Статья на тему "Правонарушения среди несовершеннолетних."
статья

Андреева Наталья Кирилловна

Социальный педагог осуществляет одну из ведущих ролей в процессе изучения социального контингента обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении, а так же создает условия для индивидуально-педагогического сопровождения каждой социальной группы учащихся в учебной и внеклассной деятельности ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правонарушения среди несовершеннолетних.

Работа социального педагога по работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации.

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Таким образом эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Причины.

Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно.

Возрастной этап

Социально опасные положения

В дошкольном возрасте (0-6 лет)

  • нищета семьи;
  • пьянство, алкоголизм, аморальность родителей;
  • воспитание в неполной семье;
  •  родители и родственники ранее судимы;
  • жестокость и насилие в семьях.
  • эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей,
  • игнорирование родителями ребенка и его заброшенность;
  • антисоциальные соседи и (или) их дети

В младшем школьном возрасте (6-10 лет)

  • плохо развитая речь;
  • неготовность к обучению;
  • негативное отношение учителя и (или) сверстников;
  • отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству);
  • физические травмы и дефекты;
  • потеря родителей;

В подростковом возрасте (11-14 лет)

  • компьютерные игры;
  • ошибки педагогов и родителей;
  • курение, токсикомания;
  • одиночество;
  • травля со стороны сверстников;
  • вовлечение в антисоциальные и преступные группы;
  • опережение или отставание в психосексуальном развитии;
  • частые переезды семьи;
  • развод родителей.

Правонарушения среди несовершеннолетних.

Влияние  семьи и социума может стать источником правонарушения несовершеннолетних,  которые в большинстве случаев стали обстоятельства, окружавшие ребенка.

Правонарушение - противоправное общественно вредное деяние (действие или бездействие).

Статистика  показывает, что преступность несовершеннолетних от 11 лет и старше велика это:

  1. Особо тяжкие        
  2. Тяжкие        
  3. Против жизни и здоровья (гл.16 УК РФ)        
  4. Убийство(ст.ст. 105,106,107)        
  5. Покушение на убийство        
  6. Умышл. причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111 УК РФ)        
  7. Против свободы, чести и достоинства личности (гл.17 УК РФ)        
  8. Против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл.18 УК РФ)        
  9. Изнасилования (ст. 131 УК РФ)        
  10. Покушение на изнасилование        
  11. Против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл.19 УК РФ)        
  12. Против собственности (гл.22 УК РФ)        
  13. Кражи (ст.158 УК РФ)        
  14. Мошенничества (ст.159 УК РФ)        
  15. Присвоения или растраты (ст.160 УК РФ)        
  16. Грабежи (ст.161 УК РФ)        
  17. Разбои (ст.162 УК РФ)        
  18. Вымогательство (ст.163 УК РФ)         
  19. Неправомерное завладение автомобилем или иным трансп. сред-м без цели хищения (ст.166)        
  20. В сфере экономич. деятельности (гл.22 УК РФ)        
  21. Против обществ. безопасности (гл.24 УК РФ)        
  22. Против здоровья населения и общественной нравственности (гл.25 УК РФ)        
  23. Против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл.27 УК РФ)        
  24. Против основ конституционного строя и безопасности государства (гл.29 УК РФ)        
  25. Против правосудия (гл.31 УК РФ)        
  26. Против порядка управления (гл.32 УК РФ)
  27. Угон транспортных средств без цели хищения        
  28. Хулиганство        
  29. Незаконные действия, связанные с оружием, БП, ВВ и ВУ        
  30. Преступления, связанные с наркотиками и психотропными средствами

Деятельность социального педагога по работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении.

Социальный педагог является специалистом общеобразовательного учреждения, который создает условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся организуя деятельность педагогов на основе принципов гуманизма.

Целью деятельности социального педагога ОУ является оказание социально-педагогической и правовой помощи детям, нуждающимся в особой поддержке государства, создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его
жизненно важных потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Содержание работы социального педагога определяется потребностями образовательного учреждения по решению социальных проблем обучающихся (воспитанников). При этом в процессе становления и социализации личности ребенка социальный педагог выступает в роли наставника, является посредником между личностью ребенка и социальной средой, координатором деятельности педагогов в интересах ребенка.

В каждой из вышеперечисленных ролей социальным педагогом выполняются определенные функции, а именно:

        Предупредительно-профилактическая.

Деятельность социального педагога предполагает не только его вступление в уже сложившуюся негативную ситуацию, но и разработку и проведение общепрофилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения социалъно значимых проблем несовершеннолетних в целом;

—        Диагностическая.

В силу своего возраста несовершеннолетний не всегда может понять, объяснить, осознать свои проблемы. Поэтому социальный педагог часто оказывается пред необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.

—        Охранно-защитная.

Социальный педагог выявляет случаи нарушения прав и интересов ребенка в ОУ, в семье и принимает меры по их устранению.

        Управленческая.

Социальный педагог организует деятельность педагогов школы по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Прогностическая.        

Социальный педагог должен уметь прогнозировать развитие ситуации неблагополучия в том или ином направлении и обеспечивать создание условий, обеспечивающие недопущение усугубления проблем ребенка оптимальное развитие ребенка, а также выбирать методы, средства, позволяющие достичь намеченных позитивных результатов.
      — Посредническая.

Многие проблемы социальный педагог не может решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий различных специалистов как внутри школы, так и вне ее для комплексного разрешения проблем несовершеннолетнего.

