Причины и мотивы девиаций (из опыта работы)
статья на тему

Выявление побудительных мотивов неодобряемого поведения на основании статистических данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_motivy_deviatsiy.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и мотивы девиаций (из опыта работы)

Любой учебный год начинается со сбора статистических данных.  Кто же из общего числа учеников с самого начала учебного года оказался в поле деятельности социального педагога. Данные статистические сведения представлены на основании социального паспорта нашей школы в 2014-2015 учебном году. На начало учебного года контингент составлял 636 человек. Из них 66 человек, то есть 10,4 %, составляли дети льготных категорий граждан (многодетные семьи, малообеспеченные, опекаемые инвалиды, по потере кормильца), 143 человека, 22,5 %,  – это дети из неполных семей и дети разведенных родителей. Здесь стоит отметить, что среди неполных семей, безусловно, есть благополучные,  и в многодетных и малообеспеченных семьях зачастую все благополучно, но эти семьи оказались охвачены социальной поддержкой государства по ряду причин, поэтому социальный педагог обязан быть в курсе жизнедеятельности таких семей.

 Среди учащихся, с которыми мне приходилось работать в силу своих профессиональных обязанностей, мне показалось очень важным подчеркнуть,  прежде всего, побудительные  причины их неодобряемого поведения:

  • мы исключаем  медицинские заболевания как первоисточник девиации, но другие медицинские проблемы могут стать причиной разлада в психологическом состоянии ребенка, например, отклонения от нормы - нарушения в физическом и (или) психологическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуации характера;
  •  нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка), конфликте, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);
  •  ошибки педагогов (отсутствие индивидуального подхода, неточно подобранный набор методов и приемов);
  •  ошибки семейного воспитания (недостаточный контроль со стороны родителей, отсутствие внимания к проблемам ребенка, излишнее доверие к деятельности ребенка, граничащее с безразличным отношением  или, наоборот, строгие методы воспитания и применение физических наказаний и т.д.);
  • социальные причины (материальное положение, социальный статус семьи, жилищная и бытовая неустроенность);
  • психотравмирующие ситуации (развод родителей, трагические ситуации в семье, переезд, домашние конфликты, недостаток внимания к ребенку, физическое насилие в семье и др.).

Из практики могу добавить к этому, что подростки, живущие в неполных семьях,  травмируются  в большей степени тогда, когда мама или папа, принадлежавшие только самому ребенку, вдруг женятся или выходят замуж повторно. Эти обстоятельства больно ударяют по самолюбию и  эгоизму, свойственному возрасту подростка. Таким образом, переход из статуса неполной семьи в полную также может негативно отразиться на поведении.  

        Обобщая вышесказанное,  можно сделать вывод, что на начало 2014-2015 учебного года,  по данным социального паспорта, в сферу деятельности социального педагога в нашей школе попадало 209 человек или 32,9% от всех учащихся. Число весьма немалое. Сразу хочется отметить, что  не всегда учащиеся из указанных семей проявляют себя негативно. В семьях, где во главе стоят доверие и взаимопомощь, большинство из перечисленных  проблем обсуждаются и решаются. Самостоятельно подросток зачастую не способен  к адекватному анализу ситуации и принятию правильного решения. Ведь проблема подростка  не в нем самом, а в окружающей его социализирующей среде.

Использованная литература

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Лениздат, 1981. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.

Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...

Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.

       Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто  сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...

Взаимодействие с семьей по профилактике девиации подростков (из опыта работы).

                   Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и мор...

Причины и формы девиаций в подростковом возрасте

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимсяДевиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся о...

Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде

В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....

Причины и мотивы девиантного поведения подростков. Профилактика и коррекция.

Причины девиантного поведения подростков.Профилактика и коррекция....