Родительское собрание "Суициды. Как их избежать"
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Родительское собрание, памятка для родителей "Как выявить признаки суицидального поведения у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема «Суициды. Как их избежать.»

Последние годы отмечаются ростом суицидальной активности молодежи. Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних  двух  десятилетий  увеличилась.  По  данным  Всемирной  организации здравоохранения во всем мире самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц 15-19 лет.  В ряде стран оно занимает первое место в качестве причины смерти молодых людей. У 30,0 % лиц в возрасте 14-24 лет возникают суицидальные мысли, 6,0 % юношей и 10,0 % девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10,0 % суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90,0 % суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. Вместе с тем, более глубокое изучение данной проблемы свидетельствует, что при каждой повторяющейся попытке риск смерти возрастает, а суицидальный акт в таких случаях «лучше» подготовлен и менее импульсивен.

По данным статистики частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств.  По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждой такой трагедией стоит личная драма, катастрофа, безысходность и страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних показывает, что 62,0 % всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются  на  такой  шаг,  как  правило,  замкнутые,  ранимые  по  характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни.

Своевременная профилактика суицидального поведения заключается  в  компетентной  психологической  поддержке,  внимательном  и  чутком участии, оказанном подростку в трудной жизненной ситуации.

Несмотря  на  разнообразие  обстоятельств  и  методов  совершения самоубийства  выделяют  общие  черты,  характерные  для  всех  суицидов:

1. Общей целью для суицида является поиск решения.

2. Общей задачей суицида является прекращение сознания.

3. Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.

5.  Общей  суицидальной  эмоцией  является  беспомощность или безнадежность.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность (двойственность переживания).

7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной (познавательной) сферы.

8. Общим действием при суициде является бегство (агрессия).

9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.

10.  Общей  закономерностью  является  соответствие  суицидального поведения общему стилю (паттернам) поведения в течение жизни.

Следует также различать следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение (способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения).  

Аффективное суицидальное поведение (прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами).  

Истинное суицидальное поведение (чаще прибегают к повешению).

Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2-3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.

   В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго. Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).

  В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим. В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.

  Для подростков и молодежи  смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным (агрессия, направленная на самого себя) поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.

Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков.

Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия.

 Опасность увеличивают также возрастные особенности. У подростков и молодежи формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.

Кроме критерия осознанности намерения лишить себя жизни, для определения истинности покушения на самоубийство у взрослых анализируются способы реализации суицида и особенности поведения суицидента.

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента. У всех подверженных суициду молодых людей лиц были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая эксплозивность, импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создавали предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Школьник или студент, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

- Прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».

- Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться».

- Много шутит на тему самоубийства.

- Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Школьник или студент может:

- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

- Проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

 - Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

  • в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде - стать неряшливым;
  • в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять  домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  • ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

  • социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  • живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм; личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки самоубийства;
  • имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей) и др.

 Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:

  • необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
  • необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
  • необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
  • необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
  • нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
  • необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Памятка

для родителей о том, как выявить у ребенка склонность к суициду                   (распознавать суицидальные мысли у ребенка?)

  • - Насторожить родителя должно устойчиво сниженное настроение ребенка. Частым спутником суицидального поведения является депрессия.
  • - Грустное настроение сопровождается мыслями об отсутствии перспективы, пессимистической трактовкой любого события.
  • - Высокий уровень тревоги. Постоянное беспокойство ребенка.
  • - Нарушение сна, аппетита, особенно если оно сочетается с повышенным уровнем тревожности.
  • - Ребенок проявляет чувство вины, которое не связано с реальными проступками.
  • - Подросток допускает самоуничижительные высказывания, "копается" в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.
  • - В его поведении появляются разговоры о самоубийстве, о бессмысленности жизни, вопросы ребенка родителям: «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»
  • - Частые поисковые интернет-запросы на тему смерти и способов ухода из жизни.
  • - Ребенок проявляет повышенный интерес к лекарствам.
  • - Раздаривает вещи, особенно субъективно значимые.
  • Риск таких проявлений выше, если в характере ребенка есть импульсивность, несдержанность, склонность к действиям на основе сиюминутных порывов без достаточного продумывания возможных последствий.
  • Что делать?

