Методическая разработка конспекта занятия по теме "Путь истины"
методическая разработка на тему

Подорова Евгения Николаевна
Цель игры: формирование толерантного отношения восьмиклассников Гимназии искусств к своим товарищам через коллективное обсуждение поставленной проблемы (по выбору воспитанников) в ходе технологической игры.
 
 
Задачи:  - развивать способность находить выход из конфликтной ситуации аргументируя свою позицию и принимая позицию другого человека;
                - формировать потребность в выражении своего мнения в процессе группового обсуждения проблемы;
                - формировать потребность культурно выражать свои мысли и эмоции при общении со своими товарищами;
     - формировать социальную активность (готовность к взаимодействию в различных ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений); 
                  -  формировать мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учётом складывающихся обстоятельств);    
                 - способствовать развитию дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
                - способствовать формированию у воспитанников эмпатии (адекватного представления о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивости личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми).
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе РК»

имени Ю.А. Спиридонова

Ю.А. Спиридонов нима  «Коми Республикаса Юралысь бердын искусство гимназия» канму школа-интернат

Методическая разработка

конспекта занятия по теме:

«Путь истины»

                                             Работа выполнена Елькиной Е.Г.

                                                                              Подоровой Е.Н.

                                                                                   

Сыктывкар

 2012 год

Технологическая игра «Путь истины»

Пояснительная записка. Основополагающие государственные  документы последних лет, касающиеся школы «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об образовании», «Примерная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;
  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Помимо этого, для повышения эффективности работы образовательных учреждений за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. В противовес авторитарной педагогике получили развитие и внедрение в практику теории, концепции, обосновывающие личностно-ориентированное гуманное взаимодействие учащихся и учителя. В этих теориях, концепциях центральное место отводится развитию личности учеников, особое внимание уделяется воспитанию духовности.

В числе наиболее значимых педагогических концепций – концепция гуманно-личностной педагогики, разработанная Ш.А. Амонашвили. В ней гуманность рассматривается как совокупность свойств и качеств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение человека к человеку в качестве высшей ценности. Педагогическая концепция Ш.А. Амонашвили впитала в себя прогрессивные идеи пошлого, выражает гуманистические тенденции современности в сфере образования и воспитания и предусматривает создание педагогического процесса, наиболее отвечающего требованиям гуманизации и демократизации личности и школы, а также включает формирование учителя-профессионала высокого класса, способного реализовать эту концепцию.

Среди разнообразных направлений инновационных педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными данным тенденциям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению. Эти направления относятся к так гуманистическому подходу в психологии и образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, чёткая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

         Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. К достоинствам гуманистической педагогики относится внимание к внутреннему миру ребёнка, его потребностям, ориентация на развитие личности. Сторонники технологического подхода, основываясь на принципах гуманизма, стремятся совместить управление развитием личности с её самоопределением и индивидуализацией посредством использования особых педагогических технологий, позволяющих вывести ребёнка на уровень самоактуализации. Ведущим признаком таких технологий является то, что они ставят учащихся и педагога в позицию субъектов собственной деятельности, своего образования.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы как в социальной, так и в профессиональной сферах, искать пути рационального их решения, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Это необходимо практически для любого развитого общества и предполагает определённые требования конструктивного плана к образовательным системам. Прежде всего, это возможность:

  • вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, где возможно работать совместно, в сотрудничестве, при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определённые коммуникативные умения;
  • широкого общения со сверстниками;
  • свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность её всестороннего исследования.

Реальным средством решения этих актуальных проблем педагогики могут стать новые педагогические и информационные технологии. Только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и воспитания, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Понятие технологии (от греч. techne – мастерство, искусство и logos – наука) в педагогике появилось в 1950-х годах и её определения многочисленны. Основная идея состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и ведущим к гарантированным результатам, которые должны соответствовать поставленным на основе данных диагностики целям, описывающим прогнозируемое поведение учащегося. В «жёсткую», обезличенную технологию вводится индивидуальная и совместная деятельность, отношения, диалог, творчество.

Понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Ю.П. Азаров представляет педагогическую технологию способностью педагога создавать условия для саморазвития ребёнка. В.М. Монахов определят педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведёт к достижению определённого планируемого результата. У С.С. Кашлева педагогическая технология – совокупность способов педагогического взаимодействия педагога и воспитанника, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определённый результат этого развития. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагога (Б.Т. Лихачёв). Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов (И.П. Волков). Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя (В.М. Монахов). Педагогическая технология – это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, наборов моделей обучения, критериев отбора оптимальной модели для данных конкретных условий (В.В. Гузеев). Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Из приведённых определений ясно, что понятии «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трёх уровнях:

  1. Общепедагогический уровень: характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в неё включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
  2. Частнометодический (предметный) уровень: употребляется в значении «частная методика» т.е. совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
  3. Локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала и др.).

Каким критериям должна удовлетворять педагогическая технология?

Концептуальность – опора на определённую научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость – возможность планирования процесса обучения и воспитания, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами коррекции результатов.

Эффективность – гарантия достижения определённого стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.

Воспроизводимость – возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. 

        Производственная технология всегда поддаётся полному воспроизведению, независимо от личности пользователя. Это даёт возможность продвижения к результатам, создаёт условия для решения педагогической задачи. Технология всегда предполагает логику, последовательность педагогических методов и приёмов, совместных действий педагога и ребёнка, которые дают конкретный результат их развития. Иначе говоря, технология отличается от методики своей алгоритмичностью, давая ответ на вопрос «Как сделать?» и «Почему именно так?»»1

        Классифицируя существующие технологии воспитания, выделяют макротехнологии (патриотическое воспитание, эстетическое развитие, социально-профессиональное самоопределение и др.) – определяющие стратегию педагогического процесса, и микротехнологии (конкретные приёмы:   КТД,   этическая  беседа,  игра,  защита  проектов,  диспут,  аппарат

_______________________________________
1 Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Минск, 2001. С. 8

диагностирования и т.д.) – определяющие тактику педагогического взаимодействия.

        Педагогические технологии, способствующие гуманизации воспитания, развитию субъектности, индивидуальности ребёнка кроме перечисленных выше  должны обладать ещё следующими критериями: диалог, эмпатия, межсубъектные отношения между участниками, ситуация успеха, рефлексия, свобода выбора и др.

        Одним из разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям является обучение в сотрудничестве.

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

        Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию и философии Д. Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.

        При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный и воспитательный процесс, стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении. Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоёмких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой.

        При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

  • Учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
  • От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;
  • В процессе социальных контактов между учащимися создаётся учебное сообщество людей, владеющих определёнными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве – это совместное (поделённое, распределённое) расследование, в результате которого ребята работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

        Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп детей, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. На начальных этапах работы по технологии обучения в сотрудничестве преподавателю, воспитателю придётся потратить немало времени на разнообразные психолого-педагогические тренинги, направленные на следующее:

  • Знакомство ребят друг с другом;
  • Сплочение ученического коллектива в целом, отдельных групп учащихся;
  • Освоение азов межперсональной и групповой коммуникации;
  • Развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию;
  • Изучение индивидуальных стилей обучения, социально-психологических типов учащихся, работающих в одной группе.

Этот метод обучения не так «технологичен» как кооперативное обучение, поэтому и управлять процессом намного сложнее. Роль педагога здесь сводится к тому, что он задаёт тему для воспитанников (ставит задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых ребята могли бы работать в сотрудничестве. При этом в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса – соучеником (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).

Поскольку в данной технологии столь значительно вырастает роль педагога, невозможно не вспомнить слова Ш.А. Амонашвили, который подчёркивал, что учитель не только организатор жизни и разносторонней деятельности школьников, но и её участник («учитель должен воспитывать не ребёнка, а жизнь в ребёнке»).

