Программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа (6 класс)

Остапчук Екатерина Андреевна

         Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_programma.docx329.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\FK6\Desktop\аттестация остапчук\Программы\Color jpg_5 - копия.JPG

Пояснительная  записка.

                      Рабочая программа составлена на основе программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид (издательство М. ВЛАДОС, 2011 год под редакцией В.В. Воронковой).  

                    Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

  1.  Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2.  Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  5. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  6.  Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах   по                                       учебным предметам федерального базисного учебного плана».

           

         Цель: формирование у обучающегося  знаний и умений, способствующих социальной адаптации; развивать разнообразие качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

       Коррекционно-развивающие задачи предмета:

  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с  ограниченными возможностями здоровья;
  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
  • развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
  • расширение представлений об окружающем мире;

          Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ: согласно заключению ПМПК от 16.02.2018 года, Пр. № 390, несовершеннолетнему рекомендовано обучение по общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  • привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
  • развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
  • развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметные:

  • в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
  • владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся должны знать:

            Правила закаливание организма, правила обтирания, правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов, правила ухода за ногами.

            Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.

            Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него, различные меню ужина.

           Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды телеграфных услуг.

           Виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов.

           Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье.

           Гигиенические требования к жилому помещению, правила организации рабочего места школьника, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение комнатных растения, уход и допустимое количество их в квартире.

          Правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.

         Основные транспортные средства, виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.

         Основные виды продовольственных магазинов, их отделы, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.

         Слова, обозначающие понятия, указанные в программе. Название предметов и материалов, используемых в работе и действия с ними.

Учащиеся должны уметь:

        Мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за ногами.

        Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.

        Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке, отваривать картофель и готовить пюре, готовить запеканки из овощей и творога, оформлять готовые блюда, сервировать стол.

       Находить по справочнику индекс предприятий связи, записывать адреса с индексом на конвертах, составлять различные тексты телеграмм, заполнять телеграфные бланки.

       Записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.

       Проводить сухую и влажную уборку помещения, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.

      Пришивать пуговицы, крючки, кнопки, зашивать одежду. Подшивать платья, брюки, рукава. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия.

      Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения транспорта, определять направление и зоны, пользоваться кассой-автоматом при покупке билетов на пригородные поезда.

      Подбирать продукты к ужину с учетом меню, обращаться к продавцу, кассиру.

      Выполнять образцы вязания. Уметь планировать последовательность и время выполнения работы. 

Результатами изучения курса являются:

  • в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
  • владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
  • результативность занятий по  СБО обеспечивается только при условии – тесной связи учителя с родителями и воспитателями.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

      Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

коррекционно – обучающую;

коррекционно – развивающую;

коррекционно – воспитательную.

 

Обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ

            Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.

           Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Причины затруднений связаны с особенностями их интеллектуального развития. Многие приходят в школу с негативным отношением к учебной деятельности, имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром школьников, живущих в интернате. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».

         Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

 Личная гигиена

Уход за кожей рук, ногтями, ногами. Косметические средства. Закаливание организма, правила закаливания. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на здоровый организм, как детей, так и взрослых.

Культура поведения

 Поведение в музее, библиотеке. Поведение в кино, театре. Экскурсия в школьную библиотеку. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

Семья

Состав семьи учащихся: имена, отчества, место работы. Родственные отношения: мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя. Правила поведения в семье. Обязанности по дому.

Одежда, обувь

Мелкий ремонт одежды. Пр.р. Пришивание пуговиц  кнопок и крючков. Правила и приём ручной стирки изделий из хлопчатобумажных, шелковых и цветных  тканей.  Пр.р. Стирка изделий из шелковых и цветных тканей.  Инвентарь  для стирки. Средства для стирки.

Условные обозначения, используемые в стирке и глажении белья. Условные обозначения, используемые в  глажении белья.

Жилище

Гигиенические требования к жилому помещению. Повседневная сухая уборка.

Повседневная влажная уборка. Уход за мебелью. Мытьё зеркал, окон.

Транспорт

Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах транспорта Передвижения от дома до школы. Правила поведения в транспорте.

Торговля

Магазины промтоваров. Отделы. Порядок приобретения товара. Оплата, хранение чека. Экскурсия в продовольственный магазин.

