Классное родительское собрание "Конфликты. Возможно ли их избежать?"
методическая разработка (10 класс) по теме

Родительское собрание для учащихся 10-11 классов предполагает совместное участие родителей и учащихся.  Оно помогает погрузить подростков   и родителей  в среду позитивного  общения, дать образцы установок неконфликтного поведения, создать единое образовательное сообщество педагога, учащихся и родителей   класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа №2 р.п.Дергачи»

Родительское собрание

«Конфликты. Возможно ли их избежать?»

                                                                   Выполнила: Яким Е.Р.

учитель иностранного языка

МКОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи»

2012

Актуализация темы

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?
Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.
Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.
Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.
В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность сменяется депрессией.
Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. 
Меняются взаимоотношения с взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу. 
Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. 
        Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.   Конфликты взрослых, детей и подростков часто ведут к насилию. Запугивание, драки, в том числе и со смертельным исходом – приметы жизни некоторых школ и дворовых компаний.

         Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? Кто виноват?

         Конфликты – это часть нашей жизни.  Они существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Другое дело - как относиться к конфликту. С одной стороны, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. С  другой стороны – конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы.

       Каким  же образом можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных конфликтных ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье  окружающих вас людей?  

       Так как без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать.   Для того,  чтобы правильно  разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам более серьезным:

проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

проблемы психологического плана (уход в себя, в  свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);

проблемы социального плана (потеря семьи, потеря себя).

В ходе родительского собрания«Конфликты. Возможно ли их избежать? »  обсуждается значимость данной темы как для старшеклассников, так и их родителей, рассматривается природа конфликта, определяются положительные и отрицательные стороны конфликта,  методы выхода из конфликта. Для более подробного рассмотрения данной темы  разработана серия мероприятий: Серия классных часов: «Конфликты в нашем классе», «Учитесь властвовать собой»и т.п.

 Анкетирование «Конфликтный ли ты человек?»

Пояснительная записка

Основные теоретические, методические и организационные особенности данного родительского собрания:

Участникиродители учащихся 10-11 класса, ученики, психолог, классный руководитель

форма проведения: семинар-тренинг в  группах сменного состава                                                                                  

место проведения: классная комната,

время проведения – 1 час 20 минут.

Работа в группах сменного состава – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по обсуждаемой проблеме, способствующая овладению первичными умениями компромисса.

        

Педагогическая новизна представленной  разработки  в том, что такая форма работы наиболее интересна как подросткам, так и родителям , потому что позволяет без назиданий познакомить их  с методами и приемами  разрешения конфликтных ситуаций, на собственном опыте познакомиться с искусством компромисса;  помогает погрузить подростков   и родителей  в среду позитивного  общения, дать образцы установок неконфликтного поведения, создать единое образовательное сообщество педагога, учащихся и родителей   класса. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют участникам собрания   взглянуть на свои проблемы  с иной точки зрения.

Ожидаемый результат – овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации; осознание того, что главная способность в конфликте -  способность к конфронтации – объяснению:

отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества партнера;

стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта

Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов с родителей с детьми и выстроить модель адекватного поведения.

Задачи:

1. Определить сущность понятия «Конфликт»

2.Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между родителями и детьми.

3.Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить на диагностических основаниях собственную модель, адекватную семейным условиям и традициям.

Этап подготовки:

1. Подбор вопросов для  осмысления, входящих в «проблемное поле»

-Что такое конфликт?

-Каковы, на ваш взгляд, основные источники конфликтов родителей с детьми?

-Можно ли избежать конфликтов?

-Каковы, на  ваш взгляд, типичные ошибки родителей, вошедших в конфликт с детьми?

-Какое участие в вашем конфликте с ребенком принимают обычно другие члены семьи?

-Часто ли ребенок является свидетелем ваших конфликтов с супругом(супругой)?

2.Цитаты:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»  (народная мудрость)

«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви- километры шагов» (Стендаль)

«Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание» (В.А. Сухомлинский»

«Конфликт- это опасение хотя бы одной стороны, что ее  интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн)

3. Анкетирование учащихся

4. Подготовка методических материалов для родителей: «Правила общения при конфликте с ребенком», «Памятка по разрешению конфликтов»

Оборудование:

инструментальная музыка;

карточки с описанием конфликтных ситуаций;

карточки для групповой работы;

инструкция для медиаторов;

цветные квадратики

Памятки.

