Причины и формы девиаций в подростковом возрасте
статья

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и формы девиаций в подростковом возрасте

Причины девиаций подростков можно разделить на следующие группы:

1. Социально-экономическое снижение жизненного уровня населения:

  • имущественное расслоение общества;
  • ограничение возможностей социально-одобренных форм заработка; безработица;
  • ослабление общественной функции социального контроля;
  • доступность алкоголя и табака для несовершеннолетних;
  • широкая реклама психоактивных веществ;
  • снижение уровня социальной безопасности.

2. Морально - этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребёнка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодёжных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида. Таким образом, девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребёнка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

3. Социально-педагогическое ослабление воспитательной функции семьи:

  • воспитание в неполной семье;
  • завышенные требования родителей к ребенку;
  • авторитаризм родителей;
  • жестокое обращение с ребенком;
  • враждебность и конфликты между родителями;
  • критицизм подростка по отношению к школе, семье, отчужденность от них;
  • низкий статус подростков в классном коллективе;
  • слабая система внешкольной занятости детей и молодежи.

4. Учебная дезадаптация школьника в своём развитии проходит следующие стадии:

  • учебной декомпенсации - состояния ребёнка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
  • школьной дезадаптации - состояния ребёнка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
  • социальной дезадаптации - состояния ребёнка, когда отмечается полная утрата интереса к учёбе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками; криминализация среды свободного времяпрепровождения.

5. Следует выделить определённые стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребёнка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребёнка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;
  • нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребёнку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нём. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребёнка.

6. Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребёнком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребёнка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребёнка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки.

Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. Анализ семьи и её воздействий на психосоциальное развитие ребёнка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие - вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

7. Социально-культурная девальвация в обществе традиционных нравственных ценностей:

  • нестабильная политическая ситуация в стране;
  • снижение морально-этического уровня населения;
  • распространение криминальной субкультуры;
  • негативное влияние средств массовой информации;
  • либерализация половой морали;
  • доминирование среди молодежи культа силы;
  • недостатки в системе внешкольной работы;

8. Психологическое стремление быть не зависимым от взрослых:

  • желание быть признанным в группе сверстников;
  • тяга к самоутверждению;
  • не сформированная система моральных ценностей;
  • низкий уровень эмоционально-волевого контроля;
  • желание выглядеть взрослым;
  • гедонистические мотивации (стремление к наслаждению);
  • потребность изменить психическое состояние в стрессовой ситуации;
  • повышенная тревожность, низкая самооценка;
  • инфантилизм;
  • повышенный, по сравнению со сверстниками, уровень конформизма;
  • акцентуации характера, психопатии;
  • психопатологические синдромы (депрессия, паранойя, мстительность и т.п.);
  • отрицательные свойства (зависть, жадность).

Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребёнка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно - психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально - медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. В каждый период развития ребёнка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живёт, либо приобщение. Если в семье ребёнок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за своё поведение.

9. Биологические нарушения работы ферментативной и гормональной систем организма:

  • последствия наследственности;
  • влияние различных факторов среды (уровень радиации, химический состав воздуха).

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребёнка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причём здесь речь идёт, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально - педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

-генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, ещё во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощённой алкоголизмом;

-психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

-физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно - соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребёнка в среде сверстников, коллективе.

Рассмотрим разновидности девиаций.

1.        По продолжительности девиации бывают: временные; постоянные; устойчивые; неустойчивые.

2.        По уровню организации: стихийные; спланированные; структурированные; неструктурированные.

.        По направленности на себя и других: эгоистичные; альтруистические; экспансивные; неэкспансивные.

.        По уровню осознания: осознанные; неосознанные.

.        По количеству лиц: индивидуальные; групповые.

Рассмотрим более подробно.

