Главные вкладки

    Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
    методическая разработка (6 класс) по теме

    Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству
    Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vyatskiy_zaychik.docx19.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству
    Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

    Педагог дополнительного образования  Е.И.Сергеева

    В методической разработке представлен конспект занятия по традиционным лоскутным куклам с младшими школьниками  в системе дополнительного образования

    Конспект составлен в соответствии с образовательной программой: «Русская народная игрушка».

    Цели занятий.

    1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
      2. Закрепить технику владения иголкой, крючком.
      3. Уточнить знания детей о происхождении и способах изготовления ниток.
      4. Обогащать лексику признаками и действиями.
      5. Воспитывать усидчивость, интерес к процессу работы, чтобы результат труда приносил радость и удовлетворение.
      6. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.

    1. Предварительная работа:

      1. Чтение: «Соловей и хлопковый куст» (по мотивам индийской сказки); «Три пряхи» сказка Братьев Гримм; «Как рубашка в поле выросла» К.Ушинский; «Китайская царица Силинчи» Л.Толстой.
      2. Игра «Ателье» (закрепление знаний о тканях и изделий из них).
      3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».
      4. Заучивание пословиц.

      Оборудование:

      Коллекция промышленных образцов тканей и ниток; иголки, крючки, рамки для ткачества, нитки, образцы вязанных, тканных и вышитых изделий.

      Вступление:

             Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. Технический прогресс — бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. Положение усложняется утратой значительной части культурных традиций.
    Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики, эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Усвоение знаний реализовывалось через традиции, праздники, фольклор, ремесло.
    В настоящее время, когда наших детей окружает быт, созданный по Западному образцу, особенно важно познакомить их именно с русской культурой, вернуть их к своим корням, научить их понимать и любить красоту и поэзию традиционных русских ремёсел, гордиться своей принадлежностью к русской культуре.
    Первое знакомство ребёнка с миром, его познание проходят через игрушку. Проникновение в традиционную культуру происходит через традиционную игрушку, ремёсла и народные промыслы. Знакомство с традиционной русской игрушкой при её изготовлении позволяет не только развить индивидуальные творческие способности ребёнка, но и привить уважение к традициям русской семьи, приобщить к обрядовой культуре родного края, познакомить через игрушку с историей Отечества. Изучение культуры родного края необходимо начинать как можно раньше.
    В начальной школе дети не только с удовольствием копируют взрослых, но и ощущают потребность в самостоятельном творчестве, в самоутверждении себя как личности. 
    Изготовление игрушек своими руками – средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребёнка. Всё чаще самодельные игрушки выступают в качестве подарков, поэтому освоение основ вязания крючком по программе «Сказка своими руками» происходит на примере изготовления игрушек и сувениров. 
    Для поддержания интереса к народной культуре в программу включены занятия по изготовлению традиционных текстильных кукол (куклы из ниток и лоскутные куклы): Педагог сам определяет, когда проводить такие занятия: в зависимости от сложившейся в группе ситуации, от постоянно изменяющихся запросов учащихся, как стимул для продолжения занятий вообще (вязание крючком может показаться скучным и однообразным). Занятия по традиционной кукле позволяют создать «ситуацию успеха» для всех без исключения учащихся: каждый успевает сделать куклу за одно занятие и может почувствовать себя настоящим мастером. 

    Ход занятия.


    Педагог: Мы сегодня пойдем в гости к Бабушке-Рукодельнице.

    Бабушка-Рукодельница: Здравствуйте, дети, заходите ко мне в гости. Я - Бабушка-Рукодельница.
    Дети: Здравствуйте!
    Бабушка-Рукодельница: Дети, вы пришли ко мне в гости, а гостям я всегда рада. Хотите я вам покажу, какие у меня есть интересные вещи. Ведь я умею и шить, и вязать, и ткать и вышивать (показывает свои изделия: вышивку, вязанные вещи, сотканные коврики). Рукоделием люди занимаются с древних времен и свое жилище раньше украшали вещами, сделанными своими руками. Вот посмотрите: сотканный коврик, вязанные вещи, вышитый подзор (показывает, что есть в русской избе). Послушайте, я вам загадаю загадку:

    Ими вяжут, ими шьют,
    Но сначала их прядут
    И в клубочки их мотают,
    На катушки собирают.

    Дети: Нитки.
    Бабушка-Рукодельница: Правильно! А вы что-нибудь знаете про нитки?
    Дети: Да, знаем.
    Педагог: Дети, расскажите Бабушке-Рукодельнице из чего можно сделать нитки.
    Педагог:  показывает наглядное пособие – коллекцию промышленных образцов тканей и ниток.
    Дети: Из шерсти овцы, ламы, верблюда – получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы – пуховые нитки. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.
    Педагог: Правильно. Это нитки животного происхождения. А еще из чего делают нитки?
    Дети: Из древесины – ацетатные или искусственный шелк, из нефти – капроновые.
    Педагог: Да, так получают нитки искусственного происхождения, а из чего еще делают нитки.
    Дети: Из хлопка – хлопковые нитки, изо льна – льняные.
    Педагог: Правильно. Это нитки растительного происхождения. А сейчас давайте вспомним, как раньше играли дети, чтобы запомнить, что дано делать со льном, что бы получить льняные нитки.
    Упражнение для координации речи с движениями.

