Буллинг и его профилактика в школе
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Егорова Галина Викторовна

Сохранение,поддержание и развитие психологического здоровья учащихся в ОУ

Определение буллинга

История буллинга

Причины возникновения буллинга

Классификация участников буллинга

Профилактика буллинга

Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulling_1.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Буллинг и его профилактика в школе

        Постоянно растущее число актов проявления агрессии в школе делает актуальной проблему сохранения, поддержания и развития психологического здоровья учащихся в образовательных учреждениях. И одной из основных угроз является буллинг.

        Согласно определению А. И. Аверьянова буллинг — это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [1].

        Проблема буллинга рассматривается и изучается уже в течение долгого времени. Если обратиться к статье Питера Смита «Школьный буллинг» [4], можно увидеть, что рассмотрение феномена буллинга проходило через четыре временных периода, первый из которых приходится ещё на конец 1960-1980 годов. В России же буллинг начал изучаться лишь в начале 2000 годов и до этого рассматривался в терминах «травли» и «агрессивного поведения». Стоит отметить, что на сегодняшний день проблема буллинга в нашей стране стоит весьма остро. В сентябре 2019 года агентство «Михайлов и Партнеры. Аналитика» провели исследование, охватившее 52 региона России.         Результаты исследования показали, что каждый второй ребенок сталкивается с травлей.  Буллингу со стороны сверстников по результатам опроса подвергалось 52% опрошенных. При этом первое место в рейтинге жалоб школьников занимала психологическая агрессия, включающая в себя вербальные оскорбления, запугивание, вымогательство, порчу имущества и умышленную изоляцию (32%). Физической агрессии, проявляющейся в толчках, побоях и иных телесных повреждениях подвергалось 26,6% учащихся.

        Для того, чтобы успешно распознавать буллинг и работать с ним необходимо понимание структуры и причин его возникновения. Так, среди причин можно выделить четыре основные группы:

1. Педагогические, включающие в себя психологический климат в школе и классе, а также позицию учителя;

2.  Психологические, предполагающие, что буллинг провоцируют личностные особенности его участников. Как агрессора, так и жертвы;

3. Социальные, подразумевающие пропаганду агрессивного поведения как приемлемого в обществе. Основными каналами распространения подобной точки зрения выступают телевидение, интернет и компьютерные игры, поэтому необходимо внимательно следить из чего состоит информационное пространство учащихся;

4. Семейные. Среди семейных причин можно назвать принятые в семье агрессивные паттерны поведения, которые ребенок перенимает у родителей и рассматривает как нормальные, также привести ребенка к буллингу может и чрезмерный контроль или, наоборот, недостаточное внимание к своему ребенку со стороны взрослых.

Говоря же о буллинг-структуре, можно обратится к классификации О.Л. Глазман, которая включает в себя следующих участников буллинга [2]:

1. Инициаторы (обидчики) – это дети и подростки с высоким уровнем общей агрессивности. Они любят внимание,легко возбудимы, импульсивны и имеют высокий уровень притязаний. Часто это физически развитые дети и подростки.

2. Помощники инициатора- эти дети и подростки поддерживают буллинг. Часто это легко поддающиеся влиянию окружающих конформисты. Часто такие учащиеся имеют жестких, контролирующих родиелей, им важно сохранять хорошие взаимоотношения с лидерами класса и они легко идут на уступки.

3. Защитники жертвы. Как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди одноклассников. Это эмпатичные дети, способные принимать самостоятельные решения с высоким уровнем социальной и личной ответственности.

4.  Жертвы – ученик, который становится жертвой буллинга. Американский исследователь Дэн Олвеус [5] выделяет два типа жертв. Слабые и не могущие это скрыть дети, представляют собой первую группу. Часто они тревожны, неуверенны в себе, физически слабые и очень эмоционально лабильные. Ко второй группе относятся дети, которые сами нивольно провоцируют по отношению к себе негативное отношение. Они бурно на всё реагируют, импульсивны, могут иметь неопрятный внешний вид.

5.  Наблюдатели (свидетели). К этой категории относится большинство детей столкнувшихся с ситуацией буллинга. Очевидцы буллинга часто испытывают страх, находясь в школе, чувство беспомощности и неспособности повлиять на ситуацию. Часто наблюдатели сталкиваются с переживанием чувства вины, поскольку не вступились за подвергаемого буллингу ученика.

        В качестве профилактики буллинга в школе можно прибегнуть к следующему ряду мер:

1. Проведение просветительской работы, включающей информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях, а также о методах противостояния и преодоления буллинга.

2. Выработка свода школьных правил в отношении буллинга и проведение скоординированных мероприятия по выявлению, профилактике и преодолению буллинга. Рекомендуется ввести проведение анонимного тестирования для детей и учителей, на основании результатов которого будет выстраиваться планирование дальнейшей работы.

4. Проведение групповых занятий с детьми, направленных на выработку адекватных способов достижений своих целей, навыков управления эмоциями и эффективной коммуникации. Проведение треннингов на повышение сплоченности и улучшения психологического климата в коллективе

5. Создание комитетов, в которых участвую дети, для разработки правил в отношении буллинга и мер для его преодоления.

6.  Создание информационных стендов, на котором размещаются материалы по теме буллинга.

Список литературы:

Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов [Электронный ресурс]: - Режим доступа // http://www.sworld.com.ua/konfer30/531.pdf

  1. Бутовская М. Л., Русакова Г. С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение - 2016 - №2
  2. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. - № 105
  3. Ярмина Алина Николаевна Периодизация изучения феномена буллинга // Исследователь/Researcher. 2018. №1-2 (21-22).
  4. Dan Olweus: Gewalt in der Schule. Was Lehrer und Eltern wissen sollten und tun können. Huber, Bern 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы совета профилактики в школе

К, сожалению ( а может быть и нет) до настоящего времени нет единообразия в организации работы Совета профилактики.  Переработав документы, относящиеся к данной теме, посоветовавшист с коллегами ...

Буллинг и его профилактика в школе

Сохранение,поддержание и развитие психологического здоровья учащихся в ОУОпределение буллингаИстория буллингаПричины возникновения буллингаКлассификация участников буллингаПрофилактика буллингаСписок ...

Классный час «Буллинг как разновидность насилия в школе»

Классный час «Буллинг как разновидность насилия в школе»...

Внеклассное занятие по профилактике буллинга и агрессивного поведения в школе «Дорога добра»

Внеклассное занятие по профилактике буллинга и агрессивного поведения в школе «Дорога добра»...

БУЛЛИНГ причины, формы, профилактика

Буллинг серьезная проблема, которая охватывает множество образоваьнльных учреждений во восем мире.Существует целый ряд факторов,способсвующих процветанию буллинга Понимание этих факторов помогает разр...

Буллинг, кибербуллинг. Специфика, профилактика, ответственность

Текст и презентация для выступления по теме Буллинг, кибербуллинг. Специфика, профилактика, ответственность...