Семинар-тренинг для педагогов по теме: «Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде»
методическая разработка

Малых Ольга Александровна

Формирование профилактического и воспитательного ресурса педагогов, направленного на предотвращение употребления ПАВ детьми и подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_pav.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг для педагогов по теме:

«Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде»

Цель:

-Формирование профилактического и воспитательного ресурса педагогов, направленного на предотвращение употребления ПАВ детьми и подростками.

Задачи:

  • Повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов по профилактической тематике;
  • Расширение информационного поля в контексте проблемы
  • Формирование ценностного отношения к физическому и психическому здоровью детей и подростков.
  • Формирование эмоциональной, когнитивной и поведенческой установки на неприятие употребления ПАВ;

Материалы: карандаши, белые листы бумаги, скотч, доска с проектором

Ход семинара.

I. Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Нашу встречу я начну со стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!

Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!

Давайте станем каплю терпеливее!

Давайте станем чуточку добрей!

Давайте жить в спокойствии, согласии!

Пусть свет земли нам освещает путь!

Трудиться будем творчески и радостно, но так,

Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

1.Знакомство участников семинара с темой и целью семинара.

В последние годы мы наблюдаем значительный рост употребления психоактивных веществ.

Темп распространения в нашей стране заставляют опасаться за здоровье молодежи.

В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно “познают мир”, в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости.

Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.В этот период особенно важно развитие определенных социально-психологических навыков, обсуждение с подростками тех проблем, с которыми они часто сталкиваются один на один, проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Возникает необходимость выработки навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни.Часто в школах проводятся занятия и лекции, на которых учащимся рассказывают о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия.

2. Упражнение «Знакомство»

Надо назвать свое имя и назвать ассоциацию, с которой соотносим понятие профилактика.

Ведущий: в ходе работы каждый педагог получит возможность расширить представления о современных подходах профилактики и формировании навыков здорового образа жизни, предлагает принять правила.

Принятие правил.

  • Общение по принципу “здесь и теперь”
  • Конфиденциальность
  • Я- высказывания
  • Искренность
  • Уважение к говорящему
  • Не опаздывать. Отключать мобильные телефоны.

3. Работа в мини- группах: «Причины и факторы риска употребления ПАВ»

Упражнение: «Связующая нить».  

 Цель: создание позитивного настроения и сплоченности группы.

Время: 5 минут.

Инструкция: участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются связаны одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире...»

Участники объединяются в 3-4 команды, каждая из которых готовит свои варианты причин и факторов риска употребления психоактивных веществ, а также последствия такого употребления. После, каждая команда предлагает свои варианты. Мнения групп обсуждается.

  • Употребление ПАВ
  • Появление новых форм зависимого поведения (социальные сети, интернет)
  • Повышение риска суицида.

4. Ролевая игра «Подросток в асоциальной семье». 

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии для выхода; анализ влияния семьи на психологическое здоровье ребенка.

Ведущий предлагает следующее задание: «Сейчас каждой группе будет предложена ситуация. Познакомиться с ситуацией, распределить роли, каждая микро -группа разыгрывает свою ситуацию.

Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

  1. Описать и проиграть ситуацию.
  2. Оценить возможные сложности в поведении ребенка.

3.Рекомендации по работе с семьей. Чем может школа? Обсудить наиболее приемлемые способы решения проблемы.

Задача каждого участника – найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. После чего каждая микро -группа разыгрывает свою ситуацию, затем необходимо обсудить наиболее приемлемые способы решения проблемы.

Ситуации:

  1. Родители: мама работает продавцом, папа часто выпивает, курит. Дети: мальчику 12 лет, девочке 6 лет.
  2. Семья неполная. Семья в разводе. Папа приходит иногда по праздникам. Мама много работает, бабушка авторитарна по отношению к подростку 15 лет.
  3. Отец мало занимается ребенком, не работает. Мама – работает в больнице, все время проводит на работе. Дети: сыну -14 лет, дочери 12 лет.
  4. Полная семья, отец предприниматель, выпивает. Мама – часто болеет, домохозяйка, ноупотребляет табак (курит), дочери -11 года, сыну – 16 лет.

Каждая группа выполняет задание, ведущий обобщает результаты:

  • стиль воспитания;
  • факторы риска.

Материалы представляются в виде проектов на больших листах ватмана.

Ведущий задает вопрос: «Чем все семьи похожи?» Хотят, чтобы дети были успешны.

Родители, к сожалению, могут не видеть проблем, если покажем скрытые конфликты, дадим информацию, поможем семье в разрешении проблемы, связанной с поведением ребенка.

5.Упражнение «Мы похожи»

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречному по 2 фразы, начинающиеся со слов:

- ты похож на меня тем, что…

- я отличаюсь от тебя тем, что…

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и трудно сделать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы в сущности похожи и в тоже время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

6.Упражнение «Позитивные точки»

Цель: помогает сбалансировать стрессовую ситуацию, ослабить эмоциональный накал, найти варианты решения проблемной ситуации.

Можно выполнять сидя и стоя. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальное положение точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

7.  Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка». 

Цель: создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка.

Время: 15 минут.

Инструкция: Участникам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, в музыке, в спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным. Предложения участников записываются на листе ватмана и оставляются до окончания занятия.

8. Упражнение «Передай невидимый предмет»

Цель упражнения: Научить участников эмпатийным переживаниям и умению чувствовать другого человека, развивать взаимопонимание и сплоченность в группе.

Время: 10 минут.