ХОД  СОБРАНИЯ

     Введение в тему собрания

      В классной комнате, где проходит данное занятие, столы сдвинуты таким образом, чтобы  можно было  образовывать группы сменного состава.

     Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)

   Начать нашу встречу хочется с рассказа  старой притчи:

«Коробочка». 

       Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

      Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

     Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?(ответы участников)

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления. «Конфликты в нашей жизни или…» Пока тема нашего разговора звучит не полностью. В конце встречи вы должны будете закончить формулировку.

      Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.  Конфликты существовали  всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизниОбщество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы.

3.Сообщение задач собрания.

- Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (См. Приложение №1)

-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.  

II. Работа над темой:

1.Определение понятия «конфликт».

-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики, родители: Ссора,  хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

-Давайте посмотрим,  как говорили о конфликте политики, какое определение этого слова дано в словарях русского языка (Цитаты)

  КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

 КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

2. Работа в группах.

- Для того  чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. (деление групп по карточкам одинакового цвета или по предварительному делению родители-учащиеся) Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

     Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов  каждой группы

Подводя итоги, учитель подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.  

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

3.Игра «Триада»(интерактивная игра в группах).

-Искусству компромисса нужно учиться. Попробуем провести игру «Триада».

     В одной из школ между мальчиками и девочками разгорелся конфликт. Девочки все время ябедничали, не давали мальчикам списывать, не подсказывали им на уроках, а мальчики дразнили девочек, случалось, били. Ни та, ни другая сторона не хотела идти на примирение. Нужно было искать компромисс. 

     Сейчас мы образуем три группы:

I группа состоит только из девочек и их мам

II группа состоит только из мальчиков и их пап ;

          III группа состоит из мальчиков и девочек

Карточки для групп.

    Задание для 1-й и 2-й групп. В течение 5 минут каждая группа отдельно готовит список трех претензий друг к другу и трех предположений о взаимных уступках и примирении.

   Задание для 3-й группы. Это группа медиаторов. Одновременно с 1-й и 2-й группами медиаторы должны изучить в течение пяти минут инструкцию, подготовить свои предложения для достижения компромисса.

 Инструкция для медиаторов

Медиатор – посредник в конфликте.

Медиатор сохраняет уважение к обеим сторонам.

Медиатор должен быть готов решить проблему.

Медиатор слушает по очереди претензии обеих сторон, не давая им возможности спорить, предлагая при этом удобные для обеих сторон варианты.

Медиатор поддерживает только то, что законно и справедливо, проявляет дальновидность и настойчивость.

Медиатор должен верить в успех дела и добиваться взаимовыгодного для обеих сторон решения.

На втором этапе игры образуются новые группы из трех человек: один человек из 1-й группы, второй – из 2-й, третий – медиатор из 3-й группы. Медиатор садится между мальчиком и девочкой из 1-й и 2-й групп, внимательно выслушивает претензии и предложения с обеих сторон, помогает им выйти из конфликта в течение пяти минут.

На третьем этапе игры медиатор каждой группы по очереди докладывает о результатах своей деятельности.

Вопросы к участникам игры:

Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?

Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:

-способность уступать;

-наглость;

-трусость;

-равнодушие;

-мягкотелость;

-стремление к справедливости;

-миролюбие.

Вывод 

   Компромисс (от лат.  сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.

   Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.

4.Мозговой штурм

УПРАЖНЕНИЕ    «Качества для успешного разрешения конфликтов»

ЦЕЛЬ:

Актуализировать качества и умения необходимые для успешного разрешения конфликтов.

Материалы: доска, мел, плакат «Правила мозгового штурма» (приложение2)

Время  : 10 минут

Ход упражнения:

1. Напомнить участникам правила проведения мозгового штурма.

2.Провести мозговой штурм на тему: « Качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов»

3. Записать идеи участников на доске.

Типичные примеры идей участников:

« Умение слушать и, главное, слышать другого», «Хладнокровие и выдержка», «Сдержанность в эмоциях», «Терпение», « Умение влиять на другого», «Красноречие», «Способность поставить себя на место другого», «Умение аргументировать свою позицию», «Немногословие», «Умение убеждать».

4. Поблагодарить участников за их идеи.

5.Упражнение  «Главная проблема в конфликтах с ребенком» (для родителей) «Главная проблема в конфликтах с родителями»(для учащихся)

Материалы:

Для проведения упражнения понадобятся листки бумаги (формат А 2) и коробка.

Ход упражнения

1. Раздать каждому участнику собрания лист бумаги.

