Методическая разработка профилактического занятия: "Конфликт и пути его разрешения"
план-конспект

Касаткина Татьяна Александровна

Профилактическое занятие для обучающихся 5-6 класса, направленное на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 49

Приморского района Санкт-Петербурга

План-конспект профилактического занятия:

«Конфликт и пути его разрешения»

                                       C:\Documents and Settings\kasatkina\Рабочий стол\1BCAUWDOB9CAKXXH9PCA1UE97DCA5Y6WJQCAL5LB14CAUHCQC7CA3DGLU3CAOUJQ30CAIQX2G0CA2LBT6OCACQP100CAHZ4IMRCA9H9CXVCA16UT8LCA44ENBNCAD59BXJCAOIL7GLCACWNQRTCAVO5NQM.jpg

Составитель:

Касаткина Татьяна Александровна

Социальный педагог

Санкт-Петербург

2017-2018 уч. год

Пояснительная записка

Человек по природе своей социален. С первых дней существования он включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Этот процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта носит название социализация. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относится школа.

Как и для любого социального института, для школы характерны разнообразные конфликты. Конфликты сопровождают человека на протяжении всей жизни и касаются различных ее сторон. Конфликты болезненно переживаются всеми участниками, часто являются причиной стрессов, разрыва отношений, могут вызвать различные психосоматические заболевания, депрессию, породить разного рода комплексы. Последствия неразрешенных в детстве конфликтов сказываются на всей дальнейшей жизни, являются источником многих трудностей и проблем взрослого человека.

Конфликты в школе имеют специфические особенности:

  • всегда задействованы дети;
  • последствия конфликта непосредственно отражаются на их личностном развитии, а зачастую и на дальнейшей судьбе выпускников школы;
  • сталкиваются интересы, ценности, идеи, функционально-ролевые позиции представителей разных социальных групп;
  • основная роль в разрешении конфликта отводится учителю или администрации;
  • в конфликт обычно вовлекается достаточно большое число участников, которое в случае затягивания конфликта постоянно растет.

Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Поэтому представляется важным и актуальным развитие умений по разрешению и профилактике конфликтов в школьной среде, особенно в младшем школьном возрасте.

Цель занятия: профилактика конфликтности у обучающихся 5-6 класса, формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов

Задачи занятия:

  1. продемонстрировать обучающимся, какие способы решения конфликтов они используют в процессе общения;
  2. познакомить обучающихся с понятием конфликт;
  3. сформировать представление о видах конфликтов и причинах их возникновения;
  4. познакомить обучающихся со способами разрешения конфликтов, формирование регулятивных УУД: самооценка своего поведения в конфликте и планирование своих действий при решении разных видов конфликтов
  5. формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов и коммуникативных УУД: участие в диалоге со сверстниками, соблюдение норм речевого взаимодействия, сотрудничество с одноклассниками при групповой работе

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Деятельность обучающихся

Деятельность

педагога

Условия проведения

Организационный

Приветствуют педагога, выполняют упражнение

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Упражнение «Рукопожатие или поклон»

Мотивационный

Слушают поговорки  пословицы, вместе с педагогом формулируют тему занятия

Педагог зачитывает пословицы и поговорки про конфликт, ссоры, совместно с обучающимися формулирует тему занятия, его цель.

Мотивация учебной деятельности детей.

Пословицы поговорки и на тему: «Конфликт»

Основной

Участвуют парами в проведении упражнения.

Смотрят мультфильм.

Участвуют в обсуждении.

Слушают объяснения педагога, задают вопросы, комментируют.

Участвуют в групповом обсуждении, выполняя упражнение «Конфликтный эскалатор»

Педагог проводит упражнение «Встреча на узком мостике». Проводит обсуждение результатов.

Показывает мультфильм «Мост»

Информационный блок. Педагог рассказывает обучающимися о том, что такое конфликт, какие бывают конфликты, способы разрешения конфликтов.

По ходу объяснения проводит упражнение «Конфликтный эскалатор»

Упражнение «Встреча на узком мостике»

Листы бумаги для мостика

Мультфильм «Мост»

Мультимедийная презентация

Флипчарт или доска, маркеры

Рефлексивный

Оценивают занятие, распределяя свои цветы по вазам

Прощаются с педагогом

Подводит итоги занятия, проводит рефлексию. Просит обучающихся оценить значимость занятия и полученных знаний.

Педагог благодарит детей за работу, прощается с ними.

Рисунок трех разных ваз, бумажные цветы (оригами) разных цветов для детей

Упражнение "Рукопожатие или поклон"

Цель: настрой на работу, воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
           Педагог рассказывает  детям о жестах приветствия, принятых у разных народов. И просит попробовать использовать их. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Варианты приветствия:
         - пожатие руки    (Россия);
         - легкий поклон со скрещенными на груди руками    (Китай);
         - легкий поклон, ладони сложены перед лбом    (Индия);
         - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам    (Япония);
         - взгляд в глаза, ладони лежат на предплечьях партнера    (Испания);
         - простое рукопожатие и взгляд в глаза    (Германия);
         - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев    (Малайзия);
         - потереться друг о друга носами    (эскимосская традиция).