Инструкция: участники по кругу передают друг другу какой-то невидимый предмет (при этом каждый должен передавать то, что, как ему кажется, он получил от своего соседа). В конце упражнения все высказываются по поводу того, что им передали, что передавали другому человеку они сами и что при этом чувствовали.

9. Игра «Никто не знает, что я…» (5 мин.)

 Всем по очереди ведущий кидает мячик со словами "Никто не знает, что я …", участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру "…очень люблю петь", "… пеку очень вкусные пироги…" и т. п.

Ведущий: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно. Сейчас я буду говорить вам различные слова, а вы в ответ будете называть 2-3 слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.

10. Игра «Ассоциации» (5 мин.) Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». Участники должны назвать ассоциации на данные термины.

11. Упражнение «Черное – белое» (10 мин.) Группа делится на 2 команды. Даётся список утверждений. Первая команда доказывает, что они верны и приводит аргументы «за», а вторая команда доказывает обратное и приводит аргументы «против».

Утверждения:

 1. Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

 2. Наркотик делает человека свободным.

3. Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».

4. Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.

 5. Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком

12. ИГРА «СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения» . Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

- Я буду зачитывать спорные утверждения, а вы должны встать около того плаката, на котором отражена ваша точка зрения на это утверждение. После принятия решения, каждый из участников обоснует свою точку зрения: «Почему я считаю именно так».

1.        Наркомания - это преступление.

2.        Лёгкие наркотики безвредны.

3.        Наркотики повышают творческий потенциал.

4.        Наркомания - это болезнь.

5.        Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

6.        Наркомания излечима.

7.        Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

8.        Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

9.        Наркоман может умереть от СПИДа.

10.        Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

11.        По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

12.        Наркоман может умереть от передозировки.

13.        Продажа наркотиков не преследуется законом.

14.        Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

15.        Наркоманы - это не люди.

13. Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании.

Методика «Интервью-выход»

14. Ритуал прощания.

У меня в руках свеча. Представьте, что свеча — это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе.Я хочу передать вам свечу как символ яркой здоровой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить детям и подросткам пользу! Передавая ее, скажите и вы друг другу пожелания.

Завершение занятия.

Участники делятся своими впечатлениями, дают обратную связь.

СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Совершенно согласен

Согласен, но с оговорками

Совершенно не согласен

Не имею точного мнения

1.        Наркомания - это преступление.

2.        Лёгкие наркотики безвредны.

3.        Наркотики повышают творческий потенциал.

4.        Наркомания - это болезнь.

5.        Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

6.        Наркомания излечима.

7.        Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

8.        Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

9.        Наркоман может умереть от СПИДа.

10.        Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

11.        По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

12.        Наркоман может умереть от передозировки.

13.        Продажа наркотиков не преследуется законом.

14.        Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

15.        Наркоманы - это не люди.

Родители: мама работает продавцом, папа часто выпивает, курит. Дети: мальчику 12 лет, девочке 6 лет.

Семья неполная. Семья в разводе. Папа приходит иногда по праздникам. Мама много работает, бабушка авторитарна по отношению к подростку 15 лет.

Отец мало занимается ребенком, не работает. Мама – работает в больнице, все время проводит на работе. Дети: сыну -14 лет, дочери 12 лет.

Полная семья, отец предприниматель, выпивает. Мама – часто болеет, домохозяйка, ноупотребляет табак (курит), дочери -11 года, сыну – 16 лет.

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

 Наркотик делает человека свободным.

     Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».

Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.

 Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком

Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

 Наркотик делает человека свободным.

Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».

Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.

 Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком

Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании.

Методика «Интервью-выход»

№ п/п

Утверждение-вопрос

Верно

Неверно

Не знаю

1

Лёгкие наркотики безвредны

2

Наркомания – это преступление

3

Наркотики повышают творческий потенциал

4

Наркомания – это болезнь

5

У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков

6

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

7

Наркомания излечима

8

Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию»

9

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них

10

Наркоман может умереть от СПИДа

11

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления

12

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотик или нет

13

Наркоман может умереть от передозировки

14

Продажа наркотиков не преследуется законом

15

Наркомания неизлечима

Анкета для проверки знаний по проблеме наркомании.

Методика «Интервью-выход»

№ п/п

Утверждение-вопрос

Верно

Неверно

Не знаю

1

Лёгкие наркотики безвредны

2

Наркомания – это преступление

3

Наркотики повышают творческий потенциал

4

Наркомания – это болезнь

5

У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков

6

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

7

Наркомания излечима

8

Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию»

9

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них

10

Наркоман может умереть от СПИДа

11

Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления

12

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотик или нет

13

Наркоман может умереть от передозировки

14

Продажа наркотиков не преследуется законом

15

Наркомания неизлечима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:«Профилактика ненормативной лексики в молодёжной среде посредством рэп – культуры»

Проект, ставший победителем многих конкурсов различного уровня. Уникален тем, что очень прост в реализации, не требует материальных вложений, интересен для детей и даёт хороший результат....

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

Методические разработки к семинару-тренингу «Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания».

Семинар-тренинг для педагогов ЗелАО "Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания."...

Материалы к родительскому собранию по теме: "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"

Презентация к родительскому собранию по профилактике употребления ПАВ у подростков...

Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...

Лекция на тему: «Профилактика вредных привычек и правонарушений среди подростков» (рекомендовано для родителей учащихся 8 -9 классов)

Здравствуйте, уважаемые родители. Проблемы вредных привычек в подростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Эта тема, которая все больше и больше волнует и тревожит наше обществ...

«Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде»

Семинар-тренинг  для педагогов...