социально-психологические особенности  развития подростков 12-14 лет. ...