Средства связи

Основные средства связи. Виды почтовых отправлений Виды писем. Порядок отправления письма П.р. написание адреса на почтовых конвертах.

Медицина

Виды медицинских учреждений. Работники медицинских учреждений. Виды медицинской помощи. Экскурсия  в поликлинику.

 Питание

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению готовых блюд и хранению их в холодильнике и без него. Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных и рыбных. Чтение и составление рецепта приготовления блюд. Блюда из круп.

Заварка чая.

Тематическое планирование

Объем программы

На изучение курса «Социально-бытовое ориентирование» в 6 классе отводится 1 час в неделю, в год 34 часа, 34 учебных недель.

№ темы

        Название темы  

Количество часов

Контроль

(практические работы)

1.

Вводное занятие

1

2.

Личная гигиена

3

3.

Культура поведения

3

4.

Семья

3

5.

Одежда, обувь

6

2

6.

Жилище

4

1

7.

Транспорт

2

8.

Торговля

2

9.

Средства связи

2

10.

Медицинская помощь

4

11.

Питание

4

1

Итого

34

4

  Практические работы.

  Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук;  оформление готовых блюд; написание адреса и индекса на конвертах, составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков; сухая и влажная уборка помещений, пользование пылесосом и уход за ним; пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду, стирка и утюжка изделий из х/б и шелковых тканей.

                                            Коррекционная работа

Разделы программы

Коррекционная работа

«Питание»

Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами.

«Личная гигиена»

Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур.

«Одежда »

Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание.

«Семья»

Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц.

«Культура поведения»

 Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города.

«Жилище»

 Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся.

«Транспорт»

 Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта.

«Торговля»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие.

«Средства связи»

Расширять словарный запас по теме  в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей.

« Медицинская помощь»

Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность

Основной формой образовательного процесса являются:

- уроки изучения нового материала,

-комбинированные,

-обобщающие уроки,

-практические работы,

-экскурсии.

Ожидаемые результаты

       В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

      В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с  ограниченными возможностями здоровья  должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:

в сфере организации питания:

  • различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
  • определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
  • различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
  • размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
  • обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
  • готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
  • правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
  • сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
  • убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
  • соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;

в сфере ухода за телом:

  • выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
  • мыть тело;
  • мыть и расчёсывать волосы;
  • чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
  • пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
  • пользоваться дезодорантом;
  • оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.

в сфере ухода за одеждой и обувью:

  • пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
  • складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
  • чистить одежду щёткой;
  • стирать одежду вручную и в стиральной машине;
  • гладить одежду;
  • выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
  • зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
  • чистить обувь;
  • сушить мокрую обувь;

в сфере ухода за жилищем:

  • наводить порядок в помещении;
  • застилать постель;
  • удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
  • подметать и мыть, пол;
  • пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
  • пользоваться пылесосом;
  • выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
  • ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;

             Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

          – ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта  ( парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);

           – различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.

           – ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;

           – осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.

           – ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;

           – обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;

           – правильно вести себя в учреждениях культуры;

           – пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;

           – ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;

           – пользоваться деньгами, осуществлять платежи.

          Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:

        – представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);

       – умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.

          Начиная с 6 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни. Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:

       – называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;

       – называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;

       – определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);

       – ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;

       – планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;

       – называть правила ухода за маленькими детьми в семье;

       – приглашать и принимать гостей;

       – поздравлять с праздником;

       – называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.

   Перечень учебно-методического обеспечения:

Компьютер,  мультимедийный проектор, демонстрационные материалы (плакаты, таблицы)

Раздаточный материал:  ( карточки-задания, теоретический материал, перфокарты,

технологические карты)

Опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания, рабочая программа.

Список использованной литературы

1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДОС – 2011 год.

2. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

4. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.

5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.

6. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.

7. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.

8. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.

9. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к образовательной программе по предмету «Социально-бытовая ориентировка»

Материал предлагает разделы учебной программы по предмету, а также приоритетные направления урока "Социально-бытовая ориентировка " В пояснительной записке показаны методы, приёмы, практические задани...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс

Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс

Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО )  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.  Программа составлена с учетом возрастных ...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО дл...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 9 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 8 вида....

Методика «Развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки у детей с тяжёлым нарушением зрения (тотально слепые дети)»

Доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения...