«Не оступись!»: организация работы класса здоровья на базе МБОУ Большекуликовской СОШ».
статья

Синельникова Лариса Анатольевна

Организация работы класса здоровья для несовершеннолетних "группы риска" и нуждающихся в социальной помощи и поддержке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_ostupis.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Не оступись!»: организация работы класса здоровья на базе МБОУ Большекуликовской СОШ».

Руководитель МОП «Подросток и общество»

Л.А.Синельникова

  Современные условия жизни, являются источником большого количества стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей.

Наступило время, когда требования мира, окружающего ребенка, столь высоки, что ему жизненно необходимо эффективные навыки адаптации и умение сохранять свои силы, внутренние ресурсы даже в самых сложных ситуациях.

Это связано со следующими факторами:

  1. ускоряющим темпом жизни,
  2. постоянными изменениями окружающей среды,
  3. внедрением инновационных технологий во все сферы жизни,
  4. информационными и физическими перегрузками
  5. экологическим неблагополучием и т.д.

Все понимают необходимость научить ребенка разговаривать, читать, писать, считать. Но не всегда взрослые задумываются, что не менее важно научить ребенка правильно сидеть, ходить, дышать, научить его сохранять свое здоровье и управлять возможностями своего организма.

Так, при утомлении, конфликтных ситуациях, стрессах, отрицательных эмоциях подростки прибегают к курению или выпивкам. Наиболее опасным периодом в плане формирования аддиктивного поведения является подростковый возраст. Чтобы избежать негативного влияния на несовершеннолетних, на базе нашей школы организованна работа по классу здоровья.  И ведется работа по следующим программам: «Волна»; «Экватор»; «Статус».

За  2016 год было проведено 54 индивидуальных занятий с помощью кабинета БОС – коррекция психоэмоционального состояния (на аппарате «Волна»  - 30 занятий, «Экватор» - 14 занятий, «Статус» - 10 занятий. Занятиями было охвачено 16 подростков из них 10 состоящих на учете в органах внутренних дел и 6 на внутришкольном учете.

Основной целью программы «Волна» является обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания.

Методику обучения диафрагмально-релаксационному дыханию мы используем как программу психолого-педагогического сопровождения развития детей и подростков.

Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребенка задач, как:

  1. создание благоприятных условий для нервно-психического развития
  2. нормализация психоэмоционального состояния
  3. коррекция нарушения поведения, выработка конструктивных стратегий поведения
  4. формирование навыков преодоления жизненных трудностей за счет развития адаптационных возможностей.

Обучение детей поддержанию оптимального уровня функционированию организма позволит  им сохранить ресурсы организма, улучшить их самочувствие.

Мы не можем предотвратить действие стрессовых факторов на нас. И не должны этого делать, так как стресс – неотъемлемая часть нашей жизни и необходимый процесс, который помогает нам приспосабливаться к различным условиям жизни и справляться с тяжелыми ситуациями. Но в наших силах избежать негативных последствий стресса – того, что приносит фаза истощения. Для этого нам необходимо научится регулировать свое состояние, успокаиваться, снимать избыточное напряжение, то есть научиться навыкам саморегуляции. Они  позволяют нам «договариваться» со своим организмом и восстанавливать исходное равновесие.

 В этом  нам и помогает программа «Волна». Регуляция глубины дыхания позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и способствует достижению состояния общей релаксации.

При помощи специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает их в виде звукового или зрительного ряда. Таким образом, он получает возможность увидеть и услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Многократное повторение ведет к тому, что человек учиться распознавать свои ощущения и быстро находить их.  

 Основной целью программы «Экватор» - обучение детей поддержанию оптимального уровня функционирования организма, что позволит им сохранить ресурсы организма в самых различных жизненных ситуациях и , несомненно, улучшить их самочувствие. А происходит это за счет тренировок терморегуляции организма. Одной из реакций организма на стресс является централизация кровообращения, т.е. повышения тонуса (спазмы) периферических сосудов, что ведет к повышению артериального давления и понижению периферической температуры.