Ещё в 80-ые годы Ш.А. Амонашвили сформулировал ряд положений, характеризующих творческую индивидуальность учителя:

  • гуманистическая идейность и целеустремлённость (чтобы учитель мог формировать нового человека, личность гуманно-демократического типа, он должен сам олицетворять «человека из будущего»);
  • глубокая и искренняя вера в творческие силы и способности ребёнка;
  • уверенность в преобразующей силе творческого педагогического труда;
  • оптимистический характер педагогического труда как творчества учителя, направленного на то, чтобы доставлять своим питомцам «радость познания, радость школьной жизни, радость общения с ними»;
  • уважение личности учащихся, их самостоятельности, стремления к совершенству;
  • стремление к тому, чтобы школьник добровольно стал «соучастником своего обучения и воспитания»;
  • опора в  воспитании и обучении на интересы учащихся, их жизненный опыт, выработка у них умений и навыков самоконтроля и самооценки в учебно-познавательной деятельности».1

        Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

        Вы не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику в классе (или ребёнку в жизни). Эту ответственность школьники в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.

        Если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи товарищей. Именно от осознания данного факта и отталкивались авторы метода обучения в сотрудничестве. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

        Основные положения, принципы подхода к организации обучения в сотрудничестве можно свести к трём позициям:

  • взаимосвязь членов группы с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей;
  • особое внимание – социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса;
  • общая   оценка   работы   группы   складывается   из    оценки   общения

учащихся   в   группе   наряду   с академическими результатами работы.

После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как воспитанники работали, помогая  друг  другу;

они обсуждают своё поведение; анализируют, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества. При этом работа групп оценивается самой группой, другими группами и воспитателем по следующим показателям:

  • результативность (академические результаты работы группы);
  • усилия, вложенные в выполнение задания (способность решать поставленные задачи самостоятельно, проявлять настойчивость в достижении целей, изобретательность, творчество; выходить за границы материала, обязательного для усвоения; решать сложные задачи);
  • эффективность (реализация каждого члена группы, его удовлетворённость групповой работой);
  • доброжелательность  (способность  проявить  поддерживающее

_______________________________________________________________
1 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 1990, с.293

  • поведение в отношении других групп в общеклассных дискуссиях и экспертных оценках).

Обучаясь по данной технологии, школьники развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества. При этом у них развиваются такие личностные качества, как эмпатия, терпимость к различным точкам зрения и поведению, ответственность за общие результаты работы, формируется умение уважать чужие токи зрения, слушать партнёра, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах – все те качества, которые необходимы для эффективной командной работы.

        В отличие от традиционного обучения, данная технология способна вызвать у учащихся сильные эмоциональные переживания, связанные со стремлением к общему успеху и коллективным достижениям. Поэтому она рассчитана на создание условий для самоопределения детей.

        «Работа в группах, кроме всего прочего, - говорит одна из воспитанниц, - позволяет мне научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни».

        Педагогическое общение, психология и культура общения – всё это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А.А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании – это многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность – взаимодействие – общение – контакт. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочерёдно выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Технология «Обучение в сотрудничестве» основана на использовании метода групповой работы как наиболее распространённой формы кооперации. Условиями для возникновения такого типа взаимодействия, как сотрудничество, является наличие между группой людей  общих целей и взаимодополняющих способностей. Это рождает между ними взаимозависимость: каждый член группы заинтересован во всех других членах группы. Основной метод взаимодействия людей в процессе сотрудничества – это обмен мыслями, усилиями, информацией. А межличностные отношения, атмосфера, эмоциональное состояние, которые возникают у людей в процессе сотрудничества, а также чувства, которые они при этом испытывают, можно определить как дружбу и любовь. Для их возникновения воспитатель особым образом структурирует деятельность воспитанников и поддерживает в группах эмоциональный климат сотрудничающих отношений. Поэтому при обучении в сотрудничестве работа в группе отличается от других методов работы в малых группах, где такая цель специально не ставится. Она подразумевает:

  • наличие взаимозависимости членов группы наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи товарищей;
  • специальное внимание учителя, уделяемое социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы;
  • наличие общей оценки работы группы, складывающейся из оценки академических результатов работы и оценки формы  общения учащихся в группе.