Список пословиц про ссоры и конфликт разных стран:

  • Худой мир лучше доброй ссоры
  • На сердитых воду возят
  • Всякая ссора красна миром
  • Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит
  • Ссора как искра к огню приводит
  • Не страшны ссоры, где мирятся скоро (Русские пословицы)
  • Когда двое ссорятся, радуется третий (Немецкая пословица)
  • Когда любовь остывает, согревает ссора (Болгарская пословица)
  • Кого сдружила выгода, те ссориться будут век (Азербайджанская пословица)
  • У любой тучи есть светлый край. (Английская пословица)
  • Миролюбивый человек ни с кем не поссорится (Армянская пословица)
  • Кто ветер посеет, бурю пожнет (Грузинская пословица)
  • Аппетит приходит с первым куском, а ссора с первым словом (арабская пословица)

Упражнение-разминка «Встреча на узком мостике»

Цель проведения: обратить внимание обучающихся, на то, какие способы разрешения конфликтов они используют в процессе общения.

Упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.

Двое участников становятся на линии, проведенной на полу, лицом друг к другу так, чтобы между ними было расстояние около 3 м. Педагог объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом.

При обсуждении педагог задает следующие вопросы:

  • Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения?
  • Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?
  • Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?

Педагог подводит обучающихся к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто прежде всего старался помочь партнеру.

Информационный блок

Педагог рассказывает детям о понятии конфликт, о причинах его возникновения, о видах конфликтов и путях их разрешения. В рассказе опирается на презентацию.

Слайд 1

Слайд 2

     

Слайд 3

 

Слайд 4

Формы поведения в конфликте

Противоборство: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такое поведение оправданно, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает наше достоинство и достоинство наших близких, подвергает риску благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить человеку репутацию скандалиста и неприятного человека.

Уступчивость: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого человека. Можно возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, мама не любит ту музыку, которую вы слушаете. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего вас человека? Попробуйте уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: это соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, можно договориться с родителями, что можешь прийти домой с прогулки на час позже при условии, что заранее сделаешь уроки, приберешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Уклонение: при этом способе решения вы делаете  вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует выдержки. Однако этим способом можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет особого значения. Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, эмоции, которые мы чувствуем в конфликте, но не проговариваем, могут негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: при этом способе мы рассматриваем своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаемся встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с нами, извлечь максимальную пользу из его возражений.

Упражнение «Конфликтный эскалатор»

Цель: способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Педагог отмечает, что спор часто выходит из-под контроля (как на эскалаторе, став на который, вы уже не сможете сойти с него).

Рисует на доске конфликтный эскалатор. Предлагает кому-нибудь предложить фразу, с которой обычно начинается спор. Пишет её на ступеньке в середине лестницы. Затем спрашивает, какой типичный ответ последует за ней, и какой фразой на неё ответят. Записывает ответы детей на нескольких ступеньках, показывая при этом, как спор становится все напряженней.

После педагог просит детей предложить, как можно заставить двигаться эскалатор в обратную сторону. Записывает предложенные варианты ответов на нижних ступеньках.

Рефлексия

Перед вами на рисунке три вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос: «Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»

  • Интересно, полезно
  • Сложно, но интересно
  • Бесполезно, безразлично

Литература

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 551 с.

2. Белкин, А.С. Педагогическая конфликтология : учеб.пособие / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина. – Екатеринбург: «ГЛАГОЛЬ», 1995. – 96 с.

3. Грецов,  А.Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 368с.

4. Журавлев, В.И. Основы педагогического конфликта [Текст] / В.И. Журавлев. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство». 1995. – 184 с.

5. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

6. Левин К. Разрешение социального конфликта / Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000. – 210 с. Серия: Классики современной психологии.

7. Мелетичев, В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб.пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 122 с.

8.Микляева, А.В., Румянцева, П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст]: учебник для вузов / Н.Б. Самоукина. – М. : Новая школа, 1995. – 144 с.

10. Темина, С.Ю. Конфликты в школе. Или «Школа конфликтов?» (Введение в конфликтологию образования). Москва – Воронеж, 2002. – 144 с.

11. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541 с.

12. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»

Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...

Методическая разработка конспекта занятия по теме "Путь истины"

Цель игры: формирование толерантного отношения восьмиклассников Гимназии искусств к своим товарищам через коллективное обсуждение поставленной проблемы (по выбору воспитанников) в ходе технологической...

Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"

Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"...

Методическая разработка профилактического воспитательного мероприятия «Осенние забавы» 2017 год

Методическая разработка профилактического воспитательного мероприятия «Осенние забавы»  направленное на укрепление здоровья детей  (с целью популяризации здорового образа жизни) ...

методическая разработка профилактического занятия "курить - здоровью вредить".

Методическая разработка профилактического занятия «Курить – здоровью вредить» направлена на воспитание  у подростков 8 – 11 классов осознанного негативного отношения к вре...

Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"

Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"...

Методическая разработка профилактического мероприятия «Сделай свой выбор»

Мероприятте по профилактике употребления табачной и никотиносодержащей продукции...