методическая разработка профилактического занятия "курить - здоровью вредить".
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Тарасюк Валентина Александровна

Методическая разработка профилактического занятия «Курить – здоровью вредить» направлена на воспитание  у подростков 8 – 11 классов осознанного негативного отношения к вредным привычкам, показать значимость и ответственность за своё здоровье,  научить обучающихся выражать свое мнение  к окружающим его людям, которые имеют вредные привычки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

       

Методическая разработка профилактического занятия

«Курить – здоровью вредить»

Номинация: «Методический дебют»

Социальный педагог                                                      МБОУ СОШ № 1

 им. Ляпидевского

ст. Старощербиновская                                                              Тарасюк Валентина Александровна

Стаж работы: 5 месяцев

ст. Старощербиновская

2020 год

Пояснительная записка.

Курение оказывает вредное воздействие на здоровье любого человека. Курильщики имеют пониженный уровень здоровья, что проявляется, например, в том, что они чаще, чем некурящие, отсутствуют на работе по болезни.

Курить вредно всем. Особенно пагубно влияет курение на организм детей и подростков. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое пассивное курение, когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.

Тема вреда курения, влияния его на организм человека, очень актуальна. Особенно пагубно действует табакокурение на растущий, ещё не до конца сформированный организм подростка. Поэтому необходимо знакомить подростков с действием компонентов табачного дыма на организм человека, а также формировать негативное отношение к курению. Поскольку привычки человека формируются с детства, именно в подростковом возрасте необходимо выработать установку на отрицательное отношение к этой вредной привычке, полное неприятие ее в дальнейшей жизни.

Цель профилактического занятия «Курить – здоровью вредить» - это профилактика курения среди подростков.

Методическая разработка профилактического занятия «Курить – здоровью вредить» направлена на воспитание  у подростков 8 – 11 классов осознанного негативного отношения к вредным привычкам, показать значимость и ответственность за своё здоровье,  научить обучающихся выражать свое мнение  к окружающим его людям, которые имеют вредные привычки.

Профилактическое занятие «Курить – здоровью вредить»

 для 8-11 классов.

Цель: профилактика курения, знакомство с воздействием табака на организм, выработка осознанного негативного отношения к курению.

Задачи:

- выработать у подростков негативное отношение к курению;

- предупредить подростков о вредном влиянии никотина на организм человека;

- умение сказать «нет» и противостоять давлению сверстников и среды в приобщении к курению.

Оборудование:

- карточки с названиями вредных привычек;

- компьютер, проектор;

- чистые листы и пишущие принадлежности.

Подготовительная работа к занятию.

- Учащимся предлагается разделиться на три команды и выбрать карточку с названием вредной привычки.

- Подготовить высказывания о вреде выбранной вредной привычки.

- Подготовить высказывания о выборе здорового образа жизни.

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества.

1. Вред курения.

В табачном дыме содержится до 4000 химических веществ, часть из которых являются канцерогенными, т.е. способствующими возникновению злокачественных опухолей. Одной из вреднейших составляющих табачного дыма является никотин, в табачном дыму содержится также синильная кислота, мышьяк, аммиак, радиоактивный полоний и т.д. Смертность курящих на 30-80 % выше смертности некурящих. Курение является одной из причин рака легких! Курильщик вредит не только себе, но и окружающим. Тому кто находится рядом с курящим человеком приходится вдыхать табачный дым от которого страдает их здоровье.  

(учащимся предлагается узнать о вреде курения из представленных слайдов презентаций «Снюс. Табак бездымный, но не безвредный», «Вред курения»)

2. Блиц-опрос.

Каждая команда представляет ответы о вреде курения для обсуждения и дополнения по выбранным карточкам («Вред электронной сигареты», «Вред табачных сигарет», «Вред «снюс»)

(выступление представителей от  команд)

3.Обсуждение негативного влияния курения на организм.

- Так какая же вредная привычка более вредна?

- Что же приводит к более стойкому привыканию? Употребление табака «снюс», курение электронных сигарет или курение табачных изделий?

- Какое влияние на организм оказывают вредные привычки: курение электронной сигареты, курение табачных изделий, употребление табака «снюс»?  

- Как бросить курить?

(ответы подростков)

4. Мы за здоровый образ жизни!

Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым выполнять любую работу бегать, прыгать, ходить в походы. Здоровый человек редко задумывается над тем, как сохранить своё здоровье. Кажется, что ты здоров и никогда не заболеешь, даже не стоит об этом беспокоиться. Но иногда перед человеком встаёт вопрос: Кто же поможет ему сохранить его здоровье?