Такой  тип взаимодействия и отношений между людьми возникает вследствие наличия 3 типов взаимозависимостей участников совместного обучения:

  • зависимость от единой цели, которую участники могут достичь только совместными усилиями;
  • зависимость от источников информации: каждый участник владеет только частью информации, необходимой для успешного решения задачи;
  • зависимость от формы поощрения.

Способами установления взаимозависимости учеников при достижении цели деятельности являются:

  • подготовка единого результата от всей группы;
  • подпись каждого члена группы под общим результатом;
  • подготовка таблицы успехов каждого члена группы в описательной форме с указанием необходимой дополнительной практики работы в группе (общения, организованности и т.д.);
  • способ, при котором каждый член группы выполняет всё групповое задание, но для анализа результатов работы группы учитель берёт работы только одного или двух учеников, в них исправляет ошибки и по ним оценивает работу всей группы в целом.
  • После совместной работы отводится специальное время для обсуждения своей работы, поведения, рациональности методов работы группы, удовлетворённости каждого групповой работой и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Описанная технология относится к разряду социальных, так как она оказывает влияние на формирование отношений и ценностей личности, её социальное и профессиональное самоопределение.

     Возрастные особенности: восьмиклассники – это подростки 12-13-14 лет.  Данному возрасту детей присущи следующие особенности:

- осознание себя в окружающем мире (идентичность);

- становление социальной позиции;

- индивидуализация;

- возникновение и формирование  «чувства взрослости», что проявляется в наличии у подростков собственной линии поведения, определённых взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых;

- освобождение от зависимости, приобретение автономии;

- становятся привлекательными самостоятельные формы занятий; подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действий, когда взрослый лишь помогает ему;

- развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям (стадия формальных операций по Ж. Пиаже);

- происходит определённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников;

- умение становиться менее зависимым от родителей и определять свое место в семье и обществе при изменяющихся взаимоотношениях;

- умение строить бесконфликтные отношения, договариваться с родителями и другими взрослыми, со сверстниками;

- умение выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие, и развлечения, не приносящие вреда;

- умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими;

- готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе, принятие друг друга, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства;

- неподчинение авторитетам, протест против их требований;

-   умение подчиняться правилам, установленным там, где живешь;

-   умение самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь;

- начинается активное гормональное и половое развитие, происходят  кардинальные изменения в организме и внешности подростка;

- в эмоциональной сфере повышенная чувствительность, особенно в отношении внешности, что составляет часть психосексуального развития.

           

       Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И из-за непонимания взрослыми детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворённость в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчив к промахам взрослого. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них.

        Актуальность. Эти проблемы подросткового возраста отчётливо наблюдаются у восьмиклассников моей группы. По результатам целенаправленного педагогического наблюдения,  по результатам методик: Григорьева Д., Степанова П., Степановой П. «Личностный рост»; Лутошкина А.Н. «Какой у нас коллектив?»; «Уровень групповой сплочённости» Сишора и социометрического эксперименте «Индекс сплочённости» хорошо видно, что из всего множества проблем подросткового возраста наиболее значимой является  проблема толерантного отношения. Межличностные проблемы возникали не только в группе сверстников, но и в общении с педагогами, воспитателями, родителями. Целенаправленная систематическая  работа с группой, с отдельными воспитанниками и их родителями привела к осознанию проблем и необходимости их решения. Ребята стали сами проявлять инициативу: подходили на беседу, просили совета, помощи в разрешении проблем. Сборы группы для анализа ситуаций, проводимые тренинговые занятия, групповые и детско-родительские мероприятия, родительские собрания и лектории оказали свое эффективное воздействие: ребята стали применять на практике способы конструктивного взаимодействия, стали терпимее друг к другу, а родители – активнее сотрудничать, проявлять инициативу в разрешении проблем детей, стали с пониманием относиться к возрастным реакциям своих детей (см. анализ динамики эффективности уровня воспитанности).