Учитывая  вышеизложенное, социальный педагог:

  • выявляет несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам;
  • выявляет семьи учащихся, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает помощь родителям (законным представителям) в обучении и воспитании детей
  • предупреждает прекращения учащимися обучения в школе («отсев»);
  • изучает социальные проблемы учащихся (воспитанников), выявляет причины их возникновения и принимает меры к их разрешению с учетом возможностей ОУ

—  принимает участие в работе заседаний КДНиЗП (комиссии по делам несовершеннолетних);

  • совместно с классным руководителем организует профилактические тематические лекции для учащихся и их законных представителей с приглашением инспектора ПДН (по делам несовершеннолетних)

—        организует совместные с психологом и инспектором по делам несовершеннолетним отдела  внутренних дел (ПДН ОВД) консультации несовершеннолетних и их законных представителей и принимает в них непосредственное участие

—        посещает семьи с целью обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних оформлением акта обследования;

  • оказывает содействие в осуществлении социальной защиты детей, нуждающихся в особой защите государства;
  • при осуществлении возложенных задач взаимодействует со специалистами службы занятости. ПДН ОВД, КДНиЗП, ООП, органов управления образованием и т.д.

—        принимает участие в подготовке материалов на рассмотрение КДНиЗП при необходимости применения мер воздействия к родителям, не должным образом осуществляющим питание несовершеннолетних детей

Формы работы социального педагога.

Семьи, состоящие на внутришкольном учете

ДЕТИ, СОСТОЯЩИЕ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ

СЕМЬИ, СОСТОЯЩИЕ НА УЧЕТЕ ПДН

ДЕТИ, СОСТОЯЩИЕ НА УЧЕТЕ ПДН

Индивидуальные беседы с ребенком.

Индивидуальные беседы с родителями.

Посещение на дому кл. руководителями , социальным педагогом, членами
родительского комитета.

Совместная работа с инспекторами ПДН, КДН.
Постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью
ребенка.



Вовлечение ребенка во внеклассную работу школы.
Контроль за организацией летнего отдыха.
Помощь в устройстве на работу (с 14-летнего возраста) в
летние трудовые объединения.

Организация бесплатного и дополнительного питания в школе

через общественные организации.
Вовлечение ребят в секции, клубы, во внешкольные мероприятия
Работа (по необходимости) по сбору материалов (совместно с ин-
спектором ПДН) на лишение родительских прав для
предоставления их в судебные органы.
Своевременное сообщение о таких семьях в органы опеки

Консультация у психолога, психиатра (по необходимости).

Контроль за организацией летнего отдыха детей
(предоставление льготных путевок в городские лагеря, в
загородные лагеря).
Помощь в устройстве на работу (с 14- летнего возраста) в
летние трудовые объединения.
Помощь в трудоустройстве (по мере необходимости).

Таким образом, социальный педагог осуществляет одну из ведущих ролей в процессе изучения социального контингента обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении, а также создает условия для индивидуально-педагогического сопровождения каждой социальной группы учащихся в учебной и внеклассной деятельности ОУ.

Для достижения высокой степени эффективности решения поставленных перед социальным педагогом задач его деятельность должна строиться на тесном взаимодействии с педагогическим коллективом школы, психологом, валеологом, логопедом, медицинскими работниками и другими специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особое место по значимости занимает организация работы с семьями, где дети находятся в трудной жизненной ситуации, либо с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Работа социального педагога с семьей включает в себя три основные социально-педагогические составляющие:

  • образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
  • психологическую (организация работы с привлечением специалистов-психологов):

—        посредническую (информирование, организация деятельности смежных специалистов, координация их деятельности, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).

Социальная помощь будет более эффективной, если она проводится в комплексе. Как         уже говорилось, в начале учебного года с помощью классного руководителя проводится анкетирование родителей. На основании этих анкет выявляются следующие категории родителей:

  1. не способных материально обеспечить детей, в отношении которых принимаются меры по оказанию в установленном порядке материальной и финансовой поддержки;
  2. испытывающих трудность в воспитании детей, которым оказывается помощь специалистами-психологами, педагогами и другими специалистами;
  3. не должным образом занимающихся воспитанием детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа с привлечением специалистов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такие родители приглашаются на заседание КДНиЗП, предупреждаются об ответственности за воспитание (ст. 3ФКонституции РФ) и образование (ст. 43 Конституции РФ, п. 5 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12, п. 2 ст. 63 СК РФ) детей и в случае необходимости к ним применяются административные меры воздействия или их привлекают к гражданскоправовой ответственности в виде лишения родительских прав.

К работе социального педагога может быть привлечен родительский актив, желающие и способный помочь в решении социальных проблем семьи и ребенка.

Работа социального педагога с педагогическим коллективом строится по следующим направлениям:

— организация собеседований, консультаций классных руководителей по проведению индивидуально-педагогического сопровождения ребенка;

  • подготовка докладов, сообщений на педсоветах, производственных совещаниях по проблемам оказания помощи семьям, находящимся в социальном положении, семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  • организация семинарских занятий (в соответствии с планом ОУ) по изучению законодательства в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Противодействие распространению экстремисткой идеологии среди несовершеннолетних и молодежи.

Работа предсталена в виде конспекта заняти "Круглый стол" для воспитанников 7-9 классов. Обсуждается тема толерантности и распространения экстремисткой идеологии, причины возникновения конфликтов на р...

План совместных мероприятий ГДН ОВД по МО «Тымовский городской округ» и МОУ СОШ № 1 пгт. Тымовское по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних на 2010-2012гг

План работы составленный социальным педагогом и инспектором ГДН в рамках школьной программы профилактики правонарушений среди детей и подростков....

Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год.

Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних поМБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год. С целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных...

РИСКИ И УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ - СРЕДЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Наряду с представляющимися возможностями использования интернета как инструмента социализации, благодаря котором...

СТАТЬЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».

Ознакомление родителей с системой профилактики правонарушений....