Коммуникативная культура младших школьников: пополнение словарного запаса детей с ОВЗ
статья по русскому языку на тему

Тычкова Надежда Анатольевна

Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно высказываться. В связи с этим особенно важно развивать интерес к родному языку, желание правильно говорить, слышать и писать.

Формирование коммуникативной культуры младших школьников является одной из важных задач современной начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тычкова Н.А., учитель

ГБОУ школа №432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Коммуникативная культура младших школьников: пополнение словарного запаса детей с ОВЗ

В современной начальной школе обучение русскому языку характеризуется четкой коммуникативно-речевой направленностью. При этом важным условием овладения коммуникативно-речевой культурой является взаимодействие языкового образования и речевого развития школьника.

Научить ребенка выражать свои мысли является одной из главных задач начальной школы. Уже на начальном этапе обучения учитель должен формировать у ученика умения правильно, красиво, содержательно высказываться. В связи с этим особенно важно развивать интерес к родному языку, желание правильно говорить, слышать и писать.

Формирование коммуникативной культуры младших школьников является одной из важных задач современной начальной школы.

Большинство ученых считают, что коммуникативная культура является структурным компонентом общей культуры и подразумевает под собой совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих использовать свои психические, физические и личностные качества для решения коммуникативных целей.

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем. Возрастная категория выбрана не случайно. Следующий этап в жизни ребёнка – подростковый возраст, когда основным видом деятельности становится общение. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовывать свой потенциал в подростковом возрасте. Особенно это важно для детей с ОВЗ, то есть для той категории младших школьников, которые в силу различных отклонений психического или физического плана не могут вести полноценную жизнь. Для них очень важно иметь сформированную коммуникативную способность, что позволит преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Изучением коммуникативных способностей детей занимались многие психологи, педагоги и медицинские специалисты. Многие из них склоняются к тому мнению, что коммуникативные способности находятся в прямой зависимости от уровня развития лексики ребёнка с ОВЗ. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребёнком в процессе общения, отмечал Д.Б.Эльконин.

И так, для пополнения словарного запаса детей с ОВЗ младшего школьного возраста, словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпииорфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Словарная работа является  ведущим  направлением  в  развитии  речевой деятельности учащихся с ОВЗ. Скудный  словарный  запас  ученика лишает его успешной работы. Верный путь к слову - это пополнение словарного запаса.  Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная,  письменная,  литература.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Пополнение словарного запаса учащихся с ОВЗ предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: кот наплакал, бить баклуши, сидеть сложа руки и т. д.

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б)путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (учебные вещи - тетрадь, карандаш, пенал );

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Используют следующие задания:

1)  различные виды работы с орфографическим словарем ;

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет словарный запас ребенка;

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова;

4)  подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5)  “проникновение в тайну” слова;

6)  различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

7)  составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

Виды словарной работы на уроке русского языка.

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

. зрительный диктант

. картинный диктант

. выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный)

. письмо по памяти

. слуховой диктант

. цифровой диктант

. буквенный диктант

. этимологический диктант

. диктант с однокоренными словами

. диктанты с использованием пословиц, поговорок, загадок

. диктанты с синонимами и антонимами

Качество словарной работы достигается при соблюдении таких методических рекомендаций, как:

- систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;

- контроль над усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды словарной работы);

- включение словарных слов в разные виды классных и домашних упражнений;

- работа с орфографическим словарем, словарем учебника на уроке и дома.

Таким образом, правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса и любви к родному языку, к сознательному усвоению правил правописания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление ко...

Пополнение словарного запаса дошкольников посредством знакомства с профессиями

Речь ребенка -процесс очень длительный. Словарный запас, в последнее время, недостаточно богатый. Задача педагогов ДОУ-расширить и обогатить его. С изучением любой лексической темы, ребенок знакомится...

пополнение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка

Работа предлагает некоторые из эффективных способов пополнения лексического запаса обучающихся на уроках английского языка...

Пополнение словарного запаса обучающихся на уроках английского языка

РАБОТА ПРЕДЛАГАЕТ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРАКТИКЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК....