Рабочая программа социального педагога "Защита детства"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области
«Школа-интернат «Радуга»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗАЩИТА ДЕТСТВА»
Составила:
Пичкурова А.Н.,
социальный педагог
п.г.т.Смирных
2019г.
Пояснительная записка
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
- проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей мною как социальным педагогом
в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
- Устав «Школы-интернат «Радуга»
- «Права и обязанности социального педагога»
Рабочая программа социального педагога рассчитана на 1 год.
В профессиональной деятельности социального педагогов имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
профилактическая – профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение самого ребёнка в эти связи.
Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи работы социального педагога.
Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе.
Задачи работы социального педагога на 2019-2020 учебный год:
1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.
2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
3. Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
4. Профилактика правонарушений среди подростков.
5. Организация целевого досуга учащихся.
6. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, детей состоящих на ВШУ.
7. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
Ожидаемые результаты
Социализация учащихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.
Для реализации поставленных задач на 2019-2020 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
Профилактическая функция
- - Изучение условий развития ребенка в в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния,;
- - Правовое, психологическое, педагогическое просвещение, педагогов, учащихся;
- - Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.
Защитно-охранная функция
- - Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
- - Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных правоохранительных учреждениях;
- - Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с сотрудниками в случае возникновения конфликта
Организационная функция
- - Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.
- - Обеспечение индивидуальных консультаций с, педагогами и учащимися.
- - Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
- - Организация школьных мероприятий.
- - Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования
- План работы
№ п/п | Содержание деятельности социального педагога | Сроки выполнения | Ответственные |
Организационно – социальная работа | |||
1 | Составление плана работы на год | Сентябрь | Соц. педагог |
2 | Составление социального паспорта школы | Сентябрь | Соц. педагог |
3 | Подготовка, уточнение и корректировка списков «трудных» подростков, «группы риска», состоящих на ВШУ. | Сентябрь | Соц. педагог, Кл.руководители. |
4 | Выявление проблемных детей. Организация педагогической помощи. | В течение года | Соц. педагог, Кл.руководители |
5 | Формирование банка данных «Социальный паспорт семьи». | В течение года | Соц. педагог, Кл.руководители |
6 | Вовлечение детей девиантного поведения в полезную и внеурочную работу. | В течение года | Соц. педагог, Кл.руководители |
7 | Пополнение банка методических материалов. | В течение года | Соц. педагог |
8 | Изучение новинок методической литературы. | В течение года | Соц. педагог |
Работа с социально – незащищенной категорией детей. | |||
1 | Изучение социально – бытовых условий жизни детей, находящихся в социально-опасном положении. | В течении года | Соц. педагог |
2 | Осуществление контроля за воспитанием и обучением детей. | В течение года | Соц. педагог, |
3 | Оказание консультационной помощи учащимся. | В течение года | Соц. педагог, |
4 | Содействовать организации обучения детей-инвалидов согласно рекомендациям медицинских комиссий. | В течение года | Соц. педагог, Кл.руководители |
Работа с детьми, состоящими на ВШУ и учёте в ПДН, КДН. | |||
1 | Выявление педагогической запущенности детей. | В течение года | Соц. педагог, Кл.руководители |
2 | Составление банка данных и картотеки постановки на ВШУ. | В течение гола | Соц. педагог, |
3 | Изучение психологических особенностей детей. | В течение года | Соц. педагог. |
4 | Индивидуальные консультации и беседы с учащимися, педагогами по разбору возникающих проблемных ситуаций. | Ежедневно По мере необходимости | Соц.педагог, |
5 | Ведение учета успеваемости учащихся в конце четверти, учебного года. | 1 раз в семестр | Кл.руководители |
6 | Собеседование с учащимися, состоящими на ВШУ, с целью выяснения их отношения к школе, обучению. | По мере необходимости | Соц. педагог |
7 | Заслушивание учащихся, состоящих на ВШУ, на школьном Совете профилактики. | В течение года | Соц. педагог, Кл.руководители |
9 | Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий детьми «группы риска» и состоящих на ВШУ. | Регулярно | Соц. педагог, Кл.руководители |
10 | Вовлечение учащихся «группы риска» и состоящих на ВШУ в общешкольные мероприятия. | В течение учебного года | Соц. педагог, Кл.руководители |
11 | Проведение классных собраний по анализу проблемных ситуаций. | По мере необходимости | Соц. педагог, Кл.руководители |
12 | Содействовать трудоустройству учащихся, достигших 14 лет, во внеурочное время через Центр занятости населения. | Май - июнь | Соц. педагог |
13 | Сбор предварительной информации об устройстве выпускников 9 классов «группы риска». | Май | Соц. педагог Кл.руководители |
Работа по профилактике вредных привычек у несовершеннолетних | |||
1. | Составление списков детей, входящих в «группу риска»: - внутришкольный учет; - учет ПДН, КДН; | сентябрь | Соц. педагог, Кл.руководители |
2. | Разработать памятку классному руководителю по работе с агрессивными детьми. | Сентябрь | Соц. Педагог |
5. | Выпуск информационных плакатов «Жить без наркотиков». | Ноябрь | Соц. Педагог, |
6. | Провести классные часы по профилактике вредных привычек | По плану | Соц. Педагог, |
7. | Провести занятия для 5, 6, 7 классов «Что мы знаем о наркомании?». | Ноябрь | Соц. Педагог, |
10. | Отчёт классных руководителей о занятости учащихся, в неурочное время, склонных к девиантному поведению. | Октябрь | Соц. Педагог |
11. | Просмотр и обсуждение материалов о вредных привычках. | В течение года | Классные руководители |
Работа с классными руководителями | |||
1 | Помощь в составлении социальных паспортов классов. | Сентябрь | Соц. педагог |
2 | Совместная деятельность в работе с детьми «группы риска». | В течение года | Соц. педагог, Кл.руководители |
3 | Индивидуальные консультации по возникающим проблемам. | По мере необходимости | Соц. педагог, |
Работа с государственными и общественными организациями | |||
1 | Консультации правоохранительных органов об учащихся, совершивших правонарушения | По мере необходимости | Соц. педагог |
2 | Участие в работе КДН, ПДН. | В течение года | Соц. педагог |
3 | Поддержание связи со специальными заведениями по профессиональной ориентации. | В течение года | Соц. педагог, Администрация школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа социального педагога
Данная рабочая программа будет полезна не только социальным педагогам шкоол, но и классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе. в программе отражено содержание, тематическое...
Рабочая программа социального педагога
Материал включает в себя цели и задачи работы социального педагога в школе, план работы школьного совета профилактики, план совместной работы социального педагога с классными руководителями и работу п...
Рабочая программа социального педагога
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с у...
Рабочая программа социального педагога
Рабочая программа социального педагога...
Рабочая программа социального педагога.
Рабочая программа социального педагога....
Рабочая программа социального педагога
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого нахо...
Рабочая программа "Добрая Дорога Детства" (ЮИД)
Программа кружка «Добрая Дорога Добра» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградова «Юные инспектора движения». Данная программа направлена на формирование у детей...