  • - Родителям при первых же малейших подозрениях необходимо открыто и деликатно поговорить с подростком, выслушать его без осуждения и постараться вникнуть в его проблему.
  • "Безразличное или пренебрежительное отношение к жалобам подростка способно подтолкнуть его на необдуманный шаг". Для подростка нормально задумываться о жизни и смерти. Многие из них думают о суициде. Если мысли остаются в голове, это усиливает внутреннее напряжение. Когда проговариваешь то, что беспокоит состояние облегчается.
  • - Со стороны взрослых ребенок должен постоянно получать поддержку, особенно в периоды возрастных кризисов и эмоциональных переживаний. Открыто обсуждайте с ребенком семейные и внутри-личностные проблемы. Помогайте ребенку строить реальные жизненные планы и поддерживайте его в достижении своих жизненных целей. Учите ребенка распознавать источник психологического дискомфорта, преодолевать препятствия и трудности, опираясь на надежду и уверенность. Учите не только советами, но и своим примером. Поощряйте и развивайте в ребенке все хорошее, помогайте ему осознавать его способности.
  • Только атмосфера взаимного доверия является обязательным условием воспитания счастливого человека.
  • (Отношение к жизни и к смерти передается детям от их родителей, а чтобы это произошло, должен быть доверительный диалог взрослых и юных, отсутствие которого — первый признак неблагополучной семьи.)
  • - Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому надо постараться поговорить с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, спросить, как он ведет себя в школе, в компании сверстников. (При этом, иметь ввиду, что у детей, состоящих в «китовых» группах, как правило, нет больше никаких интересов, кроме как посидеть дома за компьютером; нет друзей).
  • Если родители упустили момент и контакта с подростком нет, восстановить его в этом возрасте (в 13-15 лет) практически невозможно. Тогда нужно контролировать активность в социальных сетях. Чтобы предотвратить угрозу жизни, допустимо даже жесткое вмешательство.
  • - Следите за web-страницами и профилями в социальных сетях, которые посещают несовершеннолетние. Попробуйте побольше узнать о виртуальных друзьях своего ребенка.
  • Если установлено, что подросток интересуется интернет-ресурсами суицидального характера, обязательно нужно поговорить с ребенком заранее о таких «группах». Умалчивать не нужно, значимость скрытой информации резко возрастает, это как запретный плод.
  • Лучше, если расскажут не только родители, но и в социальном окружении, например, учителя в школе. Подросткам надо объяснять, что с ними происходит, какие риски есть. Мы же говорим: вот машина, тебя может сбить, смотри налево, смотри направо. Социальная сеть может быть опасной – обращай внимание вот на такие вещи. Объясните открыто детям все "за" и "против" использования интернета (web-страниц, соцсетей), что не все, что они видят и читают в интернете - правда. Опасности должны быть обозначены прямо, честно и открыто.
  • - Нельзя паниковать или проявлять синдром "запретить все", это только усугубит положение. При необходимости привлеките в помощь психолога, запишитесь на прием.
  • - Ни при каких обстоятельствах не используйте физические наказания, это может только «подтолкнуть» ребенка на трагический поступок.
  • - Если подросток ни как не реагирует на советы родителей, учителей, других взрослых, привлекаемых к участию коррекции его поведения, а влияние «интернет-друзей» усиливается и Вы замечаете что-то подозрительное — срочно обращайтесь в полицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное родительское собрание "Конфликты. Возможно ли их избежать?"

Родительское собрание для учащихся 10-11 классов предполагает совместное участие родителей и учащихся.  Оно помогает погрузить подростков   и родителей  в среду позитивного...

Разработка родительского собрания в 5 классе «Синдром «понедельника» у пятиклассников и как его избежать»

Разработка родительского собрания в 5 классе «Синдром «понедельника» у пятиклассников и как его избежать» направлена на формирование  у родителей представления об особенно...

Общешкольное родительское собрание "Буллинг в классе. Как избежать беды?"

Данное родительское собрание направлено на психологическое просвещение родителей по проблеме буллинга, как наиболее распространенной проблеме в классных коллективах,  информирование родителей о с...