    Уж я сеяла, сеяла ленок
    Я полола, полола ленок.
    Уж я дергала, я дергала ленок,
    Уж я стлала, стлала ленок.
    Я мочила, я мочила ленок,
    Я сушила, я сушила ленок.
    Уж я мяла, уж я мяла ленок
    Я трепала, я трепала ленок
    Я чесала, я чесала ленок,
    Уж я пряла, я пряла ленок,
    Уж я ткала, я ткала ленок.

    Педагог: Вот Бабушка-Рукодельница, что знают наши дети о происхождении ниток.
    Бабушка-Рукодельница: Молодцы, а вы знаете, для чего нужны нитки и что ими можно делать?
    Дети: Шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.
    Бабушка-Рукодельница: Значит нитки бываю какие?
    Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные. Ирис, мулине, пряжа, катушечные, ковровые…
    Бабушка-Рукодельница: Молодцы! А что это у вас на столах разложено?
    Дети: Это наши поделки. Это вышивка называется изонить.
    Бабушка-Рукодельница: А почему с одной стороны нитки короткие, а с другой длинные?
    Дети: Та сторона, где нитки короткие называется изнаночная, а где длинные – лицевая.
    Бабушка-Рукодельница: А это как называется?

    Дети: Рамка для ткачества.
    Бабушка-Рукодельница: Что это за узелки, линейки, расчёски?
    Дети: Это не узелки, а ремиски; линейка – челночок, а расчёска нужна для того, чтобы уплотнять нитки.
    Бабушка-Рукодельница: А как называются эти нитки? (показывает на основу)
    Дети: Основа.
    Бабушка-Рукодельница: А в челноке?
    Дети: Уток.
    Бабушка-Рукодельница: Молодцы! Ответили правильно. А это что за палочка
    металлическая?
    Дети: Это не палочка – это крючок для вязания.
    Бабушка-Рукодельница: Знаете ли вы, что раньше вязанием занимались только мужчины. В 1946 году Американский конкурс по вязанию выиграл мужчина и получил приз «Золотой крючок».
    Вы знаете, какие бывают крючки?
    Дети: Пластмассовые, металлические, костяные, деревянные.
    Бабушка-Рукодельница: Молодцы! А что вы умеете делать?
    Педагог: Бабушка-Рукодельница, мы тебе сейчас покажем, но сначала мы разогреем пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Вяжем шарфик»:

    То крючок, то петелька.
    Вяжем шарфик Петеньке.
    (Скрепить мизинцы обеих рук друг с другом, как 2 крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев)
    Педагог: Пальчики разогрели и садимся за работу (дети садятся на рабочие места).
    Во время работы дети проговаривают пословицы:

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    Какова пряха, такова и на ней рубаха.
    Рядись, не стыдись, а работать не ленись.
    Умелые руки не знают руки.
    Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
    Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.
    На бога надейся, а сам не плошай.
    Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком.
    Терпенье и труд – всё перетрут.

    По мере окончания работы, дети показывают гостям и Бабушке-Рукодельнице свои поделки и объясняют свой замысел.

    Бабушка-Рукодельница: Дети, молодцы! Как хорошо выполнили свою работу. Но с ниткой можно не только работать, но и играть. (Показывает игру «Плетение». Дарит детям разноцветные нитки и говорит: «В эту игру вы можете играть в группе, дома с родителями, друзьями.»).

    Использованная литература: 

    1. Техника изонити, Н.Н. Гусарова, «Детство-Пресс», С.-Пб. 2008.
    2. Технология ручного ткачества Н.В. Андреева, АСТ, Москва 2009.
    3. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких А.Б. Гончар, Е.Н.

    4Лебедева, К.Г. Боленко, «Лайда», Москва 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: "Бабочки красавицы"

    Цель занятия: Создать стилизованный образ бабочки.В ходе занятия дети знакомятся  с особенностями цикла развития бабочки, её строением, этапами появления бабочки.Детям предлагается из...

    Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству "Цветочные фантазии в технике квилинга"

    Тема:    Цветочные фантазии в технике квиллинг.  Цель: Всестороннее развитие детей в процессе овладения приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования...

    Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"

    Методическая разработка "Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление цветов из нитей"...

    Методическая разработка урока по теме: «Декоративно – прикладное изделие для кухни». 5 класс.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10177211","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 300px; height: 224px;"}}]] Урок по теме: «Декоративно – прикладное изд...

    "Разработка блока занятий по декоративно - прикладному искусству"

    Актуальность работы в том, что происходит  обращение к нашим  истокам, берущим начало в  живописных традициях новгородцев – иконописцев. Это обращение к  нашим корням благотв...

    Методическая разработка уроков по блоку декоративно-прикладного искусства по технологии

    В данной разработке представлены методические указания по урокам "Мезенской росписи" на уроках технологии...