(вопросы подросткам)

- Почему необходимо вести здоровый образ жизни?

- Назовите негативное влияние курения.

(высказывания учащихся о здоровом образе жизни)

5. Отношение к вредным привычкам.

- Как вы себя ведёте если рядом кто-то курит?

- Как вы отвечаете на предложение закурить?

- Легко ли бросить курить курящему и почему?

- Как вы относитесь к курящим девочкам, мальчикам, взрослым?

- Курят ли у вас дома?

- Как влияет курение на человека?

(ответы подростков)

6. Заключение.

По данным Всемирной организации здравоохранения от табака умирает каждый пятый. Каждый день в России из-за болезней, вызванных курением табака, умирает 1000 человек. В организме человека нет ни одной системы органов,  которая бы не страдала от курения. Повреждаются легкие, сердце, органы пищеварения. Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов.

(вопросы подросткам)

- Курение или здоровье? Что вы выбирайте?

- Хорошо ли курить?

На доске высказывания по теме «Почему подросток начинает курить?»

«От нечего делать».

«За компанию».

«Успокаивает».

«Для снятия напряжения».

«Поднимает настроение».

«Баловство».

 «Модно».

«Любопытство».

«Хочется быть взрослым».

«Помогает худеть».

«Просто так».

(обсуждение каждого пункта)

- Как отказаться  от предложения закурить?

(ответы подростков)

- Просто сказать «нет» без объяснения.

- Отказаться и объяснить причины: «я занимаюсь спортом»; «курение мешает достичь успехов»; «я не курю, чтобы от меня не пахло плохо»; «лучше облизать пепельницу, чем поцеловать курящую девушку»; «не хочу умереть от рака легких».

- Отказаться и уйти.

- Убежать.

- Проигнорировать предложение.

- Постараться объединиться с кем - то, придерживающимся твоего мнения.

- Постараться избегать опасных ситуаций.

- Что значит вести здоровый образ жизни? Опишите человека, который ведёт здоровый образ жизни.

(ответы ребят)

- Увлекается спортивными играми.

- Совершает прогулки по свежему воздуху.

- Не курит.

- Делает утреннюю зарядку.

- Закаляется.

- Не имеет вредных привычек.

- Назовите положительное влияние ведения здорового образа жизни на человека?

(ответы подростков)

- Так что же вы выбираете для себя: быть здоровым или иметь вредные привычки?

- Назовите пословицы или высказывание о здоровом образе жизни.

(ответы ребят)

- Не курить - здоровым быть.

-Береги здоровье смолоду.

-Мы за здоровый образ жизни!

7. Завершение профилактического занятия.

- На этом наше занятие заканчивается.

- Помните, ребята, у вас всегда есть право выбирать то, что будет полезно для вас и отказываться от того,  что может принести вред вашему здоровью.

- Откройте свой мир увлечений, которые принесут вам новые знания и необходимые для жизни навыки.

Приложение.

Литература:

1. Т.И. Андреева, К.С. Красовский «Табак и здоровье».

2. Н.А. Геппе, А.Б. Малахов «Профилактика табакокурения среди детей подростков».

3. Аллен Карр «Боремся с вредной привычкой вместе с детьми».

4. Д. Сайдман «Самый простой способ бросить курить».

5. Презентация о вреде курения «Снюс. Табак бездымный, но не безвредный», «Вред курения».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что содержится в сигарете Вещества Количества Диоксид углерода 45—65 мг Монооксид углерода 10—23 мг Оксиды азота 0,1—0,6 мг Бутадиен 0,025—0,04 мг Бензол 0,012—0,05 мг Формальдегид 0,02—0,1 мг Ацетальдегид 0,4—1,4 мг Метанол 0,08—0,18 мг Синильная кислота 1,3 мг Никотин 0,8—3 мг ПА-углеводороды 0,0001—0,00025 мг Ароматические амины 0,00025 мг N- нитрозоамины 0,00034—0,0027 мг

Слайд 2

Что содержится в сигарете

Слайд 3

Признаки никотиновой зависимости Хронический бронхит, хронический гастрит Заболевания кровеносных сосудов. Снижение работоспособности. Иногда импотенция. Рак.

Слайд 4

Пассивное курение и головной мозг Вдыхание табачного дыма вызывает нарушения деятельности головного мозга, так как нервная система наиболее чувствительна к табачным ядам, что влечет за собой тяжелые заболевания центральной нервной системы. По данным некоторых исследований, нарушения кровообращения в головном мозге, вызванные подверженностью табачному дыму, в 1996 году вызвали смерть почти 80 людей. Подверженность действию вторичного табачного дыма увеличивает риск проблем кровообращения мозга в 1,8 раза.