2. Прошу каждого ответить на вопрос- «Что для вас является главной проблемой в конфликтах с вашим ребенком(родителями)?

3. Предупредить о том, что задание анонимное, но писать надо разборчиво, чтобы написанное можно было легко прочесть. Необходимо работать самостоятельно.

4. На выполнение задания отводится 5 минут.

5.Собрать листки с ответами в  отдельные коробки и перемешать их.

6. Пусть каждый участник по очереди вытянет первый попавшийся лист с ответом и зачитает его всем.

Типичные ответы участников:

«Конфликты заканчиваются отчуждением. Мы отдаляемся друг от друга»; «Я раздражаюсь, начинаю кричать, отец берет ремень»; « Мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью лекарства»; « Наши конфликты всегда заканчиваются на повышенных тонах», « Меня раздражает то, что моя дочь при конфликте уходит в себя и просто молчит, я не знаю, понимает ли она меня или нет.» « В конфликт вмешивается бабушка и поддерживает ребенка, это мне очень мешает». Мне не нравится. Что моя мама не доверяет мне. Я раздражаюсь и грублю ей….

(Выслушать ответы. Поблагодарить)

Что, ж наш разговор подходит к концу..

III. Итог.

- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зеленый

 Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение  участников собрания к данной теме.

Преобладает …цвет. Надеюсь, что наше совместное родительское собрание состоялось не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. В завершении собрания я хочу предложить Вам еще одну  притчу:

«Вот что попросил написать на своем надгробном камне английский архиепископ, умерший в 1100 г.

 Когда я был молод, и мое воображение не знало границ, я мечтал изменить мир.

Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране. Но и в своей стране мне не удалось  ничего изменить.

 На закате дней из последних сил попытался изменить хотя бы что- нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули.

 И вот,  лежа на смертном одре, я наконец-то понял, (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть, и весь мир…»

Мне хочется вручить Вам всем «Памятки» , которые, на мой взгляд, пригодятся  в жизни.

Упражнение «Завершение собрания: рефлексия и прощание»

Цель:

Способствовать рефлексии участниками  группы.

Общий круг

                                        Ход упражнения

1. Попросить участников по очереди закончить одну  из фраз, написанных на доске:

 -Я понял(а…..)

-Я почувствовал(а…..)

2. Поблагодарить участников за работу.

3. Попрощаться с участниками

Приложение №1

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

     Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.

1.Угрожаю или дерусь.

Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

Ищу компромиссы.

Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

Избегаю противника.

Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  - категорически нет.

Иду на компромисс.

Сдаюсь.

Меняю тему.

Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.

Предлагаю мир.

Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль.   Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

Приложение №2

Правила мозгового штурма

-Не оценивайте высказанные кем-либо идеи;

-Не повторяйтесь, высказывайте только те идеи, которые еще не назывались;

-Чем больше список идей, тем лучше.

                         

Приложение №3

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Литература:

 Баркин А.И. Практическая психология для родителей, или Как

                                Научиться понимать своего ребёнка. М.: АСТ-ПРЕСС,

                                                                                                 2000

Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях. Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова.Издательство «Вако», 2006г.

Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Панкратов В.Н. Москва, 1999г.

Воспитание школьника, №3, 2009год.

Сонин В.А. Психологический практикум. М., 2009

http://www.prodlenka.org/roditelskoe-sobranie-stcenarii/roditelskoe-sobranie-

 

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/roditelskie-sobraniya- 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о классном родительском собрании.

Данный материал в помощь классному руководителю....

Положение о классном родительском собрании

Положение о родительском собрании класса...

Классное родительское собрание

В помощь классным руководителям...

протокол классного родительского собрания в 9 классе

классное родительское собрание по проблемам подросткового периода....

Родительское собрание "Возможности у меня большие, но..."

Родительское собрание в 10 классе по вопросу осознанного выбора среднего полного школьного образования...

Локальный алгоритм экстренного реагирования классного руководителя на возможные ситуации, связанные с проявлениями суицидальных рисков среди обучающихся

Локальный алгоритм экстренного реагирования классного руководителя на возможные ситуации, связанные с проявлениями суицидальных рисков среди обучающихся...

Методическая разработка для проведения открытого классного часа. Тема: «Возможности – ограничены, способности – безграничны!» (посвящённый Международному дню инвалидов).2019г.

Методическая разработка предназначена для проведения классного часа по теме: «Возможности – ограничены, способности – безграничны!», посвященному международному дню инвалидов, ...