Буллинг и его профилактика в школе
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Егорова Галина Викторовна

Сохранение,поддержание и развитие психологического здоровья учащихся в ОУ

Определение буллинга

История буллинга

Причины возникновения буллинга

Классификация участников буллинга

Профилактика буллинга

Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulling_1.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Буллинг и его профилактика в школе

        Постоянно растущее число актов проявления агрессии в школе делает актуальной проблему сохранения, поддержания и развития психологического здоровья учащихся в образовательных учреждениях. И одной из основных угроз является буллинг.

        Согласно определению А. И. Аверьянова буллинг — это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [1].

        Проблема буллинга рассматривается и изучается уже в течение долгого времени. Если обратиться к статье Питера Смита «Школьный буллинг» [4], можно увидеть, что рассмотрение феномена буллинга проходило через четыре временных периода, первый из которых приходится ещё на конец 1960-1980 годов. В России же буллинг начал изучаться лишь в начале 2000 годов и до этого рассматривался в терминах «травли» и «агрессивного поведения». Стоит отметить, что на сегодняшний день проблема буллинга в нашей стране стоит весьма остро. В сентябре 2019 года агентство «Михайлов и Партнеры. Аналитика» провели исследование, охватившее 52 региона России.         Результаты исследования показали, что каждый второй ребенок сталкивается с травлей.  Буллингу со стороны сверстников по результатам опроса подвергалось 52% опрошенных. При этом первое место в рейтинге жалоб школьников занимала психологическая агрессия, включающая в себя вербальные оскорбления, запугивание, вымогательство, порчу имущества и умышленную изоляцию (32%). Физической агрессии, проявляющейся в толчках, побоях и иных телесных повреждениях подвергалось 26,6% учащихся.

        Для того, чтобы успешно распознавать буллинг и работать с ним необходимо понимание структуры и причин его возникновения. Так, среди причин можно выделить четыре основные группы:

1. Педагогические, включающие в себя психологический климат в школе и классе, а также позицию учителя;

2.  Психологические, предполагающие, что буллинг провоцируют личностные особенности его участников. Как агрессора, так и жертвы;

3. Социальные, подразумевающие пропаганду агрессивного поведения как приемлемого в обществе. Основными каналами распространения подобной точки зрения выступают телевидение, интернет и компьютерные игры, поэтому необходимо внимательно следить из чего состоит информационное пространство учащихся;

4. Семейные. Среди семейных причин можно назвать принятые в семье агрессивные паттерны поведения, которые ребенок перенимает у родителей и рассматривает как нормальные, также привести ребенка к буллингу может и чрезмерный контроль или, наоборот, недостаточное внимание к своему ребенку со стороны взрослых.

Говоря же о буллинг-структуре, можно обратится к классификации О.Л. Глазман, которая включает в себя следующих участников буллинга [2]:

1. Инициаторы (обидчики) – это дети и подростки с высоким уровнем общей агрессивности. Они любят внимание,легко возбудимы, импульсивны и имеют высокий уровень притязаний. Часто это физически развитые дети и подростки.

2. Помощники инициатора- эти дети и подростки поддерживают буллинг. Часто это легко поддающиеся влиянию окружающих конформисты. Часто такие учащиеся имеют жестких, контролирующих родиелей, им важно сохранять хорошие взаимоотношения с лидерами класса и они легко идут на уступки.

3. Защитники жертвы. Как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди одноклассников. Это эмпатичные дети, способные принимать самостоятельные решения с высоким уровнем социальной и личной ответственности.

4.  Жертвы – ученик, который становится жертвой буллинга. Американский исследователь Дэн Олвеус [5] выделяет два типа жертв. Слабые и не могущие это скрыть дети, представляют собой первую группу. Часто они тревожны, неуверенны в себе, физически слабые и очень эмоционально лабильные. Ко второй группе относятся дети, которые сами нивольно провоцируют по отношению к себе негативное отношение. Они бурно на всё реагируют, импульсивны, могут иметь неопрятный внешний вид.

5.  Наблюдатели (свидетели). К этой категории относится большинство детей столкнувшихся с ситуацией буллинга. Очевидцы буллинга часто испытывают страх, находясь в школе, чувство беспомощности и неспособности повлиять на ситуацию. Часто наблюдатели сталкиваются с переживанием чувства вины, поскольку не вступились за подвергаемого буллингу ученика.

        В качестве профилактики буллинга в школе можно прибегнуть к следующему ряду мер:

1. Проведение просветительской работы, включающей информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях, а также о методах противостояния и преодоления буллинга.

2. Выработка свода школьных правил в отношении буллинга и проведение скоординированных мероприятия по выявлению, профилактике и преодолению буллинга. Рекомендуется ввести проведение анонимного тестирования для детей и учителей, на основании результатов которого будет выстраиваться планирование дальнейшей работы.

4. Проведение групповых занятий с детьми, направленных на выработку адекватных способов достижений своих целей, навыков управления эмоциями и эффективной коммуникации. Проведение треннингов на повышение сплоченности и улучшения психологического климата в коллективе

5. Создание комитетов, в которых участвую дети, для разработки правил в отношении буллинга и мер для его преодоления.

6.  Создание информационных стендов, на котором размещаются материалы по теме буллинга.

Список литературы:

Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов [Электронный ресурс]: - Режим доступа // http://www.sworld.com.ua/konfer30/531.pdf

  1. Бутовская М. Л., Русакова Г. С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение - 2016 - №2
  2. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. - № 105
  3. Ярмина Алина Николаевна Периодизация изучения феномена буллинга // Исследователь/Researcher. 2018. №1-2 (21-22).
  4. Dan Olweus: Gewalt in der Schule. Was Lehrer und Eltern wissen sollten und tun können. Huber, Bern 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы совета профилактики в школе

К, сожалению ( а может быть и нет) до настоящего времени нет единообразия в организации работы Совета профилактики.  Переработав документы, относящиеся к данной теме, посоветовавшист с коллегами ...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Буллинг и его профилактика в школе

Сохранение,поддержание и развитие психологического здоровья учащихся в ОУОпределение буллингаИстория буллингаПричины возникновения буллингаКлассификация участников буллингаПрофилактика буллингаСписок ...

Классный час «Буллинг как разновидность насилия в школе»

Классный час «Буллинг как разновидность насилия в школе»...

Внеклассное занятие по профилактике буллинга и агрессивного поведения в школе «Дорога добра»

Внеклассное занятие по профилактике буллинга и агрессивного поведения в школе «Дорога добра»...

БУЛЛИНГ причины, формы, профилактика

Буллинг серьезная проблема, которая охватывает множество образоваьнльных учреждений во восем мире.Существует целый ряд факторов,способсвующих процветанию буллинга Понимание этих факторов помогает разр...