Динамика эффективности воспитательной работы в группе

1.Уровень развития коллектива по методике Лутошкина А.Н.

 «Какой у нас коллектив?»

2.Социометрия

4.Общая динамика личностного роста воспитанников за год 

(Методика Григорьева Д., Степанова П., Степановой И. «Личностный рост»)

Динамика личностного роста воспитанников группы (класса)

(Методика Григорьева Д., Степанова П., Степановой И. «Личностный рост»)

Вообще, в последние годы проблема толерантности стала актуальна для всего общества в целом. Первые работы по этой теме появляются в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Олпорт, Borba Michle, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые университеты. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утверждённая резолюцией  5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днём, посвящённым толерантности. Также данная декларация даёт международное определение понятию толерантности и противоположное ему – интолерантности.

Из неё следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение».

В России проблема толерантности очень молода, однако её появление, на мой взгляд, связано с её огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века, их проводил Московский Государственный Университет.

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует своё определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:

-   tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

- to tolerance (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

- tolerance (фр.) – убеждённость в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

- tolerancia (исп.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

- kuan rong (кит.) – принимать других, такими какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

- tasamul(араб.)  - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

- толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо».

Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английское – снисходительность, китайское – великодушие, русское – умение терпеть.

В научной литературе толерантность развивается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В соответствии с вышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантной личности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренинга толерантности. Одним из первых обобщённую характеристику толерантной личности дал            Г. Олпорт. Он выделил следующие параметры:

  • «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше – на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
  • потребность в определённости (признаёт многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределённости);
  • меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);
  • способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
  • предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значение иерархия в обществе);
  • знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлён о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);
  • ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других);
  • защищённость (ощущение собственной безопасности и убеждённость, что с угрозой можно справиться)».

Щеколдина С.Д. также выделят критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учётом складывающихся обстоятельств), дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).

        Исходя из всего выше сказанного вытекает логичность и актуальность использования технологии «Обучения в сотрудничестве».

Одним из ярких примеров организации образовательного процесса в «Обучении в сотрудничестве» является «Технология развивающейся кооперации», разработанная Т.Ф. Акбашевым. Технология предполагает поиск пути истины в человеке через проживание жизни и непрерывное согласование; через отказ от конфликтности; единение и согласие. Каждый находит образ жизни, основывающийся на принципе дополнительности, а не на конкуренции.

Технологическая игра «Путь истины»

«Истине учить невозможно, её

нужно открывать в себе самом.

                                                                        Способ открытия своего сознания –

технологические игры».

Т.Ф. Акбашев

        Технологическая игра – это путь познания истины через согласование мыслей, решений, действий, используя внешние средства общения (слово, мимику, рисунок, движение...).

        Для этого она предусматривает:

- обязательное наличие индивидуального продукта;

- наличие постепенного согласования (начиная с себя, потом в парах, четвёртках, восьмёрках и т.д.);

- неуклонное и жёсткое следование ступеням согласования помогает сознательно выращивать единение и согласие на пути поиска истины.

        Технологическая игра «Путь истины» содержит 3 фундаментальных вопроса, которые могут варьироваться в зависимости от проблемы:

  1. Что это? (выделят данное явление как точку из общего пласта явлений);
  2. Из чего состоит? (увеличивает под микроскопом эту точку);
  3. Зачем это? (вопросы, устремляющие в будущее, осмысление целесообразности).

Применение игры:

        В зависимости от цели и задач технологическая игра может работать по содержанию, накапливая его, или по самопроектированию будущего.

