Активизация словарного запаса у детей с ТНР
методическая разработка

Работа учителя -логопеда над активизацией словарного запаса у детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_slovarnogo_zapasa.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Активизация словарного запаса

у детей с ТНР

Казань

учитель – логопед: Горячева Т.П.

Формирование речи, как известно, включает три компонента: звуковую сторону, словарь, грамматический строй. Словарь – объем слов, накопленных речевой практикой. Грамматический строй – оформления слов в предложения по законам данного языка. Звуковая сторона – система фонем данного языка, голос, темп, интонация. Все три стороны находятся в тесном единстве. Нарушение звукопроизношение тормозит формирование словаря и грамматического строя. В свою очередь, бедный словарь ограничивает возможности логопатов в усвоении грамматических норм языка. Логопедам приходится исправлять нарушения в любом звене речевого развития.

При анализе речевого развития у детей с задержкой речевого развития (ЗПР) можно обнаружить значительные отклонения. Речь – необходимая основа человеческого мышления. Тесная зависимость речи и мышления ещё ярче обнаруживается в случае патологии. Изучение речи у таких детей обнаружило недостаточность и своеобразие всего речевого развития.

Основные положения сводятся к следующему:

  1. Словарный состав беден, неточен, пассивен. Речь возникает позже, чем у нормальных детей. Характеризуется многочисленными недочетами, нарушениями в фонетическом её оформлении. Слова используются неадекватно в связи с тем, что неверно осмысливаются явления окружающей действительности. Во многих случаях значительно расширяется значение слова при неточном его употреблении или, наоборот, сужается. Не употребляются глагольные формы (деепричастия, причастия), редко используются наречия. Речь эмоционально не окрашена.
  2. В смысле грамматического оформления (построения предложения) речь аграмматична.  Аграмматизмы проявляются в неспособности устанавливать смысловые связи между словами в предложении. Практически аграмматизм проявляется в нарушении согласования, управления пропуска предлогов, служебных слов, неправильном подборе соответствующих по смыслу слов. Нарушается требование построения связных высказываний: давая связные высказывания, ученик нарушает последовательность, нарушает смысловые связи (временные и причинно-следственные)

     Недостатки словарного запаса  и грамматического строя обычно меньше заметны, т.к. дети стараются использовать только хорошо знакомые слова и выражения. Но пробелы в формировании лексико-грамматических систем речи неминуемо скажутся на письме. Да и для понимания прочитанного нужен определенный запас слов, знание их значения. А словарный запас, как мы говорили, беден. Многих слов не знают. Дети затрудняются в назывании предметов, нахождении общих названий, синонимов, антонимов, в поборе однокоренных слов, в подстановке слов в предложениях. Словарь не должен рассматриваться изолированно, а в совокупности с другими проявлениями речи.

        При выборе путей и средств обучения, большую роль играет организация предметных ситуаций, подбор наглядного дидактического, игрового и иллюстративного материала, использование которого способствует уточнению и активизации словаря, вовлечению в речевое общение.

        Обогащение словарного запаса происходит как путем усвоения новых слов, так и путем знакомства детей с различными способами словообразования. Внимание направляется не только на различение отдельных звуков и слогов, но и на различение значимых частей слова. Работа над обогащением словаря начинается со слов, связанных с бытовой и учебной деятельностью. Используются методы наблюдения, участие детей в доступных трудовых операциях, выполнение разнообразных заданий, требующих различных действий с реальными предметами, игрушками, картинками, тематические игры, рисование,  лепка, игровые моменты и т.д.

        Одновременно с накоплением словаря ведется развитие слухового восприятия и произносительных навыков, что позволяет овладевать звуко-слоговым составом слова. Умение различать, выделять, а затем и произносить составные части слова активизирует накопление словаря. С обогащением словаря происходит грамматическое оформление его: усваивают однокоренные слова и способы их образования, овладевают простыми способами словообразования, отрабатываются падежные формы, временные формы глаголов, формы рода, числа.

        Работа над морфологическим  составом слова протекает более успешно, если сопровождается уточнением звукового восприятия и отчетливым проговариванием. Так повышается возможность варьировать слова в самостоятельной речи и легче усваивать новые слова в процессе чтения и общения.

        Важно, чтобы учащиеся поняли самый способ действия и научились выделять новые элементы слова. Так накапливается активный словарь. Чтобы новое слово вошло в активный словарь ребенка нельзя ограничиваться изолированным его изучением, а раскрывая значение этого слова, следует практически показать, как оно употребляется в речи.

        Работая со словарем, можно давать следующие задания:

  1. Изменить слово так:

- чтобы обозначало множественное число;

- единственное число.

  1. Называть части тела.
  2. Называть предметы большие и маленькие (стол – столик), можно по темам: мебель, посуда, одежда.
  3. Называть последовательно зимние, весенние, летние, осенние месяцы.

Работа над предложением начинается с простых знакомых видов предложения. Тут необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- порядок слов в предложении;

- выделение главной мысли и главных членов предложения;

- выделение логического ударения в предложении и перестановка его

с одного слова на другое;

- изменение смысловых оттенков предложения при перестановке слов в нем;

- распространение и сокращение предложения.

        Работая над предложением , учащиеся усваивают значение предлогов, учатся их правильно употреблять. Усваивая падежные формы, дети учатся правильно ставить вопросы в предложении к словам, правильно согласовывать слова. Накопленные знания активизируются с помощью различных устных письменных упражнений по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений. По началу, предъявлять большие требования к разговорной речи.

        Позднее знакомятся с простейшими сложными предложениями. Так дети приобретают возможность составлять связные рассказы  и устные предложения. При работе над предложением могут быть следующие задания:

  1. Закончить предложение, изменяя глагол по числам. (Яблоко зреет. Яблоки (что делают?) зреют.
  2. Работа с картинками. С кем вы познакомились в зоопарке?
  3. Игра в профессии (используя картинки).
  4. Ответить на вопросы. Каковы по вкусу лимон и мёд?
  5. Описать предмет и т.п.

Следовательно, преодоление общего речевого недоразвития обеспечивается единством и взаимодействием в развитии всех сторон речи её лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Система работы по обогащению и активизации словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции....

Рекомендации логопеда родителям по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Как увеличить словарный запас ребенка? Поделиться… Рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Здесь индивидуальные особенности заметны более, нежели в какой-либо друг...

ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Коммуникативная культура младших школьников: пополнение словарного запаса детей с ОВЗ

Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно выска...

Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Консультация для родителей "Приёмы обогащения словарного запаса детей"

Консультация для родителей "Приемы обогащения словарного запаса детей"...