Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
методическая разработка (6 класс) по теме

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству
Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyatskiy_zaychik.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству
Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Педагог дополнительного образования  Е.И.Сергеева

В методической разработке представлен конспект занятия по традиционным лоскутным куклам с младшими школьниками  в системе дополнительного образования

Конспект составлен в соответствии с образовательной программой: «Русская народная игрушка».

Цели занятий.

  1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
    2. Закрепить технику владения иголкой, крючком.
    3. Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления ниток.
    4. Обогащать лексику признаками и действиями.
    5. Воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение.
    6. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.

  1. Предварительная работа:

    1. Чтение: «Соловей и хлопковый куст» (по мотивам индийской сказки); «Три пряхи» сказка Братьев Гримм; «Как рубашка в поле выросла» К.Ушинский; «Китайская царица Силинчи» Л.Толстой.
    2. Игра «Ателье» (закрепление знаний о тканях и изделий из них).
    3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
    4. Заучивание пословиц.

    Оборудование:

    Коллекция промышленных образцов тканей и ниток; иголки, крючки, рамки для ткачества, нитки, образцы вязанных, тканных и вышитых изделий.

    Вступление:

         Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. Технический прогресс — бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. Положение усложняется утратой значительной части культурных традиций.
Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики, эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Усвоение знаний реализовывалось через традиции, праздники, фольклор, ремесло.
В настоящее время, когда наших детей окружает быт, созданный по Западному образцу, особенно важно познакомить их именно с русской культурой, вернуть их к своим корням, научить их понимать и любить красоту и поэзию традиционных русских ремёсел, гордиться своей принадлежностью к русской культуре.
Первое знакомство ребёнка с миром, его познание проходят через игрушку. Проникновение в традиционную культуру происходит через традиционную игрушку, ремёсла и народные промыслы. Знакомство с традиционной русской игрушкой при её изготовлении позволяет не только развить индивидуальные творческие способности ребёнка, но и привить уважение к традициям русской семьи, приобщить к обрядовой культуре родного края, познакомить через игрушку с историей Отечества. Изучение культуры родного края необходимо начинать как можно раньше.
В начальной школе дети не только с удовольствием копируют взрослых, но и ощущают потребность в самостоятельном творчестве, в самоутверждении себя как личности. 
Изготовление игрушек своими руками – средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребёнка. Всё чаще самодельные игрушки выступают в качестве подарков, поэтому освоение основ вязания крючком по программе «Сказка своими руками» происходит на примере изготовления игрушек и сувениров. 
Для поддержания интереса к народной культуре в программу включены занятия по изготовлению традиционных текстильных кукол (куклы из ниток и лоскутные куклы): Педагог сам определяет, когда проводить такие занятия: в зависимости от сложившейся в группе ситуации, от постоянно изменяющихся запросов учащихся, как стимул для продолжения занятий вообще (вязание крючком может показаться скучным и однообразным). Занятия по традиционной кукле позволяют создать «ситуацию успеха» для всех без исключения учащихся: каждый успевает сделать куклу за одно занятие и может почувствовать себя настоящим мастером. 

Ход занятия.


Педагог: Мы сегодня пойдем в гости к Бабушке-Рукодельнице.

Бабушка-Рукодельница: Здравствуйте, дети, заходите ко мне в гости. Я - Бабушка-Рукодельница.
Дети: Здравствуйте!
Бабушка-Рукодельница: Дети, вы пришли ко мне в гости, а гостям я всегда рада. Хотите я вам покажу, какие у меня есть интересные вещи. Ведь я умею и шить, и вязать, и ткать и вышивать (показывает свои изделия: вышивку, вязанные вещи, сотканные коврики). Рукоделием люди занимаются с древних времен и свое жилище раньше украшали вещами, сделанными своими руками. Вот посмотрите: сотканный коврик, вязанные вещи, вышитый подзор (показывает, что есть в русской избе). Послушайте, я вам загадаю загадку:

Ими вяжут, ими шьют,
Но сначала их прядут
И в клубочки их мотают,
На катушки собирают.

Дети: Нитки.
Бабушка-Рукодельница: Правильно! А вы что-нибудь знаете про нитки?
Дети: Да, знаем.
Педагог: Дети, расскажите Бабушке-Рукодельнице из чего можно сделать нитки.
Педагог:  показывает наглядное пособие – коллекцию промышленных образцов тканей и ниток.
Дети: Из шерсти овцы, ламы, верблюда – получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы – пуховые нитки. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.
Педагог: Правильно. Это нитки животного происхождения. А еще из чего делают нитки?
Дети: Из древесины – ацетатные или искусственный шелк, из нефти – капроновые.
Педагог: Да, так получают нитки искусственного происхождения, а из чего еще делают нитки.
Дети: Из хлопка – хлопковые нитки, изо льна – льняные.
Педагог: Правильно. Это нитки растительного происхождения. А сейчас давайте вспомним, как раньше играли дети, чтобы запомнить, что дано делать со льном, что бы получить льняные нитки.
Упражнение для координации речи с движениями.