Цель игры: формирование толерантного отношения восьмиклассников Гимназии искусств к своим товарищам через коллективное обсуждение поставленной проблемы (по выбору воспитанников) в ходе технологической игры.

Задачи:  - развивать способность находить выход из конфликтной ситуации аргументируя свою позицию и принимая позицию другого человека;

                - формировать потребность в выражении своего мнения в процессе группового обсуждения проблемы;

                - формировать потребность культурно выражать свои мысли и эмоции при общении со своими товарищами;

              - формировать социальную активность (готовность к взаимодействию в различных ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений);

                  -  формировать мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учётом складывающихся обстоятельств);   

                 - способствовать развитию дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

                - способствовать формированию у воспитанников эмпатии (адекватного представления о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивости личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми).

Ход игры:

Этап

Время

Ход игры

УУД, формируемые на данном этапе

I этап –

формирование индивидуального продукта

2 мин

     

     Каждый самостоятельно в произвольной форме отвечает на поставленные руководителем игры вопросы. Если кто-то не хочет участвовать, не надо давить. Результат обязательно должен быть зафиксирован на листке №1, устные высказывания не допускаются.

Например: «По Вашему мнению, ПРОФЕССИЯ (ДРУЖБА, ОБЩЕСТВО, СЕМЬЯ,..):

1.Что это?

2. Из чего состоит?

3. Зачем это?»

Формирование регулятивных УУД: соотнесение того, что известно, и того, что ещё неизвест-но;

формирование во-левой саморе-гуляции, как способности к мобилизации сил и энергии.

Формирование общеучебных УУД: умения структурировать знания;

умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной фор-ме.

Формирование логических УУД: анализ объекта с целью выделения существенных и несущественных признаков;

подведение под понятия, выведе-ние следствий.

II этап –

согласование в парах ответов на постав-

ленные вопросы

5 мин

      Участники объединяются в ДУЭТы. Из двух продуктов составляется один так, чтобы получилось новое качество, но при этом не должна потеряться индивидуальность.

       Возможны три уровня согласования:

- «Понял – не понял, но записал» - механическое соединение;

- интеграция – новое качество, включающее оба продукта;

- структурирование, обобщение с сохранением индивидуальности.

        Это поле «СО» с сохранением поля «САМО». Результат фиксируется на листе №2.

        На втором этапе вступает в силу основной закон игры:

«РАЗРЕШАЕТСЯ как угодно дополнять и уточнять мысль партнёра с его ведома;

ЗАПРЕЩАЕТСЯ игнорировать и выбрасывать мнение партнёра и говорить слово «НЕТ» (возможно использование формулы «ДА, если…»)».

          Основной закон опирается на вспомогательный ЗАКОН ЗВЕЗДЫ – закон самоутверждения, ведь каждый хочет гореть и светиться. Для этого есть ТРИ ПУТИ:

1 путь. «Хочешь стать звездой, гаси свет других!» Этот путь порождает мракобесие и тьму.

2 путь. «Хочешь стать звездой, гори сильнее других!» Этот путь ведёт к быстрому самосожжению.

3 путь. «Хочешь стать звездой, зажигай других!» Это единственный и незыблемый путь горения, который требует, чтобы вы придумали собственную «спичку», которую вы поднесёте к

другой душе.

Актуализация знаний по выбранной теме;

развитие способности к самовыражению;

соотнесение  собственных знаний по теме со знаниями других членов группы;

формирование коммуникативных УУД в сборе информации через участие в обсуждении проблемы с партнёром.

III этап –

согласование в парах в четвёр-ках, создание КВАРТЕТов

7 мин

           Работа начинается с организационного момента, где оговаривается ход работы и распределяются роли (координатор–хранитель законов игры, спикер-протоколист, регламентатор-хранитель времени, гармонизатор).

           Вводится ЗАКОН «Трёх П»: принять, поддержать, понять. Результат согласования заносится на лист №4.