Таким образом, температурные колебания могут рассматриваться как показатель (маркер) изменений симпатической сосудосуживающей активности в состоянии покоя и стресса.

Биоуправление по температуре рук – один  из самых распространенных методов саморегуляции, используемый для контроля уровня стресса. Произвольное повышение периферической температуры связано со снижением уровня психоэмоционального напряжения, снижением стрессовой нагрузки, приостановкой генерализованной стрессовой реакции и нормализацией функционального состояния.

Во время тренинга происходит глубокое закрепление навыка саморегуляции не только на физиологическом, но и на психоэмоциональном уровне. А это, в свою очередь, способствует активному применению полученных знаний и умений в реальной повседневной жизни.

Программа «Статус» - это программа профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия.  Как и в двух предыдущих программах «Статусе» лежит принцип биологической обратной связи (БОС). Работа ведется непосредственно с мышцами. Задачи курса  - это повышение силы мышц спины, ягодиц, брюшного пресса, обеспечивающих сохранение вертикального положения тела; коррекция нарушения осанки; формирование навыка правильной осанки.

Специалист обучает подростков мышечной релаксации (расслаблению).

Во время сеансов несовершеннолетние ориентируются  на результаты диагностического этапа и на изменения своих физиологических показателей.

Специалист, занимающийся по классу здоровья, помогает подросткам осознавать эффективность данных занятий для создания комфортного психологического состояния, учит распознавать свои ощущения.

Обработка результатов занятий с помощью БОС позволила сделать следующие выводы:

- Наглядное представление более высоких и лучших показателей способствует к ускоренному формированию навыков саморегуляции.

- Прогресс тренировок и успешность проведенного тренинга на аппарате «Волна» наблюдается у 10 из 16 подростков.

- По программе «Экватор» результатами стали: нормализация эмоционального фона (наблюдалось у 8 подростков), оптимизация состояния при стрессовых воздействиях (7 подростка).

- В соответствии с коэффициентом эффективности (Кэфф.) по программе «Статус» за 2016  год  результат коррекции всей группы остался «без перемен».

Формирование оптимального психофизиологического состояния у детей в период их активного интеллектуального и личностного роста обеспечивает формирование гармоничной личности и является активным способом профилактики многих нарушений развития.

Организация работы класса здоровья  способствует отвлечению детей от негативного поведения, формированию здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное руководство подготовкой проекта по теме: "Поддержка и пропаганда грудного вскармливания. Организация работы медицинской сестры на базе "Комнаты здорового ребенка" при детской поликлинике".

Поддержка и пропаганда грудного вскармливания. Организация работы медицинской сестры на базе «Комнаты здорового ребёнка» при детской поликлинике. Автор: Котлярова Наталья Владимировна, студентка ...

Организация работы центра здоровья в образовательном учреждении

В статье описан опыт работы школы по организации центра здоровья. В школе накоплен определенный опыт в проведении профилактической работы, направленной на укрепление здоровья детей.Центр здоровья созд...

Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания на базе МБОУ лицей №1 г. Пролетарска.

В статье представлен отчет о работе кружка "География родного края", созданный на базе лицея №1 г. Пролетарска, участниками которого являются обучающиеся 5-9 классов. Дается описание проведения конфер...

Организация работы детского объединения на базе класса и школы

Материалы для специалистов воспитательных служб...

Организация работы по профессиональному самоопределению обучающихся МБОУ «Кольцовская школа №5» в специализированных классах инженерно-технологического направления

Проект, представленный на образовательну. выставку УчСиб 2018Номинация: Модернизация технологий и содержания образования в условиях введения ФГОСНаграда: Большая золотая медаль...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Дорожная карта по организации работы с одаренными детьми в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Цель: создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития талантливых и одаренных детей....