Девиантное поведение имеет различные динамические характеристики, может быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость. Девиантные формы поведения подразделяются на временные и постоянные, устойчивые и неустойчивые. Для временных девиаций характерна ограниченная продолжительность поведения, противоречащего определенным нормам. Например, подростки могут проявлять девиантные формы поведения только во время пребывания в лагере отдыха, быть агрессивными только в определенной группе и т.д. К постоянным девиациям относят такие формы асоциального поведения, которые имеют тенденцию к повторению. Устойчивыми называют девиации, для которых характерен только один вид асоциального поведения (наркомания, дромомания т.д.). При неустойчивых девиациях отмечается склонность к проявлениям различных видов девиантного поведения (алкоголизм с агрессией к ближним и т.п.).

Стихийные девиации характеризуются спонтанностью и хаотичностью. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером. Их причиной, как правило, является эмоциональное состояние индивида и стечение обстоятельств. Наиболее типичными стихийными девиациями для подростков является вербальная, физическая агрессии, попытки самоубийства и тому подобное.

Спланированные девиации имеют характер регламентированность и четкой направленности. Человек заранее готовится к их реализации, нередко переживает радостное и одновременно тревожное ожидание определенного вида деятельности (например, состояние компьютерной зависимости у подростков). Структурированная (организованная) девиация - это групповая форма поведения, в рамках которой четко распределены роли всех ее участников. Для не структурированной разновидности группового девиантного поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентация поступков.

Девиантные формы поведения по своей направленности на себя и других бывают экспансивные, неэкспансивные, эгоистические и альтруистические. Экспансивные девиации, в отличие от неэкспансивные, характеризуются вторжением в сферу жизни и деятельности окружающих, осуществление относительно них различных форм физического, психического и сексуального насилия. При неэкспансивных девиациях индивид своим поведением не затрагивает интересы других (например, нервная анорексия - озабоченность весом своего тела, постоянное ограничение себя в еде). Эгоистические девиации отмечаются направленностью на получение удовольствия или личной выгоды. Альтруистические девиации направлены на удовлетворение интересов других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничтожению. Альтруистические цели может преследовать самоубийца, если он прощается с жизнью ради спасения других.

По уровню осознанности и критичности поведения различают осознанные и неосознанные девиации. Осознанные девиации - это такой вид поведения, при которой человек осознает, что его поступки противоречат определенным нормам и относительно которых человек может переживать негативные эмоции, желая изменить свое поведение. Неосознанные девиации, как правило, присущи людям с психическими расстройствами, которые убеждены, что их поведение носит адекватный характер по сравнению с поступками окружающих, в них отсутствует желание изменить что-либо в своем поведении.

Различают также первичную и вторичную девиации. Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка против авторитарности взрослых; желание самовыражения, которое по определенным причинам не может осуществиться в рамках «нормативного» поведения). Вторичные девиации возникают в результате сознательного или неосознаваемого девиантом стремление действовать согласно тому ярлыку, который окружающие заметили в его поведении раннее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации в форме буклета "Трудности подросткового возраста""

В буклете представлены рекомендации по взаимодействию с подростком....

Причины и мотивы девиаций (из опыта работы)

Выявление побудительных мотивов неодобряемого поведения на основании статистических данных....

Игровые технологии как одна из эффективных форм работы с детьми подросткового возраста.

Игра – это превосходный способ заставить учащихся активно работать на уроке  и во внеурочное время.  Это идеальная возможность расслабиться после трудного  рабочего дня. Разве можно при...

Презентация по ОБЖ в 10 классе "Психологическое состояние человека. Причины и профилактика самоубийств в подростковом возрасте". Преподаватель-организатор ОБЖ Ходырев Р.Г.

Презентация по ОБЖ в 10 классе "Психологические состояния человека. Причины и профилактика самоубийств в подрастковом возрасте"....

Родительское собрание по теме "Причины снижения успеваемости у учащихся подросткового возраста и пути их преодоления"

Обсуждение с родителями причин неуспеваемости учащихся, познакомить их с понятием "неуспеваемость", а также рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении, дать рекомендации в пре...

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.

Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”....