Формирование познавательных УУД: умение структурировать знания;

формирование коммуникативных УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание через диалог и инициативное сотрудничество;

развитие общеучебных УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме через формулировку данных понятий;

формирование  умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV этап –

согласование четвёрок в вось-мёрках, объеди-нение в ОКТЕТы

7 мин

           С данной ступени начинает выращиваться поле «ВЗАИМО» - высшая ступень развития личности. Протоколист образовавшейся команды заполняет лист №8. Можно добавить роли-должности. Работа на этом этапе согласования, если он является заключительным, состоит из трёх частей: организационный период – репетиционный период – подготовка группы к выступлению.

Формирование коммуникативных УУД через коллективное обсуждение проблем;

происходит сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;

взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах;

формирование логических УУД через выделение существенных признаков объекта обсуждения.

V этап –

выступление команд (назва-ние, результа-ты согласова-ния ответов на поставленные вопросы)

5 мин

    Составление итогового документа.      

Формируется умение осознанно строить речевое высказывание;

формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

происходит оце-нивание усвоен-ного материала;

происходит при-нятие того, что было сделано на занятии;

происходит лич-ностный выбор;

формируется уме-ние разрешать конфликтную ситуацию через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтер-нативных спо-собов разрешения конфликта, при-нятие решения в процессе работы группы;

формируется умение управлять поведением парт-нёра – контроль, коррекция и оценка его дей-ствий.

VI этап – рефлексия

         Выявить возможности технологии в развитии ребёнка позволяет рефлексия состоявшегося взаимодействия.

          Любая технологическая игра заканчивается анализом деятельности. РЕФЛЕКСИЯ участников проводится в зависимости от задач, стоящих перед организаторами и участниками. В разных формах выясняются ответы на следующие вопросы:

  • Что изменилось в моём настроении, состоянии? Что изменилось в моём отношении: к себе и своим возможностям, способностям; к другим людям (например, участникам этой игры); к образу жизни и деятельности; к миру?
  • Что дала мне игра: для жизни в целом; для учёбы (работы)?
  • Как я буду использовать полученное в результате игры: в учёбе (работе); в жизни в целом?
  • Какое правило в поступках, какой закон жизни я хочу предложить для себя и для нас?

формируется умение осознанно строить речевое высказывание;

формируется умение строить логическую цепь рассуждений;

происходит оце-нивание усвоен-ного материала;

происходит при-нятие того, что было сделано на занятии.

Использованная литература

1.Аттестация педагога – Открытие мастер-класса.

http://cert.com/index/0-23

2.Диссертация «Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции…»

http://www/dissercat.com/content/osnovnye-cherty-gumanno-lichnostnoi-pedagogiche...

3.Доклад на педсовете школы – Государственное учреждение Орнекская средняя…

http://sc0018.akkol.akmoedu.kz/index/php?p=docs-view&s=D93D63FF9ED280AC&...

4.Курсовая работа: Способы формировании толерантности у подростков – BestRef…

http://www.bestreferat.ru/referat-149960.html

5.Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-классов

httpml://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php?ELEMENT_ID=1428

6.МОУ «ООШ № 11» - Толерантность в современной школе.

http://good-school11.ucoz.ru/index/tolerantnost_v_sovremennoj_shkole/0-45

7.Новые педагогические технологи

http://dl.nw.ru/theories/technologies/content.html

8.Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Составитель А.В. Машуков

9. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации.

10. Педагогическая технология.

http://nou-cro.ru/index.php/help-for/for-teasher/8-pedtehnologija.html

11.Современные педагогические технологии – Обучение в сотрудничестве. Что это…

http://mahonovskaya.shkola.hc.ru/index.php/2010-04-20-10-22-29/59-2010-04-20-10...

12. Тематический педсовет «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»

http://school-116.ucoz.ru/60.html

13.Технология обучения в сотрудничестве.

http://uchitel.edu54.ru/node/95444

14.Учитель года России.

http://www.teacher-jf-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av