Слайд 5

Влияние никотина на человека нервная система Компоненты табачного дыма, в частности никотин активно влияют на все нервные функции, но особенно чувствительна к нему центральная нервная система и прежде всего клетки головного мозга. Тем, кто курит, следует помнить, что под воздействием никотина происходит сужение мозговых сосудов, а, следовательно, уменьшается приток крови к нервной ткани. В связи с этим появляются частые головные боли, происходит ослабление памяти.

Слайд 6

Влияние никотина на человека Легкие Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку. И страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражения, воспаления слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, - удел всех курильщиков. Бесспорно, установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снюс . Табак бездымный, но не безвредный -

Слайд 2

Состав В состав обычно входит табак, вода, сода, для усиления вкуса, сахар и соль (как консерванты) и ароматизаторы.

Слайд 3

Факты о бездымном табаке Бездымный табак содержит, по меньшей мере, 28 канцерогенных веществ. Главными канцерогенами в бездымном табаке являются специфичные для табака нитрозамины . Около 3% взрослого населения в возрасте от 26 лет и старше являются постоянными пользователями бездымного табака, а около 5% людей в возрасте 18-25 пользуются бездымным табаком время от времени. Более 13% студентов и 2% студенток сообщают об использовании бездымного табака. Несмотря на то, что из бездымного табака никотин всасывается медленнее, чем из сигарет, исследования показывают, что интенсивность всасывания никотина из бездымного табака превышает интенсивность всасывания из сигарет в 3-4 раза. Никотин из бездымного табака дольше остается в крови, чем никотин из сигарет.

Слайд 4

ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ БЕЗДЫМНОГО ТАБАКА «Безвредность снюса »- опаснейшее заблуждение! Употребление бездымного табака – доказанная причина развития рака полости рта, рака поджелудочной железы, рака пищевода, и рака лёгких. Длительное использование бездымного табака приводит к пародонтозу, разрушению зубов, появлению зловонного запаха изо рта, тахикардии, гипертонии. Пользователи бездымного табака получают намного больше никотина по сравнению с курильщиками сигарет. Дело в том, что употребление снюса предполагает, что табак остаётся во рту не менее 30 минут, за это время в организм попадает в десятки раз больше никотина, нежели при выкуривании одной, даже самой крепкой сигареты. Если в самой крепкой сигарете содержится до 1,5 мг никотина, то при употреблении снюса можно получить до 22 мг никотина. Даже если табак находится в полости рта непродолжительное время, порядка 5-10 минут, в кровь все равно поступает большое количество этого никотина. Высокая концентрация никотина становится причиной более быстрого развития толерантности, и практически молниеносного формирования зависимости. Отказ от использования снюса - процесс более тяжёлый, чем отказ от курения, зачастую невозможный без помощи специалиста и курса реабилитации. Кроме того, многие потребители бездымного табака затем переходят на курение обычных сигарет.

Слайд 5

Последствия употребления снюса в подростковом возрасте остановка роста; повышенная агрессивность и возбудимость; ухудшение когнитивных процессов; нарушение памяти и концентрации внимания; высокий риск развития онкологических заболеваний, прежде всего желудка, печени, полости рта; ослабление устойчивости к инфекционным заболеваниям. Практически все подростки, впервые использовавшие табак в виде снюса , в течение ближайших четырёх лет становятся курильщиками сигарет.

Слайд 6

СНЮС ИЛИ БЕЗДЫМНЫЙ ТАБАК.

Слайд 7

Наиболее распространенные заблуждения о загубном табаке Миф: Загубный табак безопаснее сигарет. Миф: Загубный табак – хорошая альтернатива курению или бросанию.

Слайд 8

Заключение Снюс не помогает бросить курить, так как этот вид табака содержит тот же самый наркотик, что и сигареты!

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"

Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"...

Методическая разработка классного часа о вреде курения

Чем вредно курение...В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких,75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением.Табач...

Методическая разработка профилактического воспитательного мероприятия «Осенние забавы» 2017 год

Методическая разработка профилактического воспитательного мероприятия «Осенние забавы»  направленное на укрепление здоровья детей  (с целью популяризации здорового образа жизни) ...

Методическая разработка к занятию "О вреде грязных звуков".

Презентация к уроку. Программа "Избавляемся от грязных звуков"....

Методическая разработка профилактического занятия: "Конфликт и пути его разрешения"

Профилактическое занятие для обучающихся 5-6 класса, направленное на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций...

Методическая разработка профилактического мероприятия «Сделай свой выбор»

Мероприятте по профилактике употребления табачной и никотиносодержащей продукции...