Уж я сеяла, сеяла ленок
Я полола, полола ленок.
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я стлала, стлала ленок.
Я мочила, я мочила ленок,
Я сушила, я сушила ленок.
Уж я мяла, уж я мяла ленок
Я трепала, я трепала ленок
Я чесала, я чесала ленок,
Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я ткала, я ткала ленок.

Педагог: Вот Бабушка-Рукодельница, что знают наши дети о происхождении ниток.
Бабушка-Рукодельница: Молодцы, а вы знаете, для чего нужны нитки и что ими можно делать?
Дети: Шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.
Бабушка-Рукодельница: Значит нитки бываю какие?
Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные. Ирис, мулине, пряжа, катушечные, ковровые…
Бабушка-Рукодельница: Молодцы! А что это у вас на столах разложено?
Дети: Это наши поделки. Это вышивка называется изонить.
Бабушка-Рукодельница: А почему с одной стороны нитки короткие, а с другой длинные?
Дети: Та сторона, где нитки короткие называется изнаночная, а где длинные – лицевая.
Бабушка-Рукодельница: А это как называется?

Дети: Рамка для ткачества.
Бабушка-Рукодельница: Что это за узелки, линейки, расчёски?
Дети: Это не узелки, а ремиски; линейка – челночок, а расчёска нужна для того, чтобы уплотнять нитки.
Бабушка-Рукодельница: А как называются эти нитки? (показывает на основу)
Дети: Основа.
Бабушка-Рукодельница: А в челноке?
Дети: Уток.
Бабушка-Рукодельница: Молодцы! Ответили правильно. А это что за палочка
металлическая?
Дети: Это не палочка – это крючок для вязания.
Бабушка-Рукодельница: Знаете ли вы, что раньше вязанием занимались только мужчины. В 1946 году Американский конкурс по вязанию выиграл мужчина и получил приз «Золотой крючок».
Вы знаете, какие бывают крючки?
Дети: Пластмассовые, металлические, костяные, деревянные.
Бабушка-Рукодельница: Молодцы! А что вы умеете делать?
Педагог: Бабушка-Рукодельница, мы тебе сейчас покажем, но сначала мы разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик»:

То крючок, то петелька.
Вяжем шарфик Петеньке.
(Скрепить мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев)
Педагог: Пальчики разогрели и садимся за работу (дети садятся на рабочие места).
Во время работы дети проговаривают пословицы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Какова пряха, такова и на ней рубаха.
Рядись, не стыдись, а работать не ленись.
Умелые руки не знают руки.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.
На бога надейся, а сам не плошай.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком.
Терпенье и труд – всё перетрут.

По мере окончания работы, дети показывают гостям и Бабушке-Рукодельнице свои поделки и объясняют свой замысел.

Бабушка-Рукодельница: Дети, молодцы! Как хорошо выполнили свою работу. Но с ниткой можно не только работать, но и играть. (Показывает игру «Плетение». Дарит детям разноцветные нитки и говорит: «В эту игру вы можете играть в группе, дома с родителями, друзьями.»).

Использованная литература: 

1. Техника изонити, Н.Н. Гусарова, «Детство-Пресс», С.-Пб. 2008.
2. Технология ручного ткачества Н.В. Андреева, АСТ, Москва 2009.
3. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких А.Б. Гончар, Е.Н.

4Лебедева, К.Г. Боленко, «Лайда», Москва 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: "Бабочки красавицы"

Цель занятия: Создать стилизованный образ бабочки.В ходе занятия дети знакомятся  с особенностями цикла развития бабочки, её строением, этапами появления бабочки.Детям предлагается из...

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству "Цветочные фантазии в технике квилинга"

Тема:    Цветочные фантазии в технике квиллинг.  Цель: Всестороннее развитие детей в процессе овладения приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования...

Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"

Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"...

Конспект занятия по декоративно – прикладному творчеству на тему: «Бисероплетение «Цветы – цепочки»

Воспитание интереса у несовершеннолетних к декоративно - прикладному творчеству....

"Разработка блока занятий по декоративно - прикладному искусству"

Актуальность работы в том, что происходит  обращение к нашим  истокам, берущим начало в  живописных традициях новгородцев – иконописцев. Это обращение к  нашим корням благотв...